Самоходка-рекордсмен: шведская САУ Bandkanon 1

Шведская оборонная промышленность славится своими нестандартными решениями. Истребитель Saab 35 Draken отличался от всех самолетов других стран, танк Strv 103 не имел и не имеет зарубежных аналогов, а самоходная артиллерийская установка Bandkanon 1 долгое время удерживает рекорд скорострельности. Шведским конструкторам-оружейникам при помощи оригинальных технических решений удалось довести темп стрельбы до фантастических для своего времени величин. В начале шестидесятых годов, когда появилась эта самоходка, только реактивные системы залпового огня могли израсходовать боекомплект из 14 снарядов менее чем за одну минуту.

Самоходка-рекордсмен: шведская САУ Bandkanon 1

Разработка САУ Bandkanon 1 началась в середине пятидесятых годов прошлого века. Компания Bofors получила заказ на создание самоходного орудия калибра 155 мм, которое в ближайшем будущем должно было заменить аналогичные системы зарубежного производства. От новой самоходки требовалась максимально возможная скорострельность, чтобы батарея таких машин могла как можно быстрее нанести серьезный урон противнику и, если понадобится, еще одним таким ударом окончательно подавить сопротивление. Это требование в конечном итоге определило облик боевой машины.

В качестве основы для новой самоходной артустановки выбрали один из прототипов танкового шасси, созданный по программе KRV. Незадолго до того от этого гусеничного шасси отказались в пользу другого, на базе которого в итоге построили танк Strv 103. При этом оба шасси, и танковое, и выбранное для САУ, имели высокую степень унификации, что позже незначительно облегчило эксплуатацию техники. В ходе создания Bandkanon 1 шасси претерпело некоторые изменения. Ввиду характера работы будущей самоходки его облегчили за счет снижения уровня защиты. После доработки максимальная толщина листов корпуса не превышала 20 мм.

В передней части бронекорпуса поместили моторно-трансмиссионное отделение. Внутри него находилась моноблочная силовая установка, в которой двигатели и трансмиссия были собраны в единый агрегат. Особый интерес представляет состав силовой установки. Для движения по шоссе конструкторы «Бофорса» предложили использовать сравнительно маломощный, но экономичный дизельный двигатель Rolls-Royce K60 мощностью всего в 240 лошадиных сил. При боевой массе в 53 тонны и удельной мощности менее пяти лошадиных сил на тонну САУ Bandkanon 1 могла разгоняться на шоссе всего до 15-20 км/ч.

Естественно, такие ходовые качества никого не устраивали. Для компенсации недостаточных характеристик дизеля в состав силовой установки новой самоходки включили 300-сильный газотурбинный двигатель Boeing 502-10MA. Предполагалось, что при движении по бездорожью боевая машина будет использовать оба двигателя одновременно. На двух двигателях Bandkanon 1 могла разгоняться до 27-28 км/ч, но в таком случае одной заправки топливом (1500 л) хватало лишь на 230 км пути, что, однако, признали достаточным для службы на территории Швеции.

Самоходка-рекордсмен: шведская САУ Bandkanon 1

Ходовая часть САУ имела по шесть опорных катков с гидропневматической подвеской на каждом борту. Примечательно, что задние катки также выполняли функцию направляющих колес. Ведущее колесо с цевочным зацеплением гусеницы поместили в передней части корпуса, заметно вынеся его вперед и вверх. При стрельбе шасси самоходки могло «приседать» для меньшего раскачивания машины и большей точности огня. Из-за большой скорострельности специалисты Bofors посчитали стабильность поведения САУ важным параметром и постарались максимально ее улучшить.

Читайте также  Китайская 40-мм автоматическая пушка с телескопическими боеприпасами

За моторно-трансмиссионным отделением, со сдвигом к левому борту, на Bandkanon 1 имелось рабочее место механика-водителя. Остальные четыре члена экипажа во время марша и стрельбы располагались в поворотной башне. Конструкция башни шведской самоходки до сих пор не имеет аналогов за рубежом. Некоторые агрегаты башни размещены ниже уровня крыши корпуса, но основные ее элементы находятся выше.

Внешняя часть башни представляет собой два бронированных короба с рабочими местами экипажа и всей необходимой аппаратурой. Между этими коробами размещалось орудие с противооткатными системами. В левой части разделенной башни находились места командира и наводчика, в правой – стрелка-пулеметчика и заряжающего. Крупногабаритная башня могла поворачиваться лишь на 15° вправо и влево от оси машины. Вертикальные углы наведения орудия – от -2° до +38°. При использовании ручных механизмов наведения углы возвышения орудия немного увеличивались.

Требования о максимально возможной скорострельности повлияли не только на конструкцию САУ, но и на работу заряжающего. Фактически он должен был только руководить загрузкой снарядов, а дальше автоматика все делала сама. Дело в том, что орудие калибра 155 миллиметров было оснащено оригинальной системой заряжания, обеспечивавшей ему высокую скорострельность. Все агрегаты орудия, соединенные в один качающийся модуль, располагались за пределами боевого отделения, между двумя половинами башни и прикрывались бронированными кожухами.

Сзади и выше казенной части орудия находился специальный контейнер-магазин на 14 снарядов. Перед стрельбой в контейнер при помощи вспомогательной машины с краном помещалась кассета с двумя рядами снарядов, по семь штук в каждом. Первый боеприпас вручную подавался в лоток досылателя, после чего экипаж мог занять свои места в боевом отделении.

Самоходка-рекордсмен: шведская САУ Bandkanon 1

После такой подготовки экипажу оставалось вывести самоходку Bandkanon 1 на позицию, произвести прицеливание, выбрать режим огня (одиночный или автоматический) и нажать на спуск. Далее пушка-гаубица и сопряженные с ней системы самостоятельно выпускали по врагу нужное количество снарядов. При откате орудие взводило систему тяг, пружин и рычагов, которая после возвращения казенника в исходное положение подавала новый снаряд на загрузочный лоток и досылала его в камору. 14-зарядный магазин опустошался всего за 48 секунд (около 3,5 секунды между выстрелами), что до сих пор является рекордом среди ствольных артиллерийских систем.

После стрельбы, в зависимости от обстановки, самоходка могла уйти с позиции или перезарядиться прямо на ней. Для перезарядки пушка поднималась, а ее магазин оказывался на небольшой высоте. Из контейнера для снарядов извлекалась пустая кассета, а на ее место помещалась новая. На все процедуры, связанные с перезарядкой контейнера-магазина, уходило не более 2-х минут. По истечении этого времени САУ Bandkanon 1 снова была готова к стрельбе.

Стандартным боеприпасом самоходной артиллерийской установки был 155-мм осколочно-фугасный снаряд. Боеприпас весом в 48 кг посылался на дальность до 25 км. Согласно некоторым источникам, всерьез рассматривалась возможность создания специальных ядерных боеприпасов. В конце пятидесятых годов Швеция заявила, что в обозримом будущем может стать ядерной державой.

Вероятно, самоходка Bandkanon 1 могла стать одним из типов техники, способным применять ядерное оружие. Всего через несколько лет после объявления о возможном начале военной ядерной программы официальный Стокгольм отказался от подобных планов и до самого конца эксплуатации новые самоходки стреляли только конвенциональными снарядами.

Читайте также  Боеприпасы нынешнего дня

Самоходка-рекордсмен: шведская САУ Bandkanon 1

Первый прототип Bandkanone 1 изготовили в 1960 году. Его испытания не были простыми, поскольку сказывалась сложность оригинальной автоматики. Тем не менее, заказчик и разработчик не стали прекращать работы и довели САУ до ума. Контракт на поставку новых самоходок подписали в 1965 году. Согласно этому документу, компания Bofors обязывалась построить первую партию из 26 боевых машин. По финансовым соображениям вооруженные силы Швеции вскоре отказались от своих первоначальных планов. В начале десятилетия они собирались закупить не менее 70 самоходок, но в дальнейшем такое количество посчитали избыточным. Производство Bandkanon 1 завершилось в 1968 году.

В 1988 году шведское министерство обороны заказало разработку проекта модернизации имеющихся самоходок. Его не устраивали характеристики силовой установки и устаревшее электронное оборудование. В ходе этой модернизации компания Bofors поменяла дизельный двигатель K60 на Detroit Diesel 6V-53T мощностью 290 л.с., а также изменила трансмиссию. Газотурбинный двигатель остался прежним. В результате максимальная скорость САУ незначительно выросла, а расход топлива заметно упал.

Использование новых элементов силовой установки позволило увеличить степень унификации с танком Strv 103, который уже оснащался такими двигателями и трансмиссией. Модернизация электроники подразумевала замену баллистического вычислителя, приборов ночного видения и т.п.

За несколько лет все имевшиеся в войсках самоходки прошли модернизацию, после которой получили название Bandkanon 1C. Название базовой версии, в свою очередь, для удобства дополнили литерой «A». В 1993 году два самоходных орудия прошли очередную модернизацию, в ходе которой на них установили систему навигации, передачи данных и управления огнем Honeywell MAPS. Испытания обновленных самоходок прошли успешно, вскоре весь оставшийся парк Bandkanone 1C был приведен к такому же виду.

САУ Bandkanone 1 ни разу не участвовали в боевых действиях и стреляли только в условиях учений. Тем не менее, и на учениях удалось выявить сильные и слабые стороны самоходок. Прежде всего хорошо себя показала скорострельность. Несколько САУ, работая вместе надежно «перепахивали» указанный квадрат, уничтожая учебные цели. Зачастую результаты одного обстрела были такими, что второй залп уже не требовался. Однако хорошие боевые качества с лихвой компенсировались плохими ходовыми.

Максимальная скорость на шоссе менее 30 км/ч и огромный расход топлива нивелировали все преимущества. В 2003 году скорострельные, но медленные на дороге САУ Bandkanon 1C отправили на базы хранения. Их место в войсках заняли новые самоходные артиллерийские установки FH77BW L52 Archer с орудием аналогичного калибра, но более высокими боевыми характеристиками и гораздо более дешевым в эксплуатации колесным шасси. Максимальная скорострельность автоматизированного орудия этой САУ не превышает 8-9 выстрелов в минуту, но благодаря методу стрельбы MRSI (Multiple Round Simultaneous Impact, соответствует русскоязычному термину «шквал огня») она по своей эффективности не уступает старым скорострельным Bandkanon 1С.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя