Гилберт Уэллс был прав. Пришельцы. Война миров. Они действительно существуют. Неопознанные! Летающие! Объекты! Феномен, призрак, странная аномалия, чей внешний облик противоречит всем нашим представлениям об авиационной технике.
— Объект исчез с экранов радаров!
— Поднимите перехватчики, нужно обследовать воздушное пространство.
— Я полста второй. РЛС «МиГа» не видит цель. Теплопеленгатор бесполезен!
…
Согласно заявлениям экспертов аналитического центра RAND, звено из трех стелс-бомбардировщиков B-2 способно остановить наступление советской танковой дивизии, безнаказанно уничтожив за один вылет до 350 единиц бронетанковой техники!
…
«Параболическая антенна радара Н-019 различает B-2 даже на фоне земли» — скандальное откровение Ларри Нильсена стало предметом горячих споров в среде авиаторов. Нильсен – не простой экспет-аналитик. Это высококлассный специалист, летчик-испытатель ВВС США, которому довелось принять участие в испытании МиГ-29. Самолет попал в руки американцев сразу после объединения Германии и преподнес Пентагону немало сюрпризов – знакомство с новым советским истребителем едва не поставило крест на судьбе «невидимок».
…
Самый дорогой самолет в истории авиации, фантастическая «летающая тарелка», способная преодолеть любую систему ПВО и нанести смертельный удар в самое сердце противника. Встречайте сегодняшнего героя — стратегический стелс-бомбардировщик B-2 «Спирит»! Горячее дыхание Холодной войны. Самолет-призрак, рожденный воспаленным воображением мистификаторов СОИ. Супер-герой, оставшийся без супер-врага.
Вокруг B-2 вращается такое количество таинственных мифов, легенд и откровенных заблуждений, что нет никакой возможности определить, чем же является этот самолет на самом деле. Грозный крылатый корабль или бесполезный «вундервафель»? Но все тайное рано или поздно становится явным – за 15 лет эксплуатации стелс-бомбардировщиков B-2 в открытую печать просочилось достаточно информации, чтобы сделать определенные выводы об этих самолетах.
B-2 выглядит скверно
Замечено верно – внешний облик стелс-бомбардировщика будто заимствован из научной фантастики. Если смотреть с Земли – «Спирит» похож на мчащийся лоскут черного покрывала. Летающий скат. Фантастический межзведный корабль. В профиль – истинная «летающая тарелка», плоская, скользкая, будто бы расплющенная ударом кувалды – без привычного фюзеляжа и хвостового оперения. Впечатляет.
Странный облик самолета – всего лишь аэродинамическая схема «летающее крыло», известная задолго до появления американских «Стелсов». Схема имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Отсутствие хвостового оперения ничуть не мешает «летающему крылу» закладывать виражи и крутить пируэты: вопреки распространенному заблуждению, самолеты меняют курс совсем не с помощью вертикального руля направления на киле – он выполняет лишь вспомогательную роль. Главная задача киля — стабилизация полета.
Поворот всегда выполняется креном летательного аппарата – при этом, на «нижнем» крыле подъемная сила уменьшается, на «верхнем» возрастает, в результате «верхнее» крыло «разворачивает» самолет в нужном направлении. «Нагрузка на крыло» — один из важнейших параметров в авиации — чем меньше кг приходится на квадратный метр поверхности, тем проще крылу «разворачивать» самолет — соответственно, улучшается маневренность.
«Летающее крыло» здорово крутит пируэты, но совершенно не держится на курсе – дает о себе знать отсутствие вертикального киля. Управление B-2 было бы невозможно без использования автоматики и электродистанционной системы управления: многочисленные датчики непрерывно следят за положением самолета в пространстве и ежесекундно выдают корректирующие импульсы на элементы механизации крыла.
Справедливо заметить, что немногие из современных самолетов могут управляться «вручную» – тот же статически неустойчивый Су-27 тоже нереально пилотировать без помощи автоматики.
Похожий самолет существовал еще 70 лет назад – речь идет о проекте немецкого истребителя-бомбардировщика «Хортен» Ho.229 (запущен в серийное производство весной 1945 года). Авиаконструкторы братья Хортен выбрали данную схему, исходя из своих личных предпочтений – гладкий, обтекаемый «самолет-крыло» полностью соответствовал их представлениям о скоростном реактивном бомбардировщике. Неожиданно выяснилось, что Ho.229 обладает другим, не менее важным качеством – пониженной заметностью для вражеских радаров.
Не исключено, что специалисты корпорации «Нортроп» вдохновлялись трудами своих немецких коллег. Впрочем, в технологическом плане, B-2 и Ho.229 отличаются так же, как слон от птеродактиля.
B-2 бесполезен?
Пентагон потратил 2 миллиарда долларов на самолет, который не способен применять крылатые ракеты. Невероятно! Как же это могло произойти?
Американские капиталисты – люди прагматичные. Они рассмотрят на свету каждый цент, прежде чем инвестировать его в какой-либо проект. Стратегический стелс-бомбардировщик находился на особом контроле Конгресса, и, поначалу, казался вполне оправданным решением с фантастическими перспективами. Ситуация отражена на следующей иллюстрации:
Согласно расчетам американских военных, для преодоления системы ПВО советского образца и нанесения удара по объектам в глубине территории противника, истребителям-бомбардировщикам F-16 (расчетное количество машин ударной группы – 32 единицы, при использовании высокоточного оружия – 16 единиц) потребуется:
— эскорт из 16 истребителей F-15 «Игл»;
— группа постановщиков помех из 4 самолетов РЭБ EF-111 «Рэйвен»;
— группа подавления ПВО из 8 самолетов F-4G, т.н. «Дикие Ласки»;
— и армада заправщиков для обеспечения топливом всей этой честной компании – 15 толстобрюхих KC-135 «Стратотанкер».
Эквивалентный удар могут нанести 8 самолетов-невидимок F-117 «Найтхоук» при поддержке двух воздушных заправщиков. Но особенно впечатляюще выглядит применение B-2 – для выполнения аналогичного задания достаточно всего двух самолетов, при этом «Спирит», благодаря своей стратегической дальности полета, не нуждается в воздушных танкерах!
Задание, для выполнения которого требуются 50-60 обычных самолетов (ударные, истребители прикрытия, комплексы РЭБ) могут выполнить всего две стелс-машины! Экономия очевидна.
Фокус в том, что американские конгрессмены и военные стали жертвой обмана (случайного или намеренного – в данном случае не важно). Перед людьми, не слишком сведущими в радиотехнике и дифракции электромагнитных волн, регулярно читались лекции о создании «малозаметного самолета» — светила американской науки наперебой обещали реализацию подобного проекта на практике. Практически необнаружимый и неуязвимый самолет, которому не требуется эскорт и обеспечивающие средства.
Результат усилий специалистов «Нортроп» оказался более чем сомнительным: эффективная площадь рассеяния B-2 оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. метра(для сравнения ЭПР истребителей семейства Су-27 находится в пределах 3-4 кв. метров). Казалось бы, B-2 «Спирит» демонстрирует радикальное снижение ЭПР, по сравнению с обычными машинами.
Плоские формы, отсутствие вертикального киля, широкое внедрение радиопоглощающих материалов, «зигзагообразные» стыки деталей. Огромный самолет выглядит на радаре, как крошечная птица!
Однако, не все так просто: малое ЭПР стелс-бомбардировщика не является гарантией безопасности B-2. Снижение ЭПР обеспечивает некоторую защиту от устаревших средств обнаружения и систем ПВО, но современные радары видят такой объект (ЭПР =0,1 кв. м) на удалении десятков километров. Имеются проблемы с инфракрасным диапазоном – несмотря на все ухищрение инженеров (расположение двигателей на верхней поверхности крыла, особая форма сопел, формирующая «плоскую» струю для скорейшего охлаждения продуктов горения) – несмотря на все усилия, полностью скрыть раскаленный реактивный выхлоп оказалось невозможно.
По свидетельству очевидцев (самолет пару раз рассматривали в тепловизоры на международных авиасалонах), с некоторых ракурсов «Спирит» заметно светится в ИК-диапазоне. Наконец, пилот вражеского истребителя может визуально обнаружить «Спирит» – в этом случае беспомощный бомбардировщик обречен.
Риск быть обнаруженным (следовательно, — быть уничтоженным) остается по-прежнему велик. Никто в здравом уме и доброй памяти не отправит B-2 «Спирит» в одиночку в зону действия ЗРК С-300 или истребительной авиации противника. На практике, прорыв серьезной ПВО осуществляют с применением десятков специализированных самолетов F-16CJ, EA-18 «Гроулер», EC-130 «Компасс Колл» и т.д. Вражескую ПВО «давят» массированными залпами противорадарных ракет, КРМБ «Томагавк», шквалами радиоэлектронных помех, «Хэллфайрами» с беспилотных аппаратов. В этом случае «невидимка» B-2 не имеет явных преимуществ перед обычными самолетами, в то же время, его применение неэффективно и разорительно.
Там же, где сопротивление ВВС и ПВО противника сведено к минимуму (Афганистан, Ливия), – тоже прекрасно справляются обычные F-16. Супер-герою слишком скучно в таких условиях.
Кто Вы, стелc-бомбардировщик B-2?
ВВС США получили обычный бомбовоз по завышенной цене. Спору нет, это серьезный самолет для «установления демократии» по всему миру, способный принять на борт 80 бомб калибра 227 кги совершить боевой вылет с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) в Афганистан и обратно, продолжительностью 50 часов (с дозаправками в воздухе).
Если не принимать во внимание его спорную «малозаметность» и невероятную стоимость, B-2 не уступает своему легендарному предшественнику B-52 «Стратофортресс» (согласно планам 80-х годов, к началу нового века 132 «Спирита» должны были полностью заменить флот «Стратосферных крепостей»). Каждый из бомбардировщиков имеет свои сильные стороны, в то же время, «невидимка» не показывает явных преимуществ перед ветераном.
Старый «Стратофортресс» (модификация B-52H) имеет почти вдвое большую дальность полета, при этом несет на 20% большую бомбовую нагрузку.
B-2, в свою очередь, демонстрирует потрясающий комплекс средств обнаружения: 21-режимную РЛС AN/APQ-181, способную сканировать полосу подстилающего рельефа шириной240 кми работать в режиме картографирования местности, к 2010 сменил еще более впечатляющий радар LRIP с активной ФАР.
В распоряжении пилотов B-2 имеется самая современная авионика: обзорная ИК-система FLIR, средства радиотехнической разведки, радиовысотомер HANIUAL с малой вероятностью перехвата сигнала, инерциальная навигационная система, канал обмена информацией с разведывательными спутниками, аппаратура связи VILSTAR, комплекс радиоэлектронной борьбы ZSR-62, аппаратура целеуказания, предназначенная для применения управляемых боеприпасов JDAM, навигационная система TACAN, приемник радиотехнической посадочной системы VIR-130 и система пассивных датчиков, сигнализирующих об изменении обстановки за бортом.
Другой вопрос – зачем B-2 «Спирит» понадобился супер-радар с АФАР – ведь это противоречит всей концепции применения «малозаметного самолета». Всего один импульс – и вражеские системы РТ-разведки засекли местоположение самолета. К примеру, знаменитый коллега «Спирита» — F-117, вообще не имел бортовой РЛС. Только пассивные средства сбора информации.
Наконец, ветеран B-52 может быть оснащен подвесным прицельно-навигационным контейнером (например, LITENING) – в этом случае, возможности старого бомбовоза соответствуют любому современному самолету.
У «невидимки» есть еще одно парадоксальное, на первый взгляд, преимущество – он меньше зависим от погодных условий! В отличие от громоздкого B-52 с длиннющими и хрупкими плоскостями крыла, B-2 может совершить безопасную посадку при боковом ветре, дующем со скоростью 40 м/с.
B-2 «Спирит» предельно автоматизирован. Экипаж крупного стратегического бомбардировщика состоит всего из двух пилотов! (для управления B-52 требуется 5 человек, экипаж B-1B состоит из 4 человек).
Увы, это слабое оправдание для «Спирита». Эксплуатационные расходы стелс-бомбардировщика гораздо выше, чем у любой из перечисленных машин. Базирование B-2 возможно лишь в специальном ангаре с искусственно поддерживаемым микроклиматом – в противном случае, ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета. На Земле не так много авиабаз, где возможно длительное размещение B-2 – по официальным данным, соответствующая инфраструктура имеется лишь на авиабазах Уайтмен (территория США), Андерсон (остров Гуам, Тихий океан) и Диего-Гарсия (архипелаг Чагос, 500 миль южнее Сейшельских островов, Индийский океан).
Конечно, забавно наблюдать, как американцы заботятся о своих дорогих «игрушках», однако, трепетное отношение к авиатехнике – весьма полезная традиция, главное не впадать в крайности. Наконец, спецангар защищает «стелс» не только от солнечного света, но и от террористических атак и прочих форс-мажорных ситуаций. Сообщается, что в случае возникновения очага пожара, система пожаротушения способна за 20 секунд залить самолет пламегасящей пеной.
Боеприпасы. Самый интригующий момент. Максимальная боевая нагрузка стелс-бомбардировщика достигает 23 тонн (после модернизации ожидается увеличение до 27 тонн). Однако, бомбы нельзя «залить» в бомбоотсек, как бетон. На практике реальная боевая нагрузка B-2 находится в пределах 18 тонн. Что это значит?
— 80 свободнопадающих 500-фунтовых бомб Mk.82;
— или 16 атомных бомб B-61;
— или 36 кассетных боеприпасов линейки CBU;
— или 12 бомб большого калибра JDAM (эрзац-комплект GPS, превращающий обычный боеприпас в высокоточное оружие);
— или 8 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway III (расчетная масса907 кг).
Честно, не имею никаких предположений, как появился миф, что B-2 не способен применять крылатые ракеты воздушного базирования. Ведь от носителя в этом случае требуется не слишком много – лишь подвесить боеприпас в бомбовом отсеке и доставить его в точку сброса.
Например, состав вооружения B-2 может выглядеть следующим образом: 8 тактических крылатых ракет AGM-137 TSSAM с пониженной радиолокационной заметностью или 8 крылатых ракет AGM-158 JASSM или 8 планирующих бомб AGM-154 JSOW.
Тем не менее, первоначальные планы по оснащению «Спирита» супер-ракетой AGM-129 с термоядерной боевой частью остались неосуществленными – после развала СССР, единственным носителем этого боеприпаса остается B-52 (ракеты подвешиваются на подкрыльевой пилон).
Что касается сравнения B-2 с его ровесником – сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком B-1B «Лансер», здесь нет никаких сомнений: «Лансер» выглядит более предпочтительно. B-1B имеет почти в 2 раза большую боевую нагрузку (30+ тонн во внутренних бомбоотсеках, без учета внешней подвески вооружения), способен развивать сверхзвуковую скорость, имеет возможность подвески дополнительного прицельного оборудования (контейнеры SNIPER XR для высотного бомбометания). В конструкции «Лансера» также широко применены технологии снижения заметности, при этом B-1B стоит в 5 раз меньше!
Боевая карьера B-2
Первое боевое применение B-2 состоялось в 1999 году – «стелс-бомбардировщики» сбросили на Югославию около 600 высокоточных бомб JDAM. Беспосадочные перелеты осуществлялись с территории США.
В ходе Вторжения в Ирак (2003 год) B-2 «Спирит» работали с передовой авиабазы Диего-Гарсия в Индийском океане, часть самолетов по-прежнему отрабатывала сверхдальние боевые вылеты с территории США. Официальная статистика – 49 боевых вылетов, 300 тонн сброшенных боеприпасов.
В 2011 году три машины приняли участие в налетах на Ливию, атаковав 45 наземных целей.
Что ж, боевой опыт B-2 весьма немал, и это притом, «Спириты» строились крошечной серией всего из 21 единицы.
Также, согласно официальным данным, за время эксплуатации была потеряна одна машина этого типа – 23 февраля 2008 года самолет с личным именем «Дух Канзаса» разбился сразу после взлета с авиабазы на острове Гуам. Обоим членам экипажа удалось катапультироваться.
Итоги
История бомбардировщика B-2 это история о том, как не нужно делать самолеты. Несмотря на некоторую пропагандистскую роль, отработку новых технологий и ограниченное участие в военных конфликтах, «Спириты» нанесли больше ущерба бюджету США, нежели противникам Пентагона. Самолет оказался исключительно дорог (стоимость каждого из 21 построенных «Спиритов», с учетом НИОКР, превысила 2 млрд. долларов в ценах 1997 года) и малоэффективен в условиях современных локальных конфликтов.
Насколько оправдано использование технологии «стелс» сказать трудно, однако все больше стран стремятся использовать эти решения в конструкции авиационной и военно-морской техники. Очевидно, в «стелсах» есть рациональное зерно – другое дело, насколько соответствует затратам достигнутый результат.
/Олег Капцов, topwar.ru/
Фиговый самолет!
Дилетант писал.
+100
Но иное странно было бы ожидать, ведь в России подобного нет и не предвидется, надо же как-то оправдываться. 🙂
Сам процесс создания такого самолета принес огромную пользу. Это сильный толчок для развития науки и технологий, одних только изобретений и патентов сколько было получено !
Самолет на жука похож.
Я вам отвечу проще… если такой самолет сканировать сверху, то АЛКМ и СТЕЛС гавно. Если есть ГЛОНАС…
Почитаешь эти обзоры и вспомнишь Задорнова «ну и тупые же эти американцы…». Построили не нужный самолет. А мы умные, не построили (кишка тонка). Хотя регулярно воруем их технические решения, начиная с 2-й мировой. Приятно узнать, какие мы умные. Вот только почему при таком-то умище мы такие нищие?
Знаешь сколько они у нас потырили?
теория «авиа-невидимости» разработана Петром Уфимцевым, например…
Теории разводить — это одно. А вот сделать это все на практике — СОВСЕМ другое. 🙂
лично их пас 1990-1992…рядовой ВС РФ как и В52 В1В и КС135 и RS135 и не замечал разницы стелс он или нет—все они фонят постоянно и каждый по своему и кстати тогда они Ирак тоже бомбили….
B-2 феноменально дорогой, феноменально сложный в управлении, 95% времени пока он в воздухе B-2 управляется компьютером, да для устаревших систем он МОЖЕТ БЫТЬ НЕВИДИМЫМ, НО ТОТ ЖЕ УФИМЦЕВ уже доказал как сделать так, чтобы его без труда обнаружить. Уберите в сторону приёмник, снабдите его цифровым усилителем который усиливает сигнал раз в 30-50 тщательно отсеивайте помехи и… всё будет видно, как на ладони. Я написал правду. Сигнал отражается в сторону, влево или вправо, невозможно полностью «поглотить» сигнал. Часть в виде переотражённых волн всё равно вернётся в приёмник, но один приёмник надо отодвинуть влево на… количество метров, второй отодвинуть вправо на… метров, и первоначальная фаза завершена. Замените процессоры в приёмниках, установите полосовые фильтры, и это будет вторая фаза модернизации, и результат будет… обязательно.
Чушь ты несешь какую-то. Процессоры в приемниках, полосовые фильтры… 🙂 Диванный теоретик-неуч. 🙂 Радиотехническое образование получи для начала, потом поговорим о приемном тракте, о полосовых фильтрах и о том, как, чего и насколько ты будешь двигать . 🙂
В статье написано что он может без особого труда «крутить» фигуры, но позвольте… это как??? При массе более 180 тонн?????????????????. Далее у него ведь длиннющие крылья более 52 метров, надо обязательно устанавливать ограничения на углы атаки для предотвращения вхождения в штопор, и верной гибели. К тому же это не истребитель, по моему в крыле всего один «лонжерон» и вся конструкция элементарно рассыпется от перегрузки. Да если раньше можно было «вешать лапшу на уши о его малозаметности» то теперь… Да как бомбардировщик он в принципе подходит, но как устаревший бомбардировщик, и как разведчик, но для современного «бомбера» это позапрошлый век. Если бы у америки был бы стратегический истребитель перехватчик построенный по стелс технологии, они бы вместе… летали бы, и вполне успешно выполняли бы задания, но такой машины (стратегический малозаметный перехватчик у Сша нет, и не предвидется), поэтому смысл держать этого «бомбовоза» я не вижу. Его модернизировали. Вместо 22680кг боевой нагрузки он берёт кажись 27 000 кг. Но это капли выжатые из старой конструкции. Лучше бы инфракрасную заметность меньше сделали. Нагрузку надо до 32-33 тонн доводить, для оправдания боевой эффективности. Хотя… Смысл в чём??? Длинная дубина для тупых, и там где нет ПВО, и перехватчиков???.
Тупые тут пишут про инфракрасную заметность. 🙂 Чем она тебе так уперлась, слово красивое? 🙂 Тепловые головки только в переносных комплексах, они выше 3 тысяч не стреляют. 🙂 А современному бомбардировщику не нужно летать низко, он и с 10 тысяч попадет. Истребителей он тоже не боится, да их и не будет. У штатов огромный опыт ведения войн, их потери всегда минимальны и несоизмеримы с потерями противника (разница на порядки).
Я много чего в этой жизни не понимаю. Не понимаю, зачем чёрт побери держать B-52 который летает с 1955 года, и менять его на «следующее поколение» в 2035 году. Вы посчитайте сколько лет этому «динозавру» от авиации. Его проектировали при царе Горохе, и вообще-то если правильно, то надо сменить старого «динозавра» на самолёт по моложе. Причина? Он рассыпается в воздухе, это правда. Теперь даже Китайцы «клонируют» стелс технологии, и напомню B-2 впервые взлетел в 1989 году, в 2015 ему «стукнет» 26 лет, да и ПВО сейчас принципиально другие. Дозвуковые технологии «малой заметности» стремительно устаревают, на смену им приходят нет не «Сверхзвуковые» (1300-2500км/ч), уже «гиперзвуковые» системы (от 5000 до 22 000 км/ч), в этом случае единственным оправданием в пользу «пребывания» B-2 в составе ВВС США является теория «запасного бомбера» так как если «гиперзвуковик» не полетит, а такое очень даже вероятно, то нужно же что то оставить для устрашения «неугодных карликовых государств». Через 10 лет его «сменит» NGB или ещё что нибудь другое, это вопрос времени.
Этот самолет настоящий шидевор авиации вы столько не знаете сколько он может
Югославы про «стелс» слыхом не слыхивали, а шлепнули из «рогатки»! После этого полеты «стелсов» практически прекратились! Слишком много «центов» стоят, а бомбить папуасов только могут! Да, когда у тебя нет средств ПВО, ты можешь и на кукурузнике чувствовать себя в небе королем! Для России — не тот случай! Тем более умопомрачительное количество электроники КАК ПРАВИЛО выводится из строя до гениальности просто! То же касается технологии «стелс»! Когда наш ученый ее разработал, то ее сочли не нужной, потому как при разнесении приемников и передатчиков НЕ ИМЕЕТ смысла. Так что не позорься, «шидевор»(и пиши правильно))) )
это просто прелесть а не самолет
Аноним, ты что специально, чтобы с кем нибудь сцепится?
Троллит)