Три года назад, когда стране сообщили о том, что российская армия будет подвержена эффективному реформированию, мы вдруг узнали об отмене набора в высшие военные училища (институты, университеты). Оказалось, что так называемые оптимизационные мероприятия исключают необходимость подготовки молодых офицеров. Вопрос о подготовке командиров низшего тактического звена оставался без ответа.
Сказать, что отмена набора в военные вузы вызвала у неравнодушных к судьбам российской армии людей состояние, близкое к шоковому, — не сказать почти ничего. Многие откровенно не понимали, по какому пути ведётся реформирование Вооружённых сил страны и какой круг проблем при этом решается, если ту самую реформируемую армию лишают профессионального молодого пополнения.
Ответ от людей из стана экс-министра (теперь экс-министра, а тогда – в 2010-м – самого что ни на есть главного оборонного реформатора) Анатолия Сердюкова был примерно следующим: офицерский состав слишком раздут, и для компактной, мобильной, организованной армии он, дескать, не подходит. Однако в этом же объяснении необходимости отмены набора в военные вузы было заложено противоречие.
Заключалось оно в том, что, возможно, количество кадровых офицеров было излишним для компактной, мобильной и организованной армии, но так армию таковой ещё нужно было сделать. Она явно не была ни компактной, ни мобильной, ни тем более организованной (если не говорить об отдельно взятых подразделениях, а брать армию в целом). А для того чтобы сделать её и эффективной, и организованной реформа-то, вроде как, и затевалась. Но чтобы дерево начало приносить плоды, разве у этого дерева подрубают корни?.. У дерева — нет, а в армии так и случилось: рубанули по основе основ – по подготовке квалифицированных офицерских кадров.
Одновременно с этим была затеяна, простите, чистка офицерских (да и не только офицерских) рядов. Сокращение, которое заменялось нейтральной трактовкой «оптимизация», прошло достаточно болезненно. Один из наших постоянных читателей пишет:
В свете последних решений бывшего министра обороны, проводятся мероприятия по сокращению и увольнению офицеров ВС РФ. Причем лозунг этого сокращения таков: «Даём всем жильё… Всем увольняемым». То есть, военнослужащий, который получит жильё, обязан уволиться, несмотря ни на опыт, ни на звание, ни на выслугу.
Многие из ныне уволенных офицеров имеют возраст далеко не пенсионный, и готовы продолжить службу, но высшее руководство считает, что они больше не нужны. Здесь возникает вопрос: почему? Либо будет еще одна непонятная реформа ВС РФ, либо России не нужны опытные военные кадры.
Действительно, когда люди пытались понять хитросплетения военной реформы, то выходило как-то далеко от понятия обороноспособности. Ведь говорить о повышении уровня эффективности армии, но при этом избавляться о людей, которые вполне могли бы (исходя из накопленного опыта и профессионализма) для этой самой эффективности, что называется, пригодиться, как-то странно…
Правда, потом всё прояснилось. Сразу после слов «зелёные человечки» от известных особ, рассовывающих бриллианты по всем ящичкам своих «халуп». Именно эти особы со временем и предстали перед российской общественностью истинной солью военной реформы: вот избавимся от «лишних зелёных человечков», а «выжившие» под реформаторской бомбёжкой и наполнят собой новую боеспособную армию, получив обновлённое денежное довольствие. По крайней мере, бумажный вариант проводимой реформы именно на это косвенно и намекал.
В нынешнем году набор в военные вузы возобновляется. Конечно, за это время реформаторский каток успел прогуляться и по самим вузам, многие из которых покинули опытнейшие военные педагоги, имевшие за плечами по несколько выпусков профессиональных военнослужащих. Какая ситуация в оставшихся военных институтах и университетах, которые теперь имеют несколько иную форму подчинения (юридически прикреплены к военным академиям), складывается после трёх лет отсутствия набора курсантов, говорить сложно.
То, что ряды военных педагогов поредели – факт, и как большинство из них снова привлечь в вузы? – вопрос, о решении которого пока Минобороны высказывается крайне осторожно. Как вариант: «Вернитесь, ради бога!»
Итак, если говорить о том, какие военные вузы осуществляют набор курсантов в 2013 году, то можно представить следующий список.
1. Москва и Московская область:
Военная академия РВСН (плюс филиалы);
Военный университет;
Общевойсковой военный институт (ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» плюс филиалы в Казани, Новосибирске, Рязани, Тюмени и Благовещенске);
Военная академия (плюс филиал в Череповце).
2. Санкт-Петербург:
Михайловская военно-артиллерийская академия;
Военно-морская академия (плюс филиалы во Владивостоке и Калининграде;
Военно-космическая академия (плюс филиал в Ярославле);
Военная академия связи;
Военная академия МТО (плюс филиал в Вольске, Пензе и Омске);
Военно-медицинская академия.
3. Смоленск:
Военная академия ПВО ВС РФ.
4. Воронеж:
Военно-воздушная академия (плюс филиалы в Краснодаре, Челябинске и Сызрани).
5. Кострома:
Военная академия РХБЗ и инженерных войск.
6. Рязань:
Высшее воздушно-десантное командное училище.
При этом стоит отметить не только сам факт возобновления полноценного набора в высшие военные школы, но и отказ большинства из них от программ по подготовке таких специальностей как юрист и экономист. Конечно, это не значит, современная армия должна перестать дружить с буквой права или с экономикой, но когда в год из военных училищ выходило до трети молодых лейтенантов, получивших специальность в обозначенных сферах, а затем большинство из этих молодых офицеров автоматически превращались в безработных, то это наводило на определённые мысли. А мысли просты: военные вузы просто были вынуждены выживать в тех условиях, в которые они были поставлены.
Кстати, господа из «плеяды» Сердюкова пытались и этими фактами оправдать то, что вузы Минобороны в большинстве своём прекратили наборы. Но глупо пытаться оправдывать полную ликвидацию набора тем, что многие профессии, которые готовились военными вузами, были не востребованы. Нельзя ли было сначала остановить набор по «юристам-экономистам» и прочим менеджерам, профинансировав военные вузы для эффективной работы с по-настоящему значимыми специальностями? Видимо, было нельзя… Ну, никак это, понимаешь, не вписывалось в систему ликвидации всей системы подготовки «зелёных человечков». Не вписывалось и всё тут. А потому: «до основанья, а затем…» Вот это самое «затем» сегодня и вырисовывается.
Можно рассчитывать на то, что трёхлетняя яма, которая напрямую коснулась высшего военного образования, как и кадровая «чистка», не оставят незаживающих рубцов на российской армии. Рубцы-то конечно со временем заживут, но вот сколько для этого времени потребуется? – на этот вопрос не смогут ответить даже самые матёрые эксперты.
/Алексей Володин, topwar.ru/