Минфин продолжает согласовывать с Министерством обороны перенос расходов на госпрограмму вооружений. На сей раз финансистам удалось добиться переноса закупки истребителей МиГ-35 (глубокая модернизация МиГ-29). Контракт на закупку 37 единиц, с возможностью увеличения этого количества в будущем, был готов к подписанию. Однако теперь по просьбе Минфина его заключение переносится на 2016 год. Чем это грозит программе модернизации Вооружённых сил России?
Собственно, серьёзной потерей это считать трудно. Закупка МиГ-35 для ВВС РФ не планировалась изначально. Корпорация «МиГ» выполняет контракт на 24 палубных МиГ-29К/КУБ для ВМФ и весьма плотно загружена зарубежными контрактами (самолёты для Индии, Мьянмы, Сирии).
Однако, проиграв индийский тендер на 126 средних многоцелевых истребителей (MMRCA), РСК «МиГ» оказалась обладательницей самой совершенной модификации и без того весьма удачной машины. К тому же к выполнению индийского контракта готовилась модернизация производственных мощностей, которые теперь оказывались недозагруженными. Это и позволило задуматься о закупке истребителей МиГ-35 для ВВС России.
Такой шаг помог бы решить две важные задачи.
Во-первых, «микояновская фирма» смогла бы наращивать производство и сохранять квалифицированные кадры, пока действительно новые машины находятся только на стадии проектирования. Без серийного производства достаточно большого объёма корпорация рискует оказаться в ситуации, когда производственные мощности (вернее, целые производственные комплексы корпорации) придётся воссоздавать потом заново. Между тем через некоторое время в серию надо будет ставить новые машины.
Напомним, что сейчас РСК «МиГ» работает над разведывательно-ударным беспилотным аппаратом массой около 6 тонн (вместо не совсем удачного БПЛА «Скат») и проводит предварительные проработки нового истребителя-перехватчика, который должен прийти на смену МиГ-31. Эти машины будут следующим поколением боевой авиации прославленного ОКБ им. А.И. Микояна. И допустить, чтобы к моменту появления новой авиационной техники её негде и некому было производить, просто нельзя.
Индийский тендер на 126 истребителей позволил бы загрузить мощности предприятий под завязку. Вернее, даже чуть больше, чем под завязку: под этот контракт РСК «МиГ» пришлось бы модернизировать и расширить свою производственную базу. Производство большой серии относительно старой машины (МиГ-35 хотя и очень глубокая, но всего лишь модернизация МиГ-29) позволило бы за счёт собственной выручки пережить время, необходимое для создания машин новых. И не просто пережить, но и развить производственную базу.
Но раз уж за счёт иностранного заказчика эту задачу решить не удалось (хотя большую часть работы РСК «МиГ» и так обеспечивают иностранцы), значит, изыскивать средства надо самим. И раз уж перевооружение — это государственная задача, значит, решать вопрос сохранения производственной базы должно тоже государство. Это и подразумевалось, когда согласовывался заказ МиГ-35 для ВВС России.
Но нельзя считать, что закупка МиГ-35 — это своеобразная «гуманитарная помощь» отечественному производителю. Хотя развитие отечественных высокотехнологичных научно-производственных комплексов — тоже задача государства. Но в данном случае это была бы отнюдь не благотворительность. Закупка новых истребителей вполне согласовывалась со второй важной государственной задачей — обновлением парка ВВС. Пускай МиГ-35 — это не истребитель пятого поколения. Но ВВС нуждаются не только в суперсовременных самолётах.
Достаточно вспомнить американский F-22. Он не использовался в реальных операциях, поскольку его боевые качества избыточны для тех конфликтов, в которых участвовали ВВС США. А стоимость его непомерна для полной замены подобными самолётами парка боевой авиации. Это тот случай, когда сравнение с забиванием гвоздей микроскопом было бы вполне уместно. Большинство боевых задач, стоящих как перед американской, так и перед нашей боевой авиацией, вполне способны успешно выполнять и не самые новые машины. Важно, чтобы эти машины были. И здесь закупка МиГ-35 помогла бы быстрее обновить парк военной авиации.
Во-вторых, после выбывания РСК «МиГ» из индийского тендера под вопрос поставленодоведение некоторых ключевых систем бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), которые создавались для этого самолёта. В частности, доводка бортовой РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной-решёткой целесообразна только в случае заказа новых самолётов для ВВС России.
Эта станция способна обнаруживать до 60 целей на дальности более160 км, одновременно атаковать восемь целей и сопровождать до 30. Она может существенно расширить возможности не только новых истребителей среднего класса. Её было бы целесообразно использовать для модернизации имеющегося парка МиГ-29. Испытания этой РЛС должны были начаться на двух переоборудованных микояновцами МиГ-29. Однако отмена контракта на закупку МиГ-35 для ВВС России ставит под сомнение целесообразность испытательной программы. И как следствие — глубокая модернизация имеющихся МиГ-29 тоже становится маловероятна.
Стоит также сказать, что перенос обсуждения контракта на 2016 год может вообще сделать закупку МиГ-35 маловероятной. К тому времени в строй встанет значительное количество истребителей Су-35 и Су-30СМ, бомбардировщиков Су-34. Текущая острая потребность в увеличении качественного состава ВВС будет частично удовлетворена. А численный состав будет поддерживаться продлением срока эксплуатации имеющихся машин вместо глубокой модернизации и постройки дополнительных новых.
Минфин трудно упрекать. У этого ведомства задачи бухгалтерского свойства, к которым можно отнести и бездефицитность бюджета. Министерство обороны тоже можно понять. Оно поставлено перед необходимостью приведения расходов на перевооружение в соответствие с возможностями страны. Мы не увидели бы МиГ-35 в наших ВВС, если бы индийский контракт был выигран. И отказываясь (пока перенося) от закупки машин, на которые не рассчитывали изначально, Министерство обороны, можно сказать, мало что теряет. Возможно, такова жизнь, и одна из самых прославленных отечественных авиастроительных фирм должна довольствоваться выпуском единичной продукции для своей страны. Экономия — экономией. Но было бы обидно допустить деградацию производственного комплекса РСК «МиГ» до уровня авиаремонтного предприятия.
Зарубежные аналоги МиГ-29 — истребители четвёртого поколения, такие как F-15, F-16, F-18 — продолжают модернизировать и совершенствовать их боевые свойства. Благодаря этому они как минимум остаются вполне соответствующими современным условиям. И даже превосходят по ряду важнейших свойств более новые образцы, такие как F-35.
Будем надеяться, что у нас всё же будут заниматься дальнейшей модернизацией одного из лучших истребителей четвёртого поколения, а не только ремонтировать, продлевая сроки эксплуатации имеющихся МиГ-29. И нам следует заниматься совершенствованием своих истребителей, повышать их качественный уровень. Эта машина далеко не исчерпала своего потенциала. Она может и должна оставаться в строю ещё очень долго.
/Александр Горбенко, odnako.org/
Дело не в достаточности истребителей Сухого.Автор лукавит,а попросту врет. МИГи 29 и 35 есть легкие истребители. Они предназначены для завоевания превосходства в тактической зоне(ну например над территорией Сирии),т.е непосредственно над полем боя.Все локальные конфликты требуют как раз именно такие истребители.Наши военно-воздушные базы за рубежом,приграничной зоне ЕТД практически не имеют таких истребителей,а имеющиеся МИГ-29 -хлам.А на Дальнем Востоке они вообще отсутствуют.А вообще не совсем понимаю,руководители Сухого настолько бестолковые,что не понимают ,что их истребители не пригодны для вышеуказанных целей.А скорее всего им по «барабану»-главное сбыть свой товар.Что,они по праву,а теперь и Минфин заслужили медаль конгресса США за принятие эффективных мер по снижению остатков боеготовности ВС России и их союзников.Перехватчиков нет,прикрытие с воздуха поля боя нет.»Слава» глупости генералов и предательству руководства страны.
Согласен! Никто не регулирует контракты и переоснащение. Всё поставлено через …….. , каждый сам по себе и сам за себя. Сухой отжимает своё, хотя и сам недостаточно хорошо вкладывает в оборону РФ.
Когда речь идёт о прибыли, правильные вещи становятся неудобными и неприемлимыми.
Что мешает для тактических задач применять Сухой? И для каких тогда задач он нужен?
Очень хороший вопрос. Хоть современные Су и МИГ имеют родословную как многоцелевой, но практика и тактика применения у них разная. МИГ-это «легкий» истребитель(истребитель-перехватчик) нужен для завоевания господства в воздухе и над ТВД, основное место применения ближняя и средняя дистанция. Су-это тяжёлый истребитель(истребитель-бомбардировщик) главная задача дальнее сопровождение патрулирование и охота, уничтожение стратегических целей, основное место применения средняя и дальняя дистанция.
Для простоты сравнения можно использовать танк и САУ или пушку и гаубицу, при относительной схожести разные цели и предназначения.
Больше всего влияет ТТХ(вес и размер; вооружение и скорость; манёвренность и резвость) они определяют предназначение и роль в системе ВВС или ПВО.
Если МИГ-это больше самолёт ПВО(защита и поддержка), то СУ-это самолёт ВВС(атака и свободная охота/патрулирование).
Су в тактических задачах имеет больше шансов проиграть более легким и маневренным самолётам имеющим меньшие размеры и большую резвость. Что к стати где-то было проверено практикой, но не афишировалось.
«МИГ» сам прохлопал свой контракт, сами сделали всё чтобы его потерять(Невыполнение главных условий заказчика есть неуважение и пренебрежение как этическими так и профессиональными нормами).
За такие вещи надо было МИГовцев с представителями от оборонки и «прессануть» по полной программе, поставить на место и заставить пахать.
За тупое сравнение с иностранных хламом и пущенным баблом на ветер, стоит и «язык вырвать». -Оборона/Безопасность не терпит «упрощёнки» и примитивизма, это деньги на ветер и «латание дыр». Если иностранцы могут поставить «хлам» на вооружение и мучиться с ним, то Нам эта «роскошь не по карману», это равносильно саботажу и предательству.
Абсолютно верно.
Представителей ОКБ «Миг» и так уже прессуют по полной программе начиная с 1999 года. Из за того, что новых разработок фактически нет, (в этом есть вина ГОСУДАРСТВА, которое только и умеет делать СЕКВЕСТИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА), большая часть научных кадров Мига ушла на «вольные хлеба». Да Микояновцы допустили несколько ошибок (Невыполнение главных условий, то радар у миговцев слабоват, хотя у конкурентов не было подобной разработки, да двигатели развивают по 9000КН, хотелось бы больше), но они уже ОБЯЗАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕСТИ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ. Потом Миг не проектировал русский истребитель да ещё с натовским вооружением!!! Это тоже одно из условий контракта!!!(Этого не мог предвидеть инженерный корпус компании). Миг 35 не принят на вооружение ВВС России, в этом вина как говорится 50/50 в долях между ВВС России, и ОКБ Миг. Если ты проиграл, тебе яйца оторвать надо??? А если по человечески??? Я так понял, индусам чрезвычайно трудно угодить.(Это про саботаж и предательство, которое хоть под лупой ищи не найдёшь, за отсутствием состава преступления). Они хотят машину 5 поколения, по цене машины ЯК 130 ($15 000 000). Такого в жизни не бывает. Это абсурд. И ещё. Если мы будем сокращать гособоронзаказ, и государственную программу вооружений более чем на 50%, все наши ОКБ по прежнему будут бегать за президентом страны как стая голодных собак, безусловно, если грядут сокращения, надо искать «подработки» на стороне. ЦКБ «Рубин» проектировщик АПЛ 5 поколения когда то «проектировало» буровые для «Газпрома», но и государство махнув мечом по расходам, не должно добивать, свою родную НАУКУ.