Главная Аналитические статьи и мнения

Реформы армии и эксперименты с безопасностью страны

0
229

Последние три–пять лет в военном ведомстве было так много различных изменений в организационно-штатной структуре войск, кадровых решениях, а также предлагалось так много различных нововведений, проводившихся недостаточно продуманно и скоропалительно, что многие задумывались о том, а нужны ли такие реформы вообще?

По существу было игнорировано основное правило, говорящее о том, что любые структурные и другие изменения в армейской среде не только должны улучшать повседневную жизнь войск, но главное – значительно повысить боеготовность частей и подразделений. К сожалению, не всегда так получалось. Именно поэтому новое руководство Минобороны многое из того, что уже было сделано в этом направлении и не нашло реального улучшения в войсках, отменяет и возвращает к жизни проверенные десятилетиями оргструктуры соединений, формы и методы руководства.

ЗУД РЕФОРМАТОРСТВА

Сегодня кто только не советует Министерству обороны. Создается впечатление, что оставшиеся сторонники уволенного министра, даже находящиеся в далеких отношениях от армии, прилагают не меньше усилий для того, чтобы количеством разнообразных предложений удивить и убедить нового главу военного ведомства и руководство страны в целесообразности их срочного принятия.

В этой публикации предлагаются к рассмотрению только два таких предложения, которые недавно поступили от руководства ряда вузов и приняты на проработку в Минобороны. В настоящее время они уже активно обсуждаются в СМИ и обществе.

В первую очередь это касается прохождения военной службы по призыву студентами вузов, готовящих на военных кафедрах офицеров запаса. Безусловно, необходимость изменения формата подготовки офицеров на военных кафедрах в вузах назрела давно. Особенно с учетом устоявшегося в настоящее время мнения в обществе о том, что обучение на военных кафедрах в ряде вузов не что иное, как легальное уклонение от исполнения воинской обязанности, да еще и с такой льготой как присвоение офицерского воинского звания. При нынешнем положении вещей через десяток лет возникнет вопрос, а нужны ли нам такие офицеры, которые солдата и сержанта видели только в бытовых условиях, командовали ими и эксплуатировали сложную военную технику только теоретически?

Именно поэтому изменение существующей системы подготовки офицерских кадров на военных кафедрах вузов необходимо пересмотреть. Однако подходить к этому нужно не только с учетом финансовых возможностей государства, но главное – с учетом реальной жизни войск, не нарушая их плановую боевую подготовку, не снизив боеспособность (боеготовность) воинских частей и подразделений. При этом все-таки понимая, что заказчиком подготовки этих специалистов являются Вооруженные силы страны.

ОДНА НОГА В ВУЗЕ, ВТОРАЯ – В АРМИИ

Обсуждаемый сегодня в СМИ способ, при котором ежегодно, в течение трех лет, по три месяца, студенты военных кафедр будут проходить военную службу в воинских частях по специальностям, подготавливаемым на кафедрах, как раз и не учитывает главное – что это даст для улучшения (повышения) боеспособности тех частей, где они будут готовиться? А ведь это вопрос реальной боеготовности войск, а не виртуальной компьютерной игры.

Такая подготовка в войсках студентов не может не отразиться на боеготовности тех частей, где они будут проходить службу. Во-первых, назначить их всех на должности по специальностям не получится по причине того, что эти должности, по которым они готовятся на кафедрах, в основном в войсках занимают офицеры, прапорщики или сержанты с опытом военной службы.

Разместить их на должностях солдат, определяющих боеготовность в воинских частях постоянной готовности, также нецелесообразно, поскольку после трех месяцев службы они возвратятся на учебу, а освободившиеся штатные должности будут вакантны до очередного периода комплектования войск (весна, осень), а это значительное снижение боеготовности подразделения. При варианте укомплектования последующими партиями студентов эта воинская часть практически уже станет учебной с совершенно другими задачами. Создавать ее придется за счет строевых подразделений. Причем укомплектовывая новые подразделения лучшими младшими командирами из частей постоянной готовности, которыми и так сегодня не богаты войска.

Кроме того, заметно увеличится затратность реализации данного предложения. Ведь перед каждой отправкой в войска им (а это будет три года подряд) необходимо будет проводить контрольное медосвидетельствование, поскольку в течение каждого последующего года он может заболеть или возникнут другие причины, которые могут воспрепятствовать его прохождению трехмесячной службы.

В несколько раз возрастут расходы на их перевозку. Возникнут проблемы и с военной формой (учитывая, что значительная часть студентов проживает в общежитиях). Да мало ли что может случиться в течение трех лет, когда студент больше просто не сможет поехать в воинскую часть.

В этой ситуации все-таки наиболее приемлемым и целесообразным (альтернативным) вариантом улучшения подготовки студентов военных кафедр в войсках является их призыв на военную службу сроком на один год – сразу после окончания обучения на военных кафедрах с предоставлением им академического отпуска.

При этом необходимо установить, что воинское звание офицера запаса присваивать только после завершения обучения на военной кафедре и прохождения военной службы по призыву.

Предлагаемый вариант сохраняет равенство всех граждан призывного возраста перед Законом «О всеобщей воинской обязанности», позволит реально повысить качество подготовки будущих офицеров, а также увеличит базу призыва. Кроме того, этим гражданам будет предоставлена возможность пройти военную службу во всех воинских частях министерств и ведомств, где предусмотрена законом о воинской обязанности военная служба по призыву и уже в войсках стать младшими командирами, приобретя опыт работы с личным составом.

Законодательное закрепление этого предложения позволит также значительно увеличить базу для отбора в Вооруженные силы наиболее грамотных, прошедших обучение в вузах и практику в войсках офицеров на должности командиров взводов и рот. В этом случае не будет необходимости в изыскании дополнительных финансовых средств и численности на создание отдельных воинских частей (по сути учебных) для подготовки в них офицеров запаса.

Что касается повышения мотивации студентов вузов для обучения на военной кафедре, то здесь возможна проработка вопроса финансовой доплаты им во время обучения. Одним из предложений по этому вопросу может быть денежная доплата им от Министерства обороны в размере 20–30% от денежного содержания курсантов военных училищ. Возможна проработка и других преференций и льгот.

Кроме того, студентам вузов после окончания военной службы по призыву независимо от предшествующей успеваемости, наличия академических задолженностей необходимо назначать стипендии с момента возвращения их в учебные заведения, а иногородним – предоставлять места в общежитиях. Ректоров вузов обязать обеспечивать оперативное решение всех вопросов, связанных с продолжением обучения указанных студентов и созданием для них надлежащих жилищно-бытовых условий. Разрешить ректорам вузов устанавливать сроки ликвидации академических задолженностей отслужившим студентам индивидуально в пределах одного года.

На мой взгляд, именно принятие такого формата обучения на военных кафедрах будет наиболее справедливым по отношению ко всем юношам нашей страны, готовящимся исполнить свой конституционный долг по защите Отечества.

В НИИ НУЖНЫ СТУДЕНТЫ, А НЕ СОЛДАТЫ

Что касается другого предложения – это создание научных рот, то, как мне представляется, такое решение не имеет перспектив практического воплощения, во всяком случае, так, как оно было задумано или так, как его доложили руководству страны. Все просто – родилась идея и бегом ее воплощать.

Теоретически, может, все и неплохо, но именно с практической стороны совершенно непонятно, что может дать вчерашний выпускник вуза, пусть даже необычайно талантливый за год военной службы в каком-нибудь военно-научном объединении или лаборатории? В лучшем случае ему поручат что-то малозначащее, не имеющее отношения к настоящей разработке какого-нибудь проекта. Да и как это может быть иначе, ведь эти научные центры работают на оборону страны и их разработки составляют государственную тайну.

Получается, что за несколько лет об этих малоизвестных организациях, лабораториях будет знать очень большое количество отслуживших там выпускников вузов, может быть, в количественном отношении гораздо большем, чем штат этого учреждения. Думается, что это не будет способствовать сохранению секретности тех разработок, которые там создаются.

Кстати, все наиболее перспективные студенты уже со 2–3-го курсов берутся на заметку научным сообществом институтов и многие из них привлекаются к определенным научным изысканиям, а после окончания вуза им предлагается работа в этих НИИ и лабораториях.

По моему мнению, отбирать таких ребят для оборонных НИИ надо еще студентами с заключением каких-либо контрактов с ними, постепенно привлекая их к небольшим проектам, предлагая на будущее какие-нибудь перспективы по привлечению к научным разработкам и помощь в жизненном обустройстве. Ведь это особая категория людей и к ним надо относиться с особым тактом и уважением. В противном случае ничего путного из этого не выйдет. Отмаются они, бедолаги, год непонятно в каком качестве – вот и вся от них польза.

В советское время, да и в середине 90-х годов, в качестве определенной преференции всем специалистам с высшим образованием, работающим на оборонных предприятиях, военных НИИ, лабораториях Постановлением правительства до 27-летнего возраста предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время работы в этих учреждениях. Проработав несколько лет, большинство выпускников оставались там трудиться навсегда. Возможно, это один из альтернативных вариантов принятому решению, который реален и практически не требует существенных затрат.

/Валерий Астанин, nvo.ng.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ