В который уже раз министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу привлек всеобщее внимание к необходимости решить одну из важнейших социальных проблем – обеспечить наконец жильем военнослужащих и членов их семей. На состоявшемся 14 июня заседании правительства глава военного ведомства заявил, что единственным реальным способом закрыть эту застарелую проблему является предоставление военнослужащим единовременных денежных выплат (ЕДВ) на приобретение ими собственных квартир.
Проект соответствующего федерального закона Минобороны намерено вскоре внести в Государственную Думу. Но министр обороны счел нужным особо подчеркнуть: «Конечно, эти выплаты должны быть достаточны для реализации права на приобретение постоянного жилья». И такая ремарка была сделана отнюдь не случайно.
Несколькими днями раньше управление пресс-службы и информации Минобороны распространило сообщение о подготовленном проекте нормативно-правовой базы, которая должна будет определить ЕДВ как основную форму обеспечения военнослужащих жильем. И почти сразу ведомственный куратор данного вопроса – заместитель министра обороны РФ Руслан Цаликов – провел с группой экспертов круглый стол, где, по сути, обратился за общественной поддержкой продвигаемого министерством новшества. Что-то явно тревожит нынешнее руководство Минобороны, мешает с уверенностью смотреть на перспективу своих инициатив по решению жилищной проблемы военнослужащих.
ЧТО ПРЕДОПРЕДЕЛИЛО ПРОВАЛ
«Предыдущее руководство Минобороны не просто не хотело решать эти проблемы, оно вообще было не готово к диалогу с военнослужащими, – посетовал один из участников круглого стола председатель президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков. – А когда в конце прошлого года мы встретились с новым министром обороны, он всецело поддержал наше предложение начать наконец открытый диалог.
Потом на общественные слушания в мэрии Москвы, куда были приглашены более сотни офицерских семей, не побоялись приехать сразу два замминистра обороны – Цаликов и Панков. Около трех часов длился достаточно жесткий разговор. Но завершился он потрясающе: офицеры, их семьи встали и аплодисментами проводили двух заместителей министра, сумевших убедить военнослужащих в том, что их надежды на разрешение давней и самой острой армейской проблемы обретают ясную перспективу».
Цаликов в последнее время не уставал озвучивать цифры, которые отражают действительное положение дел с обеспечением военных жильем и побуждают к решительному отказу от прежнего порядка выделения квартир. С 2010 по 2012 год Минобороны со всевозможными осложнениями, но все-таки обеспечило постоянным жильем 139,2 тыс. человек. При этом на 1 января 2013 года в числе тех, кто ожидал получения жилья, оставались еще 59 тыс. человек. В сумме выходит около 200 тыс., которым требовалось предоставить квартиры и почти треть которых так и остались необеспеченными.
Как утверждает замминистра, это свидетельствует о серьезном системном сбое. В таких условиях решать и дальше сложнейшую проблему путем предоставления военным натурального жилья крайне затруднительно. По целому ряду причин. Хотя бы потому, что ежегодно право на получение постоянного жилья обретают 13–15 тыс. военных. Или потому, что они могут неограниченное число раз отказываться от заселения в предложенные, но непонравившиеся им квартиры… Замена выделения натурального жилья на ЕДВ открывает возможность военнослужащим самим напрямую выбирать и качество приобретаемых квартир, и конкретное место проживания после увольнения в запас без посредничества Минобороны.
А заместитель департамента жилищного обеспечения МО Сергей Пирогов прямо заявил, что получение военнослужащими ЕДВ для покупки жилья будет способствовать окончательной ликвидации жилищной очереди в Вооруженных силах. При этом чиновник напомнил о значительных расходах, которые несет военное ведомство из-за вынужденного содержания военнослужащих, находящихся в распоряжении и ожидающих предоставления постоянного жилья.
«К тому же наличие значительного количества незаселенного жилья, в том числе и в силу права военнослужащего на изменение места жительства, по которому военнослужащий отказывается от предложенной квартиры, влечет за собой значительные финансовые обязательства Минобороны по содержанию этого жилого фонда», – уточнил Пирогов.
Сравнительно недавно аудиторы Счетной палата РФ завершили подсчет как раз тех затрат, что влечет несвоевременное обеспечение военнослужащих жильем. Дополнительные расходы на их содержание за последние три года превысили 66 млрд. руб. По утверждению аудиторов, вообще внутриведомственный контроль за законностью и эффективностью использования средств федерального бюджета в 2010–2012 годах в Минобороны отсутствовал как таковой.
За время, пока ведомство возглавлял Анатолий Сердюков, дополнительные средства выплачивались 45,4 тыс. военнослужащим. Из них 34,3 тыс. просто нельзя было уволить, поскольку положенное по закону жилье им не предоставлялось или предлагалось в тех местах, где они не желали селиться после военной службы. И сегодня Минобороны продолжает тратить на содержание офицеров, находящихся в так называемом распоряжении, почти 3 млрд. руб. в месяц. Эту гигантскую сумму подтвердил на заседании правительства и генерал армии Сергей Шойгу.
Получается, что если сложить затраты на строительство жилья, на содержание невостребованных квартир и на содержание пребывающих в распоряжении военнослужащих, то консолидированных средств изначально хватило бы каждому увольняемому в запас офицеру для самостоятельного приобретения квартиры там, где он пожелает. Нужна была лишь политическая воля для такого подхода. А сегодня жизнь уже просто диктует его.
«Вся революционность этого решения станет очевидной, если мы поймем, почему нынешнему министру обороны досталась от его предшественника столь тяжелая жилищная проблема, – говорил участник круглого стола военный эксперт, журналист Виктор Баранец. – Как бы кто ни относился сегодня к Анатолию Сердюкову, все же при нем удалось заметно укоротить очередь военнослужащих на квартиры. Это – объективно. Но эта колоссальная очередь стала бы значительно меньше, если бы Минобороны одной рукой не пыталось решить данную проблему, а другой не ставила бы мощные завалы на пути ее решения».
Эксперт напомнил, как при Сердюкове в Вооруженных силах одним махом сократили офицерские должности с 355 тыс. до 150 тыс. Чем сразу же резко увеличили очередь. Тогда темпы предоставления жилья и темпы сокращения армии окончательно разошлись. Ведь огромное количество офицеров разом оказалось за штатом. Их было одно время 43 тыс. человек. На их содержание в «распоряжении» государство и тратило ежегодно те самые десятки миллиардов рублей, о которых теперь докладывают аудиторы Счетной палаты и новые руководители Минобороны.
Или были откровенно авантюрные решения. Например, при Сердюкове широко освещалось строительство поселка в 370 коттеджей. Эффектное, казалось бы, решение… Сердюков не без кичливости привез туда на показ Владимира Путина… Поаплодировали… А потом вдруг выяснилось, что те коттеджи абсолютно не приспособлены к проживанию в них при низких температурах. Да и общую площадь домики имели такую, что офицерам предстояло выкладывать из своего кармана солидные доплаты. Военнослужащие и их семьи не хотели вселяться туда. Но, кроме того, выяснилось, что Сердюков, затеяв строительство коттеджей, не решил также вопрос с принадлежностью земли под ними. За пустующие домики Минобороны опять платило миллионы рублей.
НЕ НАСТУПИТЬ БЫ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ
Однако все вышеперечисленное осталось в прошлом. У нынешнего руководства военного ведомства есть и понимание, и желание, и деятельное стремление радикально изменить ситуацию с жильем для офицеров. И, что особенно важно, есть согласие на предлагаемые изменения со стороны армейской и ветеранской общественности. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности, социально-экономическим условиям жизни военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин сказал на круглом столе:
«Мы обсуждаем важнейший вопрос боеготовности и боеспособности российских Вооруженных сил. Для военного человека вопрос жилья всегда был краеугольным. Это вопрос настроения офицерского состава, что прямо влияет на боеспособность армии и флота. Ведь нерешенность жилищной проблемы воспринимается офицерами как вопиющая несправедливость, унижение всего воинского сообщества, а нередко и как личное оскорбление, как неоспоримое подтверждение коррупции среди чиновников.
Государство же выделяло огромные средства на жилье для военных, а проблема осталась нерешенной… Так что Общественная палата, наша комиссия всецело поддерживают предложение Минобороны выделять средства на самостоятельное приобретение военнослужащими квартир. Надо чтобы и государство выполнило свои обязательства, и офицеры с хорошим настроением несли службу».
Свою поддержку инициативе нынешнего руководства МО выразили и другие участники круглого стола. Они сообщили также, что проведенные в войсках опросы показали почти стопроцентное одобрение нового порядка военнослужащими в частях. Правда, есть в предлагаемом начинании один неопределенный и весьма болезненный момент. До сего дня нет четко установленного размера будущих ЕДВ. Все участники круглого стола отмечали: необходимо так рассчитать размер единовременных денежных выплат, чтобы денег хватало для приобретения действительно того жилья, которое положено по существующим нормам на полный состав семьи каждого военнослужащего. Потому-то Руслан Цаликов и уповал на общественную поддержку, что неправильно установленный размер ЕДВ неизбежно обернется дискредитацией всей идеи.
Кое-какие предварительные расчеты в Минобороны, разумеется, сделали. «Сегодня действует военная ипотека, и сегодня человек, отслуживший три года, может получить сумму для решения жилищной проблемы. Размер этой суммы – 3 миллиона рублей. Я считаю, что это нижний предел для одного человека. Категорически нельзя опускаться», – сказал Цаликов. Ну и дальше он сообщил, что при всех расчетах нужно обязательно учитывать выслугу лет офицера и состав его семьи. Тогда, например, на холостого офицера, отслужившего 15 лет, получается 4,5 млн. руб. На военнослужащего, имеющего трех иждивенцев и прослужившего 25 лет, – как минимум вдвое больше.
Деньги на квартиру для офицера должны стать бонусом за долгую и трудную службу.
Но, выводя эти суммы, замминистра не уточнил, какая именно цена за квадратный метр жилплощади бралась за основу расчетов. Хотя именно этот параметр имеет решающее значение для определения справедливого размера ЕДВ. Цаликов лишь заметил, какие могут быть методики расчетов: «Если берется цена квадратного метра средняя по России, исходя из тех установок, которые определил Минрегион, то это 33 тысячи рублей. Или она может быть среднерыночной – это около 50 тысяч рублей».
Наверное, стоит добавить, что непосредственно в офицерской среде обсуждаются еще два варианта:
— первый: по средней цене квадратного метра в том регионе, где офицер заканчивает службу;
— второй: по средней цене региона, куда офицер собрался на постоянное жительство после увольнения.
Ну а нам в «НВО» представляется, что было бы по-настоящему честно и в высшей степени справедливо предоставить офицеру право самому выбирать, по какой методике рассчитывать ему выплату на покупку жилья. Разумеется, он выберет тот вариант, который позволит получить наибольшую сумму.
Но, как отмечали участники круглого стола, ни в коем случае нельзя контролировать, в том ли регионе потратил офицер деньги, где ему выплатили на жилье, или, сэкономив что-то, купил квартиру где-то подешевле. Пусть и это будет его правом выбора. Пусть ЕДВ будет ему бонусом по окончанию долгой, трудной и порой опасной службы. Разве он не достоин этого? Ведь самые крупные выплаты офицеру на покупку жилья все равно будут во много раз меньше, чем пресловутые золотые парашюты топ-менеджерам частных компаний или госкорпораций.
Все это, конечно же, подлежит еще публичному обсуждению и согласованию в правительстве. Только вот Виктор Баранец во время дискуссии подчеркнул, что «в правительстве, в Минфине сидят очень жадные люди», способные в очередной раз кинуть армию. Как некогда с государственными жилищными сертификатами (ГЖС). Их стоимость Минрегион и Минфин почему-то определяли всегда по цене квадратного метра, в полтора раза меньше рыночной. Чтобы этого не повторилось, Министерству обороны и понадобилась общественная поддержка.
/Олег Владыкин, nvo.ng.ru/
Я НЕ ВЕРЮ НИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, НИ ШОЙГУ, НИ ЭТИМ СЛОВАМ, ЭТО ГОСУДАРСТВО ТОЛЬКО МОЖЕТ КИДАТЬ ЛЮДЕЙ, РАЗВЕ ДОСТОИН ОФИЦЕР, У КОТОРОГО ВЫСЛУГА 32 ГОДА ПОЛУЧИТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ ИЛИ КВАРТИРУ В МОСКВЕ, КУДА ЕХАТЬ С ВАШИМИ КОПЕЙКАМИ, КОГДА ШЕСТОЙ ДЕСЯТОК НА НОСУ, ВСЮ ЖИЗНЬ ЖИЛИ НЕ ПОЙМИ КАК , БАРАКИ, ХОЛОД, РАДИ ЧЕГО СЛУЖИЛИ, КОГО ЗАЩИЩАЛИ, ЧТОБЫ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ГОСУДАРСТВО ОБМАНУЛО
Никак не могу найти точного ответа на вопрос — кто именно будет достоин получения выплаты. У меня выслуга 15 календарных лет. Первый контракт заключён в 2000 году («дурацкий» промежуток потерянных людей с 1998 по 2005) года. Я и на ипотеку претендовать не могу и в очередь встать на очередь не дают. Живём с женой и двумя сыновьями у родителей супруги. На одного человека приходится меньше 10 кв.м. (Москва).
Я отслужил 45л с Северными по формуле НАЧ.ФИН ИНФО.как отец одиночка получу ЕДВ 33000Х3Х42=4.158.000Р так-же как и военнослужащий отслужив 25л ПО Военной Ипотеке 261т.рх45=11.745.000р.Вот так.
Муж подполковник действующий военнослужащий, ждем второго ребенка и не можем получить ДАЖЕ СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛЬЕ!!! Получаем лишь компенсацию за поднаем 15 тыс. руб по Москве и то ее выплачивают не всегда вовремя….. Так вот у меня вопрос, а как же с действующими военнослужащими, им вообще не положено ничего — ни ЕДВ, ни ипотечная программа? Потому что мы стоим уже на очереди давно (а он применяется только для тех кто встал на очередь после 2005 года). Получается ситуация что те лейтенанты, которые пришли после него и либо ушли по сокращению либо сами уволились уже получили постоянное жилье, те кто остался служить может взять хотя бы ипотечную программу, а такие военнослужащие как мой муж, кто остался служить с большой выслугой лет, так и должен стоять в очереди, конца которой уже даже и не обещают!!! Чего нам ждать, скажите?!