Использование квадроциклов в армиях НАТО

В прошлой нашей статье мы говорили про мотоциклы для армии, теперь я хочу поговорить про более универсальное транспортное средство для военных – квадроцикл. И если двухколёсные машины популярности назад так и не приобрели, то четырехколесные мотоциклы медленно, но уверенно набирают популярность, хотя до западного уровня нам все же далеко.

Все начиналось в период Второй Мировой войны. Тогда войска вермахта использовали мотоцикл повышенной проходимости и грузоподъемноссти kleines Kettenkraftrad Sd.Kfz.2 (NSU-HK-101). Он стал настолько популярен, что изначально проектируемый для горных и десантных дивизий, его начали использовать в авиации, артиллерии и инженерных войсках.

Однако после окончания войны разработки в данном направлении прекратились как неперспективные. Хотя США а пробовали вести разработки в этом направлении, успеха не добились. Вспомнили про «грузовые мотоциклы» только в начале девяностых, когда армии понадобились маленькие и грузоподъемные транспортные средства, для быстрой доставки бойцов и грузов на передовую, патрулирования и работ в тылу.

Так на чем же ездят современные военные вооруженных сил США и НАТО? Самым популярным является квадроцикл компании Polaris. Модель MV700 поистине лучшее творение этой компании. Неприхотливый, проходимый и недорогой, он отлично зарекомендовал себя в Афганистане. Дополнительная защита ходовой части, дуги безопасности, крепления для оружия и амуниции, постоянный полный привод, коробка-автомат, усиленные мосты. Все это в базовой комплектации.

Дополнительно можно заказать быстросъемную мягкую крышу, дополнительные фары ближнего и дальнего света и «запаску» на задний багажник. Про переднюю и заднюю лебедки вкупе с непромокаемыми сидениями и подогревом ручек вообще не говорю, все это минимум для военного транспорта.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Объём двигателя: 683 см3
Мощность: 49 л.с.
Число тактов: 4-тактный
Тип передней подвески: MacPherson
Ход передней подвески: 208 мм
Тип задней подвески: независимая
Ход задней подвески: 229 мм
Передние шины: 25 х 8-12
Задние шины: 25 х 10-12
Грузоподъемность переднего багажника: 68 кг
Грузоподъемность заднего багажника: 136,1 кг
Тяга на крюке: 681,8 кг
Высота: 1295 мм
Длина: 2261 мм
Ширина: 1194 мм
Сухой вес: 450 кг
Колесная база: 128,9 мм
Радиус поворота: 1,98 м
Клиренс: 267 мм
Топливный бак: 18/15,1 л.

Чуть позже модель MV700 стали заменять Polaris Sportsman MV 850. Это поистине монстр в своем классе: 850 кубиков выжимают из себя77 л.с., что примерно равно мощности небольшого хэтчбэка. Два топливных бака (19,9 литра основной и 24,6 литра запасной) увеличивают запас хода на треть. Так же изначально на квадроцикл установлен электроусилитель руля и система курсовой стабилизации. Из минусов – только одна лебедка спереди.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Для транспортных служб и служб обслуживания аэродромов закупается Polaris MV800 (модернизированная копия MV700). В отличии от старших собратьев он менее мощный, зато «переваривает» все виды дизеля и даже керосин.

Там, где в работе требуется «тяжелая артиллерия» — военные США используют Polaris Sportsman 800 6×6, предназначенный для перевозки тяжелых грузов в труднопроходимой местности или ограниченном пространстве, он легко берет в кузов400 кг веса и тянет более полутонны. Такая грузоподъемность и проходимость обуславливается благодаря наличию карданного вала, понижающей передаче и четырем вариантам привода: полный 6х6, передний, задний 4х4 и задний 2х2. В остальном отличия от MV800 несущественны. Из приятных опций: пневмоподъемник кузова, GPS навигация, лебедка, болотная резина и дуги безопасности.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Для стран НАТО закупается квадроцикл более компактных размеров — Yamaha KODIAK 450. Этот малыш во многом уступает американским собратьям, как в скорости, так и в мощности, зато укомплектован более богато. Дефорсированный одноцилиндровый двигатель объемом в 450 куб. сантиметров с жидкостным охлаждением выдает скромные28 л.с. Однако автоматическая трансмиссия Ultramatic позволяет использовать их на всю катушку.

Трёхрежимная система выбора типа привода On-Command (позволяет нажатием кнопки выбрать один из трех типов привода: 2WD, 4WD или 4WD с блокировкой дифференциала) увеличивает проходимость малыша до уровня серьезного квадроцикла. Из приятных опций: жидкокристаллический экран, кожаное сиденье, возможность установки навесного оборудования, передний и задний багажники с максимальной нагрузкой в120 кг, передняя лебедка с тяговым усилием в800 кги криптоновые фары. Минусом KODIAK является его технологическая сложность и высокие требования к качеству топлива.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Объем: 421 см3
Мощность: 28 л.с.
Число тактов: 4-тактный
Тип передней подвески: Double wishbone
Ход передней подвески: 160 мм
Тип задней подвески: Маятниковый рычаг
Ход задней подвески: 180 мм
Передние шины: 25 х 8-12
Задние шины: 25 х 10-12
Грузоподъемность переднего багажника: 120 кг
Грузоподъемность заднего багажника: 120 кг
Тяга на крюке: 500 кг
Сухой вес: 250 кг
Колесная база :123,2 мм
Радиус поворота: 3 м
Клиренс: 246,3 мм
Топливный бак: 15 л

Для хозяйственных нужд армии НАТО используется дизельный Arctic Cat 700: имея бешеную низовую тягу, он поистине представляет собой маленький трактор. Несмотря на большой объем двигателя (686 куб. см) он выдает всего18 л.с. и 40 (!) Ньютон-метра крутящего момента. Все 686 кубиков этого дизельного двигателя могут работать на шести разных типах дизельного топлива: DF1, DF2, DF-Arctic, JP5, JP8 и Biodiesel.

Полностью независимая подвеска Ride-In имеет заниженную конструкцию, обеспечивая более низкий центр тяжести без ущерба удобству водителя или проходимости, а двойные А-образные рычаги предотвращают отклонения во время поворотов. Установленные на него шины Duro 3 Star Kaden имеют трехслойный протектор и отлично тянут квадроцикл по любой грязи. Имеется переключатель между задним и полным приводом, а так же блокировка переднего дифференциала.

Под заказ Arctic Cat 700 комплектуют кузовом, системой крепления SpeedRack позволяющей быстро поставить и снять без всякого инструмента разнообразные аксессуары, прицепным устройством и лебедкой с тяговым усилием в1300 кг. Минусом является только низкая скорость квадроцикла и его цена. Однако это не мешает ему быть одним из самых любимых в рядах инженерных и обслуживающих подразделений войск НАТО.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Объем: 695 см3
Число тактов: 4-тактный
Система охлаждения: жидкостное
Тип привода: полный
Тип коробки передач: вариатор
Передние тормоза: дисковые
Задние тормоза: дисковые
Тип передней подвески: двойной А-рычаг
Ход передней подвески: 254 мм
Тип задней подвески: двойной А-рычаг
Ход задней подвески: 254 мм
Передние шины: 25 x 8-12
Задние шины: 25 x 10-12
Грузоподъемность переднего багажника: 45 кг
Грузоподъемность заднего багажника: 91 кг
Тяга на крюке: 476 кг
Длина: 2134 мм
Ширина: 1194 мм
Высота: 1245 мм
Сухой вес: 334 кг
Колесная база: 1270 мм
Клиренс: 305 мм
Топливный бак: 24,6 л

Не меньшее распространение получили квадроциклы с поперечной посадкой. К таким относятся Polaris MRZR 4 и Polaris MRZR 2.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Созданные специально для министерства обороны США они собрали в себе лучшие качества квадроцикла и багги. Девятисот кубовый двигатель при весе квадроцикла в700 кгразгоняет его до100 км/чвсего за 10,5 секунд. 120 ньютон-метра крутящего момента позволяют перевозить груз до800 кги перетаскивать до1300 кг. Разработанный специально для пустынной и гористой местности он имеет пониженные передачи, блокировки всех мостов и систему подкачки шин, трансформируемый каркас безопасности и быстросъемные боковые двери.

Длинноходная подвеска отлично гасит удары и неровности, благодаря чему квадроцикл может передвигатся по пересеченной местности на скорости свыше80 км/ч. По требованию заказчика компания устанавливает крепления для пулеметов и станкового гранатомета, инфракрасные фары, дополнительную защиту топливного бака, мягкую крышу, сиденья развернутые поперек движения, ксеноновый фароискатель мощностью в 3500 люмен, комплект дополнительного осветительного оборудования на передний бампер, болотные покрышки.

Несмотря на отсутствие бронированя, MRZR настолько понравился бойцам в Афганистане, что им стали заменять большие, прожорливые и неуклюжие HMMWV, на которых передвижение по узким улочкам превращалось в муку, а убогий обзор и постоянно неработающий кондиционер добовали солдат лучше всяких террористов. MRZR по сути переходная ступень между квадроциклом и багги, которая идеально подходит для быстрой езды в условиях ограниченного пространства или песков. Однако при наших суровых зимах такой вид транспорта как основной не применим.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Тип двигателя: Polaris ProStar 900
Объем двигателя: 875 куб. см.
Мощность двигателя: 88 л.с., 120 Нм
Топливная система: электронный впрыск топлива
Тип топлива: бензин
Трансмиссия: вариатор, с непрерывно изменяемым передаточным числом (CVT): P/R/N/L/H
Привод: подключаемый полный
Защита днища: стальная, на всю длину днища
Бамперы: передние и задние с полиуретановыми демпферами.
Рулевое управление: электронный усилитель руля и регулируемое по высоте рулевое колесо
Стандартное зажигание: без ключа
Инфракрасная подсветка: опциональная
Ремни безопасности: четырехточечные ремни безопасности с быстрой защелкой
Лебедка: да, тяговое усилие 1500 кг.
Прицепное приспособление: стандартное
Передняя подвеска: двойные А-образные рычаги
Передние/Задние тормоза: двойные тормозных диски
Колеса: Beadlock
Стояночный тормоз: в трансмиссии
Объем топливного бака: 27,4 л
Ширина: 152,4 см
Высота: 152,4 см

Прямых конкурентов для MRZR на рынке военной техники нету, кроме пожалуй крадроцикла Tomcar, который как MRZR больше смахивает на багги, вот только в отличии от американского собрата, Tomcar имеет в своей основе гражданскую машину — Tomcar TM27. Китайский литровый двигатель Daihatsu очень слаб – тридцать четыре лошадиные силы и всего сорок Ньютон-метра крутящего момента.

Из преимуществ только мягкая подвеска, брезентовая крыша, опционально возможно бронирование, система навигации, отопление салона и ремни безопасности, делают даже беспилотный вариант. В остальном – просто машина для пустыни, как сказал один из водителей данного агрегата «…На скорости 40 км/ч в Томкаре начинает вибрировать все. При 60 км/ч начинаешь вибрировать сам. Разговаривать при этом вообще невозможно…»

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Количество мест — 2
Габаритные размеры:
— длина 2820 мм
— ширина 1650 мм
— высота 1625 мм
Колесная база –2007 мм
Емкость топливных баков, л: 2х26
Снаряженная масса, кг: 645
Тип: бензиновый
Количество и расположение цилиндров: 3, в ряд
Рабочий объем — 995 см3
Мощность, л.с./кВт/об/мин: 34/28/5600
Передняя подвеска: независимая, двухрычажная, пружинная
Задняя подвеска: независимая, на продольных рычагах
Тормоза передние: барабанные, с гидроприводом
Тормоза задние: барабанные, с гидроприводом
Трансмиссия: клиноременной вариатор с демультипликатором и блокировкой межколесного дифференциала
Передние: 25х8-12
Задние: 26х12-12
Максимальная скорость -100 км/ч
Клиренс –305 мм
угол въезда — 90 град.
угол съезда — 90 град.

А вот там где скорость и проходимость не важны, но нужна невероятная грузоподъемность — на помощь военным пришел M-Gator A1, против него Polaris Sportsman 800 6×6 как ребенок против Майка Тайсона. Созданный специально для министерства обороны США, он изначально проектировался как тяжеловоз (для «Бури в пустыне») и должен был заменить в корне устаревший M274 Mechanical Mule.

Использование квадроциклов в армиях НАТО

850 кубиков, 3 цилиндра, 18 л.с., 53 ньютон-метра, водяное охлаждение, только задний привод, всего37 км/ч, вариатор с понижающей передачей, и целых850 кгнагрузки в грузовом варианте, при этом он может тащить до двух тонн веса. По сути это полноценный трактор с кузовом, который потребляет всего 5-7 литровна100 километров.

Использование квадроциклов в армиях НАТО
Использование квадроциклов в армиях НАТО

Почему наш гениальный военный автопром не додумался до такой простой техники? Неизвестно, русских умом не понять, а если он еще и военный…

/Александр Мартынов, специально для «Армейского вестника»/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. тот случай, когда автор нифига не разбирается в теме, на которую взялся писать статью. «Почему наш гениальный военный автопром не додумался до такой простой техники? Неизвестно, русских умом не понять, а если он еще и военный…»(цитата)… сколько самомнения и чванства! ну, попробую объяснить. что есть квадроцикл? четырехколесный велосипед с моторчиком. ни брони, ни устойчивости, причем как при движении, так и в состоянии… стояния. водитель, верхом сидючи, наглухо сосредоточен на управлении, или покатится кубарем вместе с тарантасом на первой же кочке! пассажир, если он предусмотрен конструкцией сего «россинанта», не менее старательно цепляется за что может, чтоб не улететь нафиг на той же кочке — ибо предполагается, что такие штуки нужны вовсе не для езды по гоночным трекам формулы-1!!! ни стрелять с него, ни вести толковое наблюдение в движении просто нереально (нет, если быть честным, стрелять можно вообще с чего угодно — вот попадать… хотя бы на дистанции метров сто…). естественно, нормальные люди такое в виде БОЕВОЙ техники воспринимают разве что как прикольный анекдот! так, посыльный велик…
    несколько иным видом техники являются те машины, которые здесь, почему-то, названы тоже квадроциклами, а по сути являются обычными багги. это уже полноценная машинка для легких… очень легких сил вроде егерей-рейнджеров-десантников, как боевая платформа все еще очень… не очень, а вот как транспорт вполне себе ничего. стрелять толком по-прежнему не выйдет, но сгонять за чем-нибудь — вполне подходяще. этакий современный «виллис» в сравнении со периодом ВОВ. от обычного внедорожника багги, если не лезть в железо, отличаются разве что отсутствием дверей — этакие недоделанные «ранглеры». похожие машины присутствуют в любой армии, наша не исключение, те же УАЗ-ы и их аналоги… и да, для нашей армии такие машины далеко не лучший вид транспорта. почему? а вы, любезнейший А.Мартынов, зимой, где-нибудь даже в подмосковье, зауралье не берем, при не самых низких для России минус пятнадцати, сядьте как-нибудь в багги, да смотайтесь километров за сто-сто пятьдесят, туда-обратно. а потом расскажете нам, какие машины нужны в качестве посыльно-разъездных нашей армии… это амеры большую часть своей территории в снегу видят разве что в кошмарном сне — для нас это реальность. вот если бы мы собирались воевать в австралии или африке — тогда без вопросов. а так, как оно есть в реальности — сами на этом катайтесь!
    напоследок — для чего пиндосы, обычно все же не такие идиоты, как о них говорит задорнов, понацепляли на свои квадрики стреляющее железо? да просто — для того же, для чего наши еще в гражданскую себя пулеметными лентами, причем даже без патронов(!) обматывали! с одной стороны — люди богатые, могут себе такую фигню позволить, с другой — как брутально смотрится!!! мачизм рулит! вскормленные на рассказах про то, как когда-то их предки прям таки гоняли как хотели по пустыне Роммеля как раз на джипах с пулюметами, разве могут они не присобачить пулюмет даже к садовой тачке?! и присобачат, и назовут это «типа полуподвижная огневая точка», и даже радоваться будут… а я буду радоваться, если в РА таких «гениев» все же не найдется!!! бабло попилить можно и более просто…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя