В предыдущей статье был описан один из «старичков» на рынке травматического оружия, а именно травматический пистолет Mauser HSc mod. 90T. Как уже было сказано ранее, 2005 год был самым «урожайным» годом для травматического оружия, так как именно в этом году на рынке появилось очень много моделей травматики. Правда количество не значит качество, большинство этих моделей были простейшей адаптацией газовых пистолетов под травматические патроны, что сказывалось на прочности оружия, ограничивая мощность применяемых в нем боеприпасов.
Да что там боеприпасы, даже элементарное падение на асфальт для многих моделей того времени означало поломку. Попробуем познакомиться с еще одним представителей травматических пистолетов того времени, а именно травматическим пистолетом Kimar mod. 85, которым поделилась с отечественным рынком Турция.
Данный травматический пистолет имеет далеко не самый современный внешний вид, угловатые формы, выступающие элементы управления и прочем не способствуют удобному ношению и беспрепятственному извлечению оружия, если оно носиться не в кобуре, а в кармане или за ремнем, как модно среди наших соотечественников. Тем не менее, внешний вид и особенности конструкции оружия это не результат труда турок, а всего лишь их вариация на относительно старый пистолет Beretta Cheetah.
Однако в отличие от своего боевого прародителя данная модель оружия выполнена не из стали, а из легкого сплава, что существенно сокращает вес образца, а значит и его ношение будет более комфортным. Впрочем, рассуждать об эргономике и внешнем виде оружия дело неблагодарное, так как у каждого свои вкусы и судя по тому, что этот пистолет люди покупали, то его внешний вид их полностью устраивал. Другими словами, на вкус и цвет все фломастеры разные.
С правой и левой стороны оружия имеются переключатели предохранителя, которые в своем верхнем положении, ко всему прочему, еще и блокируют кожух-затвор, входя в вырез в нем. С левой стороны оружия располагается достаточно крупный рычаг затворной задержки, кнопка извлечения магазина расположена так же с левой стороны в месте соединения предохранительной скобы и рукояти пистолета.
С правой стороны оружия имеется еще один крупный элемент оружия, который при своем повороте освобождает затвор и позволяет его снять для обслуживания пистолета. Зачем нужно было делать его таким крупным непонятно, но в целом он не особо мешает. Интересной особенностью является то, что пистолет имеет еще и автоматический предохранитель, который не позволяет ударнику коснуться капсюля патрона, если спусковой крючок оружия не выжат до конца. Такая особенность конструкции достаточно полезна, но вот насколько она надежно реализована говорить сложно, так как сам пистолет страдает очень большой хрупкостью.
Несмотря на достаточно большой вырез в кожухе-затворе для выброса стреляных гильз, слабым местом оружия оказался не он, а ствол оружия. При использовании боеприпасов, которые мощнее, нежели те, которые рекомендует производитель, происходит разрыв ствола в области патронника. Однако такую поломку нельзя брать за правило для этого оружия, были и другие, в том числе и связанные с кожухом-затвором оружия, но проблемный ствол – безусловный лидер среди поломок для данного образца.
Автоматика оружия построена по схеме со свободным затвором с расположением возвратной пружины под стволом оружия. Во время выстрела происходит быстрое сгорание порохового заряда, что ведет к расширению продуктов горения – пороховых газов. Именно благодаря пороховым газам, которые увеличивают давление в канале ствола оружия, и происходит выстрел, а пуля «бежит» по каналу ствола, так как пороховые газы стремятся увеличить доступный им объем.
Однако не только пуля является единственно подвижной частью, которую толкают пороховые газы. Гильза так же стремиться выскочить из патронника под давлением пороховых газов, не дает ей этого сделать только затвор оружия, масса которого больше массы пули, в результате гильза не выдавливается из патронника пороховыми газами, а только передает эту энергию кожуху-затвору, что и приводит в действие автоматику пистолета. Имея больший в сравнении с пулей вес, кожух-затвор имеет меньшую скорость движения, соответственно и меньшее время разгона до своей максимальной скорости. Но обратно же благодаря большому весу, ему удается «накопить» переданную энергию и продолжать двигаться даже тогда, когда пороховые газы вытолкнули пулю из канала ствола, и давление в стволе уравнялось с давлением окружающей среды.
Таким образом, получается, что уже не гильза толкает затвор, а кожух-затвор в процессе своего движения извлекает стреляную гильзу из канала ствола. Двигаясь назад, кожух-затвор извлекает стреляную гильзу из патронника, выбрасывает через окно для выброса стреляных гильз и взводит курок для следующего выстрела. При этом на протяжении всего своего пути, кожух-затвор сжимает возвратную пружину, потому, когда он доходит до своей крайней задней точки и останавливается, возвратная пружина заставляет его начать двигаться в обратном направлении.
В процессе движения кожуха-затвора вперед, он достает новый патрон из магазина и вставляет его в патронник, после чего, упершись в казенную часть ствола, останавливается. Для следующего выстрела достаточно еще раз надавить на спусковой крючок.
В отличие от большинства моделей травматических пистолетов того времени, травматический пистолет Kimar использует боеприпасы 10х22Т, а не 9 мм РА. Многие продавцы, в процессе втюхивания оружия доверчивому покупателю, ставили это как неоспоримое преимущество оружия перед другими моделями. Но если разобраться, то абсолютно никакого преимущества данные боеприпасы не имели, равно как и сам пистолет перед своими конкурентами. Оружие еле-еле выдерживало травматические патроны с кинетической энергией пули в 50 Джоулей, а более мощные боеприпасы приводили к тому, что можно видеть на изображениях оружия к статье.
Более приемлемым вариантом для частого использования были патроны с кинетической энергией пули в 30 Джоулей, которые идеально подходили для постоянного использования в оружии и не приводили к поломке пистолета. По всей видимости, именно на такие слабые патроны и был рассчитан пистолет изначально. Патроны с кинетической энергией пули в 50 Джоулей рекомендуется применять только для самообороны, то есть для нечастого использования.
Соответственно можно сделать вывод, что травматический пистолет Kimar был практически бесполезен в холодное время года, когда противник защищен толстой одеждой, играющей, в данном случае, роль брони. В теплое же время года, когда на теле противника тонкая футболка, такое оружие вполне могло справиться с поставленными перед ним задачами, хотя и не без доли везения обороняющегося.
В целом травматический пистолет Kimar представляет собой один из ярких примеров травматического оружия того времени. Будучи рассчитанным под использование очень слабых боеприпасов, данный травматический пистолет очень часто использовался вместе с газовыми патронами или холостыми, основное назначение которых припугнуть нападающего. С учетом того, что в то время травматика была не очень распространена, то выстрел в воздух имел достаточно большой успех при самообороне.
Расчет же на то, что попадание пули слабого травматического патрона мог остановить нападающего не всегда был верен, равно как и то, что внешний вид оружия мог заставить нападающего ретироваться. Очень уж часто подобные образцы, внешний вид которых был не самым известным на постсоветском пространстве, принимали за игрушки или в лучшем случае газовое оружие.
Другими словами, успех, в решении конфликтной ситуации, был не всегда стабилен и если нападающий был настроен достаточно серьезно, то такой травматический пистолет не помогал при самообороне, а иногда и усугублял ситуацию добавляя нападающему решимости после того как он понял, что это за оружие.
/Кирилл Карасик, специально для «Армейского Вестника»/