Завершаем публикацию основных положений отчета Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала ВС РФ. Ранее мы уже опубликовали первую и вторую части.
В 2010–2012 годах в департаменты финансово-экономического блока поступило соответственно 633, 422 и 5658 обращений граждан по вопросам денежного довольствия и заработной платы. Анализ обращений, поступивших в 2012-м, показал, что свыше 80% изложенных в них вопросов касались в той или иной степени организации работы Единого расчетного центра МО РФ (ЕРЦ).
Система выплат призывникам
Постановлением правительства России от 21 декабря 2011 года № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву» введена новая система выплат для данной категории военнослужащих. Установлены новые оклады по воинской должности в размере от 1000 рублей (стрелок, курсант) до 1800 рублей (старшина) в месяц.
Вместе с тем в соответствии с указом президента России от 1 января 2012 года № 100 «О проведении в ВС РФ эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву», указанной категории военнослужащих с 1 января 2012 года выплачивается денежное довольствие в размере 2000 рублей в месяц (включая оклад и дополнительные выплаты) независимо от занимаемой воинской должности.
При разработке концепции указанного эксперимента Минобороны исходило прежде всего из необходимости унификации расчетов с личным составом, а также из того, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, находятся на полном государственном обеспечении и не осуществляют затрат на питание, обмундирование и проживание, выполняют свои обязанности в равных условиях.
По мнению командований Южного и Центрального военных округов, проведенный в 2012-м эксперимент по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в целом оказал положительное влияние на морально-психологическое состояние личного состава и негативных действий на боевую готовность и повседневную деятельность подразделений не имел.
В то же время, по оценке командований Восточного и Западного военных округов, фиксированная выплата денежного довольствия «не соответствует степени ответственности по занимаемым воинским должностям и объему выполняемых военнослужащими функциональных обязанностей, вследствие чего снижено чувство ответственности, возникают вопросы социальной несправедливости, отсутствует заинтересованность в назначении на должности сержантского (старшинского) состава».
Аутсорсинг
С 2010 года проводится комплекс мероприятий по освобождению Вооруженных Сил от несвойственных задач и функций. Ряд функций по обеспечению войск (сил) был передан предприятиям гражданского сектора экономики на условиях аутсорсинга:
— сервисное обслуживание и ремонт техники;
— обеспечение личного состава питанием и банно-прачечными услугами;
— перевозка грузов;
— заправка топливом и моторными маслами кораблей Военно-морского флота;
— комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов;
— заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций;
— эксплуатация коммунальной инфраструктуры.
В связи с исключением должностей военнослужащих и гражданского персонала, функции которых переданы сторонним организациям, высвобождаемые средства использовались по другим направлениям расходов, а также на дополнительные выплаты личному составу.
Объем высвободившихся средств на выплату денежного довольствия по исключенным до 2012 года должностям военнослужащих, функции которых переданы сторонним организациям, составил 215 миллионов рублей, в том числе 98,1 миллиона – денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Сведения об объемах высвобождаемых средств по должностям гражданского персонала в связи с переходом на аутсорсинг в ходе контрольного мероприятия Минобороны не представлены.
Следует отметить, что при подготовке проекта федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов дополнительные затраты по отдельным направлениям расходов при передаче функций сторонним организациям (содержание и эксплуатация объектов, сервисное обслуживание техники, банно-прачечное обслуживание, организация питания и др.) по расчетам Минобороны составляли 85,7 миллиарда рублей.
В распоряжении более 45 тысяч
Несмотря на принимаемые меры по определению дальнейшего служебного предназначения военнослужащих, состоящих в распоряжении, существенного сокращения их числа добиться не удалось.
По состоянию на 1 января 2013 года число военнослужащих, состоящих в распоряжении, – 45450, в том числе по причине необеспечения жильем – 34364.
Расходы на выплату денежного довольствия данной категории военнослужащих в 2010-м составили 16,1 миллиарда рублей, в 2011-м – 17,6 миллиарда, в 2012-м – 32,2 миллиарда, из них в связи с необеспеченностью жильем в 2011-м – 12,1 миллиарда (69 процентов от общей суммы), в 2012-м – 22,6 миллиарда рублей (70,1 % от общей суммы). Указанные расходы неоправданно увеличивают затраты на содержание Вооруженных Сил.
Результаты проверки показали, что суммы назначенных и исполненных бюджетных ассигнований, предназначенных Минобороны на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил и другие выплаты, в бюджетной отчетности за 2010 и 2011 годы и девять месяцев 2012-го отражены правильно.
Выводы
Определение объема бюджетных средств на денежное довольствие военнослужащих на 2010 год производилось исходя из среднегодовой фактической численности военнослужащих 1.107.170 при штатной численности 1.116.224, что соответствует действующему законодательству. Расчет фонда денежного довольствия военнослужащих на 2012 год осуществлялся с учетом реформирования денежного довольствия и исходя из штатной численности военнослужащих 1.000.000.
По состоянию на 1 января 2013 года списочная численность военнослужащих составила 766.055, а на 10.594 воинских должностях содержался гражданский персонал.
Объемы бюджетных ассигнований на 2011–2012 годы на оплату труда гражданского персонала были определены исходя из списочной численности 771.462 человека. Предложения Минобороны о дополнительном выделении бюджетных ассигнований на содержание в 2011–2012 годах 113.367 вакантных должностей гражданского персонала Минфином поддержано не было. Вместе с тем в ходе проверки МО РФ не смогло обосновать необходимость наличия этих штатных должностей и планирования средств на их содержание.
Изменения в федеральный закон о федеральном бюджете и сводную бюджетную роспись в части расходов на выплату денежного довольствия, заработной платы и иных выплат в проверяемом периоде производились на законных основаниях. Вместе с тем часть средств в сумме 3,8 миллиарда рублей, перенацеленных с фондов денежного довольствия на обеспечение служебным жильем военнослужащих в 2012 году осталась неизрасходованной.
Суммы назначенных и исполненных бюджетных ассигнований, предназначенных Минобороны на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил и другие выплаты, в бюджетной отчетности за 2010 и 2011 годы и девять месяцев 2012-го отражены правильно.
В 2010–2012 годах из-за отсутствия системы стимулирования, основанной на критериях и показателях, позволяющих реально оценить вклад военнослужащих в развитие боеготовности Вооруженных Сил и повышение обороноспособности страны, основные объемы денежных средств, предусмотренных на стимулирование военной службы, направлялись на оплату руководителей органов центрального аппарата Минобороны, удельный вес дополнительных выплат которым в их в совокупном доходе за 2012 год составлял 48,6–81,2 процента.
Доля дополнительных выплат военнослужащим воинских частей, высших учебных заведений и медицинских учреждений в сумме денежного довольствия за 2012 год была соответственно 2,3, 1,0 и 2,2 процента.
Размер премий отдельным государственным гражданским служащим центрального аппарата Минобороны в 2012 году превышал размер начисленного денежного содержания в 3,1–3,6 раза (департаменты финансово-экономического блока). При этом удельный вес премий в начисленной сумме заработной платы гражданскому персоналу воинских частей составлял 22,1 процента, средних специальных учебных заведений – 31,3 процента, больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей – 14,9 процента.
Поручение президента России от 18 ноября 2009 года № Пр-3081 в части кратности увеличения денежного довольствия военнослужащих в среднем в 2,5–3 раза с 1 января 2012 года выполнено.
С 2011-го финансовое обеспечение воинских частей осуществляется через Единый расчетный центр МО РФ, штатной численностью 420 (по выплатам денежного довольствия) и УФО, штатной численностью 8877 (по выплатам, не входящим в состав денежного довольствия), при этом в целом численность работников, связанных с финансовым обеспечением военнослужащих, увеличилась на 390 в сравнении с численностью указанных работников по состоянию на 1 января 2011 года.
Переход на централизованную систему расчетов с личным составом через ЕРЦ привел также к необходимости ежемесячного привлечения дополнительных сил для проведения подготовительной работы по расчетам – свыше 300 военнослужащих и лиц гражданского персонала других органов военного управления. Работа по переходу на централизованное обеспечение выплат сопровождалась ростом количества обращений военнослужащих по проблемам, связанным с начислением и выплатой причитающихся сумм денежного довольствия, переплатами и двойными выплатами.
Как установлено работниками ЕРЦ, общая сумма переплат составила 1 875 421,6 тысячи рублей, из них на 1 января 2013 года сумма непогашенной переплаты денежного довольствия – 18 543,4 тысячи рублей.
Остается актуальной проблема своевременного получения через банкоматы денежного довольствия военнослужащими, особенно военнослужащими по призыву, которые не имеют права свободного выхода за пределы части.
На исполнение поступивших в 2010–2012 годах в Минобороны судебных решений за счет средств федерального бюджета в 2010–2012-м было израсходовано 25 181,1 тысячи рублей, из них по состоянию на 1 января 2013 года не исполнено решений на сумму 5514,9 тысячи рублей.
ЕРЦ в 2012 году предъявлено 454 исполнительных листа, подлежащих к оплате за счет средств федерального бюджета, на сумму 20 654,9 тысячи рублей.
В Минобороны отсутствует единый порядок составления, подписания, утверждения и представления в финансовые органы табелей учета рабочего времени и имеют место случаи представления табелей, не утвержденных руководителем учреждения, а также подписания табелей уполномоченными на это лицами в середине текущего месяца. Имели место факты отсутствия персонального учета военнослужащих и лиц гражданского персонала, убывающих в служебные командировки за границу.
Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии внутриведомственного контроля за расходованием средств федерального бюджета, что также подтверждается и отсутствием информации о деятельности системы внутриведомственного контроля за законностью и эффективностью использования средств федерального бюджета в Минобороны.
P.S. Возражения или замечания руководителей объектов контрольного мероприятия на результаты проверки не представлены.
/По материалам www.vpk-news.ru/