Начиная с начала девяностых годов российская армия, впрочем, как и армии большинства постсоветских государств решили, что военный мотоцикл как транспортное средство не эффективен и его требуется убрать из войск как устаревший вид транспортного средства. Конечно, тягаться нашим военным мотоциклам по скорости и качеству с западными аналогами было бесперспективно, однако убирать из состава транспортных средств такую универсальную технику как мотоцикл было конечно, как мне кажется, большой ошибкой.
Да, западные вооруженные силы тоже избавились от мотоциклов с колясками и маломощными прожорливыми движками, заменив их быстрыми и мощными «enduro», которые были способны выдерживать самые варварские нагрузки.
А ведь все начиналось в начале двадцатого века, когда на вооружение армий поступили первые аналоги мотоциклов, которые были скорее мопедами, чем полноценными байками и представляли собой велосипед с моторчиком – слабым, прожорливым и очень капризным. Однако при правильном уходе и своевременном ремонте они были вполне приемлемым и универсальным транспортным средством для связных и командиров.
Практически все мотоциклы состоящие на вооружении как Российской так и Советской армии были либо приобретены за границей, либо просто скопированы с поправками для эксплуатации в наших суровых условиях. Именно эти поправки и сыграли фатальную роль в жизни советских военных мотоциклов.
Уверен, что многие видели в деревне списанные военные УРАЛы с приводной коляской и большим, довольно мощным оппозитным двигателем, который практически никогда не хочет работать нормально, потребляет от 10 до15 литровтоплива и не хочет ехать больше100 км/ч(да и на этой скорости его низкий моторесурс резко сокращается раз этак в тридцать). А большой вес и низкая маневренность ну никак не способствовали комфортной езде.
По иному пути пошли британские десантники, они приняли на ворожение маленькие и маневренные мотоциклы. Ими были «Welbike» по сути это мопеды-раскладушки (этакий Мини-Мокик для суровых дядек) для использования в диверсионных операциях, в качестве десантируемого транспортного средства.
Мотоцикл Welbike помещался в стандартный британский десантный контейнер, габариты которого составляли130 смв длину,38 смв высоту и всего30 смв ширину. Чтобы удовлетворять всем этим требованиям, конструкцию этого чуда инженерной мысли упростили до минимума – двигатель в 98 куб. см, полное отсутствие светотехники, механический тормоз только на заднее колесо, и никаких амортизаторов. Бензобак был до смешного маленьким – всего 3,7 литра, его дно располагалось ниже карбюратора, поэтому для езды требовалось поддерживать в баке повышенное давление с помощью ручных помп, встроенных в баки.
Благодаря мизерному расходу топлива, запас хода был достаточно большим – около150 км, а вес был равен весу современного велосипеда — всего32 кг. Десантнику было достаточно 11 секунд, чтобы вытащить Welbike из контейнера, поднять руль и сиденье и отправиться в путь. Недостатком была низкая проходимость, которая, в общем то, компенсировалась возможностью просто перенести свой транспорт через непроходимый для него участок.
Однако в нашей армии мотоцикл рассматривали не только как транспортное средство, но и как боевую единицу, поэтому предпочтение было отдано тяжелым мотоциклам УРАЛ, которые после войны стали основными мотоциклами советской армии. Конечно, в свое время они были отличным транспортом, однако прогресс на месте не стоит и мотоциклы, которые были хороши в конце шестидесятых к началу девяностых оказались как морально, так и физически устаревшими. Да и против современного оружия как боевая единица конкурировать не могли.
Западные вооруженные силы пошли по иному пути, уже в начале семидесятых они начали заменять тяжелые мотоциклы с колясками на простые, более легкие и маневренные enduro, которые были более приспособлены к агрессивной эксплуатации и использовали их не как боевую единицу, а как средство доставки-эвакуации бойцов к месту боя или транспорт для разведчиков. Такой подход оказался более успешным и уже в восьмидесятых на вооружение приняли мощный и быстрый Kawasaki KLR250.
Несмотря на объем двигателя в 250 куб. см он в несколько раз превосходил все армейские мотоциклы того времени, был экономичным и более проходимым чем тяжелый мотоцикл того времени, он невероятно быстро разгонялся и способен был проехать там, где и пройти то было тяжело. Неприхотливый двигатель мощностью в26 л.с. имел крутящий момент в 24 ньютонметра, что очень неплохо для того времени, а моторесурс при аккуратном вождении составлял до 100 тыс. км. Благодаря этому он стал очень популярен в войсках и простоял на вооружении более двенадцати лет.
— Предельная скорость:135 км/ч
— Мощность:26 л.с.
— Крутящий момент: 24 Нм
— Вес:117 кг
— Высота по седлу:855 мм
— Топливный бак:11 л
— Средний расход топлива: 3,6 литра на100 км
— Двигатель: 249 см3, 4 клапана
— Коробка передач: 6 скоростей
— Рама: стальная, трубчатая
— Передняя подвеска: нерегулируемая
— Задняя подвеска: регулируемая к предварительной нагрузке
— Передний тормоз: диск212 мм
— Задний тормоз: барабанный
— Передняя шина: 3.00 x 21
— Задняя шина: 4.60 x 17
Ко времени «Бури в пустыне» командование армии США принимает решение о замене Kawasaki KLR250 на более унифицированный мотоцикл, притом имеющий возможность ездить на любом топливе. Тендер выигрывает компания Kawasaki и через год на испытание в войска поступил Kawasaki M1030. Он оборудовался одноцилиндровым ДИЗЕЛЬНЫМ мотором объемом в 250 куб. см и мощностью в23 л.с. Преимуществом такого двигателя было то, что топливо для него можно было достать практически везде, да и воспламенить солярку тяжелее чем бензин, что в боевых условиях немаловажно.
В 2003 году его начали заменять еще более универсальным HDT M1030-M2 LE 670, более мощным и при этом способным «переваривать» некачественный дизель, бензин и даже керосин. Одноцилиндровый четырехтактный мотор объемом 670 куб. см развивает мощность в33 л.с., чего вполне хватает для разгона до150 км/ч. Кроме того, мотоцикл полностью водонепроницаем, защищен от пыли и грязи, поэтому водные преграды до шестидесяти сантиметров для него не помеха.
При полном топливном баке HDT M1030-M2 LE 670 способен проехать653 кмна скорости в90 км/чбез дозаправки. Такое сочетание неприхотливого двигателя и конструкции enduro сделало его поистине незаменимым транспортом. Минусом можно считать только его цену – 18 тыс. долларов, что очень недешево для такого мотоцикла.
Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный, Одиночный
Объем двигателя: 670 куб. см.
Система охлаждения: масляно-водяное охлаждение
Крутящий момент: 53 Нм, 3300 об/мин
Привод газа: с тросовым приводом
Клапаны: 4
Крепление двигателя: поперечное
Система смазки: масляный картер
Коробка передач: ручная 5-ступенчатая
Сцепление: мокрое, cable operated
Привод: цепь
Стартер: электрический
Длина:2296 мм
Ширина:960 мм
Высота:1219 мм
Колесная база:1481 мм
Клиренс:211 мм
Сухой вес:176 кг
Максимальная скорость:152 км/ч
Топливный бак:14 л
Количество мест: 2
Ускорение до 100 км/ч. : 9.7 сек
Одновременно с Kawasaki M1030 компании Harley Davidson поступил заказ на разработку разъездного мотоцикла для нужд связи и военной полиции. Уже к 1994 году были начаты поставки Harley Davidson MT350 (МТ500). Он был значительно дешевле Kawasaki M1030 и прочнее Kawasaki KLR250 хотя и уступал последнему по проходимости. Спустя год «Харлей-Дэвидсон» модернизировал модель с двигателем в350 смкуб. и разработал новый вариант внедорожного мотоцикла с двигателем в 500 кубиков (МТ500). Обе американские машины внешне остались очень похожи: двигатель воздушного охлаждения, подвеска завышена для езды по сильно пересеченной местности.
Хотя мотоциклы считаются одноместными, при необходимости могут взять еще одного пассажира. В числе дополнительного оснащения, устанавливаемого на мотоцикл, можно было выбрать передние навесные вещевые ящики, сумку для оружия, дополнительные фары дальнего света и инфракрасную фару, именно такие мотоциклы закупали для обслуживающего персонала ВВС США. «Харлей-Дэвидсон» МТ500 достаточно прочен, чтобы выдержать сброс на небольших скоростях с воздуха. Имеются даже специальные ушки на раме для крепления его на грузовой платформе. А относительно небольшой вес машины позволяет ее сброс с самолета с использованием грузового парашюта Т-10С.
— Двигатель: Rotax бензиновый, 1 цилиндровый, сухой картер с воздушным охлаждением двигателя
— Объем: 349 см³, мощность 23 kW30 л.с. 8000 об/мин
— Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
— Электростарт + кикстартер Ohlins
— Диски из алюминиевого сплава, передний 21″, задний 18″.
— Дисковые тормоза спереди и сзади.
— Сцепление — многодисковое
— Максимальная скорость:130 км/ч
— Ускорение 0-100 км/ч: 9,5 с
— Бак для топлива: 12 л.
Не стоит на месте и армия НАТО. Мотоцикл KTM 400 LS-E/mi представляет собой военную версию спортивного мотоцикла класса enduro, доработанную конструкторами для его применения в военных целях. Его оснастили дефорсированным одноцилиндровым четырехтактным бензиновым двигателем (вариантом мотора KTM LC4), чей рабочий объем был снижен почти вдвое с 625 до 389 куб. см. Благодаря этому его моторесурс стал выше почти в четыре раза, а уменьшенная степень сжатия сделала возможным применение низкооктановых сортов бензина. Конечно, это снизило его мощность, вот только оставшейся мощности все равно более чем достаточно.
От серийных спортивных моделей KTM 400 LS-E/mil отличается также низким расположением сиденья (Low Seat), облегчающим длительные поездки, усиленной задней частью рамы для размещения дополнительных боковых и верхнего багажников, более мощным электрогенератором и увеличенным до18 литровбаком, а также системой подогрева руля.
Подвески WP с регулировками сжатия и отбоя
Передняя вилка перевёрнутого типа с диаметром пера 43 мм, ход 220 мм
Задняя подвеска с прогрессивной характеристикой, ход 240 мм
Тормозная система Brembo:
— впереди двухпоршневая с одним диском 300 мм
— сзади однопоршневая с одним диском 220 мм
Колёса с размером шин 90/90-21 впереди и 140/80-18 сзади
Бак — объём 19 л, резерв 2,5 л
База 1480 мм
Высота по седлу 890 мм
Дорожный просвет 290 мм
Сухая масса 148 кг
Масса с маслом и тосолом 151 кг
Максимальная скорость 130 км/ч
Мотор:
— 1 цилиндр, 4 такта
— 398 см3
— диаметр/ход поршня 89/64 мм
— степень сжатия 10,3
— 4 клапана
— водяная система охлаждения.
Несмотря на то что мотоциклов в армии США и НАТО более чем достаточно, они все равно приобретают все более или менее перспективные разработки. Например, Christini AWD 450 Military, один из немногих полноприводных мотоциклов. Мотоцикл Christini AWD 450 Military оснащен 450-кубовым двигателем с жидкостным охлаждением и уникальным механизмом полного привода, который, по словам конструкторов, повышает тягу, управление и стабильность мотоцикла. Однако из-за сложности обслуживания данное «чудо» техники закуплено пока всего в двухстах экземплярах для сил специальных операций ВС США.
Двигатель: 1-цилиндровый, 4-тактный
Объем: 450 куб. см с жидкостным охлаждением
Скорость: 130 км/ч
Разгон до 100: 8,9 сек.
Расход: 4,7 л на 100 км
Алюминиевая рама
Вес: 120 кг.
Помимо этого в 2014 году для спецназа запланирована покупка почти бесшумных электромотоциклов Zero MMX. Помимо электромотора мотоцикл получит экранирование от тепловыделения двигателя и покрытие способное поглощать ИК-лучи. Технические характеристики пока не уточняются.
Несмотря на тенденции Запада, наша армия не спешит с закупкой мотоциклов для своих солдат, тем более то что предлагает отечественное мотостроение. Несмотря на время, прошедшее с шестидесятых годов, конструктивно там мало что изменилось. Достаточно глянуть на фото и все станет понятно.
«Днепр-16М» 156-252 «Хищник»:
Габаритные размеры, мм не более (ДхШхВ): 2600х1700х1150
База, мм: не более 1575
Колея, мм: не более 1200
Дорожный просвет, мм: не менее 125
Масса снаряженного мотоцикла, кг: не более 380
Полная масса, кг: не более 640
Количество посадочных мест: 3
Двигатель, тип: четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Количество цилиндров: 2
Рабочий объём двигателя, см3: 649
Трансмиссия: сцепление сухое, двухдисковое
Коробка передач: четырехступенчатая
Топливный бак, л: не менее 19
Система зажигания: бесконтактная
Максимальная скорость, км/час: 95
Мощность двигателя л.с.: 32
Максимальный крутящий момент Н•м: 47
Система запуска: электростартер, кикстартер.
Хотя и у нас есть вполне приличные мотоциклы, подходящие для армии — тот же «M1NSK CX-200»:
Есть и более мощный вариант RX 250 или RX 450:
Не стоит забывать и про простые «M1NSK C4-200» — модернизацию старого доброго «МИНСК-125», который даже ведущий программы Top Gear Ричард Хамонд назвал «АК-47 среди мотоциклов».
Вот только пока наши генералы додумаются, придет новое поколение индивидуальной техники для солдат…
/Александр Мартынов, специально для «Армейского Вестника»/
«Рука лицо», специалист мото любитель блин. Жаль он мало на «топ-гир» ссылается, а то статья прямо разгромная получилась бы.