Израильский танк «Меркава» Mk.4

Меркавá на иврите означает колесница. Правда, за малой распространённостью колесниц в современном Израиле «Меркавами» называют теперь детские коляски. Первый танк этой серии был произведён ещё в 1979 году. К войне 1982 г. в израильских войсках было уже 200 таких танков, семь из которых в ходе войны было потеряно.

Израильский танк «Меркава» Mk.4

С учетом опыта, полученного в результате применения танка «Меркава» в боевых действиях, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка с усиленной броневой защитой и повышенной проходимостью. В 1990 году танк снов модернизировали, и вооружили 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой вместо применявшегося рани 105-миллиметровго нарезного орудия.

Последней модификацией танка является «Меркава» Симан 4, чаще всего обозначаемая у нас как «Меркава» Mk.4.

Боевая масса танка «Меркава» достигла 70 тонн. Длина танка с пушкой вперёд составляет 9040 мм, а длина корпуса –7450 мм. Ширина танка составила 3720 мм, а клиренс из-за установки дополнительного бронирования днища уменьшился с 530 до 430 мм. Правда, уменьшение клиренса сыграло скорее отрицательную роль, не только снизив проходимость, но и увеличив вероятность подрыва на противоднищевой мине, а защищённость днища «Меркавы» улучшилась незначительно.

Израильский танк «Меркава» Mk.4

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на Меркаве Mk.4 установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» с водяным охлаждением мощностью1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с пятиступенчатой автоматической трансмиссией Renk RK 325.

Как и у прежних «Меркав», моторно-трансмиссионное отделение танка «Меркава» Симан 4 расположено спереди, и на сегодняшний день это единственная выпускаемая модель танка с передним расположением МТО. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объём кормовой части корпуса машины. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Благодаря перегруженности передних катков, Меркава отлично застревает в грязи.

Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.

Читайте также  Танковые автоматы заряжания

Израильский танк «Меркава» Mk.4Хвалёная система пожаротушения всё равно не спасает «Меркаву» от пожара.

Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Толщина верхней лобовой детали вместе с композитной броней составляет200 ммпод углом 75 градусов, толщина вертикальной перегородки между носовыми топливными баками и МТО –40 мм, толщина вертикальной перегородки между МТО и отделением управления –80 мм, дополнительная защита со стороны двигателя и трансмиссии оценивается в60 ммстальной гомогенной брони.

Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления, так что механик-водитель двигателем не защищён, как не защищено и всё то, что находится у него за спиной. Поэтому при стрельбе по «Меркаве» с фронтального направления следует целить в левую часть силуэта, а засады на танковые колонны лучше всего устраивать слева от пути прохождения «Меркав».

Израильский танк «Меркава» Mk.4Высокий силуэт «Меркавы» делает её отличной мишенью.

Значительно изменилась и конфигурация броневых модулей башни «Меркавы», орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах – осталась лишь решётка выхлопа с правой стороны. Модернизации подверглись 60-мм миномёт, предназначенный для самообороны экипажа, и ходовая часть.

Верхняя лобовая деталь танка «Меркава» теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу.

Танк «Меркава» Mk.4 оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»).

Израильский танк «Меркава» Mk.4Благодаря плохому обзору, который лишь незначительно улучшился при ликвидации выпуклости лобовой детали, «Меркава» часто попадает в аварии, и значительное число танков губится в небоевой обстановке.

На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов, хотя в основе остаётся всё то же 120-мм гладкоствольное орудие фирмы Рейнметалл с первоначальной длиной ствола в 44 калибра, которую в Израиле удлинили до 51 калибра. Через ствол пушки можно выпускать и ПТУР «Лахат», который атакует цель сверху под углом в 30 градусов.

Читайте также  О потенциале боевой авиации США и НАТО — часть 2

Для подсветки цели на конечном участке полета могут использоваться БПЛА, пехотинцы с лазерными целеуказателями или другие танки. Первоначально ПТУР «Лахат» предназначался для 105-мм пушки, и потому его диаметр равен104,5 мм.

В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. «Меркава» Mk.4 была принята на вооружение в 2004 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году на «Меркава» Mk.4 были перевооружены ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Из-за неправильной центровки танка при стрельбе «Меркава» сильно раскачивается, что вынуждает производить следующий выстрел лишь после затухания колебаний. Это сводит к нулям все преимущества, даваемые «Меркаве» полуавтоматическим заряжанием.

Танки «Меркава» Mk.4 участвовали во второй ливанской войне в 2006 году. Всего в конфликте было задействовано 400 танков «Меркава» различных моделей. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава» Mk.4, через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Из 24 участвовавших в наступлении танков 11 были подбиты противотанковыми ракетами, а восемь членов экипажей погибли.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Из-за большой массы танк «Меркава» по дорогам своим ходом не перемещается, а перевозится исключительно на танковозах.

Всего за первые дни конфликта было подбито около 50 танков «Меркава» Mk.4, после чего цахальное руководство было вынуждено отвести новейшие «Меркавы» во второй эшелон. С этого момента «Меркавы» стали использовать в качестве самоходных артиллерийских установок для обстрела переднего края обороняющихся, поскольку величина возвышения танковой пушки и квалификация наводчиков не позволяли им вести навесной огонь по целям в глубине городской застройки укрепрайонов. Оставшаяся без танкового прикрытия пехота штурмовых групп понесла существенные потери.

/По материалам warfiles.ru/

63 КОММЕНТАРИИ

  1. Специалист
    Нет кот 333 я не верно тебе сказал про броне корпуса они всегда и производились только в Израиле и я не знаю с чего и откуда ты взял такую информацию? Двигатель да действительно американский.
    Мне самому интересно где на это дается хоть какая не будь ссылка?
    Не где про это не написано и не известно.
    Вся сборка происходит только в Израиле и нигде больше.

    • Тут дело не в вере, а в элементарных знаниях, почитай историю создания Меркавы, там всё написано. Что касается сборки; то её можно организовать и в Антарктиде, главное где изготавливают комплектующие.

  2. Специалист
    Сталь бывает разная, бывает сталь низкопрочная обычная арматура или обычная катонка, оцинковка если ты не знаешь и более дешевая и идет в строительство, жилой сектор а та же ее производят ее и сами в Израиле просто в меньших объёмах.
    Раз она более дешёвая ее можно покупать, а бывает сталь и дорогая которая идет исключительно на боевую технику самолеты корабли танки ракеты стрелковое оружие.
    Израиль является производителем и поставщиком собственной современной броневой стали.
    По поводу того что ты там где то прочитал про запчасти это можно говорить только о твоей осведомленности. Например на Т 90 на некоторых моделях стоит французский тепловизор или белорусский из кабелей произведенных в Китае.
    И что теперь нужно говорить что танк собирается из запчастей иностранного производства бред.
    Россия ведь тоже покупала Алюминий на Украине и что Россия не делает своего алюминия делает и очень хороший просто есть кооперация если дешевле обходится по чему бы не покупать.

    • Анониму-специалисту возразить нечего, и он начинает натягивать презерватив на глобус. Скоро доберётся до бананов, которые в России не произрастают. Израиль зависит от США, и ни какая кооперация ему не поможет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя