Главная Аналитические статьи и мнения

Унылое существование ВМФ РФ в ближайшее время вряд ли изменится

4
327

Могучий, полноценный океанский флот – мечта каждого военного моряка. Увы, эти ожидания до сих пор не находят воплощения. Несмотря на периодически появляющиеся в СМИ бравурные сообщения о возрождении отечественной военно-морской мощи, сопровождаемые списками строящихся и спускаемых на воду кораблей, нынешний статус флота остается полным неопределенности.

Нередко встречается точка зрения, что сейчас ВМФ России представляет собой не более чем тень былого величия и неспособен участвовать в серьезных боевых действиях. Не воспринимая эту позицию как наиболее достоверную (вспомним август 2008 года, когда ЧФ сумел достаточно оперативно развернуться и принять участие в боевых действиях), все же заметим: даже в нынешней атмосфере возрождения ВС развитие флота может оказаться в тупике.

Проблема заключается не в нескольких количественных показателях, которыми чаще всего оперируют СМИ при оценке военного потенциала. Для внятного понимания современной ситуации необходим комплексный подход в оценке флотской организации и управления, где командование оказывается в самом низу цепочки. Другими словами, истоки неопределенности судьбы ВМФ нужно искать не только в нем самом, но и в институтах, отвечающих за снабжение ресурсами и постановку задач, то есть выходить на правительственный уровень.

Планирование развития флота

Каковы основные задачи Вооруженных Сил? Обеспечение безопасности и суверенитета, поддержка внешней политики и сохранение общей стратегической стабильности. Под эти задачи и выделяется необходимый бюджет. Заметим, что этот этап проходит на уровне политическом, другими словами – деньги распределяются людьми гражданскими, которым в первую очередь важно то, насколько эффективно средства будут потрачены.

С точки зрения реальной отдачи перед ВМФ встает несколько проблем:

— первая и основная: невостребованность. Флот не может внятно ответить экономистам на вопросы, зачем он нужен и какие перед ним задачи, что является следствием отсутствия доктрины и четко определенного противника. Нельзя винить в этом самих моряков. Как ни грустно это признавать, но для политического уровня отечественный флот со всеми авианосцами и подлодками четвертого поколения на данный момент имеет статус скорее дорогой игрушки, нежели действительно необходимого инструмента, поэтому внимание на него обращается в виде исключения;

— вторым острым углом становится специфика кораблестроения – процесс долгосрочный и дорогой. Политический же уровень, как правило, ждет отдачи в краткосрочном периоде, поэтому вкладывает ресурсы в затянутые по срокам проекты очень неохотно.

И, наконец, к политическим добавляются проблемы ОПК: отсутствие кадров, техники и постепенная утрата опыта, а значит, снова экономическая неэффективность работы. Результат этого – развитие флота осознанно тормозится: нет смысла тратить деньги, если ВМФ все равно не имеет важных функций, по крайней мере, сегодня. Дополнительным фактором выступает то, что реальная видовая доктрина во многом определяется именно материальной базой флота – таким образом, мы наблюдаем замкнутый круг.

Справедливости ради скажем, что подобная проблема присуща всем Вооруженным Силам в целом: в отличие от советских времен теперь армии нужно доказывать свою востребованность и выгоду вложений. И если гражданским все равно, кто будет их защищать, в правительстве идет напряженная конкурентная борьба между видами войск за приоритет, а значит, снова за деньги и статус.

ВМФ на данный момент находится далеко не на первом месте. Чтобы подняться вверх, должен перетянуть на себя часть функционала других видов войск или усиленно лоббировать свои позиции. Только обладая значительной количественной и качественной мощью, флот сможет заявить о себе. Таким образом, ВМФ оказывается заложником собственной слабости – без финансирования он не может подняться выше в очереди приоритетов, а без высокого статуса достаточного финансирования ждать не приходится.

Политическая экономия

На этом этапе все взаимодействия обладают исключительно экономической природой. И с этой точки зрения некоторым политикам наиболее выгодно развивать и поддерживать РВСН. Теоретически позволяя выполнять все задачи по обороне страны и поддержанию суверенитета, Ракетные войска стратегического назначения имеют также очень важную функцию, которая свойственна только им, – поддерживать стратегическую стабильность, то есть определенный военно-стратегический баланс сил между потенциальными противниками.

Одновременно этот род войск проще и дешевле поддерживать в боевой готовности, обеспечивая достаточный уровень огневой мощи для отражения возможной агрессии. Нет сомнений, что подобная ставка исключительно на РВСН несёт в себе много скрытых недостатков и даже угроз.

Во-первых, реальна угроза превращения стратегической ядерной триады в монаду, что вызовет значительное снижение боевой устойчивости ядерного арсенала страны.

Во-вторых, в современном мире равновесие все чаще определяется неядерным сдерживанием силами обычных вооружений. Соответственно от делающего ставку на оружие массового поражения требуется большая политическая воля, чтобы применить его первым, даже и в порядке самообороны. Важно и то, что конвенциональное вооружение сильно влияет на расстановку сил в условиях так называемого ядерного пата при равных ядерных арсеналах.

Однако не нужно спешить осуждать российское руководство. В непростой экономической ситуации перед ним стоял нелегкий выбор: сильная армия или стратегическая стабильность? Страна могла потянуть только что-то одно. Поэтому остальные виды и рода войск оказались в экономической тени, финансируясь скорее по остаточному принципу. Сегодня, с приходом денег в «оборонку», началось восстановление и СВ, и ВВС.

Флот, как мы уже рассмотрели выше, оказался не у дел. Деньги, которые можно теоретически отправить на заказ новых кораблей, неизбежно придется изымать у других видов войск в отличие от старой советской системы, когда ресурсы часто выделялись строго по потребностям независимо от их размера. Как показывает практика, российский ОПК до сих пор не может избавиться от призрака распределительной системы и, в частности, плохо работает в новых условиях.

Борьба интересов

Между тем в «оборонке» ничуть не более простая политическая ситуация. Пересекается множество интересов: Военно-промышленной комиссии, Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства экономического развития, администрации президента, правительства. Но именно здесь, в огромном комплексе взаимосвязей и политической борьбы, и рождаются жизненно важные для развития флота решения. То, как будет сформирован оборонзаказ, кому отдать приоритет, какое предприятие получит выгодный договор, зачастую решается в сиюминутной борьбе и продвижении интересов.

В конечном итоге, когда мы говорим о том, что ВМФ или ОПК планируют поставку вооружения, систем, кораблей, необходимо понимать: пока не пройдет полное согласование в указанной цепочке, ни военные, ни промышленность неспособны реально вмешаться в этот процесс. Учитывая описанные ранее неразбериху и отсутствие твердой руки, мы видим, что будущее кораблестроения и флота в целом выглядит достаточно туманно.

Стоит осветить тот факт, что подобное состояние характерно не только для России. Скорее наоборот, всерьез ставят военно-морские силы на первое место в развитии ВС только две державы: США и КНР. Первая вынуждена делать это в силу специфики геополитического положения, вторая – из-за соперничества с американцами. Остальные страны мира, как правило, в большей степени полагаются на сухопутные войска, справедливо отводя морским сражениям второстепенную роль.

В данной ситуации все зависит от того, собирается ли Россия вставать на один уровень с двумя военно-морскими гигантами и каковы будут ее цели. Появятся интересы в Мировом океане – сильный флот окажется экономически востребован.

Тем не менее, вывести ВМФ из забвения возможно и его собственными силами. Например, моряки теоретически способны перетянуть на себя часть задач по обеспечению стратегической стабильности: во-первых, за счет боевого дежурства стратегических подводных ракетоносцев и во-вторых, сделав заявку на неядерное сдерживание.

Вспомним и историю, когда сильный и энергичный военный деятель выводил свой вид войск из застоя. Сейчас флоту, как никогда, нужна твердая, уверенная рука, которая проведет его в будущее. Дождемся ли?

/Андрей Cамсонов, vpk-news.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Константин

    Всё так. Действительно и по моему скромному мнению проблемы наших вооружённых сил и оборонки «зашиты» в самой структуре и устройстве государства. Это если глубоко копать. А если более поверхностно, то строительство наших ВС упирается в отсутствие внятной и чёткой военной доктрины. Наши военные в генштабе и даже в штабах видов ВС, в том числе флота не представляют в принципе какие задачи перед ними стоят. Даже саму базовую стратегию похоже не видят. По крайней мере во флоте. То есть в СВ понимают, что их действия диктуются стратегической, в меру активной обороной. Исходя из этого и задачи выдумываются. А как реализовать активную оборону (пассивная никого видимо не устраивает) на море представляют слабо или по-советски. Я не говорю, что советский подход плох. Просто у нынешней России кишка на такой подход тонка. А между тем, лично я считаю, что в случае большой НЕЯДЕРНОЙ войны с Китаем (а в его доктрине сказано, что Китай первым не применит ЯО) победить поднебесную мы не сможем без сильного (сильнее Китайского в разы, но не обязательно более многочисленного, достаточно чтобы китайцы не способны были помешать нашим действиям на море и не закрыли наши морские базы) флота. То есть в виду многочисленности и неплохого технического оснащения и подготовки НОАК мы не будем в состоянии победить их на суше или хотя бы долго сдерживать. А вот если у наших СВ будет задача лишь сдерживать НОАК, а наш флот скрытно или открыто но массировано и методично будет уничтожать на территории КНР заводы, хранилища, узлы связи, узлы сообщения, мосты, дороги, штабы и политические центры и всё это исключительно НЕ ЯДЕРНЫМ оружием. Кроме того, если наш флот сможет блокировать морскую торговлю Поднебесной, то тогда у нас появятся все шансы вынудить Китай пойти на мир. Да ещё и на мир на наших условиях. Поскольку наиболее промышленно развитые районы Китая находятся в непосредственной близости от берега открытых морей. Уничтожить же промышленность, коммуникации и склады (не только военные), то Китайская армия очень скоро начнёт голодать. Перебои с доставкой ГСМ и боеприпасов остановит даже самое стремительное и мощное наступление.

  2. Константин

    Кстати, недавно читал, что 2 наши «Акулы» всё-таки хотят порезать. Так вот лучше бы потратились чуток и переоборудовали их под носителей крылатых ракет с обычными боеголовками. Перевели бы их на всякий случай на Дальний Восток. Так гарантированно мы могли бы Китаю уничтожить 40 объектов. Это если в шахту лодки влезет только одна крылатая ракета.

  3. в/ч 52545

    Считаю, что Акулы можно было использовать в качестве неподвижного ракетного комплекса,стреляющего прямо с пирса,дальность у Р-39 «Синева» около 11 тыс км,более чем достаточно для поражения объектов на всей территории Китая и США.Ну и естественно при поддержки комплексов ПВО С-300 последних модификаций и желательно С-400.

  4. Константин

    Согласен. Хотя из под воды, разумеется, намного безопаснее. Только Акул разоружили. Статьи об этом на данном ресурсе есть.