Исполнилось 25 лет со дня вступления в силу бессрочного Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД). Видимо, в ознаменование этого события американская газета The Washington Times со ссылкой на информацию спецслужб отметила: «Россия грубо нарушает Договор о РСМД, создавая ракетный комплекс «Рубеж» с новой межконтинентальной баллистической ракетой повышенной точности». По оценкам американцев, тактико-технические характеристики ракеты позволяют отнести ее к классу ракет средней дальности, производство и испытания которых Договором о РСМД запрещены.
К сожалению, российские чиновники, различные «мудрецы» и аналитики, вместо профессионального ответа на выпад американцев, ограничились формальными комментариями положений Договора. Но взглянем на проблему с другой стороны и рассмотрим далеко не полный перечень нарушений американцами ключевых положений Договора о РСМД и Договора о СНВ.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА О РСМД
Американская сторона открыто и грубо нарушает ключевые статьи Договора о РСМД, разрабатывая ракеты-мишени средней и меньшей дальности в целях испытаний элементов глобальной ПРО США и ЕвроПРО.
Так, в Статье I отмечается: «Каждая из сторон ликвидирует свои ракеты средней дальности и меньшей дальности, не имеет такие средства в дальнейшем». В пункте 5 Статьи II определено, что «термин «ракета средней дальности» означает БРНБ или КРНБ, дальность которой превышает 1000 километров, но не превышает 5500 километров».
Пункт 6 этой же главы гласит, что «термин «ракета меньшей дальности» означает БРНБ или КРНБ, дальность которой равна или превышает500 километров, но не превышает 1000 километров».
Важно подчеркнуть, что американцы без согласования с российской стороной ввели и применяют термин «ракета промежуточной дальности».
Кроме того, Статья VI регламентирует, что «ни одна из сторон: а) не производит никаких ракет средней дальности, не проводит летные испытания таких ракет и не производит никаких ступеней таких ракет и никаких пусковых установок таких ракет».
И, наконец, приведем пункт 12 Статьи VII, который считается у американцев сильнейшим аргументом и используется при обосновании своих действий: «Каждая из сторон имеет право производить и использовать для ускорительных средств только существующие типы ускорительных ступеней.
Пуски таких ускорительных средств не рассматриваются как летные испытания ракет средней дальности и меньшей дальности при условии, что: b) такие ускорительные средства используются только в целях исследований и разработок для испытания объектов (выделено автором), но не самих ускорительных средств».
Является очевидным, что такими объектами могут быть полезные нагрузки, выводимые в верхние слои атмосферы или в космос. Однако американцы каких-либо исследований с выводом объектов в космос в рамках Договора о РСМД не проводят.
Зато на основе ускорительных ступеней («Минитмен-2», «Трайдент-1» и других) изготавливают ракеты-мишени «НERA» (дальность стрельбы – до 1200 км), LRALT (до 2000 км), MRT (до 1100 км), которые задействуются при испытательных пусках противоракет, что и означает нарушение требований вышеизложенных статей Договора.
В этой связи еще 4 января 2001 года появилось первое заявление МИД РФ: «В США имеется опыт создания на базе второй и третьей ступеней МБР «Минитмен-2» ракеты-мишени баллистической ракеты наземного базирования средней дальности нового типа НERA в нарушение Договора о РСМД». Уместно напомнить, что вопрос о нарушениях США этого Договора неоднократно ставился российской стороной на различных уровнях. Однако американцы все наши претензии отклоняли.
Очередное заявление МИД РФ было сделано 7 августа 2010 года: «Американская сторона систематически нарушает основные положения Договора о РСМД, используя для отработки элементов системы ПРО ракеты-мишени, имитирующих БРСД типа НERA, LRALT и MRT. Согласно Договору о РСМД, проведение пусков этих ракет квалифицируется как испытания БРНБ средней дальности «нового типа», что является нарушением Статьи VI».
По мнению генерального конструктора уникальных ПГРК «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и ракеты «Булава» академика Юрия Соломонова, американцы в нарушение Договора о РСМД фактически создали ракету средней дальности. Безусловно, Юрий Семенович предложил российским политикам и экспертам авторитетный и мощный аргумент для защиты интересов национальной безопасности России в области СНВ и ПРО, однако к этим рекомендациям не прислушались. И как результат – значительное количество успешных противоракетных перехватов с использованием ракет-мишеней средней и меньшей дальности.
ИГНОРИРОВАНИЕ ДОГОВОРА О СНВ
Американская сторона допустила ряд грубых нарушений Статьи ХIII Договора о СНВ. Уместно напомнить, что данная Статья ограничивает сотрудничество РФ и США в области СНВ с другими государствами:
«Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора… Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством».
Следует подчеркнуть, что в Договоре о СНВ не раскрываются термины «сотрудничество», виды «сотрудничества», а также «третьи государства» и сколько их может быть.
Суть первого нарушения Статьи ХIII заключается в том, что американцы осуществляют не заявленную на момент подписания Договора о СНВ (8 апреля 2010 года) продажу БРПЛ «Трайдент-2» британским СЯС, участвуют в модернизации ПЛАРБ типа «Вэнгард» и в различных мероприятиях по технической стыковке систем британских ПЛАРБ и головных частей с американскими ракетами, в проведении автономных и комплексных испытаний.
Кроме продаж ракет американская сторона выполняет следующие мероприятия: подготовку британских специалистов; оказание помощи в изучении и освоении эксплуатационно-технической и боевой документации; стыковку систем БРПЛ «Трайдент-2» с британскими головными частями и ПЛАРБ.
Американские специалисты участвуют в приведении к боевой готовности ракет на британских ПЛАРБ, в их техническом обслуживании, автономных и комплексных испытаниях, в устранении неисправностей и сервисном обслуживании, в подготовке и проведении контрольно-боевых пусков британских БРПЛ с Восточного ракетного полигона и других мероприятиях.
Суть второго нарушения Статьи связана с тем, что американцы на момент подписания Договора о СНВ скрыли свое участие в программе «Саксессор» («Преемник») по созданию новой британской ПЛАРБ с универсальным ракетным отсеком (Сommon Мissile Сompartment – CMC) для БРПЛ «Трайдент-2». Выяснилось, что американская корпорация «Джененерал Дайнэмикс» участвует в этой программе с мая 2012 года, то есть после подписания Договора о СНВ.
Содержание программы раскрыто в статье консультанта ВМС Великобритании Ричарда Скотта, опубликованной в журнале HIS Jane’s Defense Weekly 30 мая 2012 года. В статье отмечается, что программа «Саксессор» предусматривает разработку трех-четырех новых ПЛАРБ, которые с 2028 года должны поступить на замену британских атомных подводных лодок типа «Вэнгард».
Стоимость проекта постройки четырех лодок с учетом инфляции оценивается в объеме 44 млрд. долл. Подчеркивается, что Министерство обороны Великобритании завершило выработку концепции и одобрило программу проектирования ПЛАРБ нового поколения еще в мае 2011 года. Закладка головной лодки планируется в 2021 году со сроком принятия ее на вооружение в 2027 году.
В статье приведен фрагмент заявления Министерства обороны Великобритании о реализации в британских ПЛАРБ программы США по разработке универсального ракетного отсека (8–12 шахт), в которых будут размещаться ракеты «Трайдент-2» с ядерной головной частью. Заявлено, что ракетный отсек проектирует американская корпорация «Джененерал Дайнэмикс» с заданными габаритными параметрами для перспективных БРПЛ.
При этом британские ПЛАРБ нового поколения наряду с ракетными отсеками будут унифицированы с американскими ПЛАРБ типа «Огайо», что позволит сэкономить ресурсы двух стран.
Суть третьего нарушения Статьи ХIII заключается в том, что американцы с Великобританией осуществляют и другие виды незаявленного сотрудничества, которые Договором не регламентированы:
— согласование руководящих документов по ядерному планированию;
— выбор и согласование объектов поражения;
— разработка данных для прицеливания;
— распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их ТТХ и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением Договора о СНВ;
— согласование баллистической трассы пролета носителей через территорию других государств;
— согласование вариантов совместного применения ядерных сил;
— оценка выбранных вариантов на реализуемость, совместное решение вопросов взаимодействия, обеспечения и управления;
— согласование и утверждение оперативных документов;
— разработка мер по сокращению сроков планирования и автоматизации процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения;
— разработка и реализация единых форм и способов боевого применения, боевого дежурства, эксплуатации вооружения и техники.
Вполне реально, что в этих сотрудничествах обозначится и другой ядерный союзник – Франция, которая завершила вступление в военную организацию блока НАТО.
В результате американская сторона, согласно Договору о СНВ, может сокращать ядерные боезаряды до уровня 1550 боезарядов и ниже, поскольку перечень объектов вероятных противников и состав ядерных средств для их поражения ежегодно уточняется в ходе совместного ядерного планирования в объединенном стратегическом командовании ВС США. Поэтому часть объектов вероятных противников будет назначаться для поражения стратегическими ядерными силами союзников.
В связи с этим вполне объяснимы инициативы президента США о более глубоких сокращениях СНВ в увязке с сокращением нестратегического ядерного оружия, к тому же без учета развертывания глобальной ПРО США и его европейского сегмента – ЕвроПРО.
Суть четвертого нарушения Договора о СНВ заключается в том, что американцы грубо нарушают зафиксированное в преамбуле Договора положение: «…признавая наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений Сторон…»
В докладах министра обороны и начальника Генерального штаба ВС РФ на международной конференции по ПРО в Москве в мае 2012 года указано, что разрабатываемые стратегические оборонительные вооружения США и НАТО как раз подрывают жизнеспособность и снижают эффективность применения российских СЯС. В подтверждение этого была представлена компьютерная модель, демонстрирующая возможность противоракетных перехватов российских МБР и БРПЛ средствами ЕвроПРО. В ответ нам было заявлено: «Ваши модели несовершенны, а выбранные исходные данные, которые были введены в модели, сомнительны. Вы нас не убедили. У нас есть свои модели».
По оценкам российских специалистов, система ЕвроПРО все же будет развернута к 2020 году, в значительной степени снижая боевые возможности российских СЯС. Однако серьезная угроза прогнозируется в том, что часть боевых кораблей США и наземных пусковых установок противоракетных комплексов могут быть переоборудованы для пуска баллистических ракет.
Так, согласно проекту «Арклайт», на основе противоракет СМ-3 мод. 2Б планируется разработка баллистической ракеты для доставки гиперзвукового летательного аппарата на дальность до 4000 км. Ракеты будут загружаться в пусковые устройства надводных кораблей и подводных лодок, рассматривается и наземный вариант этих ракетных комплексов с их размещением в странах – участниках блока НАТО. Ведутся НИОКР по доработке противоракеты типа ГБИ (GBI – Ground Based Interceptor) под баллистические ракеты для доставки различных видов боевого оснащения.
Суть пятого нарушения Договора о СНВ заключается в том, что американцы грубо нарушают зафиксированное в преамбуле Договора положение: «…учитывая влияние МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность…». Речь идет о планах Пентагона по развертыванию в краткосрочной перспективе группировок МБР и БРПЛ в неядерном оснащении.
Этот класс СНВ разрабатывается в рамках оперативно-стратегической концепции «Мгновенный глобальный удар» с принятием на вооружение к 2020 году. При этом основу неядерного наземного ракетного комплекса составят МБР «Минотавр-2» и «Минотавр-3», разработанные с использованием маршевых ступеней МБР «Минитмен-2» и «МХ» соответственно (в нарушение Договора о СНВ-1 ступени этих ракет оказались не уничтоженными).
Формирование группировки МБР планируется на авиабазе Ванденберг (Западное побережье США) и на мысе Канаверал (Восточное побережье). Рассматривалась также возможность переоснащения части МБР типа «Минитмен-3» из состава действующих ракетных баз.
В МСЯС США две БРПЛ «Трайдент-2» из 24 на каждой лодке планируется оснастить неядерными головными частями. Высокая точность наведения боеголовок будет достигаться за счет инерциальной системы управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Дестабилизирующий характер этих ракет заключается в реальной возможности возникновения ядерных инцидентов между США, Россией и Китаем. Так, взаимные уведомления относительно учебно-боевых, испытательных, несанкционированных и случайных пусков МБР и БРПЛ действуют в условиях мирного времени только между Россией и США.
Вызывает ироническую улыбку, что военное руководство России и других государств будет предварительно информироваться американцами о подготовке к нанесению превентивных ударов неядерными МБР и БРПЛ для оперативного поражения критичных по времени целей в любой точке земного шара, например, по КНДР, Ирану или Сирии. Способов идентификации стартов МБР и БРПЛ с неядерными головными частями не существует и каких-либо исследований в этом направлении не проводится.
Каналы прямой связи организованы только между руководителями России и США, а их задействование окажется малоэффективным. Из-за отсутствия международно-договорной базы существует проблема оперативного оповещения глав государств о незаявленных пусках МБР и БРПЛ США, согласования трасс полета ракет через их территорию, уточнения районов падения первой и второй ступеней ракет в океан, а третьей ступени на территорию других стран, что неизбежно вызовет осложнение отношений между государствами.
Вполне реальным является скрытое обратное переоснащение МБР и БРПЛ на ядерные средства поражения. Тем более, в Договоре о СНВ не определены контрольно-инспекционные процедуры и не предусмотрено представление уведомлений и телеметрической информации. Под предлогом проведения испытательных пусков ракет в неядерном оснащении вполне реально неконтролируемое совершенствование характеристик МБР, БРПЛ и испытаний новых ядерных боеголовок.
Кроме того, МБР типа «Минотавр» не заявлены в качестве ракет нового типа, инспекции этих ракет российскими экспертами не регламентированы, предварительного их показа не было, отличительные признаки не представлены.
Нарушения и отклонения от требований Договора о СНВ и Приложения об инспекционной деятельности вскрываются в ходе инспекций на объектах СНВ США. Так, на одном из объектов инспекции СНВ зафиксировано, что собственные опознавательные знаки БРПЛ «Трайдент-2», которые содержались в собранном виде, оказались недоступными для наблюдения, поскольку номер был нанесен внутри первой ступени. Номера первых ступеней ракет, которые хранились в расстыкованном виде, не соответствовали номерам, представленным американцами в уведомлениях.
На другом объекте инспекции СНВ номера МБР были написаны на листе бумаги, который американцы наклеили на чехол сопла ракетного двигателя. Зачастую собственные опознавательные знаки МБР наносились на бирку, подвешенную на ограждение, соответствовал ли номер ракеты, развернутой в шахте, дубликату на бирке, неизвестно.
Кроме того, американские военные продолжают использовать жесткие чехлы. В результате не могут убедительно доказать, что головная часть указанной пусковой шахты БРПЛ «Трайдент-2» содержит количество боеголовок, равное тому количеству, которое заявлено.
Однако есть и главное нарушение Договора о СНВ, суть которого заключается в том, что американцы не проводят сокращений СНВ с последующей ликвидацией носителей и объектов инфраструктуры. Это подтверждается оценками директора проекта по ядерной информации в Федерации американских ученых Ханса Кристенсена. (См. таблицу «Данные о боевом составе СНС США на март 2013»).
Как известно, прошло более двух лет со дня вступления Договора о СНВ в силу. Из таблицы видно, что американцы провели уменьшение количества боеголовок на МБР типа «Минитмэн-3» и БРПЛ «Трайдент-2». Стратегические бомбардировщики В-1В в очередной раз заявлены для решения неядерных задач. При этом технические возможности для их возврата в ядерный статус сохранены.
В связи с этим являются резонными следующие вопросы:
— Сколько же МБР типа «Минитмен-3» и БРПЛ «Трайдент-2» уничтожено согласно Разделу II Протокола к Договору о СНВ (Процедуры ликвидации МБР и БРПЛ) «путем взрыва первых ступеней»?
— Сколько пусковых установок МБР ликвидировано согласно Разделу III (Процедуры переоборудования или ликвидации пусковых установок МБР) «путем разрушения оголовка шахты до глубины не менее восьми метров»?
— Сколько пусковых установок БРПЛ уничтожено, согласно Разделу IV (Процедуры переоборудования или ликвидации пусковых установок БРПЛ) «путем удаления крышек люков пусковых шахт, обтекателей, находящихся газогенераторов»?
— Какое количество и типы тяжелых бомбардировщиков уничтожено, согласно Разделу V (Процедуры переоборудования или ликвидации тяжелых бомбардировщиков) «путем разрезания фюзеляжа на две части»?
— Каковы результаты работы российских национальных технических средств контроля за ходом ликвидации носителей и объектов инфраструктуры СНВ США?
Таким образом, американский ученый Ханс Кристенсен документально подтвердил, что выход на заявленные уровни сокращения ядерных боезарядов американцы осуществляют за счет «разгрузки» платформ разведения головных частей и различных манипуляций с количеством боеголовок. При этом с удовлетворением наблюдают, как российская сторона вынуждена уничтожать уникальные виды СНВ, сроки эксплуатации которых истекли.
Напрасно кое-кто из российских чиновников разоруженческого толка и различные эксперты в области СЯС ожидают, что в Пентагоне кинутся уничтожать новые МБР типа «Минитмен-3» и БРПЛ «Трайдент-2», закупки которых продолжаются.
Вероятнее всего, в 2017 году необходимое количество МБР и БРПЛ будет временно выведено из эксплуатации, как это сделали с межконтинентальной баллистической ракетой LGM-118A Peacekeeper – MX. Можно поставить в пример Договор о РСМД, согласно которому была проведена безусловная и контролируемая ликвидация целого класса СНВ без каких-либо возвратных потенциалов, за исключением неуничтоженных приборов системы управления ракет «Першинг-2». Между тем в Главе I (Термины и их определения) Протокола к Договору о СНВ нет даже терминов «сокращения СНВ», «ограничения СНВ», «ликвидация СНВ» и даже самого главного термина – «стратегические наступательные вооружения».
В связи с этим предлагается, чтобы Госдеп США в ближайшее время опубликовал конкретную таблицу ликвидированных американских СНВ за два года действия Договора о СНВ с указанием их типов, сроков изготовления, мест дислокации и других данных.
Что касается статьи в газете The Washington Times о якобы нарушении РФ Договора о РСМД, то следует отметить, что дальность полета межконтинентальной баллистической ракеты зависит от параметров данных боевого применения, которые вводятся в систему управления ракеты, в том числе для поражения стратегических и критически важных объектов вероятного противника даже на средней дальности. Пора бы об этом знать американским чиновникам.
ИТОГИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В заключение важно подчеркнуть, что июнь 2013-го стал знаковым месяцем в международно-договорной деятельности Российской Федерации в области контроля за сокращением стратегических наступательных вооружений. Впервые президент РФ Владимир Путин открыто заявил, что Договор о РСМД не в полной мере соответствует интересам обеспечения военной безопасности государства:
«Другие государства активно совершенствуют ракеты средней дальности, и вокруг нас практически все наши соседи развивают эти системы вооружений. Советский Союз в свое время и, естественно, Российская Федерация отказались от ракет средней дальности, подписав с США соответствующее соглашение. Это не очень понятно, так как для американцев данные системы вообще не актуальны: их негде применять, а для Советского Союза и для сегодняшней России, особенно с учетом того, что другие наши страны-соседи эти ударные системы развивают, такое решение было по меньшей мере спорным».
Кстати, те чиновники, которые подталкивали руководство страны к принятию спорных и ущербных решений по ликвидации РСМД и СНВ-1, ныне здравствуют, работают в различных фирмах, пишут статьи и читают лекции. При этом всю вину за принятие решений возлагают на руководство СССР (РФ) тех лет, возвеличивая собственные заслуги.
Следует признать, что и в действующем Договоре о СНВ имеется достаточное количество «неактуальных для США и спорных для РФ» положений. Представляется, что заявление президента РФ позволяет приступить к независимому предметному анализу состоятельности так называемых равных возможностей, баланса интересов и паритета сторон, зафиксированных в Договоре о СНВ. Для этого предлагается:
— создать независимую комиссию для анализа и оценки результатов выполнения Договора о СНВ за два года;
— изучить методологию разработки договоров в области сокращения СНВ;
— разобраться с системой подбора, подготовки и работы инспекционных групп РФ на объектах СНВ США;
— провести анализ функционирования и порядка подчиненности Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров (Национального центра по уменьшению ядерной опасности) и эффективности его взаимодействия с другими российскими структурами, причастными к реализации Договоров;
— Счетной палате РФ проверить правильность расходования бюджетных средств, выделяемых на выполнение ликвидационных мероприятий и их доведение до войск, выполняющих ликвидационные мероприятия;
— налоговым структурам РФ проверить правильность распределения и расходования финансовых и материальных средств, ранее выделенных по Программе Нанна–Лугара.
Данные о боевом составе стратегических наступательных сил США на март 2013 года
Главной военной прокуратуре необходимо провести прокурорскую проверку выполнения Федерального закона от 28 января 2011 года № 1-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений», особенно в части, касающейся принятия на вооружение новых видов СНВ и состояния ракетостроительной кооперации.
Провести правовую экспертизу выступлений в СМИ руководителей различного уровня, допускающих разглашение ТТХ новых видов СНВ, данные из планов строительства и других сведений, составляющих государственную тайну. Могут быть предложены и другие направления работы.
/Генерал-майор М.П.Вильданов — профессор АВН, кандидат военных наук, nvo.ng.ru/
«ОГРОМНОЕ СПАСИБО» меченному горбачу.
Чего тут говорить, не ту страну назвали Гондурасом. Как были США (Свора Шулеров и Аферистов) с самого зарождения, так суть их не меняется.
Ну,дураков на Руси всегда хватало.Главное вовремя исправить ошибки.Я представляю,как у Путина сейчас болит голова,когда он осознал,что все его кинули….Искренне сочуствую…