Полицейский бронеавтомобиль Iveco LMV

Закупка для Российской армии бронетехники итальянского производства вызвала широкий общественный резонанс. Критики мотивировали свою позицию в первую очередь тем, что Россия на момент заключения сделки обладала собственными машинами аналогичного класса.

Первый российский защищенный специальный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр» своим появлением обязан военному ведомству ОАЭ, которое выделило на его разработку около 60 млн. долларов. Разработанные образцы показаны на выставке IDEX 2001. Однако, несмотря на положительные оценки со стороны заказчиков, контракт на серийное производство по ряду причин так и не был подписан. В результате Россия получила защищенный автомобиль, практически готовый к производству. Подобной техникой Российская армия ранее не интересовалась, военные обходились привычными восьмиколесными БТР. Однако недостаточная подвижность и маневренность в городских условиях делали их легкой добычей противника.

Готовый продукт, а не доработки

Потребность в новом автомобиле сначала возникла во внутренних войсках (ВВ). Бронеавтомобиль «Тигр» в нынешнем виде, отличающийся от модели для ОАЭ, создан по ТЗ, которое в основном определялось именно требованиями ВВ. Машина получила третий класс бронезащиты. Разумеется, первые экземпляры не были лишены недостатков. Отмечались неудобное десантное отделение, низкое качество изготовления бронированного корпуса.

Полицейский бронеавтомобиль Iveco LMV

Вооруженный конфликт в Южной Осетии заставил военное ведомство и промышленность по-новому взглянуть на важность этого типа автомобилей. Именно в это время руководство Минобороны принимает решение о приобретении для Вооруженных Сил крупной партии защищенных машин, но неожиданно для всех приоритет был отдан не российскому «Тигру», а итальянскому бронеавтомобилю Iveco LMV (Light Multirole Vehicle). Истоки принятого решения доподлинно неизвестны. Однако в его пользу руководством Минобороны были выдвинуты следующие аргументы:

— российский аналог – ГАЗ-2975 обладал всего лишь третьим классом бронезащиты, в то время как итальянский конкурент – шестым;

— противоминная защита импортной машины обеспечивала выживание экипажа при подрыве под колесом 6 кг тротила, чем отечественный аналог похвастать не мог;

— немаловажным был и тот факт, что доработка «Тигра» с целью повышения его ТТХ, проведение дополнительных испытаний, организация крупномасштабного серийного производства могли растянуться, по разным оценкам, на срок до 5 лет, в то время как армия на тот момент уже нуждалась в подобной технике.

Оснований для пересмотра нет

Первое появление Iveco LMV в России датируется 2009 годом. В это время появилась информация о том, что ОАО «КАМАЗ» на собственные средства доставило в нашу страну два итальянских бронеавтомобиля для изучения и проведения оценочных испытаний. В 2010 году было закуплено еще два, а в 2011-м на средства Минобороны приобретено 10 машинокомплектов. Тогда же в российских СМИ прошла информация, что планируется заключение крупного контракта на поставку этой техники Вооруженным Силам.

Официальный представитель Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов поспешил опровергнуть эту информацию, сказав следующее: «Минобороны не рассматривает вопрос о приобретении иностранной бронетехники». Также он добавил, что «на базе одного из НИИ Минобороны РФ проводились испытания ряда образцов бронированной тактической автотехники различных марок, в том числе и итальянской Iveco. Испытания проводились с целью изучения специалистами министерства их ходовых возможностей и боевых качеств в сравнении с российскими аналогами», но уже 16 июня приказом № 650 министра обороны автомобиль принимается на снабжение армии.

В декабре того же года выделяется 30 млрд. рублей на приобретение 1775 единиц этой техники. Условиями контракта оговаривалась организация производства на территории России. Эту работу было решено вести на мощностях ООО «МВПС» – совместного предприятия ОАО «Оборонсервис» и концерна Iveco, расположенного в Воронеже. В 2012 году здесь собрано 57 автомобилей, а в 2013-м сборку организовали на производственных мощностях ОАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах.

Как сложится дальнейшая судьба итальянской машины в России – неизвестно, однако заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в декабре 2012 года сообщил: «На сегодня у России имеется контракт на сборку 358 бронеавтомобилей Iveco и 57 из них уже собраны на мощностях предприятия в Воронеже. Что касается контракта на эти 358 машин, я не вижу оснований для его пересмотра».

Автомобиль Iveco LMV разработан компанией Iveco Defence Vehicles в 2001 году по заказу ВС Италии на основе опыта ведения локальных конфликтов последних лет. LMV получил не только высокий уровень бронезащиты, но и целый комплекс технических решений, предназначенных для минимизации последствий подрыва на минах и фугасах. Среди них – V-образная форма днища, выполненного из многослойного материала. Такое решение призвано противодействовать ударной волне путем ее отклонения и поглощения энергии при деформации.

В течение первого десятилетия эксплуатации компания-разработчик провела 28 демонстрационных подрывов на полигоне. Известно о десяти случаях подрыва в условиях боевых действий. Гибель людей была зафиксирована лишь 26 июня 2011 года. Мощность бокового взрыва составила 120 кг в тротиловом эквиваленте, погибли два человека из пяти, находившихся в автомобиле, трое получили ранения. В результате автомобилю была дана высокая оценка стран – участниц НАТО, которые заказали свыше 2500 единиц.

Читайте также  Бомбардировщик 5-го поколения – мечта или реальность?

Тем не менее, у российской общественности и экспертного сообщества до сих пор остаются вопросы. В частности, почему выбор был сделан именно в пользу Iveco LMV, какие технологии удалось получить российской промышленности, почему испытания на защищенность проводились не в России, а в Германии? Руководство ОАО «КАМАЗ» решило дать ответы, для чего пригласило журналистов осмотреть предприятие, занимающееся производством автомобилей «Рысь».

Российский хищник

На встрече с представителями отечественных СМИ гендиректор КАМАЗа Сергей Когонин рассказал, почему выбор пал именно на Iveco LMV, а не на немецкий Dingo ATF или швейцарский Eagle IV. Одним из аргументов в пользу такого выбора стал тот факт, что итальянская машина не попадает под определение боевых бронированных машин. Согласно документации она является защищенным автомобилем, то есть не имеет тех ограничений на продажу и поставку иностранным заказчикам, какие накладываются на военную технику (в отличие от полицейской). Когда в 2009 году КАМАЗ приобретал на собственные средства два первых автомобиля, это в значительной мере облегчило юридическую сторону вопроса.

Журналистов также интересовало и то, как проводились испытания и почему защищенность автомобиля проверяли в Германии, а не в России. По словам Сергея Когонина, баллистические испытания были организованы в городе Ульме на специализированном полигоне, а стойкость к подрыву проверялась в Шробенхаузене. На испытаниях присутствовали генеральный директор КАМАЗа, главный конструктор, начальник ГАБТУ Минобороны, а также другие представители МО и ОПК.

В ходе испытаний автомобиль подвергся обстрелу отечественными пулями Б-32 калибра 7,62 мм с различных дистанций и направлений. Условия соответствуют классу 6а баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96. За два дня машина выдержала свыше 200 попаданий, не было зафиксировано ни одного пробития. Минную стойкость проверяли путем двух подрывов 6 кг тротила под колесом и под днищем. Осмотр специализированного манекена, полностью имитирующего человеческое тело, показал, что экипаж в случае такого воздействия не получает повреждений, несовместимых с жизнью.

Ходовые испытания проводились на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» и ФГУ «21 НИИИ МО РФ» в подмосковном городе Бронницы. После устранения выявленных недостатков Минобороны подготовило приказ «О принятии автомобиля Iveco 65E19WM (LMV) на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации» и приняло решение закупить опытно-промышленную партию для проведения войсковых испытаний. В это же время итальянская машина получила российское имя «Рысь».

Первые экземпляры, поставленные в Россию, не были приспособлены для эксплуатации в зимних условиях. Отсутствовали защита от снега, специальные цепи, устанавливаемые на колеса, а широкий передний бампер при езде по глубокому снегу толкал впереди себя снежный сугроб, что значительно снижало скорость хода. Запись этих испытаний можно легко найти в Интернете, поскольку именно она вызвала бурю критики в адрес итальянской машины.

В дальнейшем в конструкцию были внесены десятки изменений, что позволило автомобилю приобрести новые качества. Узнать о том, что представляет собой нынешняя «Рысь», удалось в рамках визита на ЗАО «Ремдизель», которое входит в Группу компаний ОАО «КАМАЗ». Это предприятие специализируется на капитальном ремонте автомобилей, узлов и агрегатов. Именно на его мощностях организовано сборочное производство. Руководитель предприятия Фаиз Хафизов подробно рассказал и о самом процессе производства, и о том, какими качествами обладает новая машина.

Основные характеристики

«Рысь» в базовом исполнении – это полноприводной бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки личного состава и войсковых грузов, а также для решения боевых и иных задач общевойсковыми формированиями и миротворческими силами. Имеет повышенную баллистическую и минную защиту, а конструкция обеспечивает монтаж и буксировку различных видов вооружения и специального оборудования. Планируется освоить выпуск «Рыси» в трёх версиях:

— базовая короткая, предназначена для транспортировки личного состава, монтажа вооружения и ведения боя. Имеет колесную базу 3230 мм, грузоподъемность – 750 кг, позволяет перевозить 4 десантников, не считая водителя.

— базовая длинная, выполняет те же задачи, что и короткая, но отличается увеличенной колесной базой до 3530 мм, большей грузоподъемностью – 950 кг, а также вмещает 6 десантников.

— санитарная длинная, этот бронированный медицинский автомобиль планируется использовать для оказания медицинской помощи и перевозки раненых, имеет аналогичные характеристики базовой длинной версии.

Освоение производства планируется в три этапа. На первом, который реализуется в настоящее время, выполняется установка грузового отсека, запасного колеса, лебедки, капота, кронштейнов и буксирных тяг. Второй этап подразумевает дополнительно подсборку рамы, установку двигателя, кабины и трансмиссии. И наконец, на третьем этапе планируется выйти на уровень локализации 50%.

Читайте также  ЗСУ-23-4 «Шилка» - она пленила 39 государств

Отдельно стоит рассмотреть, как будут распределены между ОАО «КАМАЗ» и Iveco DV операции по производству автомобилей. Предполагалось, что российская компания изготовит элементы из композитного материала, оболочку для брони, стекла, облицовочные панели, а также панель приборов автомобиля и выполнит монтаж шасси автомобиля.

Итальянская компания оставит за собой сварку жесткой крыши и кузова, внутреннюю и внешнюю отделку кабины, поставит кондиционер, сиденья и другое оборудование, а также будет монтировать в сборе кабину и автомобиль в целом. Помимо этого Iveco DV установит набор специального оборудования, нижнюю противоминную защиту и грузовой отсек. Обкатка и приемка готового автомобиля также остаются за иностранным партнером.

Но, по всей вероятности, этим планам не суждено воплотиться в реальность. Дело в том, что подобная программа по увеличению уровня локализации разрабатывалась в то время, когда речь шла о приобретении 1775 машинокомплектов, сейчас же в планах на текущий год сборка 358 автомобилей, а вопрос, что же будет дальше, так и остался без ответа.

Слухам вопреки

Больше всего работники и руководство предприятия возмущаются, когда встречают в СМИ домыслы о своих отношениях с итальянской компанией. Неоднократно в печати муссировались слухи о том, какие откаты получает КАМАЗ за этот контракт и сколько еще получит. Абсурдность подобной информации, как утверждает директор ЗАО «Ремдизель» Фаиз Хафизов, легко доказывается тем простым фактом, что никаких контрактов между ОАО «КАМАЗ» и Iveco нет и никогда не было. Соглашение на поставку машинокомплектов было подписано ОАО «Оборонсервис» с итальянским партнером, после этого именно «Оборонсервис» заключил договор с ОАО «КАМАЗ» на оказание услуг по сборке автомобилей.

Еще одна претензия, высказанная в адрес «Рыси», – недостаточная проходимость, особенно по глубокому снегу. 15 марта на полигоне в Набережных Челнах журналисту еженедельника «ВПК» удалось собственными глазами увидеть, как итальянская бронетехника с русским именем уверенно покоряет снежную целину и на большой скорости легко преодолевает крутые подъемы. Заместитель главного конструктора ОАО «КАМАЗ» Юрий Кухаренко объяснил это использованием специальных колесных цепей, измененной конструкцией переднего бампера и еще рядом доработок.

Что же касается тех самых импортных технологий, приобретением которых Минобороны объясняло свое решение, то здесь со стороны отечественной промышленности четких ответов услышать не удалось. Качественную российскую керамическую броню при активной помощи Израиля смогли произвести в Новосибирске, сварка каркаса кузова, по словам Юрия Кухаренко, также не является новинкой. Все технические решения, реализованные в новом поколении российских автомобилей семейства «Тайфун», закладывались без оглядки на «Рысь». Это позволяет сделать вывод, что идея получить доступ к иностранным технологиям производства бронированных автомобилей на деле не была реализована.

Приходится констатировать, что КАМАЗ, включившись в российско-итальянскую бронированную историю, оказался не в самом лучшем положении. Дело в том, что решение о выборе автомобиля и использовании его в Российской армии принималось Министерством обороны, а критика обрушилась и на промышленность, оказывающую всего лишь услуги по его сборке. Ключевой же проблемой, существующей в настоящее время, является непонимание того, что делать с «Рысью» дальше и какую роль в армии ей нужно отвести. Причем непонимание это имеет место как в среде военных, так и в промышленности. Юрий Кухаренко сказал прямо: «Вообще-то броневик Iveco – хороший полицейский автомобиль, незаменимый в городских условиях».

Так как же оценивать появление «Рыси» в Российской армии? Есть ли в этом событии что-то положительное с учетом того, что новых технологий получить не удалось, а ТТХ автомобиля нельзя назвать выдающимися?

Ответы все-таки разные, но нельзя не признать тот факт, что именно решение о закупке иностранной машины стало тем катализатором, который резко ускорил работу российского ОПК в направлении разработки специальных защищенных автомобилей.

До появления «Рыси» ничего, кроме «Тигра» с третьим классом защиты, наша промышленность Вооружённым силам предложить не могла. Сейчас же форсированные работы привели к появлению нескольких семейств перспективной бронированной техники. «Тигр-М» уже не уступает по защищенности, в том числе и минной, превосходя при этом итальянца по вместительности, проходимости и грузоподъемности. Появились новые семейства бронемашин «Волк» и «Медведь», которые успешно проходят испытания. Скорее всего, именно их рождение можно считать главной заслугой появления машины от Iveco в России.

/Евгений Друзин, vpk-news.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Отличная машина для ППС в терророопасных районах. Меньше будет сводок о расстрелянных машинах МВД.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя