Старое развалено, новое не создано

Вооружённые силы России не имеют дееспособной системы технического обеспечения. Заводы Министерства обороны, входящие в ОАО «Авиаремонт», будут переданы промышленности, государственным корпорациям. Инициировал передачу министр обороны Сергей Шойгу, отказавшись, как он выразился, от «слесарей и токарей». Как это скажется на боеготовности ВВС?

На этот и другие вопросы в беседе с нашим корреспондентом отвечает Анатолий Ситнов, член Общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, президент – председатель совета директоров ЗАО «Авиадвигатели «Владимир Климов – Мотор Сич», генерал-полковник.

— Анатолий Петрович, зачем главе военного ведомства лишаться структуры, от которой напрямую зависит боеготовность Военно-воздушных сил?

Шойгу получил указание передать авиаремонтные органы в промышленность. Не знаю, кто его отдал, министр обороны лишь озвучил. Никого сегодня не интересует, как обстоит дело с ремонтом танков, военной техники, вооружения.

Старое развалено, новое не создано

Всех интересуют авиационные заводы, где ремонтируются летательные аппараты и двигатели. Особенно предприятие в Старой Руссе, где обслуживаются транспортные самолеты Ил-76, завод в Кубинке – он рядом с Москвой, можно военных выгнать и посадить деловую авиацию, Ейский куст – это юг, подмосковный Чкаловский аэродром с налаженной инфраструктурой. Смысл происходящего один – растащить сладкие куски, а дальше хоть трава не расти.

— Неужели только это? А государственные интересы? Ведь есть же громадный и успешный опыт Советского Союза…

В России сегодня превалируют теории западного мира, построенные на рыночных отношениях, частном капитале и частно-государственном партнерстве. Отсюда повсеместный аутсорсинг: люди, зарабатывающие на эксплуатации бюджетных средств, выводят себя из-под ответственности. Они не знакомы с прежней системой обеспечения Вооруженных Сил, не имеют этого опыта.

Американцы в ходе операции «Буря в пустыне» в Ираке расписались в собственном бессилии: половина танков застряла в песках, не было ни питания, ни топлива. То же было во Вьетнаме, а сегодня – в Афганистане.

Американцы сейчас начали копировать советскую систему обеспечения, а наши военные – систему американскую: в свое время попытались сформировать комитет начальников штабов, единый орган по руководству материально-техническим обеспечением. Затем к руководству армией пришли люди, которые не имели к ней отношения, не знали ее истории, никогда не участвовали в планировании. И началась дезорганизация Вооруженных Сил.

Копировщикам американского я бы напомнил: США никогда не имели опыта ведения войны по защите собственной территории, не воевали на выживание. А этот опыт показал необходимость создания полномасштабной системы обеспечения, построенной по уровням войск: отдельный солдат, взвод, рота, батальон, полк… С указанием норм размещения и содержания по уровням, чтобы все было эшелонировано и по боевым направлениям, и по тыловым, и по средствам разведки и управления.

Читайте также  «Русские витязи» и «Стрижи» отлетались

— Вернемся к теме ремонта…

Когда-то существовали замечательные документы: «Наставление по ведению операций», «Наставление по тыловому обеспечению». В них расписана вся система эшелонирования ремонта: в роте есть оружейный мастер, в батальоне – отделение, в полку – рота, в дивизии – ремонтно-восстановительный батальон.

Все это связано только с восстановлением работоспособности – заменой готовых узлов и агрегатов. Средний ремонт с заменой крупных агрегатов делался уже в объединении (армии), капитальный – в округе. Для этого готовились специалисты, на складах скап-ливались необходимые запчасти…

— Что же произошло потом, при министре Сердюкове?

Вся система центрального и окружного подчинения была убрана из Вооруженных Сил и отдана на аутсорсинг «Оборонсервису». Это значит, что структура обеспечения не находится в контуре управления командования Вооруженными Силами. Хорошо, догадались сохранить систему авиаремонта как единое целое, обеспечив тем самым техническую готовность авиации.

— Представим, что вся система капитального восстановительного ремонта авиационных средств поражения, двигателей передается промышленности. Кто будет отвечать за боевую готовность?

Кто будет обслуживать экипажи, выполнившие поставленные главкомом ВВС боевые задачи и вернувшиеся на базы? Аутсорсинг? Это все равно, что спросить, накормит ли аутсорсинг солдата? Тетка-повариха поедет воевать? Предлагают, как американцы, питаться сухим пайком. Это в пустыне можно так питаться. Попробуйте обойтись сухим пайком за Полярным кругом…

Растащат «Авиаремонт» и никакой готовности авиации не будет. Еще в 30-х годах прошлого века итальянский генерал Дэу определил: в перспективе авиация станет решающим звеном в вооруженных конфликтах, обеспечивая бесконтактное ведение войны. Сначала уничтожается энергетика, потом транспортные коммуникации, связь и управление, разрушаются инфраструктура и социальная сфера, народ восстает против власти… Воплощение этой теории на практике мы видели в Югославии, Сербии, Ираке, Ливии, Египте… Ничего нового пока не придумали, реализуются старые методы с новыми видами вооружений.

Людям, разваливающим «Авиаремонт», следовало бы задать вопрос: мы Родину собираемся защищать? Если да, то система обеспечения должна быть приближена к людям, которые эту технику эксплуатируют. Возврат техники в боевой строй должен происходить в короткие сроки. Кто повезет восстанавливать технику, к примеру, из Москвы в Новосибирск, а из Ростова в Питер? Но как только предприятия передадут промышленности, так и будет. Минобороны остается без обеспечения технической готовности и как следствие – без боевой готовности авиации.

— Это уже вопрос обеспечения национальной безопасности.

Авиаремонт в структуре обеспечения боевой готовности ВВС занимает основное место. Самолет пятого поколения (сейчас поколение 4+) – это технократическая армия. Она требует насыщенной технизации всех процессов – информационного обеспечения, сбора и обработки информации и т. д. Это и связь, и разведка, и поражение, и оценка поражения. Но при этом высок риск технических неполадок, поломок, аварий, катастроф, что подразумевает высокий уровень поддержания технической готовности.

Читайте также  Современная «ружейная драма» России

Многофункциональные, многоэлементные системы требуют очень высокого уровня технического обеспечения. Самолет Су-24 обслуживают 16 машин. «Авиаремонт» авиатехнику и вооружение не только ремонтирует, но и обеспечивает эксплуатацию, сервисное обслуживание, авторский, гарантийный ремонт.

Было в ВВС управление ремонта. Сейчас должность зама по вооружению везде ликвидировали, есть только зам по материально-техническому обеспечению, как в США. Приравняли портянки к ракетам. А теперь Шойгу и портянки ликвидирует. Роспуск «Авиаремонта», передача его частями по направлениям практически лишает ВВС России обеспечения технической готовности.

— Каково состояние уже имеющихся в авиационной промышленности заводов?

Из 28 таких заводов реально работают лишь четыре: в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Ульяновске и Воронеже. Остальные бросили, потому что у нас в стране летает 1,5 тысячи самолетов иностранного производства. Значит, отечественные двигатели, авионика, навигация не нужны. Аэродромное оборудование старое. Мы уничтожили собственную авиацию. Ну, если 28 заводов не работают, а им дают еще 39…

— Что даст промышленности передача военных авиаремонтных заводов?

Возможность ликвидировать производство, которое они считают конкурентоспособным, получить дополнительные площади для продажи и бюджетные деньги. Взамен мы имеем удорожание ремонта в пять-шесть раз, увеличение сроков его проведения в три-четыре раза и в несколько раз – сроков возврата техники в боевые части. Гражданскую авиацию загубили, теперь очередь за боевой.

Пусть Погосян разберется с тем, что у него есть. ОАК не производит Ил-96 (программа выполнена менее чем на 10%), Ту-204, Ту-204СМ и Ту-214. Корпорация практически отказалась от Ту-334, оставила проект Ту-324. Погосян не делает транспортный Ту-330, не хочет производить Ан-124 и Ан-70 – отказывается от всего.

Если завтра закроют границу, не будет ни «Суперджета», ни МС-21, в них больше половины компонентов иностранные. Погосян берет себе заводы, но не берет на себя обеспечение технической готовности самолетного парка ВВС. Есть только стремление освоить бюджет МО.

— Как будут передаваться авиаремонтные заводы?

Форма передачи, какой бы она ни была, противозаконна. Может быть, предприятия доведут до банкротства, их скупит администрация и тут же продаст по рыночной цене как землю. Как сейчас продают землю фирмы Миля в Москве, как пытаются продать в столице всю землю ОПК. Все продается, все застраивается.

— Возможен ли переход «Авиаремонта» в корпорацию «Ростех»?

Не лучший вариант. Но если отдать в Ростех «Авиаремонт» и ОАК, это будет правильно. Сергей Викторович Чемезов – государственный человек, обеспечит решение всех задач.

/Анатолий Ситнов, Николай Поросков, vpk-news.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя