Главная Вооружение и техника

КПВ — крупнокалиберный пулемёт Владимирова

0
10809

В 1945 году окончилась карьера 14,5-мм противотанковых ружей. Но служба предназначенных для них патронов (14,5х114) была еще в самом начале. И причиной тому стала потребность войск в мощном крупнокалиберном пулемете.

НОВЫЙ КРУПНОКАЛИБЕРНЫЙ

В классическом труде Д.Н.Болотина «Советское стрелковое оружие» цитируется письмо, написанное группой фронтовиков известному конструктору В.А.Дегтяреву 23 августа 1942 года: «Нас часто соблазняет мысль, каким грозным оружием был бы против танков противотанковый пулемет… Противотанковый пулемет мог бы быть решающим огневым средством в деле отражения атак противника и уничтожения его живой силы».

Правда, идея противотанкового пулемета была не нова — она восходит еще к Первой мировой войне. А в 20-е — начале 30-х годов крупнокалиберные пулеметы создавались с учетом «противовоздушных» и «противотанковых» требований. Реввоенсовет СССР в декабре 1929 года сообщал в ЦК ВКП(б), что «принятая система пехотного вооружения РККА предусматривает в недалеком будущем введение… крупнокалиберного пулемета — для борьбы с бронечастями и воздушным противником, калибр 18-20 мм».

Однако, как известно, Красная армия получила 12,7-мм пулемет. Но в 1938 году уже появился более мощный 14,5-мм патрон, рассчитанный на применение в автоматическом оружии, и конструктор Научно-испытательного полигона стрелкового вооружения Симонин на его основе разработал 14,5-мм танковый пулемет. Впрочем, дальше опытного образца дело не пошло, а новые патроны послужили боеприпасами для противотанковых ружей.

Между тем в разгар Великой Отечественной, в том же 1942 году, когда Дегтярев получил упомянутое выше письмо, конструкторы ЦКБ-14 Салищев и Галкин уже спроектировали противотанковый пулемет, хотя теперь его следовало бы назвать противоброневым. Кроме борьбы с бронемашинами, он предназначался для решения и других задач. Ибо небольшим пехотным подразделениям требовалось скорострельное оружие для ведения огня по скоплениям живой силы и техники, огневым точкам противника на дальностях до 1500 метров.

Вдобавок вражеские бомбардировщики и штурмовики все чаще наносили удары с малых высот, а сами самолеты имели бронирование и протектированные баки. А потому 12,7-мм ДШК нужно было дополнить пулеметом с большим бронебойным действием пули, превосходящим оружие Дегтярева и Шпагина в досягаемости по дальности и высоте. В декабре 1942 года Главное артиллерийское управление утвердило тактико-технические требования на 14,5-мм пулемет.

Большой интерес к подобному образцу проявляло и Главное бронетанковое управление. В плане работ на 1944 год, утвержденном начальником управления самоходной артиллерии ГБТУ генерал-майором Н. Н. Алымовым 11 ноября 1943 года, числились «разработка 14,5-мм зенитного пулемета с начальной скоростью пули до 1300 м/с для установки на танки» с окончанием (готовностью к испытанию образцов) в мае 1944-го и «разработка танковой зенитной установки под 14,5-мм пулемет» для «зенитной защиты мотомеханизированных войск» с окончанием в июле 1944 года.

В 1943-м к созданию нового пулемета приступили в Коврове на Государственном союзном заводе № 2 им. К. О. Киркижа несколько конструкторов (заметим, что параллельно на заводе занимались модернизацией ДШК). Коллектив КБ-2 представил три варианта оружия, все с уже отработанным газовым двигателем автоматики, но с различными узлами запирания. В соответствии с решением Арткома ГАУ был изготовлен образец с поворотным затвором, ленточным питанием и со станком Гаранина только для наземной стрельбы. Однако высокое давление, создаваемое 14,5-мм патроном, делало работу газового двигателя автоматики резкой, затрудняло экстракцию стреляной гильзы, живучесть ствола оказалась невысокой при стрельбе бронебойными пулями.

В мае 1943 года разработку своего варианта пулемета начал сотрудник Отдела главного конструктора завода С. В. Владимиров (1895-1956), взяв за основу свою 20-мм авиационную пушку В-20 с откатным двигателем автоматики (в 1942-м эта пушка проиграла пушке Б-20 Березина). Вместе с Владимировым пулемет создавали В. А. Рыжков, А. И. Буланов, П. П. Протасов, А. П. Финогенов, В. В. Калинин, С. А. Харыкин, А. А. Прокофьев. Работа шла напряженно, и уже в ноябре 1943-го первый пулемет поступил на заводские испытания. В феврале 1944 года пулемет Владимирова с модернизированным универсальным колесно-треножным станком Колесникова прошел испытания на Научно-испытательном полигоне стрелкового и минометного вооружения.

Российский историк оружия С. Б. Монетчиков приводит заключение НИПСМВО, в котором среди прочего говорилось: «…4. По живучести деталей конструкция пулемета удовлетворяет тактико-техническим требованиям и значительно превосходит все ранее испытывавшиеся 14,5-мм пулеметы (заметим, что пулемет Владимирова был не первым, доведенным до полигонных испытаний. — С. Ф.)… 7. Автоматика 14,5-мм пулемета заслуживает внимания. Пулеметы могут найти себе применение для борьбы с транспортными средствами противника, огневыми точками и при обороне укрепленных районов. Пулеметы калибра 14,5 мм также могут быть широко применены в противовоздушной обороне».

В апреле 1944 года ГАУ и Наркомат вооружения предписали заводу № 2 изготовить 50 пулеметов и одну зенитную установку для войсковых испытаний. Пулемет получил обозначение КПВ-44 («крупнокалиберный пулемет Владимирова обр. 1944 г.»). На войсковые испытания пулемет и зенитная установка попали сразу по окончании Великой Отечественной войны — в мае 1945 года.

Универсальные станки оказывались либо малоустойчивыми, либо тяжелыми, и выбор сделали в пользу отдельных установок для наземной и зенитной стрельбы. Уже в 1946-м в Отделе главного конструктора завода № 2 под КПВ-44 разработали одиночную, спаренную и счетверенную зенитные установки. Интересно, что в это же время Е. В. Иванов, В. А. Введенский и С. М. Крекин конструировали сверхскорострельный многоствольный пулемет под 14,5-мм патрон, но эта работа была остановлена.

В мае 1948 года прошли полигонные испытания КПВ-44 на пехотных станках нескольких систем — Г. С. Гаранина (КБ-2), Г. П. Маркова (ОГК завода № 2), С. А. Харыкина (ленинградское ОКБ-43) и Куйбышевского машиностроительного завода. Выбор в конце концов пал на станок Харыкина, доработанный в Коврове в КБ-2.

А в следующем году были приняты на вооружение наземный «14,5-мм пехотный крупнокалиберный пулемет Владимирова (ПКП)», а также его зенитный вариант. В том же 1949-м за разработку зенитных средств в составе пулемета КПВ-44 и установок ЗПУ-1, ЗПУ-2, ЗПУ-4 конструкторы С. В. Владимиров, А. П. Финогенов, Г. П. Марков, И. С. Лещинский, Л. М. Борисова, Е. Д. Водопьянов и Е. К. Рачинский были удостоены Сталинской премии. Производство пулемета Владимирова наладил Завод им. В. А. Дегтярева (это имя присвоили ковровскому заводу № 2 в том же году). Уже в 1952-м завод поставил Вооруженным Силам восемь тысяч зенитных КПВ. Параллельно велись работы над установкой 14,5-мм пулемета на танки.

УСТРОЙСТВО

Автоматика пулемета Владимирова работает по схеме отдачи ствола с коротким его ходом при использовании дополнительной энергии пороховых газов, отводимых через дульное устройство (усилитель отдачи). Патрон с большим пороховым зарядом требует утяжеления ствола. При подвижном стволе это дает даже положительный эффект, позволяя сделать работу автоматики плавнее, не слишком увеличивая длину хода системы, то есть при сравнительно небольших размерах короба. Ствол укрыт кожухом с окнами для улучшения охлаждения. Короб пулемета представляет собой штампованную и клепаную конструкцию.

Ведущим звеном автоматики служит затвор с затворной рамой. Запирание канала ствола осуществляется поворотом затвора. Через наклонные пазы затворной рамы проходит ускоритель копирного типа в виде поперечной оси со свободно посаженными на нее пятью роликами — для уменьшения трения. Поворот затвора производится ускорителем за счет взаимодействия роликов ускорителя с наклонным пазом короба. Затвор и ствол имеют собственные возвратные пружины.

Спусковой механизм обеспечивает ведение только автоматического огня. Стрельба ведется с заднего шептала. Выстрел производится по окончании запирания при приходе подвижной системы в крайнее переднее положение, так что часть энергии отдачи расходуется на ее торможение. Пулемет имеет автоматические предохранители, исключающие запирание затвора и выстрел при неправильно присоединенном стволе, подачу ленты при неизвлечении патрона из звена. Рычаг шептала спускового механизма пулемета взаимодействует с тягой спускового устройства установки.

Питание патронами — из нерассыпной металлической звеньевой ленты с открытым звеном. Механизм подачи ползункового типа собран в крышке ствольной коробки. Перемена направления подачи ленты с правого на левое производится перестановкой деталей подающего механизма. Возможность переключать направление подачи ленты облегчила монтаж пулемета на комплексированных установках. Для того же рукоятка перезаряжания может устанавливаться в пазу коробка с левой или с правой стороны.

Дальность полета 14,5-мм пули достигает 7000-8000 м, и ее убойность по живой силе сохраняется на всем расстоянии, но прицельная дальность ограничена 2000 м, на больших дальностях слишком велико рассеивание попаданий, кроме того, затруднены наблюдение результатов стрельбы и ее корректировка.

К достоинствам системы относятся сравнительно плавная работа автоматики (за счет массы подвижной системы и роликов на ее элементах), отсутствие необходимости в точных регулировках зазоров, высокая надежность в различных условиях эксплуатации.

МНОГОЛИКИЕ УСТАНОВКИ

Колесный станок к пулемету ПКП разработан С. А. Харыкиным по типу облегченного артиллерийского лафета с раздвижными станинами. Пулемет на станке мог перевозиться в кузове грузовика ГАЗ-51 или ГАЗ-63, разбираться на несколько частей для переноски, буксироваться автомобилем на короткие расстояния или перекатываться силами расчета по полю боя. Но уже в 1952 году К. А. Барышев начал разработку облегченного станка колесно-треножной схемы. Снабдив станок передним опорным сошником, он смог уменьшить его массу по сравнению с колесным в 2,8 раза, одновременно улучшив кучность стрельбы (за счет смещения вперед точки упора в грунт) и углы горизонтального наведения. В 1955-м станок Барышева приняли на вооружение.

В 1949 году вместе с пулеметом на вооружение были приняты счетверенная зенитная пулеметная установка И. С. Лещинского под обозначением ЗПУ-4 (в качестве дивизионного средства ближней ПВО), спаренная С. В. Владимирова и Г. П. Маркова — ЗПУ-2 (для полкового звена). Одиночную установку ЗПУ-1 создали Е. Д. Водопьянов и Е. К. Рачинский. Отметим, что 14,5-мм пулемет предназначался для использования в ПВО танковых соединений, бронетранспортеров, бронепоездов, в прикрытии артсоединений, поэтому поначалу разрабатывались зенитные установки для монтажа на самоходные носители.

Но по мере продвижения работ требования изменились и все принятые на вооружение ЗПУ были буксируемыми. В отличие от универсального станка пулеметов ДШК и ДШКМ здесь имелись механизмы наведения по горизонтали и вертикали, сиденье наводчика (и его помощника), более удобные прицельные приспособления. ЗПУ-2 для стрельбы по воздушным целям снабжалась ракурсным коллиматорным прицелом ВК-4, а по наземным целям можно было вести огонь на дальности до 1000 м с использованием телескопического оптического прицела ОП-1-14.

В конструкции ЗПУ-2 и ЗПУ-1 имелись следующие особенности: совпадение оси вращения качающейся части в центре с центром приемного окна пулемета и подача лент из коробок через цапфы станин, что способствовало уравновешиванию установки. Для стрельбы по воздушным целям из ЗПУ-4 использовался автоматический коллиматорный зенитный прицел АПО-3-С, в состав которого входил счетно-решающий механизм, позволявший решать задачу встречи пули с целью с учетом скорости, курса и углов пикирования последней. Эти параметры расчет вводил вручную, что, конечно, снижало возможности установки в условиях стремительно растущих летных характеристик самолетов, но это уже был шаг вперед по сравнению с ранее применявшимися зенитными прицелами. Кстати, именно 14,5-мм ЗПУ-4 «сыграли» в знаменитом кинофильме «А зори здесь тихие…» вместо 7,62-мм счетверенных установок «Максим».

ЗПУ-2 и ЗПУ-4 устанавливались также на бронетранспортеры — БТР-40, БТР-152 и БТР-50. Так, ЗПУ-2 стала основой установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-152: на этом шасси в 1952-1955 годах изготовили 719 самоходных установок (БТР-152А), а в 1955-1957-х — еще 160 БТР-152Е. Опытная ЗТПУ-4 с использованием ЗПУ-4 и БТР-152 была изготовлена в 1952 году, но на вооружение не поступила — малогабаритное десантное отделение затрудняло размещение расчета из пяти человек и дополнительных патронных коробок при круговом обстреле.

В 1950 году Научно-технический комитет ГАУ выдал задание на облегченную спаренную установку для Воздушно-десантных войск. Ее создали в НИТИ-40 Е. Д. Водопьянов, Е. К. Рачинский и В. И. Гремиславский, унифицировав ряд элементов с ЗПУ-1. Установка получила автоматический зенитный прицел, второе (правое) сиденье наводчика, дополнительный каркас для второй патронной коробки. В 1955-м она поступила на вооружение под обозначением ЗУ-2. Уменьшение массы установки и возможность перекатывания ее по полю силами расчета позволили сделать ЗУ-2 уже не полковым, а батальонным средством ПВО. Впоследствии ЗУ-2 была заменена пушечной 23-мм зенитной установкой ЗУ-23.

ЗУ-2 могла разбираться на части массой до 80 кг. Это позволяло использовать ее в горной местности, но тут требовался аппарат полегче. Зенитная горная установка ЗГУ-1 разработана в 1954 году Р. Я. Пурценом и Е. К. Рачинским. Однако ее утверждение на вооружение задержалось. Поскольку принято было решение оставить в производстве только танковый КПВТ, установку в 1955-м успешно доработали под него. Но тут вмешалась «ракетомания», охватившая государственное руководство во второй половине 50-х годов и приостановившая многие работы над ствольными системами. В результате разборная ЗГУ-1 поступила на вооружение только в 1968 году.

Первое время эти установки поставлялись в армию Социалистической Республики Вьетнам как часть помощи СССР этой стране в борьбе с американским агрессором. В Советскую армию ЗГУ-1 попали только в 70-е годы, но тогда на них ставили уже не КПВТ, а новый 12,7-мм пулемет НСВ-12,7. 14,5-мм зенитные пулеметные установки широко поставлялись в «развивающиеся» страны, где воюют до сих пор.

Танковый вариант пулемета — КПВТ был создан с расчетом на установку спаренно с пушкой, а также на башенную, шкворневые и турельные установки. Соответственно КПВТ получил разъемный приемник, укороченный короб, электроспуск, отвод стреляных гильз производился вперед. Длинный кожух полностью укрывал ствол с 1956 года. С таким кожухом изготавливались все пулеметы КПВ и КПВТ. Кроме советских танков Т-10, бронетранспортеров БТР-60ПБ, -70 и -80, разведывательной бронемашины БРДМ-2 пулеметом КПВТ вооружались бронемашины других стран Варшавского договора, например польско-чешский БТР ОТ-64, венгерский PSZH. Вместе с ЗПУ это способствовало широкому распространению пулеметов КПВ и КПВТ. Из всего семейства 14,5-мм пулеметов именно танковый КПВТ оказался самым долгоживущим.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КПВТ
Патрон 14,5×114
Масса тела пулемета, без патронов — 52,5 кг
Длина:
— тела пулемета 2000 мм
— ствола 1350 мм
Начальная скорость пули – 990…1000 м/с
Дальность прицельной стрельбы:
— по наземным целям — 2000 м
— прямого выстрела по цели высотой 2,7 м — 1050 м
— прицельной стрельбы по воздушным целям — 1500 м
Темп стрельбы – 600…650 выстр/мин.
Боевая скорострельность – 70…90 выстр/мин.
Емкость ленты — 50 патронов.

Пулемет Владимирова приняли для вооружения не только Сухопутных войск. Так, по заказам Ракетных войск стратегического назначения тульское ЦКИБ СОО разработало пулеметные установки для защиты стационарных и подвижных ракетных комплексов: в частности, в 1964 году создана установка с использованием башни от БРДМ-2 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

В марте 1946-го руководство Военно-морского флота утвердило тактико-техническое задание на проектирование трех моделей спаренных 14,5-мм установок. Разработку поручили ОКБ-43 под руководством М. Н. Кондакова. Установка 2М-5 создавалась для торпедных катеров, 2М-6 — для бронекатеров, а 2М-7 — для тральщиков. Тумбовая палубная вертикально спаренная установка 2М-7 принята на вооружение ВМФ в 1951 году, а в 1952-м — палубная турельная установка 2М-5 и башенная 2М-6. Установками 2М-5 оснащались торпедные катера проектов «123 бис» и «184», установками 2М-6 — бронекатера проекта «191М» и часть катеров проекта «1204», 2М-7 — патрульные катера типа «Гриф» проекта «1400» и проекта «368Т», тральщики проектов «151», «361T» и др. Эти установки выпускал Туламашзавод.

Уже в 1999 году Завод им. В. А. Дегтярева представил 14,5-мм одноствольную морскую тумбовую пулеметную установку МТПУ с пулеметом КПВТ для вооружения катеров.

О СЛУЖБЕ

Хотя на вооружении Сухопутных войск пулемет Владимирова остался в основном в танковом варианте, его «станковые» модификации также использовались в ходе различных войн и конфликтов. Так, во время Афганской войны 14,5-мм пулемет на пехотном станке находился наряду с ДШКМ и НСВ-С-12,7 на многих блокпостах. В боях в ущельях и низинах эффективным оказывалось сочетание настильного огня крупнокалиберных пулеметов и навесного огня автоматических гранатометов.

14,5-мм пулеметы использовали и афганские душманы — в основном копии пулемета Владимирова китайского производства и на китайских установках. В конфликтах последних десятилетий танковый КПВТ часто претерпевает «обратное преобразование» — его переводят в «пехотный» вариант, ставя на кустарные переносные или буксируемые установки. Подобные установки можно было увидеть в Югославии, Чечне, Армении.

«Монополия» 14,5-мм пулемета как вооружения бронетранспортеров несколько нарушилась с появлением БТР-80А, вооруженного 30-мм пушкой, но количество этих БТР не столь велико.

Ряд зарубежных армий (ФРГ, Франции, Швейцарии и др.) для решения тех же задач, для каких создавался КПВ, принял легкие 20-мм автоматические пушки. Правда, в 80-е годы XX века широкое внимание привлек 15,5-мм пулемет BRG15 MILO бельгийской «Фабрик Насьональ» с наземным станком. Но он так и не вышел из опытной стадии, как, кстати, и делавшиеся тогда же попытки установки на «пехотные» станки пушек калибра 25-30 мм. Конкуренция тяжелых крупнокалиберных пулеметов и автоматических малокалиберных пушек началась давно и все еще продолжается.

БОЕКОМПЛЕКТ

Но вернемся к основе любого оружия — патрону. Для стрельбы из пулемета Владимирова поначалу использовались уже выпускавшиеся патроны 14,5х114 с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 и пулей БС-41, а также принятый вместе с пулеметом вариант с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ, предназначенной для стрельбы по низколетящим целям, легкобронированной технике, групповым целям, корректировки стрельбы.

Варианты Б-32 и БЗТ стали основными, но задачи, для решения которых служил пулемет Владимирова, потребовали расширения семейства 14,5-мм патронов. В 50-60-е годы приняты патроны с пристрелочно-зажигательной пулей ПЗ и зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ (для поражения воздушных целей и небронированного вооружения и военной техники). Имеются, конечно, и холостой, и учебный патроны. Уже в 1989-м отработан 14,5-мм патрон с бронебойно-зажигательной пулей БС с алюминиевой рубашкой, твердосплавным сердечником и увеличенной бронепробиваемостью.

Приняты также патрон с модернизированной пулей МДЗМ, в 2002 году — патрон с модернизированной пулей БЗТ-М. Характерно, что главным его новшеством стало воспламенение трассера на удалении от дульного среза, что меньше ослепляет стреляющего и уменьшает засветку ночных прицелов. 14,5-мм патрон (самый мощный из серийно выпускаемых стрелковых боеприпасов), видимо, останется на службе еще долго.

/Семен ФЕДОСЕЕВ, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ