Бравые американские джи-ай берут города силами одного батальона морской пехоты! Ни отсутствие кока-колы, ни задержка с доставкой пиццы на передовую – ничто не может сломить боевой дух американских морпехов. Стойко перенося тяготы и лишения армейской службы, солдаты США сокрушают десятикратно превосходящего по силам противника и водружают звездно-полосатый флаг (а-kа «матрас») на очередной Иводзиме, Окинаве или центральной площади Ат-Тахрир в славном городе Багдаде.
А что? Ситуация выглядит вполне реалистично. У американцев есть все необходимое для проведения подобных операций: целый флот универсальных десантных кораблей, специальные высадочные средства, вертолеты, быстроходные катера на воздушной подушке, амфибийные танки и четыре дивизии отборных головорезов, оснащенных самым современным оружием. Существует даже специальный термин – амфибийно-десантная группа (АДГ) ВМС США. Мощное и компактное средство для «проецирования силы» в любой точке планеты.
Универсальный десантный корабль!
Современный «Ноев ковчег», способный осуществлять транспортировку и высадку сил морской пехоты на оборудованное или необорудованное побережье противника. Огромная автономность и дальность плавания позволяют УДК самостоятельно действовать на другом конце Земли, а наличие на борту двух-трех десятков единиц авиатехники позволяет высаживать боевые группы в глубине территории противника, оказывая солидную огневую поддержку высадившимся силам десанта.
УДК – не просто десантный корабль. Это командный центр всей операции – штаб и боевой информационный центр, куда стекается вся информация о текущей обстановке в зоне высадки. Адмиральская каюта, множество каналов спутниковой связи, десятки рабочих постов операторов и связистов… Универсальный десантный корабль представляет фантастические возможности для управления десантными операциями.
УДК – это комфортабельный плавучий госпиталь, рассчитанный на размещение сотен пострадавших в результате боевых действий, аварий и катаклизмов. На борту корабля имеется дюжина операционных помещений, в которых одновременно могут проводиться сложнейшие хирургические операции – оснащению медицинских блоков УДК позавидует иной береговой госпиталь.
УДК создал новый формат проведения десантных операций. Загоризонтная высадка позволяет не подвергать корабль опасности обстрела с берега – во время высадки современные УДК должны находиться в десятках километрах от побережья противника, оставаясь невидимыми для вражеских радаров и неуязвимыми для огня ствольной артиллерии. Техника и личный состав транспортируются к берегу на быстроходных катерах и вертолетах.
Наконец, современный УДК оснащен комплексом оружия самообороны, способным отразить случайные атаки прорвавшихся ракет, вражеских самолетов и диверсионных групп.
Катера, вертолеты, бронетехника, тысячи единиц личного состава, гигантские складские помещения и хранилища, командный центр и госпиталь – все это один УДК. Мощь, эффективность и экономия. Один корабль дублирует задачи десятка кораблей. Разве это не здорово?
Нет, это не здорово. Это смешно.
Согласно статистике, норма потребного тоннажа на одного десантника в годы Второй мировой составляла 7 брутто-регистровых тонн. Что означает эта цифра? Всего лишь обычные человеческие потребности – есть и пить. Без каких-либо пошлых шуток.
В дальних походах возникает дефицит самого необходимого – зачастую трудно найти даже пресную воду, пригодную для питья. Солдатам требуется походная кухня со всем необходимым оборудованием. Палатки, одеяла, медикаменты. Средства гигиены — вы же не хотите, чтобы ваш взвод превратился в стадо смердящих животных? Зачастую необходимо специальное снаряжение (от лопат и биноклей до аппаратуры лазерной подсветки целей). Опционально – кондиционеры, кока-кола и мобильные дизель-генераторы.
Оружие и Боеприпасы. Это просто кошмар – к примеру, снабженческий норматив РККА образца 1941 года устанавливал 72 выстрела в день на одно152 мморудие; в реальности, в напряженном бою, расход боеприпасов превышал норму во много раз. В нашем случае, тысячи артиллерийских снарядов придется доставлять за тридевять земель!
Не секрет, что потребный расход материальных средств с течением времени многократно увеличился – уже во время Фолклендского конфликта (1982 год) норма тоннажа на одного британского десантника достигла 50 брутто-регистровых тонн. А что вы хотели? Суровые погодные условия, длительная экспедиция на другом конце Земли.
Получается простая пропорция. На борту универсального десантного корабля находятся 2000 морских пехотинцев? Очень хорошо, сразу ставьте в кильватер УДК три контейнеровоза со снаряжением, провизией и боеприпасами.
Нетрудно представить, сколько топлива жрут газотурбинные двигатели «Абрамсов», много ли пресной воды требуется солдатам в условия раскаленной пустыни и хватит ли сил у двух, пяти, даже десяти тысяч морпехов для проведения крупной десантной операции в современных условиях? Впрочем, об этом чуть ниже.
УДК – флагманский корабль! Обычное заблуждение, активно внедренное в обывательское сознание с помощью ярких, но бессмысленных фраз типа «координационный центр», «боевой информационный сервер» т.п. В реальности, когда возникает потребность в централизованном управлении крупной десантной операцией, проводимой разнородными силами морской пехоты, авиации и флота – на помощь приходят специальные командные корабли.
В Советском Союзе под эти цели были переоборудованы два устаревших крейсера проекта 68-бис. «Жданов» и «Сенявин» лишились части вооружения, взамен корабли получили дополнительную мачту с антенными устройствами, вертолетную площадку, типографию, комфортабельные каюты для высшего командного состава, кубрик для музыкального оркестра и рабочие помещения штабного оперативного поста общей площадью350 кв. метров.
USS Mount Whitney — штабной корабль Шестого флота ВМС США
Что касается ВМС США, американцы изначально строили специализированные штабные корабли типа «Блю Ридж». Гладкая открытая палуба с множеством кожухов антенных устройств, вертолетная площадка, современные коммуникационные системы, оборудованные помещения для проведения брифингов и пресс-конференций, а также командные посты, где могут одновременно работать до 200 офицеров и 500 специалистов младших званий.
Пытаться «впихнуть» все это оборудование на универсальный десантный корабль – означает превратить УДК в чрезмерно сложную и неоправданно дорогую конструкцию, при этом, не способную полноценно выполнять десантные и штабные функции.
История с «ультрасовременным госпиталем» на борту УДК полностью аналогична истории со штабом. Эвакуацией и оказанием медицинской помощи всегда занимаются специализированные госпитальные суда, чья деятельность регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 г.
Госпитальное судно «Иртыш», Тихоокеанский флот
Десятки операционных комнат, лазарет на тысячу коек, рентгеновский кабинет, медицинская лаборатория, аптека, кабинеты функциональных исследований, палаты интенсивной терапии, стоматологический кабинет, морг, кислородные станции… разместить все это на борту одного УДК представляется весьма нетривиальной задачей.
Наконец, сотням пострадавших нечего делать на боевом корабле – их необходимо срочно доставить на родину, при этом подвергая как можно меньшей опасности. Лучшее решение – специальный плавучий госпиталь, отвечающий всем требованиям Гаагской конвенции.
Белая окраска, зеленая полоса по всей длине корпуса, прерываемая тремя красными крестами – намеренное потопление такого судна расценивается, как военное преступление. Чтобы ни говорили скептики, у пострадавших, находящихся на борту госпитального судна, в разы больше шансов добраться до родных берегов, чем у тех, кто остался на борту универсального десантного корабля.
В итоге, вместо одного «универсального» десантного корабля появляются несколько специализированных кораблей и судов – контейнеровозы со снаряжением, штабные и госпитальные корабли…
Но как же эскорт? Верно, дюжина надводных и подводных боевых кораблей. А к ним – десяток флотских танкеров с топливом, пресной водой и техническими жидкостями. Кроме того, нашей эскадре потребуется плавмастерская и несколько океанских буксиров (спасательных комплексов) для эвакуации аварийных и поврежденных кораблей из зоны БД. Плюс парочка минно-тральных кораблей… В результате, вырисовывается гигантское соединение из десятков вымпелов, которое совсем не похоже на «компактную амфибийную группу».
Живой пример – во время англо-аргентинского конфликта 1982 года британские «морские волки» пригнали к Фолклендам эскадру из 86 боевых кораблей и судов обеспечения! (без учета группы, отправленной к острову Ю.Георгия и судов, обеспечивших трансатлантический переход эскадры).
Парадоксально, но факт:
1. Амфибийно-десантных групп не существует, т.к. их существование в сегодняшних реалиях, в принципе, невозможно. Десантные операции проводятся колоссальными силами армии, авиации и флота – это очень дорогая «игра», в которой помимо десятков боевых кораблей, задействованы сотни судов обеспечения.
2. Универсальный десантный корабль (вертолетоносец-док), подобный американским «Уоспам» и «Таравам» — пустая бравада и выброс средств на ветер. Исключительно крупные, дорогие и бесполезные корабли, не способны решить задачу, для которой они когда-то создавались. Они не могут захватить даже самую маленькую страну (как говорится, не по Сеньке шапка), при этом, их применение в любом из современных конфликтов неэффективно и излишне расточительно.
Немногим лучше выглядят франко-русский «Мистраль», испанский «Хуан Карлос», американский «Сан-Антонио» и их аналоги — эти корабли имеют относительно скромные размеры, адекватную стоимость, тем не менее, сфера их применения ограничена колониальными разборками и усмирением бунтов дикарей.
Что касается «серьезных» конфликтов («Буря в пустыне» и т.п.), в ходе них применять УДК «Мистраль» можно, и даже нужно. Но, следует понимать, что вклад «Мистраля» окажется микроскопическим. УДК ничего не решают в современной войне, здесь требуется совсем другая техника.
Но кто же они, эти загадочные завоеватели, что вносят решающий вклад при переброске сил морской пехоты? Кто эти чудовища, что способны в кратчайшие сроки доставить миллионную армию на чужие берега? Их не показывают на парадах и в музеях, про них не снимают фильмов и не пишут книг. Существование этих машин – Великая Тайна американского флота, о которой нельзя упоминать в СМИ. Поэтому, вместо реального положения дел, Пентагон рассказывает сказку об «амфибийных группах» и акцентирует внимание слушателей на прочих глупостях.
Быстроходные транспорты Командования морских перевозок
Плеяда из 100 Левиафанов, что способна принести демократию любому из врагов Госдепа. Их размерам позавидует авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (до 300 метровв длину, водоизмещение в грузу – более 60 тыс. тонн). При этом, гиганты могут вполне претендовать на «Голубую ленту Атлантики»* – их скорость зашкаливает за 20 узлов, вплоть до 33 узлов у газотурбоходов серии «Алголь»!
* «Голубая лента Атлантики» — приз, вручавшийся быстрейшим трансокеанским лайнерам в начале ХХ века
Большинство из них имеют гражданское прошлое – обычные голландские, датские, британские, южнокорейские (и даже один советский!) контейнеровозы, рекрутированные для нужд американского флота. Пентагон тщательно отслеживает по всему миру быстроходные контейнеровозы, ролкеры (суда для перевозки колесной и гусеничной техники), сухогрузы и активно скупает приглянувшиеся образцы морской техники. Период интенсивной модернизации (пандусы и рампы, электрическая сеть 110V, грузовые стрелы и др. спецоборудование) – и на просторы океана выходит кошмарный призрак войны – танкодесантный корабль, способный за один рейс доставить в своих трюмах сотню «Абрамсов» и десятки тысяч тонн другого снаряжения.
— Прежнее имя?
— «Лаура Маерск»
— Место рождения?
— Дания.
— Кто ты теперь?
— USNS Shughart (T-AKR 295), 277-метровый ролкер Командования морских перевозок, головной корабль в серии из трех единиц.
Среди Левиафанов периодически встречаются чуть менее эпичные, но не менее полезные единицы – кабелеукладчики, танкеры, базы подводных лодок, океанографические суда и мобильные десантные платформы. Каждое судно имеет свое четкое предназначение, при этом, в мирное время, часть из них спит на консервации, а иногда выполняет задачи в интересах гражданских организаций. Кстати, основная часть экипажей Командования морских перевозок — вольнонаёмные гражданские моряки, военные появляются на палубах Левиафанов только во время походов в зону боевых действий.
***
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Разумеется, концепция Командования морских перевозок не подразумевает прямого участия в десантах на вражеском побережье. Создается ощущение, что янки полностью отказались от идеи крупномасштабных морских десантов – в современных условиях попытка атаки «в лоб» на вражеский берег – слишком сложная и рискованная операции, грозящая обернуться неоправданно высокими потерями. Храбрые американцы действуют по другой, накатанной схеме – сгружают танки в порту ближайшего дружественного государства, накапливают силы и… вуаля! Через границу хлынула стальная лавина бронетехники.
Цель – Ирак? Но зачем штурмовать иракское побережье – пронесем демократию через границу Саудовской Аравии. Цель – Сирия? Заедем через турецко-сирийскую границу. Цель – Иран? Заедем через ирано-иракскую границу.
Вот здесь и возникает потребность в «Левиафанах» – уже через пару месяцев гигантские транспорты доставят в нужный порт тысячи единиц бронетехники, топливо, провизию, снаряжение и сотни тысяч человек личного состава армии и морской пехоты. А дальше – война.
Гигантский флот Левиафанов и есть то самое средство для «проецирования силы» в любом уголке планеты. Только, в отличие от дешевых угроз, исходящих от амфибийных групп, Командование морских перевозок действительно СПОСОБНО принести демократию в любую страну мира.
***
Сравнение Левиафанов с «Мистралями», «Уоспами» и «Таравами» просто оскорбительно – УДК просто щенки по сравнению с этими мутантами. Сколько авиатехники помещается на борту «Мистраля»? 16 средних по размеру вертолетов?
Левиафан, не моргнув глазом, доставит на вражеский берег 100 винтокрылых машин + запчасти, ГСМ, боекомплект и вспомогательное оборудование.
Вертолеты «Апач»готовятся к погрузке
Грузовые палубы военного транспорта «Боб Хоуп» (кстати, один из немногих, что изначально строился на американских верфях по спецзаказу ВМС США) равны по площади восьми футбольным полям. Это позволяет перевезти за раз до 900 единиц грузовиков и автомобилей «Хаммер». Для экономии времени техника загоняется на борт своим ходом через откинутую кормовую аппарель.
Выгрузка может происходить несколькими способами: через кормовую и бортовые аппарели, с помощью четырех грузовых стрел грузоподъемностью 110 тонн, либо, при отсутствии возможности подойти близко к берегу, – с помощью понтонных переправ или с использованием мобильных десантных платформ MLP (танки перегоняются на пришвартованную к борту платформу, откуда доставляются катерами и баржами на берег).
Большая часть Левиафанов имеют на верхней палубе оборудованные вертолетные площадки (и даже ангары) – все это еще больше расширяет возможности этих гигантских грузовых судов.
Выгрузка техники с помощью понтонов
Эпилог
Река истины протекает через русло заблуждений. Сообщения СМИ о прибытии очередной амфибийно-десантной группы ВМС США в Персидский залив – пустышка, шумовая граната, обманка. Настоящая война начинается лишь после того, как в предполагаемый район боевых действий прибывают Левиафаны Командования морских перевозок. В этой технике заключена вся сила американских вооруженных сил – мощь, мобильность, быстрота развертывания.
Именно от этих гигантских транспортов исходит наибольшая угроза – без них армия США оказалась бы заперта, как в остроге, на Североамериканском континенте и не имела бы ни малейшей возможности установить демократию за пределами своей страны.
/Олег Капцов, topwar.ru/