Как стало известно, новое руководство Вооружённых сил РФ на основании поправок в существующий федеральный закон «Об обороне», внесенных президентом, впервые за последние годы практически заново приступило к разработке целого комплекта законодательных документов, касающихся обороны нашего государства.
Сложность решения этой задачи состоит в специфических для российских условий трудностях, в том числе и в организации территориальной обороны (ТО). Территориальная оборона как система мероприятий по защите населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных и террористических актов, со времен СССР отличавшаяся полнотой и обоснованностью, в последнее время оказалась в загоне. С другой стороны, сегодня возникли факторы, существенно изменившие взгляды на ее организацию.
В новых условиях
Социально-экономическое устройство. С появлением частной собственности у предпринимателей находятся не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности, земля, леса, водные акватории. Все это огромное хозяйство, принадлежащее отдельным лицам, требует защиты.
Поскольку война – это беда, которая затрагивает интересы не только государства, но и каждого гражданина России и его собственность, то в этой работе самое непосредственное участие должны принять и органы военного управления, и исполнительная власть субъектов Федерации, и местное самоуправление с привлечением отдельных частных собственников. Ведь всегда в России в пору тяжелых испытаний благодаря подъему патриотизма среди самых широких масс чувство Родины сплачивало общество и превращало его в единый лагерь.
Военно-политическая обстановка. От нее зависят объем и порядок подготовки страны в военном отношении и организация ТО. Россия занимает уникальное геополитическое положение и располагает огромными произведенными и природными ценностями. Обострилась проблема сохранения военной безопасности РФ в условиях превосходства потенциального противника практически на всех стратегических направлениях. Своевременная организация ТО играет важную роль.
Изменяется и характер вооруженной борьбы. Война с первых же дней примет предельно напряженные и решительные формы. Военные округа будут находиться под постоянной угрозой ракетно-авиационных ударов, действий воздушных (морских) десантов, войск специальных операций. Особенности войн будущего состоят в том, что в ходе боевых действий под ударами противника окажутся не только войска и военные объекты, но и экономика страны со всей ее инфраструктурой и гражданским населением.
Ни на одном из учений, проведенных в 2010–2013 годах, вопросы территориальной обороны не отрабатывались.
Оборонная инфраструктура. За последние десятилетия система взаимосвязанных объектов, которая поддерживает жизнедеятельность и безопасность Вооруженных Сил, фактически была разрушена. В том числе в результате суверенизации бывших союзных республик. В результате единое оборонное пространство с большим количеством аэродромов, стационарных пунктов управления стратегического и оперативного назначения, хранилищ перестало существовать.
Вследствие непродуманной передислокации войск, академий и даже главных командований и управлений военных округов восстановление системы территориальной обороны, организации управления во всех военных округах, а также охраны крупных органов управления, размещенных рядом с государственной границей, представляет проблему.
Современная организация
Теоретические положения прежней стройной системы ТО были изложены в «Основах подготовки и ведения операций». Суть заключалась в том, чтобы вся ответственность за организацию территориальной обороны возлагалась на командующего войсками округа (на военное время).
Военная доктрина РФ от 21 апреля 2000 года ориентировала Вооруженные Силы на оборонительные действия, на отражение агрессии противника. Военные округа решали эти задачи в своих административных границах. Были расширены функции и права командующих военными округами, на которых возлагалась задача подготовки ТО в установленных зонах ответственности. Командующий округом (на военное время) всю работу по подготовке территориальной обороны решал под руководством командующего войсками военного округа или командующего войсками фронта, если он действовал на территории округа.
Последним документом, регламентирующим деятельность управлений военных округов в войне, было «Временное наставление по территориальной обороне», в которое внесли уточнения в деятельность командующего военным округом мирного времени. Вся ответственность планирования и организации территориальной обороны возлагалась на него и его штаб, что значительно усложняло их деятельность и увеличивало время на подготовку для выполнения задач.
Анализ организации территориальной обороны в послевоенный период позволяет сделать вывод, что внимание к ней за последнее время необоснованно уменьшалось. Ни на одном из учений, проведенных в 2010–2013 годах, вопросы ТО не отрабатывались. Это объясняется главным образом тем, что в Вооруженных Силах РФ постепенно стал формироваться взгляд на военные конфликты будущего через призму контртеррористической операции в Чеченской Республике и в грузино-южноосетинском конфликте, это зафиксировало мышление ряда руководителей преимущественно на тактическом уровне. При этом фактически оставили без внимания и оперативный, и стратегический уровни, требующие серьезных знаний и навыков.
Последнее особенно важно для организации управления территориальной обороной в ВС РФ, где основные вопросы решали Генеральный штаб, командование Сухопутных войск, а также главнокомандующие и главные штабы других видов Вооруженных Сил. Детальное планирование и организация мероприятий территориальной обороны согласно «Временному наставлению по территориальной обороне» в полном объеме выполняются в военных округах, существующих в мирное время, без привлечения командования округа (на военное время). Такова сегодня общая схема организации территориальной обороны в РФ.
Предложения
Было бы целесообразно внести некоторые уточнения, связанные главным образом с необходимостью разделения оперативных и административных функций между исполнителями, с тем чтобы не сосредоточивать все решаемые задачи в одних руках. Существующие сегодня управления военных округов наделены статусом стратегического межвидового ОВУ и на них возложена вся полнота ответственности за обеспечение военной безопасности и территориальной целостности РФ в установленных границах.
В связи со значительным расширением административных границ военных округов, повышением их статуса и увеличением круга обязанностей, а также сложностью организации управления на большой территории целесообразно все административные задачи, в том числе по организации ТО, возложить на специально назначенного заместителя командующего военным округом или ОСК по территориальной обороне, который при убытии командующего ОСК с территории округа становился бы командующим войсками округа (на военное время). В его подчинении в мирное время должен быть Центр административно-территориальных управлений ОСК, на базе которого в угрожаемый период развертывается управление военного округа (на военное время).
Заместителю командующего по территориальной обороне – командующему войсками военного округа (на военное время) подчиняются начальники зон и районов территориальной обороны. Как правило, это должны быть руководители органов власти субъектов РФ. А их заместителями становятся соответствующие военные комиссары.
Начальники зон и районов ТО являются непосредственными исполнителями всех задач, возложенных на управления округов (на военное время): территориальная оборона, отмобилизование, подготовка резервов, пропуск войск через территорию зон и районов.
Целесообразность назначения военных комиссаров на должность заместителей начальников зон и районов ТО объясняется тем, что они имеют подготовленные пункты управления (городские и загородные), а также постоянно находятся, даже с началом военных действий, на одном месте, а главное – являются профессионалами в вопросах отмобилизования. Военными комиссарами должны быть офицеры. Назначение начальников учебных центров для руководства отмобилизованием ошибочно.
В Вооруженных Силах основные вопросы подготовки и ведения территориальной обороны предлагается решать Генеральному штабу, а на базе главного командования Сухопутных войск необходимо создать главное командование подготовки резервов и территориальной обороны.
/Владимир Яценко, генерал-майор, кандидат военных наук, vpk-news.ru/
Приветствую всех кто не случайно нашел и прочитал. Значит болит душа, мучает совесть, терзает мысли долг и честь офицера, хотя бы толику понимающего в проблемах планирования ТО. Так уж красиво сложилось за последнее десятилетие, что больше разрушили чем реально создали и спланировали. Научили офицеров старшего штаба называть всех тех кто пониже на прообраз мандавошек из МО «быдлом», относится как с второсортным материалом. Проще всего напялить очки, посмотреть и сказать — это уже ваши проблемы. А как, на каком основании организовать и спланировать работу в субъекте, хотя основание — есть это ФЗ, нет механизма подчинения, каждая структура силовая себе на уме, сохранив погоны, лампасы, она не толику не приблизилась к решению задач ТО, а только научилась прикрываться устаревшим Наставлением по ТО, где все они только учавствуют в планировании ТО, решении задач, а основа их деятельности их ведомственные положения, законы, задачи и проблемы. А сейчас мы вообще не в состоянии осуществлять какую либо организацию, управлять уже этим «материалом» в лице военного комиссара субъекта, бывшего, бывшего и бывшего. Покажите мне хотя бы одно лицо в погонах, при штанах и лампасах которое хотя бы попыталось послушать, поверить, или по военному подчиниться этому лицу? НЕт, Нет, и нет, да в Положении о Военных комиссариатах ему те ВК и так прилично нарезано,а дерут его по командирски, с погонами на полоном уровне за призыв, потом за коррупцию, потом за дисциплину, а уж потом за мобилизацию. Месту ТО в Положении для ВК не нашлось, только участвует…. Да, кстати о ПУправления, вы товарищ генерал-майор, так далеки от народу… нет в штате ни одного ВК, нынешних ОмВК по штату ни одного пункта управления, все это разрушенные и затекшие подвалы, бывших СПУМ, наскоро оборудованных по маху шашки под ПУ, без связи, без ЗАС, шифров, радио и т.д, да что говорить только факсы и то без бумаги. Как вы хотите их использовать, на каком основании называете их пунктами управления? Где вы возьмете специалистов, бывших военных хотя бы уровня штаба дивизии для разработки этих документов, организации связи, организации управления и планирования КТО при конфликтах на терриории, как вы сможете приказать начальнику военного объекта??? и куча других наверное еще более серьезных проблем, к примеру как в штате ВК (ОмВК 3 разряда 16 чел, до 70% женщины с педагогическим и бухгалтерским образованием)найти «светлые» личности, которые смогут управлять всеми трусливыми командирами, начальниками объектов, начальниками ГУВД, МЧС, ФСБ, организовывать взаимодействие с МОУ, Правительстовм субъекта, да они ВАс считают «хуже чем зелеными человечками» получают в три раза больше, не напрягаются, — это ваши проблемы…..» Все более не буду ничего добавлять, и так нагворил лишнего, но тайны не раскрыл.
Здравствуйте!!! прошло более чем пол года! и неужели не одно здравомыслящее чело не заинтересовалось такой серьезной проблемой? да посмотрте же на Батьку, он почти уже ее разрешил… современным тугодумцам — главное оклады поболе, да наворовать покраще и побыстее, не так долече как снимут, а у меня уже все есть… Ни одно начинегние не доведено до конца! Продолжают бодаться ФСБ, МВД, Органы власти вооще не хотят ничего слышать об этом, заранее все выхолащивают…. все красиво, специалисты все шапочные, ну вот только шапку цепляют только по цене, а не по размеру… С Уважением Анатолий!
А добавить нечего,всё и так сказано.Главная беда России,отсутствие Государственной власти.