«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Визит французского корабля стал настоящей «информационной бомбой», взорвавшей новостное пространство – флотские специалисты, аналитики и простые обыватели сошлись во мнении, что заход «Мистраля» в Санкт-Петербург приурочен к новому витку российско-французских отношений. В ближайшей перспективе ожидается покупка французского вертолетоносца для нужд ВМФ России.
«Мистраль» для отечественного флота? Насколько оправдана покупка корабля подобного класса? Как приживется французская техника в российских условиях? В каком конфликте возможно применение универсального десантного вертолетоносца с доковой камерой?

«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографииЮбилейная открытка «Вертолетоносец «Мистраль» на набережной лейтенанта Шмидта. Санкт-Петербург, 2009 год».

Может быть, смысл сделки по «Мистралю» следует искать глубже? Доступ к современным западным технологиям, в которых так нуждается отечественное судостроение. Новейшие конструкционные материалы и уникальные компоновочные решения, модульная конструкция, уникальная электроника и новые стандарты размещения личного состава. Звучит убедительно… Или, как всегда, интересы моряков были принесены в жертву целям Большой Политики?

Ясного ответа не существует до сих пор – история с покупкой «Мистралей» стала богатой почвой для споров и спекуляций. Оценки разнятся от пошлых русофобских шуток в стиле «русские, утрите грязь с лаптей, ступая на палубу демократичного французского кораблика». Чтобы вы делали без французской помощи? Самостоятельно построить корабль такого уровня вы не в состоянии.

Согласно противоположному мнению, «адмиралы купили себе «иномарки» по миллиарду евро каждая». Совершенно бесполезные корабли – «розовые слоны», не вписывающиеся в концепцию применения отечественного ВМФ.

«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Масла в огонь споров подливает Минобороны, периодически выступая с неожиданными заявлениями: «отечественная солярка не пригодна для французских дизелей», «в комплекте с французским кораблем придется закупить французские десантные средства – наши катера не помещаются в док-камере «Мистраля».

Кто бы сомневался, что созданный по стандартам НАТО корабль плохо совместим с инфраструктурой ВМФ России. Будет особенно интересно, когда боевая информационно-управляющая система «Зенит-9» откажет в самый ответственный момент. Если бы просто откажет! – заморская электроника способна «слить» на спутник всю хранящуюся в её памяти информацию: боевой ордер эскадры, количество, тип и расположение кораблей и летательных аппаратов, данные о работе корабельных систем, сведения о боевых повреждениях, планах и задачах эскадры (все это хранится в памяти БИУС).

Впрочем, я напрасно сгущаю краски – вредительские «закладки» исключительно редки: в морской истории едва ли наберется несколько случаев, когда иностранная техника несла в себе подобные «сюрпризы». Французы — честные и ответственные ребята, заботящиеся о своей репутации. Французским оружием вооружена добрая половина мира. Тем не менее…

О ситуации вокруг российских «Мистралей» уже написаны тысячи публикаций и нет смысла затевать очередной безрезультатный, но неукротимый в своей ярости спор, повторять избитые истины и приводить сомнительные оценки. Сегодня мне бы хотелось поговорить о более простых и очевидных вещах.

Событие, о котором пойдет речь, состоялось непосредственно во время визита «Мистраля» в Санкт-Петербург: французский корабль удачно «припарковался» на набережной лейтенанта Шмидта – прямо напротив створа 16-17 линий Васильевского острова. Здесь француз оказался в компании советской подлодки С-189 (ДЭПЛ пр. 613, плавучий музей с 2010 года). Панорама с пришвартованным «Мистралем» и стоящей рядом субмариной попала на все кадры фотохроники визита французского вертолетоносца в Россию.

«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Внимательно посмотрите на «Мистраль», теперь переведите взгляд на С-189. Снова на «Мистраль» — и на подлодку. Я не знаю, какие эмоции вызовет эта картина у читателя, но всякий раз, когда я смотрю на вертолетоносец и «дизелюху», меня посещает одна и та же мысль: С-189 просто щепка на фоне «Розового слона». Колоссальный контраст размеров и стоимости, при этом субмарина не так проста, какой кажется на первый взгляд.

Читайте также  Военно-морские силы Сингапура

Что такое «Мистраль»? Огромный тихоходный «паром» полным водоизмещением 21 000 тонн, построенный по стандартам гражданского судостроения. Строго говоря, «Мистралю» противопоказан «дым морских сражений» — у него нет ни должной скорости, ни вооружения, ни броневой защиты. Минимальный огневой контакт с противником губителен для огромного корабля.

Французский десантный верлетоносец-док – всего лишь транспортное средство, способное доставить на другой конец Земли батальон морских пехотинцев вместе с их снаряжением и легкой бронетехникой. Фантазии об оснащении «Мистраля» крылатыми ракетами и зенитно-ракетной системой С-400 выглядят просто нелепо – корабль НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для ведения боевых действий на морских просторах. Главная функция «Мистраля» — перевозка техники и личного состава вооруженных сил.

«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Что такое С-189? Бывшая советская дизель-электрическая подлодка проекта 613 («Виски», по классификации НАТО).
Что такое проект 613? Самая массовая серия подлодок ВМФ СССР – 215 построенных кораблей + еще 21 лодка была собрана в Китае из советских комплектующих. Простые, как ведро, дешевые, как китайский магнитофон и вездесущие, словно молекулы воздуха — «Виски» стали настоящим «бичом» морских просторов.

Прекрасная родословная – советские «Виски» являлись глубокой модернизацией немецкого проекта XXI «Электробот», самых совершенных подлодок, стоявших на вооружении Кригсмарине. Надводное водоизмещение ~ 1000 тонн, подводное ~ 1350 тонн. Скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 13 узлов. Предельная глубина погружения 200 метров. Автономность 30 суток. Экипаж ~ 50 человек.

Вооружение лодки: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 12 торпед (стандарт). До середины 50-х годов на лодках устанавливалась 57 и 25 мм зенитная артиллерия. С 1960 года часть лодок была оснащена противокорабельным комплексом П-5 (четыре крылатые ракеты во внешних контейнерах, ядерная или обычная боевая часть массой 1000 кг).

Посмотрите в очередной раз на «Мистраль» и старую советскую подлодку. При необходимости, стайка таких субмарин расправится с «Мистралем», как с беспомощным теленком. «Розовый слон» совершенно беззащитен от атак из-под воды. Впоследствии, даже уничтожение 10 вражеских субмарин не окупит потерю вертолетоносца и находящейся на его борту техники, вертолетов и сотен морских пехотинцев. Подводная лодка – самое смертоносное и эффективное морское оружие (еще раз взгляд на размеры С-189).

«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

В отличие от «Мистраля», который представляет угрозу лишь сам для себя, даже самая маленькая и старая подлодка представляет реальную опасность для любого надводного корабля противника.

Подлодка С-189 — пройденный этап. В настоящее время появились куда более грозные и совершенные лодки аналогичного назначения (неатомные субмарины с малым водоизмещением — менее 2000 тонн): перспективный российский проект 677 «Лада», франко-испанские лодки Scorpene, легендарные немецкие «Тип 209» и «Тип 212», стоящие на вооружении 14 стран мира…

Если позволяет бюджет, можно сделать более высокую ставку – советско-российские ДЭПЛ «Варшавянка» (примерно в 2 раза крупнее «Виски-613»), японские подлодки «Сорю» с воздухонезависимым двигателем Стирлинга и т.п. невидимые морские убийцы.

Что касается моих горячо любимых атомоходов, здесь все достаточно очевидно – атомный подводный киллер имеет высокую стоимость (сопоставимую со стоимостью «Мистраля»), в то же время, он обладает совершенно фантастическими возможностями. Атомная подлодка идеальна для ведения морской войны и терроризирования коммуникаций противника.

Предельная скрытность позволяет лодке «достать» любую морскую цель и пролезть туда, где обычным кораблям входа нет. Лодка способна открыть огонь крылатыми ракетами по целям в глубине континента, провести скрытное минирование коммуникаций, тайно доставить на вражеский берег группу спецназа, обеспечить скрытное наблюдение за побережьем противника, установить шпионское оборудование в территориальных водах другого государства, провести обследование дна в поисках заслуживающих интереса объектов (обломков вражеской техники, поиск следов кораблекрушения, океанографические исследования в интересах ВМФ и т.п.).

Читайте также  ВМФ модернизирует БПК проекта 1155 «Фрегат»

Наконец, именно лодкам доверена почетная «честь» быть могильщиками человечества – стратегический подводный крейсер может уничтожить жизнь на всем континенте (вариант экзотический и маловероятный, тем не менее, такое стратегическое ядерное оружие размещено только на подлодках – факт, доказывающий высочайшую скрытность и боевую устойчивость подводных атомоходов).

Атомная подлодка способна действовать в любом уголке мирового океана, неугасимое пламя ядерного реактора позволяет ей двигаться даже под многометровым панцирем арктических льдов и обеспечивает АПЛ полную независимость от погодных условий на поверхности океана.

Эта аксиома была уже не раз доказана историей: в условиях, когда бюджет и возможности промышленности ограничены – для нанесения максимального ущерба противнику предпочтительнее всего строить лодки. Особую ценность представляют атомные «щуки», обладающие исключительными боевыми возможностями. Подлодке нет равных по критерию стоимость/нанесенный ущерб.

Иногда в качестве доказательства бессилия подводного флота приводят в пример «Битву за Атлантику». На базы не вернулось 783 немецкие подлодки, 28 тысяч моряков оказались заперты в своих «стальных гробах». Ужасно, не правда ли?
За это же время немецкие подлодки потопили 2789 кораблей и судов союзников, суммарным тоннажем более 14 МИЛЛИОНОВ тонн!! Потери личного состава союзников превысили 60 тыс. человек.

Погром на военно-морской базе Скапа-Флоу, перевернувшийся ударный авианосец «Арк Ройал», взорвавшийся линкор «Бархэм», крейсер «Эдинбург» с грузом золота – маленькие злобные рыбки «загрызли» всех, кто встретился на их пути.

И это хлипкие несовершенные «лоханки», проводившие 90% времени на поверхности! При полном господстве союзной авиации в воздухе, при регулярных бомбардировках мест базирования, при наличии сотен противолодочных кораблей и фрегатов, брошенных на нейтрализацию «подводной угрозы» и расшифрованном коде «Энигмы» — даже в таких невыгодных условиях, вездесущие лодки продолжали пачками топить корабли и суда союзников.

Еще раз о «Розовом слоне» и подлодках

Теперь стоит вернуться в наше время и еще раз взглянуть на корабль «Мистраль». Как уже отмечалось выше, универсальный десантный вертолетоносец-док – не более чем транспортное средство. Паром. Самоходная баржа, для доставки экспедиционных сил.

Но что такое батальон морской пехоты? 500 человек и несколько десятков БТРов – этих сил достаточно для урегулирования точечных «колониальных» конфликтов. Проведения полицейских спецопераций в странах третьего мира, усмирения бунтов дикарей в столице очередного «зимбабве». Удобный, комфортабельный «колониальный» корабль. Все. Для других задач «Мистраль» не годится.

«Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Для серьезных конфликтов на чужих берегах (вторжения в Ирак и т.п.) требуется совершенно иной масштаб сил и средств: сотни танкодесантных кораблей, ролкеров и контейнеровозов. Необходимы передовые авиабазы и морские порты, эсминцы и подлодки с тысячами тактических крылатых ракет, десятки флотских танкеров, тысячи единиц бронетехники и армия, численностью миллион человек (сравните это с вместимостью помещений «Мистраля»).

Т.е. наличие даже четырех (пусть даже сорока) «Мистралей» не дает никаких оснований на «глобальное доминирование» и проведение операций вдали от родных берегов – для этого требуется гигантский флот из многих сотен современных боевых кораблей + командование морских перевозок со своими быстроходными контейнеровозами.

Совершенно очевидно, что при остром дефиците корабельного состава, попытка «усилить» флот с помощью десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» выглядит, как нецелевое расходование средств. Вторая правдоподобная версия — интересы моряков оказались на десятом месте после каких-либо внешнеполитических интересов России.

С точки зрения сложившихся экономических и геополитических условий, очевидно, что самый реалистичный и эффективный способ усиления отечественного флота – развитие, пополнение и модернизация подводной компоненты ВМФ России.

/Олег Капцов, topwar.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Автор забыл про авиационную составляющую, т.к. он в первую очередь вертолетоносец. Не сбалансированная статья

  2. Интересно, кого собрался порабощать автор с экспедиционным корпусом в миллион человек? Автор не учел, что рассматриваемый «розовый слон» не только средство доставки десанта, но и командный пункт, и вертолетоносец. Следовательно, передвижение корабля такого класса должно сопровождаться прикрытием и сопровождением N-ным количеством кораблей иных классов и назначений.

  3. Всё это переливание из пустого в порожнее. Автор бы лучше написал что теперь делать с Мистралями, как их использовать и т.д. Перепродавать или строить инфраструктуру портов для них?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя