Надо формировать новый вид Вооруженных Сил

Создание в 2011 году нового рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации – Войск ВКО предполагало закрытие вопроса ответственности за создание системы воздушно-космической обороны России. Однако реализованный вариант структурных изменений ВС РФ не позволил в полной мере обеспечить единство ответственности за строительство ВКО на всей территории страны, организовать единое управление войсками (силами), решающими задачи ВКО, в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления, исключить дублирование в работе органов военного управления.

Текущая военно-политическая ситуация в мире в очередной раз наглядно демонстрирует стремление западных государств добиваться своих целей военным путем. Для их достижения в ход пускаются различные силы и средства: от действий подготовленных террористических формирований до массированных ударов авиацией и крылатыми ракетами.

Конечно, Российскую Федерацию нельзя сравнивать с Ираком, Ливией или Сирией – это единственная мировая держава, обладающая соизмеримым с США ядерным потенциалом и способная их уничтожить. Однако сценарии военных конфликтов последних лет, а также тенденции развития средств вооруженной борьбы должны учитываться в ходе военного строительства.

Надо формировать новый вид Вооруженных Сил

К важнейшей из таких тенденций следует отнести качественное развитие средств воздушно-космического нападения (СВКН), позволяющих с минимальными потерями достигать поставленных военных целей. В интересах повышения возможностей борьбы с воздушно-космическим противником в Российской Федерации создается система ВКО, под которой понимается совокупность организационно и технически взаимосвязанных сил и средств, обеспечивающих решение задачи отражения воздушно-космического нападения противника по единому замыслу и плану, под единым командованием, в едином контуре боевого управления.

Работы ведутся в направлении как совершенствования ВВТ ВКО, так и организационного строительства войск и определения рациональной структуры Вооруженных Сил. Так, одним из важнейших шагов военно-политического руководства страны в области воздушно-космической обороны явилось формирование в 2011 году нового рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации – Войск ВКО. Это позволило решить одну из основных задач, способствующих строительству ВКО, – сформировать стратегический орган военного управления – Командование Войск ВКО, ответственное за создание системы ВКО на основе интеграции систем ПВО и РКО.

Вместе с тем реализованный вариант структурных изменений Вооруженных Сил Российской Федерации не позволил в полной мере обеспечить единство ответственности за строительство ВКО на всей территории страны, организовать единое управление войсками (силами), решающими задачи ВКО, в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления, исключить дублирование в работе органов военного управления.

Половинчатость принятых решений обусловливает большое количество публикаций по данной теме, где рассматриваются два альтернативных подхода к организационному строительству ВС РФ, войск (сил), решающих задачи ВКО.
Первый подход состоит в создании нового вида Вооруженных Сил – Воздушно-космических сил (ВКС).
Второй подход – в дальнейшем развитии рода войск, Войск ВКО, и создании вида Вооруженных Сил – Войск ВКО.

Сторонники первого подхода считают, что построение и развитие системы ВКО на уже имеющейся (созданной в ВВС) базе позволит с наименьшими временными и материальными затратами создать систему ВКО страны. При этом на ВКС будут возлагаться как ударные, так и оборонительные задачи.

Необходимо отметить, что межвидовой характер военных действий на стратегическом уровне не вызывает сомнения. Стратегические операции планируются и проводятся под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ или командующего фронтом. Однако это совсем не означает целесообразность объединения всех участвующих в операциях войск (сил) в единый универсальный вид Вооруженных Сил. Руководствуясь данным подходом, можно обосновать необходимость объединения РВСН, дальней авиации, морского компонента СЯС, включив еще и Войска ВКО, в один вид, действующий в единой системе управления. Или на основании совместных действий по поражению объектов противника включить в состав ВВС Ракетные войска и артиллерию.

Кроме того, следует отметить, что формирование ВКС приведет к чрезмерному укрупнению этого вида Вооруженных Сил, возложению на главнокомандующего ВКС широкого перечня разноплановых задач строительства и применения авиации, Войск ВКО и космических сил и средств. Это вряд ли позволит обеспечить целенаправленное эффективное строительство системы ВКО РФ и ее применение, потребует очередного пересмотра ранее принятых решений.

Надо формировать новый вид Вооруженных Сил

На наш взгляд, главным критерием для принятия решения по выбору варианта структуры войск является обеспечение наилучших условий для строительства системы ВКО и решения стоящих перед войсками задач.

К таким задачам относятся:
первая – участие в ядерном сдерживании путем своевременного предупреждения об «обезглавливающих» и «разоружающих» ядерных ударах и защите системы стратегического управления и объектов СЯС от них;
вторая – охрана государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, контроль воздушного пространства и пресечение нарушений его использования. Контроль космического пространства;
третья – воздушно-космическая оборона войск и объектов в ходе локальных (региональных) войн.

Читайте также  Россия представила новый ЗРК «Лучник-Э»

Все три группы задач решаются оборонительным компонентом Вооруженных Сил РФ – войсками (силами) ВКО.

С позиции строительства системы ВКО наилучшие условия будут созданы при подчинении основных сил и средств ВКО РФ одному должностному лицу и возложении на него персональной ответственности за организацию ВКО на всей территории страны. Опыт успешного строительства Войск ПВО страны показал, что в период по 70–80-е годы прошлого столетия были созданы системы вооружения зенитных ракетных и радиотехнических войск, истребительной авиации, ракетно-космической обороны, то есть была построена материальная основа воздушно-космической обороны страны.

Важнейшими факторами, среди прочих, которые способствовали успешному развитию ПВО и РКО в этот период, явились организационное единство Войск ПВО и РКО и персональная ответственность одного должностного лица – главнокомандующего Войсками ПВО за создание систем и решение задач ПВО и РКО. В последующие годы положительная роль этого фактора не была учтена в ходе проводимых реформ Вооруженных Сил Российской Федерации. В течение последних 15 лет после ликвидации Войск ПВО и передачи войск ПВО и РКО в различные виды (рода войск) ВС РФ практическая работа по созданию ВКО страны была заморожена межведомственными противоречиями, возникшими при решении проблем ВКО. Она возобновилась лишь с образованием Войск ВКО.

Система ВКО представляет собой сложную организационно-техническую систему, включающую следующие взаимосвязанные между собой подсистемы: разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления СВКН, всестороннего обеспечения и управления. Опыт проведения работ по созданию таких сложных систем показывает, что в основу всех научных исследований и мероприятий, проводимых в интересах развития ВКО страны, должен быть положен системный подход, предполагающий комплексное развитие и применение под единым руководством всех сил и средств, решающих задачи ВКО.

Создание системы ВКО РФ является сложной задачей, требующей целенаправленного выделения существенных материальных и финансовых ресурсов, оптимизации их использования для создания входящих в нее подсистем. Эффективное ее решение в условиях, когда по сути надо восстанавливать систему ВКО и осуществлять ее дальнейшее развитие, возможно только под руководством одного должностного лица, непосредственно подчиненного начальнику Генерального штаба.

Рассмотрение проблемы выбора оптимальной структуры с позиций обеспечения эффективного выполнения задач также демонстрирует предпочтительность второго подхода.

При решении задач стратегического сдерживания все средства разведки на территории Российской Федерации, предназначенные для предупреждения об «обезглавливающих» и «разоружающих» ударах баллистическими и аэродинамическими средствами, должны находиться в едином контуре управления, действовать под единым командованием и выдавать информацию в единый тракт оповещения.

В данном случае единый контур управления и единое командование необходимы для обеспечения требований по достоверности информации и времени ее доведения. После принятия решения ответные действия ведутся СЯС РФ, для эффективного применения которых создана специальная система управления.

В части решения задачи охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, контроля воздушного пространства и пресечения нарушений его использования, контроля космического пространства второй подход также предпочтительнее, так как решение данной задачи не предполагает привлечения ударных сил и осуществляется только оборонительными средствами.

Однако в настоящее время задача организации охраны государственной границы в воздушном пространстве России и контроля порядка его использования фактически распределена между командующим Войсками ВКО и командующими войсками военных округов, что противоречит принципу единства ответственности за выполнение задач ВКО и не способствует ее эффективному решению.

Подчинение всех войск и сил воздушно-космической обороны командующему Войсками ВКО, то есть создание организационной структуры, подобной Войскам ПВО страны, обеспечит единоличную ответственность за решение данной задачи.

В ходе локальной (региональной) войны боевые действия ведутся межвидовыми группировками, планируются и осуществляются действия по защите своих войск и объектов и уничтожению войск и объектов противника. Применительно к воздушно-космической сфере ударные действия ведутся ВВС, ВМФ и Ракетными войсками и артиллерией из состава Сухопутных войск, а оборонительные – войсками (силами) ВКО.

Такой характер действий не диктует необходимость включения в ВВС войск (сил) ВКО. Скорее наоборот – он показывает целесообразность развития войск (сил) ВКО в едином виде, с возложением ответственности за решение задач воздушно-космической обороны войск и объектов на командующего Войсками ВКО. В то же время, на наш взгляд, должна быть обеспечена возможность децентрализации управления войсками (силами) ВКО с передачей их по решению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в оперативное подчинение командующему войсками военного округа.

Читайте также  Особая роль истребительной авиации в ВКО

Командующий Войсками ВКО в этом случае должен обеспечить решение комплекса задач ВКО на остальной территории России. Кроме того, важнейшей задачей командующего Войсками ВКО при организации ВКО войск и объектов на ТВД, учитывая реальное соотношение сил сторон на стратегических направлениях, является стратегическая перегруппировка сил и средств ВКО в район военного конфликта.

Одним из аргументов, выдвигаемых при обосновании необходимости создания ВКС, является то, что на вооружение авиации поступают многофункциональные авиационные комплексы оперативно-тактической авиации, способные воздействовать как по воздушным, так и по наземным и морским целям.

Данные авиационные комплексы представляют собой универсальную авиационную платформу, позволяющую трансформировать их в истребитель-перехватчик, бомбардировщик или самолет морской авиации, способный поражать морские цели. Однако для этого нужно соответствующим образом готовить летный состав (универсальных летчиков нет), иметь соответствующее специфическое вооружение (ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля» и т. д.).

Реально весь ресурс этих комплексов должен быть заблаговременно поделен под вышеназванные задачи и сформированы соответствующие комплекты летного состава и вооружения. С этих позиций необходимо разделение данных комплексов на решение ударных задач (в структуре ВВС) и оборонительных задач (в структуре Войск ВКО).

В качестве аргумента в пользу первого подхода приводится опыт военного строительства развитых зарубежных стран. Однако реальный опыт организации ПВО появляется только в результате обобщения реальных боевых действий по защите того или иного государства от средств воздушного нападения. Таким опытом обладают немногие страны.

В годы Второй мировой войны Германия, Великобритания, СССР получили значительный опыт решения задач ПВО. К таким государствам относится и Россия. Египет, Сирия, Израиль, Вьетнам и ряд других стран получили практический опыт противовоздушной обороны в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов. Анализ этого реального практического опыта организации ПВО говорит о том, что в рамках страны должна создаваться единая противовоздушная оборона, возглавляемая одним должностным лицом, ответственным перед руководством страны за оборону объектов экономического и военного потенциала.

Во многих странах мира нет самостоятельного вида вооруженных сил, решающего только задачи ПВО. Развитие противовоздушной обороны осуществляется, как правило, в рамках сухопутных войск и военно-воздушных сил. Это объясняется только одним фактором – незначительной по сравнению с Российской Федерацией территорией, которую необходимо прикрывать от воздушного противника.

Да и опыт организации ПВО США не является для нас примером для подражания. Для них угроза воздушного нападения мизерна. Несмотря на это, созданная система ВКО Северо-Американского континента «Норад» продолжает активно развиваться как самостоятельная организационно-техническая система.

Одним из аргументов в пользу создания ВКС является сохранение сложившейся к настоящему времени системы форм применения Вооруженных Сил Российской Федерации. По нашему мнению, важно не сохранение системы форм применения ВС, а их дальнейшее развитие в интересах эффективного применения войск (сил), в том числе решающих задачи ВКО.

Для практической реализации второго подхода к созданию и применению системы ВКО РФ, на наш взгляд, целесообразно провести следующие организационные мероприятия.

1. Род войск Вооруженных Сил Российской Федерации – Войска ВКО преобразовать в вид Вооруженных Сил – Войска ВКО.

2. Преобразовать командования ВВС и ПВО в оперативные командования ВКО, выведя из их состава авиационные базы. Ввести сформированные командования в состав Войск ВКО.

3. Преобразовать командование ПВО-ПРО в оперативное командование ВКО.

4. Бригады ВКО (ПВО) переформировать в корпуса (дивизии) ВКО с передачей в их состав части сил истребительной авиации.

5. Создать единую систему управления истребительной авиацией, решающей задачи ВКО, за счет передачи соответствующих пунктов наведения в состав корпусов (дивизий) ВКО.

В целом проведенный анализ показывает целесообразность формирования на базе Войск ВКО нового вида Вооруженных Сил – Войск ВКО. Это позволит создать единую систему управления ВКО, отвечающую современным требованиям, обеспечить единство ответственности за строительство и развитие ВКО РФ, применение войск (сил) ВКО в лице главнокомандующего Войсками ВКО.

/Александр Травкин, зам.начальника НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ МО РФ по научной работе, к.т.н.;
Александр Беломытцев, за.начальника управления НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ МО РФ, к.в.н.;
Марат Валеев, ведущий научный сотрудник НИЦ ПВО 4-го ЦНИИ МО РФ, доктор военных наук, vpk-news.ru
/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя