Меркавá на иврите означает колесница. Правда, за малой распространённостью колесниц в современном Израиле «Меркавами» называют теперь детские коляски. Первый танк этой серии был произведён ещё в 1979 году. К войне 1982 г. в израильских войсках было уже 200 таких танков, семь из которых в ходе войны было потеряно.
С учетом опыта, полученного в результате применения танка «Меркава» в боевых действиях, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка с усиленной броневой защитой и повышенной проходимостью. В 1990 году танк снов модернизировали, и вооружили 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой вместо применявшегося рани 105-миллиметровго нарезного орудия.
Последней модификацией танка является «Меркава» Симан 4, чаще всего обозначаемая у нас как «Меркава» Mk.4.
Боевая масса танка «Меркава» достигла 70 тонн. Длина танка с пушкой вперёд составляет 9040 мм, а длина корпуса –7450 мм. Ширина танка составила 3720 мм, а клиренс из-за установки дополнительного бронирования днища уменьшился с 530 до 430 мм. Правда, уменьшение клиренса сыграло скорее отрицательную роль, не только снизив проходимость, но и увеличив вероятность подрыва на противоднищевой мине, а защищённость днища «Меркавы» улучшилась незначительно.
В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на Меркаве Mk.4 установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» с водяным охлаждением мощностью1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с пятиступенчатой автоматической трансмиссией Renk RK 325.
Как и у прежних «Меркав», моторно-трансмиссионное отделение танка «Меркава» Симан 4 расположено спереди, и на сегодняшний день это единственная выпускаемая модель танка с передним расположением МТО. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объём кормовой части корпуса машины. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых.
Благодаря перегруженности передних катков, Меркава отлично застревает в грязи.
Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.
Хвалёная система пожаротушения всё равно не спасает «Меркаву» от пожара.
Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Толщина верхней лобовой детали вместе с композитной броней составляет200 ммпод углом 75 градусов, толщина вертикальной перегородки между носовыми топливными баками и МТО –40 мм, толщина вертикальной перегородки между МТО и отделением управления –80 мм, дополнительная защита со стороны двигателя и трансмиссии оценивается в60 ммстальной гомогенной брони.
Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления, так что механик-водитель двигателем не защищён, как не защищено и всё то, что находится у него за спиной. Поэтому при стрельбе по «Меркаве» с фронтального направления следует целить в левую часть силуэта, а засады на танковые колонны лучше всего устраивать слева от пути прохождения «Меркав».
Высокий силуэт «Меркавы» делает её отличной мишенью.
Значительно изменилась и конфигурация броневых модулей башни «Меркавы», орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах – осталась лишь решётка выхлопа с правой стороны. Модернизации подверглись 60-мм миномёт, предназначенный для самообороны экипажа, и ходовая часть.
Верхняя лобовая деталь танка «Меркава» теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу.
Танк «Меркава» Mk.4 оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»).
Благодаря плохому обзору, который лишь незначительно улучшился при ликвидации выпуклости лобовой детали, «Меркава» часто попадает в аварии, и значительное число танков губится в небоевой обстановке.
На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов, хотя в основе остаётся всё то же 120-мм гладкоствольное орудие фирмы Рейнметалл с первоначальной длиной ствола в 44 калибра, которую в Израиле удлинили до 51 калибра. Через ствол пушки можно выпускать и ПТУР «Лахат», который атакует цель сверху под углом в 30 градусов.
Для подсветки цели на конечном участке полета могут использоваться БПЛА, пехотинцы с лазерными целеуказателями или другие танки. Первоначально ПТУР «Лахат» предназначался для 105-мм пушки, и потому его диаметр равен104,5 мм.
В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. «Меркава» Mk.4 была принята на вооружение в 2004 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году на «Меркава» Mk.4 были перевооружены ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.
Из-за неправильной центровки танка при стрельбе «Меркава» сильно раскачивается, что вынуждает производить следующий выстрел лишь после затухания колебаний. Это сводит к нулям все преимущества, даваемые «Меркаве» полуавтоматическим заряжанием.
Танки «Меркава» Mk.4 участвовали во второй ливанской войне в 2006 году. Всего в конфликте было задействовано 400 танков «Меркава» различных моделей. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава» Mk.4, через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Из 24 участвовавших в наступлении танков 11 были подбиты противотанковыми ракетами, а восемь членов экипажей погибли.
Из-за большой массы танк «Меркава» по дорогам своим ходом не перемещается, а перевозится исключительно на танковозах.
Всего за первые дни конфликта было подбито около 50 танков «Меркава» Mk.4, после чего цахальное руководство было вынуждено отвести новейшие «Меркавы» во второй эшелон. С этого момента «Меркавы» стали использовать в качестве самоходных артиллерийских установок для обстрела переднего края обороняющихся, поскольку величина возвышения танковой пушки и квалификация наводчиков не позволяли им вести навесной огонь по целям в глубине городской застройки укрепрайонов. Оставшаяся без танкового прикрытия пехота штурмовых групп понесла существенные потери.
/По материалам warfiles.ru/
Специалист
Нет кот 333 я не верно тебе сказал про броне корпуса они всегда и производились только в Израиле и я не знаю с чего и откуда ты взял такую информацию? Двигатель да действительно американский.
Мне самому интересно где на это дается хоть какая не будь ссылка?
Не где про это не написано и не известно.
Вся сборка происходит только в Израиле и нигде больше.
Тут дело не в вере, а в элементарных знаниях, почитай историю создания Меркавы, там всё написано. Что касается сборки; то её можно организовать и в Антарктиде, главное где изготавливают комплектующие.
Специалист
Сталь бывает разная, бывает сталь низкопрочная обычная арматура или обычная катонка, оцинковка если ты не знаешь и более дешевая и идет в строительство, жилой сектор а та же ее производят ее и сами в Израиле просто в меньших объёмах.
Раз она более дешёвая ее можно покупать, а бывает сталь и дорогая которая идет исключительно на боевую технику самолеты корабли танки ракеты стрелковое оружие.
Израиль является производителем и поставщиком собственной современной броневой стали.
По поводу того что ты там где то прочитал про запчасти это можно говорить только о твоей осведомленности. Например на Т 90 на некоторых моделях стоит французский тепловизор или белорусский из кабелей произведенных в Китае.
И что теперь нужно говорить что танк собирается из запчастей иностранного производства бред.
Россия ведь тоже покупала Алюминий на Украине и что Россия не делает своего алюминия делает и очень хороший просто есть кооперация если дешевле обходится по чему бы не покупать.
Анониму-специалисту возразить нечего, и он начинает натягивать презерватив на глобус. Скоро доберётся до бананов, которые в России не произрастают. Израиль зависит от США, и ни какая кооперация ему не поможет.