О новых подлодках и их базах

До 2020 года военно-морской флот России получит 24 новые подводные лодки. Не менее восьми из них (согласно некоторым данным, десять) принадлежат к классу подводных крейсеров стратегического назначения. Остальные – многоцелевые атомные и дизель-электрические с торпедным и торпедно-ракетным вооружением. Несмотря на то, что к настоящему времени построена лишь небольшая доля планируемых субмарин, уже сейчас командование ВМФ рассматривает различные вопросы, связанные с их будущей службой.

К примеру, остается открытым вопрос распределения подлодок по флотам. Финансовые и политические катаклизмы восьмидесятых и девяностых годов серьезно ударили по планам флота, в результате чего сейчас нужда в новой технике выше, чем могла быть при постоянном и планомерном обновлении материальной части.

О новых подлодках и их базах

В отношении стратегических подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами проблему базирования можно считать решенной. В силу географических, тактических, правовых и т.п. причин подобные субмарины всегда служили только на Северном и Тихоокеанском флотах. Балтийский и Черноморский, при всей своей исторической значимости для российского флота, всегда получали только дизель-электрические подлодки, вооруженные торпедами и/или противокорабельными ракетами. Этот факт позволяет предполагать, что и в течение следующих лет многоцелевые АПЛ или лодки со стратегическими ракетами по-прежнему будут служить в составе Северного и Тихоокеанского флота.

В случае со стратегическими ракетоносцами главное преимущество такой дислокации заключается в том, что субмарина может быстрее отдалиться от берега, погрузиться под воду и уйти в нужном направлении. Для патрулирования или выполнения боевой задачи отсутствие такой возможности может быть критичным.

Специфика задач, а именно атака подводных и надводных кораблей противника, не требует от многоцелевых лодок подобного подхода к базированию. Поэтому их можно размещать на базах, близких к районам патрулирования, где имеется наибольшая угроза.

Отличным примером такого базирования является Черноморский флот. Корабли этого оперативно-стратегического объединения имеют прямой доступ в средиземноморский регион, а оттуда и в Атлантический океан. Стоит напомнить, что акватория Средиземного моря – один из важнейших районов. Есть несколько причин такой важности. Во-первых, как уже говорилось, возможность выхода в Атлантику. Во-вторых, корабли и подводные лодки вероятного противника, находясь в Средиземноморье, могут атаковать объекты на российской территории. В-третьих, не нужно забывать о торговых морских путях и строящемся газопроводе «Южный поток». Все эти коммуникации также находятся в зоне ответственности Черноморского флота.

Не менее важен для страны Балтийский флот. Как и в случае с Черноморским, в непосредственной близости от его баз пролегают морские пути и газопровод «Северный поток». Кроме того, именно корабли Балтийского моря имеют наиболее удобный и короткий выход в северные районы Атлантического океана и моря, расположенные севернее Европы. Также нельзя забывать о возможном ракетном ударе противника из этих районов. Таким образом, Балтийский флот также может и должен выполнять поиск и, если понадобится, уничтожение кораблей и подлодок противника.

О новых подлодках и их базахПодлодка Б-380 «Святой князь Георгий» в плавдоке ПД-16. Севастополь. Южная бухта, 2008 год.

Зона ответственности атомных и дизель-электрических подлодок Северного флота с торпедно-ракетным вооружением – почти весь Северный Ледовитый океан. Уже несколько десятилетий этот регион представляет большой интерес в военном плане, поскольку фактически является очень удобным местом для запуска с подводных лодок баллистических ракет. Поэтому в обозримой перспективе подлодки Северного флота не останутся без работы и по-прежнему будут следить за появлением кораблей и субмарин в регионе.

Наконец, Тихоокеанский флот. Тихий океан, равно как и Северный Ледовитый, является одним из основных районов патрулирования стратегических подлодок различных стран. Сейчас в походы отправляются российские, американские и китайские АПЛ с баллистическими ракетами на борту. Кроме того, в регионе присутствуют надводные флоты, принадлежащие нескольким государствам. Таким образом, прикрытие восточного побережье России и защита ее от ракетно-ядерного удара с этого направления целиком и полностью ложится на Тихоокеанский флот.

Читайте также  От боевых машин солдата – к роботам

Как видим, все оперативно-стратегические объединения военно-морского флота России, за исключением Каспийской флотилии, имеют ряд задач, для которых необходимы подлодки, вооруженные торпедами и крылатыми ракетами. Таким образом, подводные корабли подобных типов необходимо вводить в строй всех флотов. При этом есть ряд факторов, которые при всем желании не позволят сделать это быстро и с максимальным эффектом. К примеру, сейчас, ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры, планируется оснащать Черноморский и Балтийский флоты только дизель-электрическими субмаринами. Атомные подлодки, в свою очередь, по-прежнему останутся прерогативой Северного и Тихоокеанского.

Объявленные планы относительно введения в строй до 2020 года 24 подводных лодок подразумевают строительство 8 стратегических субмарин проектов 955 и 955А «Борей», не менее 7-8 многоцелевых лодок проектов 885 и 885М «Ясень», а также не менее 6 дизель-электрических подводных кораблей проекта 636 «Варшавянка». Также планируется довести проект 677 «Лада» и начать серийное строительство таких лодок. Состояние последнего проекта пока вызывает некоторые вопросы, но к 2020 году или даже значительно раньше ситуация должна проясниться.

О новых подлодках и их базахБ-871 «Алроса» в Севастополе

Рассмотрим состояние «парка» нестратегических подлодок в российском ВМФ. В составе Черноморского флота в настоящее время имеется лишь две ДЭПЛ проектов 641Б (Б-380 «Святой князь Георгий») и 877В (Б-871 «Алроса»). Стоит отметить, субмарина Б-380 уже несколько лет находится на ремонте, ее дальнейшие перспективы порой становятся предметом споров. Подлодка Б-871 «Алроса» служит с 1990 года, а в начале двухтысячных прошла ремонт. Таким образом, фактически Черноморский флот располагает лишь одной подводной лодкой, способной нести службу и выполнять поставленные задачи.

На Балтийском флоте ситуация немного лучше. В составе этого объединения есть две ДЭПЛ проектов 877 (Б-227 «Выборг») и 877ЭКМ (Б-806 «Дмитров»). Обе эти подлодки начали службу еще в восьмидесятых годах прошлого века, а во второй половине девяностых и начале двухтысячных прошли средний ремонт.

Также на Балтике должна была служить новая подлодка Б-585 «Санкт-Петербург», построенная по проекту 677. Однако из-за многочисленных проблем с энергетической установкой она до сих пор находится в опытной эксплуатации и не будет принята в боевой состав флота. Неудачи именно этой субмарины привели к текущей ситуации с проектом 677 «Лада».

Самая лучшая ситуация с подлодками, вооруженными торпедами и крылатыми ракетами, наблюдается на Северном флоте. В его составе имеется 17 атомных субмарин такого класса пяти проектов и 7 дизель-электрических двух проектов. Самые старые подлодки Северного флота (Б-239 «Карп» проекта 945, а также Б-401 «Новосибирск» и Б-402 «Вологда» проекта 877) начали свою службу в 1984 году, а самая новая (К-335 «Гепард») служит с 2001 года. Около трети всех многоцелевых и дизель-электрических подлодок Северного флота в настоящее время находятся на ремонте или проходят модернизацию.

О новых подлодках и их базахПодлодка Б-806 «Дмитров»

На Тихом океане служат 11 многоцелевых атомных подлодок проектов 971 и 949А, а также семь дизель-электрических субмарин 877. К сожалению, большая часть этих подводных кораблей в силу различных причин не может нести службу и патрулировать заданные районы. При этом в отношении возраста техники Тихоокеанский флот почти не уступает Северному.

Как видим, больше всех в новых подлодках с ракетным и торпедным вооружением нуждаются Черноморский и Балтийский флоты. Из официальных источников известно, что в ближайшие годы Черноморский флот получит шесть новых ДЭПЛ проекта 636.3. В дальнейшем не исключается строительство подобных подлодок для Балтийского флота. Кроме того, для оснащения этих двух оперативно-стратегических объединений в будущем планируется строить неатомные подлодки доработанного проекта 677, однако состояние последнего пока вызывает массу вопросов. Поэтому в ближайшее время моряки-балтийцы, к большому сожалению, не получат новые неатомные субмарины.

Читайте также  110 лет назад был принят на вооружение крейсер «Варяг»

Ранее сообщалось, что несколько подлодок проекта 677 будут построены для Северного флота. Тем не менее, пока основные надежды на обновление этого объединения связаны с атомными лодками проектов 885 и 885М «Ясень». Уже известно, что головная лодка этого проекта К-560 «Северодвинск» до конца текущего 2013 года войдет в состав Северного флота. О второй субмарине серии, получившей имя «Казань», пока подобных сведений нет, равно как и о следующих 5-6 подводных кораблях.

Скорее всего, «Ясени» будут распределяться между Северным и Тихоокеанским флотом. Что касается службы этих субмарин на Балтийском или Черном морях, то такой вариант развития событий маловероятен. Как уже упоминалось, Черноморский и Балтийский флот пока не имеют соответствующей инфраструктуры, что не позволяет им эксплуатировать корабли с ядерными энергетическими установками.

О новых подлодках и их базахАтомная подлодка проектов 885 и 885М «Ясень»

Наконец, стоит затронуть тему вооружения новых нестратегических лодок. Во всех трех проектах предусмотрено использование одних и тех же систем. Это унифицированные 533-мм торпедные аппараты с возможностью стрельбы торпедами и ракетами комплекса «Калибр». Также все лодки могут применять мины, боекомплект которых, однако, сокращает запас торпед или ракет. От прочих новых лодок в оружейном аспекте значительно отличается проект «Ясень». Эти многоцелевые АПЛ помимо торпедных аппаратов оснащаются восемью шахтами с четырьмя пусковыми установками для крылатых ракет П-800 «Оникс». Торпедное и минное вооружение соответствует проектам 636 и 677.

При использовании ракет семейства «Калибр» (линейка 3М-54) подлодки способны атаковать корабли противника с дистанции в 220-300 км, в зависимости от конкретного типа применяемой ракеты. В случае применения противолодочных ракет «Калибр» радиус действия сокращается до 40-50 км. Ракеты «Оникс» подлодок проектов 885 и 885М имеют примерно такие же характеристики, как и «Калибр» и способны поражать надводные цели на расстоянии до 300 км.

На основании информации о дальности полета ракет можно сделать соответствующие выводы о потенциале подлодок, в частности об их возможной боевой работе в том или ином районе. К примеру, в теории несколько подлодок Черноморского флота могут перекрыть значительную часть Средиземного моря и близлежащей суши, тем самым значительно затруднив передвижение кораблей противника, а также взяв на прицел некоторые сухопутные объекты. То же самое можно сказать и о новых подлодках Балтийского флота, которые способны провести аналогичную операцию в своей зоне ответственности.

Конечно, не стоит забывать про обнаружение целей, необходимость скрытого передвижения и противолодочные средства вероятного противника. Тем не менее, теоретическая возможность перекрыть крупный район несколькими лодками имеется.

Как видим, все основные объединения военно-морского флота России нуждаются в новых подводных лодках, способных бороться с кораблями и субмаринами противника. Прошлые годы серьезно подкосили боевой потенциал имеющейся техники и поэтому требуется срочное ее обновление. Однако экономические и производственные возможности страны пока не позволяют за считанные годы полностью восстановить производство с темпами шестидесятых или семидесятых годов прошлого века.

Тем не менее, строительство новых подводных лодок продолжается и постепенно набирает обороты. Поэтому от беспокойства относительно дальнейшей судьбы подводного флота можно перейти к не менее важным и полезным делам, например, к подготовке инфраструктуры для новейших субмарин.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. А где мини-подлодки? Где лодки спецназначения? Где корабли-базы ПЛ? И еще: где…где…где…? Во флотах царской России и СССР подводному флоту уделялось очень большое внимание. Опыт был колосальный. Так что-ж теперь-все забыли? Ну и дуралеи во власти сидят, не поймут простой истины-история ничего не простит, будут оплеваны и забыты потомками.

    • после 90х сразу не получиться все восстановить и страну и армию и флот и ввс если еще учесть что деньги за нефть и газ стали поступать в бюджет нашей страны только с 2004 года. И тем более я не знаю что должно произойти что бы военные верхи перестали воровать, хотя я могу и ошибаться, простите.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя