Боевые машины авиационных наводчиков

В 70-х и 80-х годах прошлого века арсенал советской военной авиации пополнился двумя высокоточными ракетами с лазерным наведением: Х-25 и Х-29Л. Эти боеприпасы позволяли поражать цель на дальностях до 7 и 10 километров соответственно. Полуактивные лазерные головки самонаведения, в свою очередь, обеспечивали достаточно высокую точность. Так, круговое вероятное отклонение более старой ракеты Х-25 не превышало 10 метров, а для Х-29Л этот показатель составлял 4-5 метров. При такой точности мощность боевых частей с 80 (Х-25) и 116 (Х-29Л) килограммами взрывчатого вещества была достаточна для уничтожения широкого спектра целей.

По ряду причин новые ракеты до определенного времени использовались не слишком активно. К примеру, в Афганистане первые пуски этих боеприпасов произошли лишь в середине восьмидесятых. Первой авиачастью, освоившей боевое применение управляемых ракет с лазерным наведением, стал 378-й отдельный штурмовой авиаполк (ошап).

Боевые машины авиационных наводчиковАвиационная ракета Х-29Л с лазерным наведением

Несмотря на все преимущества управляемых ракет, их применение штурмовиками Су-25 имело несколько характерных особенностей, затруднявших боевую работу. Лётчику самолета нужно было самостоятельно обнаружить цель, пометить ее при помощи лазерной станции подсветки и дальнометрирования «Клен-ПС», а затем, удерживая лазерный луч на цели, произвести пуск ракеты. Кроме того, приходилось пилотировать самолет и в боевой обстановке пуск ракет становился очень сложной задачей.

Больше того, при определенных обстоятельствах летчик-штурмовик вообще не мог самостоятельно найти небольшую замаскированную цель и атаковать ее. По этой причине, к примеру, результаты первого применения управляемых ракет в апреле 1986 года под Хостом, хотя и были признаны удовлетворительными, остались неоднозначными. Маневрирование в горах, сопряженное с поиском и атакой целей, было очень сложной задачей даже для опытных летчиков.

Детища войсковых мастерских

В течение нескольких месяцев летчики и техники 378-го ошап искали способ избавиться от имеющихся сложностей и обеспечить должное удобство применения ракет с лазерным наведением. Решение оказалось простым и оригинальным. Уже в первых месяцах следующего 1987 года технический состав полка совместно с несколькими специалистами, вызванными из Советского Союза, особым образом модифицировал новейший серийный бронетранспортер БТР-80.

Суть идеи и переделки бронемашины заключалась в том, что с летчика-штурмовика снимались обязанности по поиску цели и ее подсветки лазерным лучом. Эти задачи теперь должен был выполнять экипаж доработанного бронетранспортера. После переоборудования БТР-80 получил новое обозначение БОМАН («Боевая машина авиационного наводчика»).

Боевые машины авиационных наводчиковОдна из БОМАН, собранных в 378-м ошап. Исходя из ее вида, можно предположить, что это самый первый экземпляр подобной машины

При переделке на крыше машины (за башней, между верхними люками корпуса) установили несложную тумбу с механизмами крепления и наведения. На последних смонтировали лазерную станцию «Клен-ПС», снятую со списанного штурмовика Су-25. Для наведения лазерного луча использовали прицел, позаимствованный у крупнокалиберного пулемета НСВ «Утес». Внутри корпуса бывшего бронетранспортера оборудовали рабочее место оператора систем, среди прочего оснащенное дополнительной радиостанцией для связи со штурмовиками. Все новые электронные системы подключили к общим электросетям бронемашины.

Новую машину «кустарного» изготовления предполагалось использовать следующим образом. Пока штурмовик Су-25, вооруженный ракетами Х-25 или Х-29Л, идет к цели, БОМАН выходит на позицию с прямой видимостью цели. Далее оператор-наводчик ищет цель и наводит на нее станцию «Клен-ПС». Когда штурмовик приблизился к атакуемому объекту на достаточное расстояние и готов атаковать, он сообщает об этом оператору машины БОМАН. Тот включает лазер и удерживает луч на цели. Летчику остается ждать, когда ракета захватит подсвеченную цель и произвести пуск.

В идеальных условиях при таком способе атаки самолет или машина наводчика могли находиться на большом расстоянии от цели, не подвергая себя риску быть атакованными в ответ. Однако, как утверждают некоторые источники, в реальной боевой обстановке машины БОМАН нередко подходили к цели на минимально возможное расстояние, благодаря чему отраженный свет лазера был сильнее и ракета увереннее захватывала цель. Кроме того, поражению вражеского объекта способствовал тот факт, что во время целеуказания машина наводчика твердо стояла на позиции. Благодаря этому удержание лазерной метки на одном месте не составляло большого труда.

Читайте также  Танк Т-95 годится только для войн прошлого

В 1987 году, в соответствии с приказом командующего ВВС 40-й армии генерал-майора Д. Романюка, прошли испытания БОМАН в условиях реальной войсковой операции. Штурмовики Су-25 под управлением подполковника Н. Дикого (378-й ошап) и подполковника М. Пудовкина (летчик-инспектор 40-й армии) в общей сложности произвели 75 полетов с пуском управляемых ракет. Испытательные полеты с целеуказанием с земли проводились с целью авиационной поддержки войск во время операции в районе Алихейль, недалеко от границы с Пакистаном. Всего же во время войны в Афганистане советские летчики израсходовали около 140 управляемых ракет нескольких типов.

Эффект от переработки новейшего бронетранспортера полностью оправдал все затраты. Штурмовики, действуя совместно с боевой машиной авиационного наводчика, гарантированно поражали цели, в том числе и достаточно сложные для уничтожения иным вооружением. К примеру, при правильной и не слишком сложной организации совместной работы летчиков и наводчика удавалось попасть ракетой точно во вход пещеры. Если в таком естественном укрытии располагался импровизированный склад боеприпасов, эффект был потрясающим.

Вероятно, желание наводчика подобраться поближе к цели косвенно послужило причиной для создания новой БОМАН. Дело в том, что противник довольно быстро понял, что появление бронетранспортера с некой аппаратурой на крыше является предвестником скорой атаки штурмовиков. Дабы не подвергать электронику станции «Клен-ПС» риску и не демаскировать машину, уже в 1987 году начались работы по строительству второго варианта БОМАН.

Согласно различным источникам, на этот раз основой для боевой машины авиационного наводчика стал бронетранспортер БТР-70, однако встречается и информация об использовании все того же БТР-80. Вне зависимости от конкретной модели базовой бронетехники, второй вариант БОМАН получил обновленную систему установки лазерного оборудования. На этот раз техники 378-го ошап собрали подъемный механизм, позволявший убирать станцию подсвета внутрь бронированного корпуса.

Точное количество БОМАН, изготовленных на советских базах в Афганистане, не известно. В разных источниках встречаются цифры от двух (по одной машине каждого варианта) до 5-7. Так или иначе, новый класс бронетехники быстро показал свой потенциал и свою необходимость. Видя возможности штурмовиков Су-25, получающих целеуказание с земли, моджахеды начали настоящую охоту за бронетранспортерами со станциями «Клен-ПС». К счастью, эти машины оказались очень трудной целью и, насколько известно, ни одна из них не была потеряна или серьезно повреждена огнем противника.

Универсальная БМА

Высокая эффективность машин авиационных наводчиков, изготовленных в войсковых мастерских, привела к появлению новой техники аналогичного назначения. В самом конце восьмидесятых годов в 344-м Центре боевого применения и переучивания летного состава (г. Торжок) под руководством полковника В. Арчегова была создана еще одна боевая машина авианаводчика, получившая индекс БМА (также встречается обозначение БМАН). При создании этого проекта учитывался главный минус «афганских» БОМАН – их узкая специализация. БМА из Торжка должна была стать более универсальной: от нее требовалось не только помогать в наведении управляемых ракет, но и осуществлять общую координацию работы ударных самолетов и вертолетов.

В качестве основы для новой БМА взяли зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» на базе легкого бронированного шасси МТ-ЛБ. С исходного ЗРК демонтировали все оборудование для перевозки и запуска ракет, а на его место установили новые направляющие. На верхней части поворотной башенки смонтировали два блока БКП-Б812, рассчитанные под 12 неуправляемых ракет С-8 калибра80 мм. Вероятно, для целеуказания предполагалось использовать осветительные и маркировочные (дымовые) неуправляемые ракеты моделей С-8ОМ и С-8ЦМ соответственно.

Читайте также  Корабельные дистанционно управляемые малокалиберные пушки

Под блоками направляющих для ракет С-8 установили по одной пусковой установке 2П130-3 для 90-мм осветительных ракет 9М41 «Иллюминация». Примечательно, что эти пусковые установки были заимствованы с вертолетов Ми-24. Наконец, по бокам от башни оператора установили два инфракрасных прожектора, по-видимому, взятых из танкового комплекса «Штора-1». Помимо направляющих для ракет и прожекторов машина БМА получила набор радиоэлектронного оборудования для связи с летчиками фронтовой авиации. Для самообороны ее вооружили одним пулеметом, установленным перед люком командира в передней части корпуса.

Боевые машины авиационных наводчиковМашина БМА, находящаяся в 344-м ЦБП и ПЛС

При помощи электронной аппаратуры и пусковых установок новая БМА могла находить цели на поле боя и передавать информацию о них ударным самолетам и вертолетам. Кроме того, при необходимости авианаводчик из экипажа БМА мог пометить цель при помощи маркировочной ракеты С-8ЦМ или осветить необходимую территорию иными боеприпасами.

Прожектора системы «Штора», вероятно, предполагалось использовать для подсветки поля боя в инфракрасном диапазоне. О возможности подсветки цели при помощи лазера точные данные отсутствуют. На имеющихся фотографиях БМА над одним из пакетов направляющих видны некие устройства для установки какого-то оборудования. Возможно, БМА должна была нести и станцию подсветки, аналогичную «Клену-ПС».

Во время разработки нового варианта универсальной боевой машины авиационного наводчика предполагалось, что такая техника в ближайшие годы появится в каждом мотострелковом и танковом батальоне. Имея в своем составе БМА, сухопутные подразделения могли бы с большей эффективностью взаимодействовать с ударной авиацией, что привело бы к заметному повышению их боевых возможностей.

Ориентировочно в 1990 году машина БМА пошла в серию. Сборка техники началась на одном из заводов Казахской ССР, но точное местоположение производства остается под вопросом: в разных источниках указываются предприятия Алма-Аты и Уральска. Такая же неопределенность существует и в отношении количества построенных БМА. До распада Советского Союза оборонная промышленность успела изготовить от 20 до 50 боевых машин авианаводчика конструкции В.Арчегова.

Боевые машины авиационных наводчиковМашина БМА, находящаяся в 344-м ЦБП и ПЛС

После того, как СССР прекратил свое существование, строительство такой техники для сухопутных войск прекратилось. Дальнейшая судьба построенных машин точно не известна, но, судя по отрывочным данным, БМА ограниченно использовались в сухопутных войсках. После израсходования ресурса их списали. Как минимум, одна машина авиационного наводчика сохранилась до настоящего времени и находится в 344-м Центре боевого применения в Торжке. Остальные, скорее всего, были утилизированы или переданы на базы хранения.

*****
«Афганские» БОМАН и БМА, сконструированная в Торжке, стали единственными представителями своего класса в советских и российских вооруженных силах. Этот класс техники появился достаточно поздно и по причине тяжелой экономической и политической обстановки в стране не смог занять полагающееся ему место. Даже построенные БМА из-за массы проблем самого разного характера отработали свой ресурс и были списаны, не успев серьезно помочь фронтовой авиации.

В настоящее время управляемым авиационным вооружениям уделяется особое внимание. Среди прочих типов головок самонаведения для высокоточных ракет и бомб сохраняются и полуактивные лазерные системы. Несмотря на появление ряда новых идей и технологий, в некоторых случаях боевая машина авианаводчика, оснащенная лазерной станцией подсветки, могла бы оказать большое влияние на ход боевой работы авиации.

Что касается универсальной машины БМА, то ее возможности также достаточно высоки для того, чтобы ими пренебрегать. Нельзя исключать, что в будущем отечественное военное ведомство снова вернется к забытой идее, но пока для наведения самолетов и вертолетов на цель используются иные методики.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя