В Калифорнии проходят полеты опытных образцов высотных беспилотных летательных аппаратов MQ-4CTriton. Они предназначены для разведки, рекогносцировки и наблюдения за обширными морскими акваториями в интересах ВМС. Предполагается, что БЛА смогут находиться в воздухе до 30 часов, преодолевать за это время до 21300 км и работать на высотах более 18000 м.
Первый полет прототипа морского БЛА-разведчика состоялся 22 мая. Машина стартовала в 7.10 утра местного времени с заводского аэродрома корпорации Northrop Grumman в Палмдейле, за 1 час 20 минут совершила несколько кругов в районе военно-воздушной базы Эдвардс и благополучно села в точке взлета.
Беспилотник создан корпорацией Northrop Grumman на базе стратегического разведывательного БЛА RQ-4 Global Hawk, который состоит на вооружении ВВС США. Американским ВВС с1998 г. поставлено 42 машины этой модели. Аппарат недешевый. Стоимость каждого RQ-4 с учетом затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляет 222,7 млн. долларов(131,4 млн. долларов – за серийный БЛА), а суммарно финансирование программы до2014 г. включительно выльется в 10 млрд. долларов.
Длина Global Hawk –14,5 м, размах крыла –39,9 м, то есть больше, чем у лайнеров семейства Boeing 737. Взлетный вес тоже немаленький –14628 кг. Малошумный турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce F137-RR-100 позволяет развивать скорость в575 км/ч. В конструкции машины широко использованы stealth-технологии. Малая заметность для РЛС и большая высота полета делают БЛА RQ-4 малоуязвимыми от средств поражения.
Схема действия MQ-4C Triton при обеспечении действий ударного авианосного соединения
Global Hawk принадлежит несколько мировых рекордов в классе беспилотных летательных аппаратов. Стартовавший 21 марта2001 г. RQ-4 провел в воздухе 30 часов, 24 минуты и 1 секунду. Та же машина установила рекорд высоты полета –19928 м. Эти достижения были зарегистрированы и утверждены Международной авиационной федерацией (FAI).
Минуло чуть более месяца и был установлен другой, хотя и неофициальный, но более практический рекорд. 24 апреля2001 г. Global Hawk, взлетевший с авиабазы Эдинбург в Австралии, за 22 часа беспосадочного полета пересек Тихий океан и приземлился в США. Дистанция составила13219,86 км.
Именно этот полет привлек внимание американских военно-морских авиаторов. Они объявили тендер на создание дальнего беспилотного морского разведчика в рамках программы Broad Area Maritime Surveillance – BAMS («Широкоохватное наблюдение за морем»). В конкурсе приняли участие корпорация Boeing с беспилотной версией пассажирского самолета бизнес-класса Gulfstream G550, корпорация Lockheed Martin в паре с компанией General Atomics Mariner, которые предложили создать совершенно новую машину, и Northrop Grumman с оморяченным вариантом RQ-4 Global Hawk.
В апреле2008 г. Пентагон объявил победителя. Им оказался, как и предсказывали эксперты, BAMS корпорации Northrop Grumman. Впрочем, руководство Boeing не хотело мириться с поражением и опротестовало итоги тендера, обратившись с жалобой в контрольное управление администрации США. Но оно лишь подтвердило победу Northrop Grumman.
22 апреля2008 г. Министерство обороны США подписало с этой компанией контракт на 1,16 млрд. долларов на создание дальнего беспилотного разведчика, который позже получил название Triton и обозначение MQ-4C. В соответствии с контрактом эта фирма должна была разработать и изготовить два полностью экипированных опытных образца (демонстратора).
По конструкции, габаритам и внешнему виду Triton мало чем отличается от Global Hawk. Некоторые изменения коснулись носовой и нижней части фюзеляжа, где разместилось электронное оборудование, предназначенное для обнаружения морских целей. В носовой части MQ-4Cнаходится оптоэлектронная камера, которая с высокой разрешающей способностью «видит» надводные цели и в реальном масштабе времени передает их изображение в центр управления БЛА. Под «брюхом» беспилотника разместилась РЛС AN/ZPY-3 с активной фазированной антенной решеткой, позволяющей производить с большой высоты и на большую дальность обзор водной поверхности на 360°.
На борту разведчика имеется ЭВМ, хранящая в своей памяти видео- и электронные образы боевых кораблей и судов военно-морских и гражданских флотов. То есть потребитель в пункте управления получает уже вполне «осознанную» информацию об обстановке на том или ином участке театра действий. В соответствии с сетецентрической концепцией этой же информацией в полной мере могут воспользоваться операторы штабов разного уровня, а также экипажи пилотируемых американских самолетов и кораблей.
Triton также располагает развитыми средствами связи, детекторами обнаружения сигналов РЛС и прибором определения местоположения судов, оснащенных передатчиками автоматической идентификационной системы AIS. Вероятно, на эти БЛА в качестве средства самообороны будет устанавливаться аппаратура радиоэлектронного противодействия.
«Предназначенные для замены существующих разведывательных самолетов такие системы, как Triton, дадут возможность нам осуществлять мониторинг океанских акваторий с гораздо большей эффективностью и продолжительностью», – заявил после первого полета MQ-4C кэптен Джеймс Хук, менеджер программы BAMS от командования морских авиационных систем ВМС США.
Тут надо заметить, что предполагается работа «тритонов» в паре с новейшими патрульными самолетами P-8A Poseidon, которые начинают поступать на вооружение базовой авиации американского флота на замену самолетов P-3 Orion, а также палубными самолетами дальнего обнаружения и наведения E-2D Advanced Hawkeye. Варианты их взаимодействия могут быть самыми разными. Например, Triton обнаруживает выход на боевую службу подводной лодки и передает информацию на находящийся поблизости Poseidon. Тот, обладая средствами слежения за субмаринами в подводном положении (магнитометр, гидроакустические буи и т.д.), берет на сопровождение цель и в случае надобности уничтожает.
Испытания «тритонов» будут продолжены
ВМС США планируют заказать 68 БЛА Triton. Они будут развернуты на Гавайях, на островах Гуам в Тихом океане и Диего-Гарсия в Индийском, авиабазах Поинт-Мугу в Калифорнии, Джексонвил во Флориде и Сигонелла в Италии.
Ну а пока испытания беспилотных разведчиков продолжаются. Сейчас они происходят в Палмдейле, а потом их перенесут на летно-испытательную базу авиации ВМС США Патаксент-Ривер в штате Мэриленд. Но уже сейчас Вашингтон ведет переговоры с Австралией и Индией, которые выразили заинтересованность в приобретении этих БЛА.
/Александр Фёдоров, oborona.ru/