Главная Аналитические статьи и мнения

Броневик – французский, оружие – российское

5
1736

Россия и Франция расширяют сотрудничество в области боевых бронированных машин. Прошло 10 лет с того момента, как на салоне вооружений «Евросатори» французская фирма «Панар» и Российское конструкторское бюро приборостроения (КБП) впервые представили совместную разработку в области колесной бронетехники. Зарубежным странам предлагалось приобрести французский бронеавтомобиль VBL с колесной формулой 4х4, на котором был установлен российский модуль «Квартет» с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) «Корнет-Э».

Работа по интеграции французского бронеавтомобиля с российским противотанковым модулем «Квартет» была проведена в инициативном порядке на средства фирм-разработчиков. Бронеавтомобиль управлялся экипажем из двух человек, имел скорость 100 км/час, дизельный двигатель с турбонаддувом, пулемет калибра 7,62 мм, уменьшенные демаскирующие признаки, мог оснащаться радиостанцией и приемником спутниковой навигационной системы GPS.

Установленный на крыше бронеавтомобиля VBL модуль «Квартет» обеспечивал стрельбу на расстояние5,5 кмднем и на3,5 кмночью с помощью тепловизионного прицела, осуществлял наведение ПТУР «Корнет-Э» по лазерному лучу и мог поражать современные танки с динамической защитой. Внутри машины размещались две дополнительные ПТУР «Корнет-Э».

В те годы маркетологи достаточно оптимистично оценивали потенциальный рынок для новой разработки и полагали, что она может быть востребована в тех 15 странах, где уже эксплуатировалось около 2300 бронеавтомобилей VBL фирмы «Панар». В их числе были страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.

Однако совместная российско-французская разработка десятилетней давности оказалась невостребованной на мировом рынке колесной бронетехники, поскольку не вписалась в существовавшие тенденции развития этого рынка.

Легкий, плавающий, бронированный

Тем не менее, сотрудничество специалистов двух стран на этом не завершилось и на выставке «Интерполитех-2013» в Москве можно было увидеть новую совместную разработку – легкий плавающий бронеавтомобиль ASTAIS-VBL. С французской стороны его разработчик – компания «Рено Трак Дифанс» (Renault Trucks Defense), которая приобрела фирму «Панар» и упрочила тем самым свое положение на мировом рынке боевых бронированных машин (ББМ).

С российской стороны участником совместного проекта также является новый исполнитель – завод бронированных и специальных автомобилей ЗАО «АСТЕЙС» из Набережных Челнов. Отечественное предприятие намерено производить французский автомобиль в рамках специального двустороннего соглашения для войск Министерства внутренних дел.

Этот проект начал реализовываться ЗАО «АСТЕЙС» в инициативном порядке. Как сообщил исполнительный директор ЗАО «АСТЕЙС» Владимир Бабаев, после того как предприятие исследовало потребности МВД и других силовых структур в легких бронеавтомобилях, предназначенных для разведки, наблюдения, командования и поддержания порядка, стало ясно, что многофункциональные машины подобного класса в России не выпускаются и не закупаются. В то же время МВД заинтересовано в приобретении таких машин в случае их появления на рынке.

Для того чтобы не изобретать велосипед, были проанализированы имеющиеся зарубежные аналоги. Выбор пал на легкую бронированную машину ASTAIS-VBL, поскольку она многофункциональна и наиболее подходит для выполнения возможных задач. Бронемашина имеет амфибийные качества, может сбрасываться на парашютах.

На бронеавтомобиль ASTAIS-VBL возможно устанавливать вооружение массой до300 кгбез потери плавучести, в том числе пулеметы, дистанционно-управляемый боевой модуль (ДУБМ), переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) или противотанковый ракетный комплекс (ПТРК), систему связи и др. В случае установки ПЗРК или ПТРК автомобиль может применяться для решения задач противовоздушной или противотанковой обороны соответственно.

Локализация производства бронеавтомобиля начнется в 2014 году. Российскими комплектующими на начальном этапе будут такие компоненты, как корпус, система проводки, панель приборов и т. д. Французская компания поставит двигатели, трансмиссию и ряд других компонентов ходовой части. Во втором и третьем кварталах следующего года будет изготовлена опытно-промышленная партия машин в количестве от пяти (минимум) до 10 (максимум) единиц. Эти бронеавтомобили передадут на испытания, а также в опытную эксплуатацию в подразделения войск МВД. По результатам испытаний и опытной эксплуатации будет принято решение о серийном производстве машин в различной комплектации.

Как отметил Владимир Бабаев, российская сторона не намерена проводить глубокую локализацию производства бронеавтомобиля, поскольку в этом случае может появиться практически новый автомобиль. А это соответственно потребует проведения большого количества испытаний, сертификации машины и ее компонентов, обеспечения требуемого качества производства, надежности и пр., на что понадобится длительный период времени.

По словам Бабаева, с французской стороной по проекту бронеавтомобиля имеется меморандум о взаимопонимании, который в ближайшее время будет трансформирован в соответствующий контракт. Он отказался дать оценку рынку для бронеавтомобилей этого типа в России, отметив при этом заинтересованность различных силовых структур, включая Министерство обороны, а также других ведомств.

Основные характеристики бронеавтомобиля ASTAIS-VBL:
длина –4,3 м
ширина –2 м
высота без вооружения –1,7 м
полная масса – 4,3 т
полезная нагрузка –900 кг
экипаж – 3 человека
максимальная скорость –110 км/ч
автономность –800 км.

Автомобиль оснащен турбодизельным двигателем STEYR M14 мощностью129 л.с., имеющим стандарт «Евро 3», автоматической коробкой передач W5AS80 компании «Мерседес-Бенц». Подвеска независимая: передняя – пружинная, рычажная плюс амортизаторы, задняя – торсионная штанга и амортизаторы.

Машина может без подготовки преодолевать броды глубиной90 сантиметров, подъемы с углом более 50 градусов и способна двигаться при боковом уклоне 30 градусов. Автомобиль имеет баллистическую защиту первого уровня STANAG 4569.

В качестве дополнительного оборудования устанавливаются система центрального изменения давления в шинах, система движения на спущенных колесах, кондиционер. Как будет развиваться этот совместный проект, покажет время. Однако его участники уверены в востребованности бронеавтомобиля ASTAIS-VBL на российском рынке.

Новый многоцелевой ПТРК

Что же касается КБП, то, судя по всему, оно не отказалось от реализации своей идеи относительно установки ПТРК «Корнет-Э» на бронеавтомобиль западного производства. Правда, теперь в сфере внимания специалистов предприятия бронированный автомобиль типа «Шерпа» (Sherpa) производства той же «Рено Трак Дифанс». Как сообщили во французской компании, рассматривается возможность установки на этот автомобиль двух российских модулей ПТРК, каждый из которых имеет по четыре ПТУР «Корнет-Э». Но пока по этому проекту ведутся только переговоры.

КБП впервые представило свой новый многоцелевой ПТРК «Корнет-ЭМ» в Париже на выставке вооружений «Евросатори-2012». ПТРК тогда демонстрировался на стенде КБП в составе российского бронеавтомобиля «Тигр», но в перспективе может также устанавливаться на другие платформы, в том числе и зарубежные. ПТРК может вести стрельбу как по наземным бронированным, так и по воздушным целям, в частности по вертолетам и беспилотным летательным аппаратам (БЛА).

Многофункциональность комплекса обеспечивается применением двух типов ракет, одна из которых предназначена для поражения наземных целей, а вторая – воздушных. Дальность стрельбы по наземным целям составляет8 км, а по воздушным –10 км.

«Корнет-ЭМ» способен одновременно стрелять двумя ракетами по двум целям, имеет высокую степень автоматизации и автономности, обеспечивая стрельбу по принципу «выстрелил – забыл». Ракета для поражения воздушных целей может применяться для уничтожения наземных целей.

Новый комплекс имеет на 10–15 процентов повышенную бронепробиваемость. Кумулятивная боевая часть ракеты способна пробить1200 ммброни за системой динамической защиты, в то время как «Корнет-Э» обеспечивал пробитие брони толщиной только1000 мм. Комплекс обеспечивает стрельбу по двум целям одновременно. Возможность залповой стрельбы двумя ракетами по одной цели позволяет гарантированно преодолевать все существующие системы активной защиты бронетехники.

Боекомплект ПТРК на бронеавтомобиле «Тигр» имеет 16 ракет, восемь из которых находятся в боеготовом положении.

Ракета «Корнет-ЭМ» с кумулятивной боевой частью для поражения бронированной техники весит31 кгс контейнером. Масса ракеты с термобарической БЧ составляет33 кгс учетом контейнера. Масса пускового модуля на восемь ракет –67,5 кг.

ББМ будущего

В конце сентября на международной выставке Russia Arms EXPO 2013 в Нижнем Тагиле прототип перспективной ББМ «Атом» представила российская корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) совместно с компанией «Рено Трак Дифанс». По словам гендиректора Уралвагонзавода Олега Сиенко, сотрудничество по этому проекту распределено в соотношении 50:50. Французская сторона предоставила трансмиссию, двигатель, систему управления огнем, российская сторона – вооружение, в том числе с возможностью применения отечественных узлов и агрегатов. Корпус ББМ спроектирован совместно.

«Сегодня мы видим на выставке машину, которая будет конкурировать с теми, что широко представлены на международных рынках», – отметил Сиенко, подчеркнув, что показанный прототип ББМ является ярким примером международного партнерства в условиях жесткой мировой конкуренции.

В отличие от других машин подобного класса ББМ будущего вооружена 57-миллиметровым орудием, которое позволяет осуществлять стрельбу на расстояние до 16 км, а не 30-миллиметровой пушкой, обычно устанавливаемой на машины подобного класса. «При такой подвижности и огневой мощи мы прогнозируем, что ББМ будет очень востребована на рынке. Но этой разработкой мы не только притягиваем мировые рынки, но и работаем, прежде всего, для нашего ОПК», – сказал он.

По утверждению гендиректора корпорации, создана рабочая группа, которая рассматривает возможность применения на машинах производства Уралвагонзавода оптических систем и тепловизоров французской компании «Сажем» (Sagem), с которой УВЗ имеет соответствующее соглашение. Более того, с французской компанией Уралвагонзавод взаимодействует как по тепловизионным системам, так и по различным системам слежения. Более того, идет серьезная работа по созданию совместного предприятия.

«Сегодня рассматриваем возможность создания СП с французской стороной для локализации этой продукции в России, – уточнил Сиенко. – Мы зачастую испытываем затруднения с поставкой узлов и агрегатов из отдельных стран, с которыми мы конкурируем. Во избежание политической составляющей в этом аспекте такое СП необходимо».

По его словам, в этом году будет создан первый задел для боевых машин, а затем российско-французское СП станет предлагать свою продукцию для модернизации бронетанковой техники. Сиенко отметил, что в мире сейчас около 20 тысяч танков Т-72 советского и российского производства, и все они нуждаются в глубокой модернизации.

Как сообщили в компании «Рено Трак Дифанс», в 30-тонной ББМ воплощен весь накопленный Уралвагонзаводом опыт в области бронетехники и вооружений.

Сотрудничество между французской компанией «Рено Трак Дифанс» и УВЗ было начато в феврале 2013 года во время выставки вооружений IDEX 2013 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). Сегодня оно реализовано в первом проекте, который направлен на замену БТР-80, находящихся на вооружении Российской армии.

Новая ББМ с колесной формулой 8х8 будет предложена в нескольких вариантах, которые могут учитывать требования наиболее взыскательных заказчиков. В их числе ББМ для транспортировки личного состава с 57-мм пушкой на турели, БМП со 120-мм минометом или противотанковыми ракетами, медицинская ББМ, боевая ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) или полицейский бронеавтомобиль. Некоторые варианты будут плавающими и аэротранспортабельными, которые могут перевозиться военно-транспортными самолетами Ил-76.

Как заявил в ходе RAE 2013 Олег Сиенко, Уралвагонзавод создает двигатель для новейшей боевой машины пехоты «Атом» совместной российско-французской разработки. «Сейчас у нас на испытаниях в Кургане находится двигатель, подобный французскому, который устанавливается на ББМ «Атом», – сказал он. – Будем этот двигатель локализовывать. С нашим двигателем и трансмиссией это фактически полностью российская машина».

Эта ББМ в перспективе будет оборудоваться беспилотными летательными аппаратами для ведения разведки. Окончательная версия ББМ «Атом» может быть представлена на следующей выставке RAE 2015. Не исключено, что на основе базовой концепции ББМ «Атом» с колесной формулой 8х8 может быть предложен и вариант с колесной формулой 4х4, который заинтересует различные силовые структуры.

Как отметили в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), презентация в Нижнем Тагиле прототипа тяжелой колесной ББМ «Атом», созданного в рамках российско-французского военно-технического сотрудничества, вызвала большой интерес у специалистов. Эту машину после доработки на основе требований Министерства обороны планируется предложить Вооруженным Силам РФ как более совершенный аналог состоящих на вооружении гусеничных БМП. В перспективе новая ББМ через компанию «Рособоронэкспорт» может быть предложена и на рынки ряда зарубежных стран.

/Николай Новичков, vpk-news.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Алексей

    Проклятье! Когда же покажите Курганец-25, Армату и Бумеранг?…

    • Гатс

      А они вообще существуют? Может это будет очередной «Чёрный Орёл», а средства выделенные на их разработку ушли в дальние дали(Мальдивы, Канары)

  2. Игорь

    Судя по всему,у наших инженеров проблемы.Закупка единичных образцов зарубежной техники необходимо.И для решения своих технических проблем и для испытания вооружения.

  3. Василий

    Так и хочется добавить продолжение к названию данной статьи — а министр экспериментального(!!!) машиностроения с этого дня всем известный г-н Сердюков, (притом еще находящийся под следствием!) наработки коего в перспективе попадут и в военную технику (хотя сомневаюсь, что вообще попадут, все сдохнет еще на начальном этапе). Как опять это понимать? Как суперохрененная правительственная тактика? Зла нехватает, уроды.

  4. Василий

    P.S Поправлюсь только, не министром, а Генеральным директором, но от этого не лучше…