Авианосец и линкор: смена караула

В популярной литературе встречается немало абсурдных утверждений, связанных с историей развития военно-морского флота. Многие до сих пор уверены, что «эра дредноутов» сменилась «эрой авианосцев». Часто приходится слышать, что артиллерийские корабли устарели с появлением палубной авиации. Что грозные крейсера и линкоры оказались бесполезны и принимали лишь ограниченное участие во Второй мировой войне.

Заблуждения обычно происходят от незнания вопроса. Тихоокеанский театр военных действий, как и большинство морских сражений Второй мировой, «остался за кадром» официальной советской истории. В результате многие из нас понятия не имеют, что происходило на Тихом океане в промежутке между Перл-Харбором и Хиросимой.

Авианосец и линкор: смена караула

Характерно, что большинство мнений, так или иначе, представляет войну США и Японии, исключительно как «битву авианосцев» — налет на Перл-Харбор, адмирал Ямамото, Мидуэйское сражение, летящие навстречу друг другу волны «Зеро» и «Хеллкэтов», горящие японские «Акаги» и «Кага», тонущий авианосец «Хорнет»…

Историю с Перл-Харбором знают все. Но многие ли слышали о «Втором Перл-Харборе»? Именно так называют катастрофу у острова Саво — артиллерийский бой, произошедший в ночь с 8 на 9 августа 1942 года, и окончившийся полным разгромом американской эскадры. Четыре тяжелых крейсера, тысяча погибших моряков – тяжесть потерь была сравнима с налетом на «Жемчужную гавань».

В отличие от нападения на Перл-Харбор, где неудачи ВМС США обычно объясняются «японским коварством» и «внезапным ударом», ночной погром у острова Саво был чистой тактической победой Императорского флота. Японцы ловко обошли остров против часовой стрелки и поочередно расстреляли американские и австралийские крейсера. После чего бесследно растворились в ночной мгле, не потеряв ни одного корабля со своей стороны.

Авианосец и линкор: смена караулаТяжелый крейсер USS Baltimore (CA-68) — головной корабль в серии из 14 единиц

Не менее эпичный бой состоялся 27 февраля 1942 года в Яванском море – Императорский флот нанес сокрушительное поражение объединенной эскадре ВМС Великобритании, ВМС Голландии и ВМС США: в тот день союзники потеряли три крейсера и пять эскадренных миноносцев! Остатки объединенной эскадры вышли из боя, даже не подобрав из воды команды погибших кораблей (жестокая логика войны – иначе под вражеским огнем погибнут все). На следующий день после сражения остатки эскадры союзников вновь встретились с японцами в Зондском проливе. Японские эсминцы выпустили 87 торпед по американскому крейсеру «Хьюстон» и австралийскому крейсеру «Перт», естественно, уничтожив оба корабля союзников.

Примечательно, что погром в Яванском море, ночной бой у острова Саво и торпедное безумие в Зондском проливе обошлись без участия авианосцев и палубной авиации – исход сражений решили лихие торпедные атаки и смертоносный огонь крупнокалиберной артиллерии.

Перехват «Токийского экспресса» в заливе Велла (торпедный бой между эсминцами ВМС США и Императорского флота Японии), ночная артиллерийская дуэль у мыса Эсперанс, сражение у мыса Лунга, побоище у мыса Сент-Джордж (совершенствование американских радаров к этому времени свело на нет японское преимущество в ночных баталиях – Императорский флот проиграл всухую). И, наконец, феерический погром в проливе Суригао: истребление эскадры адмирала Нисимуры совместными усилиями американских линкоров, эсминцев и торпедных катеров. Японцы потеряли два линкора, крейсер и три эсминца, практически не причинив вреда противнику.

История однозначно свидетельствует: мифы об «эпохе дредноутов» и «эпохе авианосцев» не соответствуют действительности – артиллерийские корабли применялись не менее активно, чем авианосцы в течении всей Второй мировой войны. При этом линкоры, крейсера и авианосные корабли зачастую сражались в составе одной эскадры, гармонично дополняя друг друга. Зачастую, но не всегда. Количество дневных и ночных артиллерийских дуэлей, классических торпедных атак и обстрелов побережья превышало количество операций, в которых участвовала палубная авиация.

Все вышесказанное подтверждается статистикой постройки боевых кораблей: за годы войны американцы ввели в строй 22 тяжелых и 9 легких авианосцев. Однако, за этот же период времени ВМС США получили от промышленности 12 суперлинкоров и 46 артиллерийских крейсеров!

Примечание. Кроме «настоящих» авианосцев, промышленность США строила эскортные авианосцы – целых 130 единиц. Но справедливо заметить, что бесспорным лидером все-таки стали эсминцы – 850 построенных кораблей за 5 лет войны. С учетом названных цифр довольно трудно определить, что было приоритеом у американских моряков – авианосцы, крейсера или эсминцы?

Ввиду своей относительной малочисленности, американским и японским линкором удалось всего дважды испытать друг друга на прочность. Помимо уже упомянутого ночного сражения в проливе Суригао, в котором погибли линкоры «Фусо» и «Ямасиро», американским линкорам удалось уничтожить линейный крейсер «Кирисима» в бою у острова Гуадалканал в ночь на 14 ноября 1942 года. ВМС США дорого заплатили за победу над «Кирисимой»: один из участников боя — линкор «Саут Дакота» был на 14 месяцев выведен из строя!

Авианосец и линкор: смена караулаЛинкоры ВМС США на пути в Филипинское море, 1944 год

Однако, несмотря на явное отсутствие задач в открытом море, чудовищные орудия линкоров не замолкали ни на минуту – с помощью своей «спецтехники» ВМС США крушили японский оборонительный периметр на островах Тихого океана. Методично, остров за островом, американцы ровняли с землей японские позиции, подвергали яростным бомбардировкам укрепления, базы и аэродромы, сжигали хранилища и арсеналы, уничтожали коммуникации.

6 июня соединение вышло в море и с 11-го по 13-е нанесло удары по островам Сайпан и Тиниан, после чего линкоры приступили к артиллерийской бомбардировке Сайпана, прикрывая тральщики. После окончания траления огонь был перенесен на суда в гавани Танапаг, большинство из которых было уничтожено и повреждено. На берегу начались огромные пожары — это горели склады боезапаса, нефти и снабжения.

28 ноября «Норт Кэролайн» присоединился к группе авианосца «Саратога» и продолжил действия в районе островов Гильберта. 8 декабря он участвовал в обстреле острова Науру, выпустив 538 фугасных снарядов по ведущей к японской авиабазе железнодорожной ветке, радиостанции, укреплениям на берегу и радарным установкам.

Первые удары по атоллу Кваджелейн начались 29 января, «Норт Кэролайн» приступил к бомбардировке входивших в атолл островов Рой и Намур. На подходе к Рою с линкора заметили стоящий в лагуне транспорт, по которому тут же дали несколько залпов, вызвавших пожары от носа до кормы. После вывода из строя взлетно-посадочных полос японцев линкор ночью и весь следующий день обстреливал назначенные цели, одновременно прикрывая авианосцы, которые поддерживали высадку войск на соседние островки. — хроника участия в боевых действиях линейного корабля USS North Carolina (BB-55)

Что касается «европейских» линкоров, они, вопреки мифу о своей «бесполезности», тоже оказали немалое влияние на ход боевых действий. Легендарное морское сражение в Датском проливе – удачный залп линкора «Бисмарк» опрокинул в морскую пучину британский линейный крейсер «Худ». Через 3 дня, 27 мая 1941 года, поврежденный палубным самолетом «Бисмарк» погиб в классическом артиллерийском бою с линкорами «Кинг Джордж V» и «Родней».

Читайте также  Линкоры: смерть или гибернация?

Ледяной полярной ночью 26 декабря 1943 года гремели залпы в Норвежском море – это погиб линкор «Шарнхорст», уничтоженный линкорами «Норфолк» и «Дюк оф Йорк», при поддержке эсминцев их эскорта.

Гораздо менее известны другие случаи применения линкоров в европейских водах:
— нападение британской эскадры на французский флот в Марс-Эль-Кебире (операция «Катапульта», 3 июля 1940 г.);
— перестрелка американского линкора «Массачусетс» с французским «Жан Баром» на рейде Касабланки (8 ноября 1942 г.);
— безрезультатный морской бой 9 июля 1940 года, в котором итальянские линкоры «Кавур» и «Джулио Чезаре» (будущий «Новороссийск») сражались с британским монстром «Уорспайт».

А вот еще одно малоизвестное обстоятельство: в ходе рейда в Атлантику (январь-март 1941 года) немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили 22 транспортных судна союзников общем тоннажем свыше 115 тыс. тонн!

И как здесь не вспомнить советский линкор «Марат» — даже в полуразрушенном состоянии он продолжал вести огонь по противнику, защищая подходы к Ленинграду.

Помимо рейдерских операций, прикрытия баз и огневой поддержки десантных операций, линкоры ВМС европейских стран выполняли важную «сдерживающую» функцию. Британский флот приводил в замешательство Третий рейх, — грозные линкоры Его Величества стали одним из факторов, заставивших немцев отказаться от высадки на Британские острова.

Немецкий «Тирпиц» по воле случая стал одним из самых эффективных кораблей Второй мировой войны – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он умудрился сковать действия британского флота во всей Северной Атлантике и одним своим видом разгромить конвой PQ-17. Настолько был велик страх перед немецким «чудо-оружием»!

Лучшая победа – та, которая одержана без боя (Сунь Цзы, «Искусство войны», IV век до н.э.).

Но все достижения крейсеров и линкоров меркнут на фоне успехов подводного флота! Субмаринам не было, и нет равных по эффективности – тысячи уничтоженных кораблей и судов общим тоннажем в десятки миллионов тонн.

Вот Гюнтер Прин и его U-47 проникли в главную базу британского флота в Скапа-Флоу — вдоль борта линкора «Ройал Оук» встают гигантские столбы воды. Зенитная артиллерия британцев открывает яростный огонь, ночное небо окрашивается невероятным по красоте фейерверком трассирующих очередей и лучей прожекторов… Это невозможно, просто невозможно, чтобы здесь находилась вражеская подлодка. «Ройал Оук» наверняка потопили немецкие самолеты…

А вот другая история. Три торпедных попадания – и взрыв погребов боезапаса уносит на дно Средиземного моря линкор «Бархэм». Подлодка U-331 записывает на свой счет немаленький трофей…

Авианосец и линкор: смена караулаUSS Indeanapolis (CA-35) — именно этот красавец доставил на Тиниан ядерные заряды

Американские субмарины буквально «сожрали» японские крейсеры – «Атаго», «Агано», «Асигара», «Майя», «Такао»…
С авианосцами вообще не церемонились – основная часть японских авианесущих кораблей была потоплена с помощью субмарин: «Тайхо», «Сёкаку», «Синано», «Дзуньё», «Унрю»… От японских подлодок серьезно пострадали ВМС США — американцы лишились авианосцев «Йорктаун» и «Уосп». Еще более пострадал британский флот — подводники Кригсмарине потопили авианесущие корабли «Игл», «Корейджес» и «Арк Ройал».

Кстати, самая масштабная трагедия в истории ВМС США (крупнейшее кол-во жертв среди личного состава в результате одного затопления) – гибель крейсера «Индианаполис» 30 июля 1945 года, записана на счет японской подлодки I-58. Японцы опоздали ровно на четыре дня – потопи они крейсер чуть раньше, находившиеся на борту «Индианаполиса» ядерные бомбы никогда бы не упали на Хиросиму и Нагасаки.

Авианосец и линкор: смена караулаЯпонские подлодки в доке ВМБ Куре

Подлодки – это простое, дешевое и мощное средство, идеально «заточенное» под морской бой. Разрушительное, необнаружимое, и оттого еще более страшное оружие, атакующее из глубин океана – подлодки стали еще опаснее с появлением ядерных силовых установок и современных гидроакустических комплексов. Именно в успехах подводного флота заключается одна из причин «устаревания» артиллерийских дредноутов… впрочем, об этом чуть ниже.

Читайте также  «Сирийский экспресс» надорвался

Куда пропали артиллерийские крейсеры и линкоры в наше время?
Ответ: они никуда не пропадали. Как же так? — удивится читатель – с момента окончания Второй мировой войны во всем мире не было построено ни одного линейного корабля. Британский «Вэнгард» (1946 год) – «лебединая песня» славной эпохи дредноутов.

Объяснение странного исчезновения артиллерийских кораблей звучит довольно прозаически – корабли эволюционировали, превратившись в крейсера УРО (с управляемым ракетным оружием). Эра морской артиллерии сменилась эрой ракет.

Авианосец и линкор: смена караулаHMS Vanguard. Последний линкор в истории

Линкоры, разумеется, больше не строились – их стоимость оказалась слишком высока по меркам мирного времени. Тем более, отпала всякая необходимость в громоздких и тяжелых орудиях крупного калибра. Самая скромная ракета оказалась способна с высокой точностью доставить сотни килограммов взрывчатки на дистанцию 100, а то и более километров – сложно представить себе размеры артиллерийского орудия, сравнимого по дальнобойности с ракетным оружием!

Однако до конца 1950-х годов все еще продолжали строиться артиллерийские крейсера – например, 14 советских кораблей по проекту 68-бис, тяжелые американские крейсера типов «Орегон» и «Де Мойн», легкие крейсера «Фарго», «Ворчестер», «Джуно»…

Но постепенно с только что построенными новенькими крейсерами стали происходить странные метаморфозы – исчезали башни, взамен на из палубах появились ракетные пусковые установки балочного типа. Ракеты буквально на глазах вытесняли артиллерию.

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» (строились во время войны) модернизировались по проекту «Бостон» — с установкой морского ЗРК «Терьер» вместо кормовой башни. Носовая группа артиллерии осталась без изменений. Легкие крейсера типа «Кливленд» (тоже военной постройки) – постепенно преображались по проекту «Галвестон» с установкой дальнобойного зенитно-ракетного комплекса «Талос».

Авианосец и линкор: смена караулаМодернизированный крейсер USS Canderra (CAG-2), пуск зенитной ракеты «Терьер»

Поначалу этот процесс носил локальный характер – характеристики ракет, как и их надёжность, оставляли желать лучшего. Но вскоре случился прорыв: к концу 1950-х годов был разработан проект тотальной модернизации артиллерийских крейсеров по проекту «Олбани» — с кораблей была полностью демонтирована артиллерия, взамен было установлено четыре морских ЗРК с их системами управления огнем.

Одновременно с проектом «Олбани», на верфи был заложен первый полностью ракетный крейсер специальной постройки – неподражаемый атомный «Лонг Бич», спущенный на воду в 1959 году. Одновременно с тяжелым, насыщенным высокими технологиями атомным супер-крейсером была заложена серия из 9 легких ракетных крейсеров (крейсеров УРО) типа «Леги» … вскоре от советской противокорабельной ракеты погибнет израильский эсминец «Эйлат» и «ракетная эйфория» охватит весь мир.

В это же время Советский Союз строил аналоги «Леги» — ракетные крейсеры проекта 58 (шифр «Грозный») и серию из 20 противолодочных фрегатов проекта 61 (шифр «Комсомолец Украины»). Однако, в отличие от американских эскортных крейсеров, советские корабли проекта 58 изначально проектировались для самостоятельных действий на морских коммуникациях и оснащались комплексом ударного оружия.

Авианосец и линкор: смена караула

Выводы из этой истории довольно просты:
Никакой замены линкоров на авианосцы никогда не было. Это совершенно разные по назначению корабли и какая-либо конкуренция между ними невозможна. Это утверждение справедливо для любых артиллерийских кораблей – крейсеры по прежнему строятся во всех развитых странах мира, однако приоритет в их вооружении отдан ракетному оружию.

Как уже отмечалось выше, исчезновению гигантских суперлинкоров способствовало развитие подводного флота – нет никакого смысла в увеличении толщины броневого пояса, если торпедный залп с вражеской атомной подлодки все равно отправит линкор на дно.

Определенную (скорее негативную) роль сыграло появления ядерного оружия – все современные корабли в обязательном порядке имеют противоатомную и противохимическую защиту, однако выгорают дотла и тонут от попадания обычного боеприпаса. С этой точки зрения, крейсер времен Второй мировой имеет абсолютное преимущество перед любым из современных боевых кораблей.

Что касается исторической ретроспективы, то рассуждения на тему «завоевания Японии с помощью авианосцев» — не более чем растиражированный миф. Авианосцы играли важную, но далеко не ключевую роль в войне на Тихом океане – по статистике, основные потери воюющим сторонам нанесли подлодки, крейсеры и эсминцы. А подавляющая часть сражений на Тихом океане прошла в виде классических артиллерийских дуэлей и торпедных атак.

Авианосец и линкор: смена караулаКорабль-музей USS Iowa (BB-61) на вечной стоянке в Лос-Анджелесе.

Авианосец и линкор: смена караулаСовременные потомки легендарных крейсеров Второй мировой

Авианосец и линкор: смена караулаСовременные потомки легендарных крейсеров Второй мировой

Спору нет, легендарные «Йорктауны» и «Эссексы» были настоящими героями — авианосные корабли имели исключительное преимущество по контролю воздушного пространства, боевой радиус палубной авиации был несоизмерим с дальностью стрельбы артиллерии — самолеты настигали противника на удалении в сотни километров от своего корабля. Тем не менее, «эпоха» авианосцев закончилась довольно скоро. Палубная авиация полностью обанкротилась с появлением современной реактивной авиации и систем дозаправки в воздухе – как результат, современные самолеты не нуждаются в «плавучих аэродромах». Впрочем, это уже другая история.

/Олег Капцов, topwar.ru/

10 КОММЕНТАРИИ

  1. Замечательная по аналитике статья. Однако сравнивать двух соперников в Тихом океане в войне 1941-1945 г.г.мне кажется трудно.Япония во всех отношениях уступала Америке как по качеству так и по количеству своего флота. Сказалась большая разница в экономическом и научном потенциале двух стран, в организации и управлении ВС. Сегодня-же в локальных конфликтах в любом регионе мира решающию роль играет господство в воздухе.Примеров много, не надо перечислять.Поэтому буквально все развитые страны имеют авианосцы или пытаются их создать.А фрегаты, корветы (крейсера и эсминцы по старому) становятся короблями ПВО для защиты авианосных групп.Ударная мощь современной палубной авиации катастрофична для любого потивника не господствующего в воздухе-будь то флот или наземные войска и даже целые государства. Да и цена авиабомбы значительно меньше чем цена крылатой ракеты. Так-что авианосец с хорошей эскортной ПВО и ПЛО защитой-реалия нашего времени.А линкоры сыграв свою довольно скромную (за небольшим исключением) но весьма дорогостоющюу для их обладателей роль в истории в нее и канули. По соотношению цена-эфективнось они далеки от показателей подводных лодок,эсминцев и авианосцев.

  2. Авианосец — это просто плавучий аэродром со всеми преимуществами и недостатками. Если взлетное полотно повредить, то вся мощь сводится на нет. Самолет не смогут взлетать и садиться. Авианосцы до сих пор считаются самым грозным морским оружием, потому-что никто не решался нападать на них эскадрами подводных лодок.

  3. Согласен с alexx. Сегодня авианосец-желанная мишень и для ПЛ и для авиации Флота. Считаю что будущее за небольшими, малозаметными, мореходными, скоростными и хорошо вооруженними кораблями типа фрегат и корвет. Модульные конструкции таких судов позволят при минимальных затратах создавать разнообразного назначения корабли и группирвать из них мобильные и эффективные как ударные так и оборонительные силы флота. А в качестке «дубины»неплохо иметь в воспитательных целях и авианосцы. Сколько -решать стратегам. Да и прикрытие с воздуха пока очень актуально.

  4. На мой дилетантский взгляд при современных технологиях нам вполне возможно очень сильно обесценить авианосцы. Для этого надо «научить» подводные лодки бороться с воздушными целями в ближней зоне хотя бы. Определять их присутствие и азимут на них, возможно даже расстояние (хоть примерное) вполне позволяют акустические системы современных подводных кораблей. Осталось только оснастить их зенитными ракетами, способными запускаться из подводного положения как можно тише и с самостоятельным поиском цели на указанном направлении. Желательно чтобы они вообще всплывали в специальных капсулах, из которых через какое-то время запускались бы. Чтобы обеспечить наибольшую скрытность подлодки.
    И второе техническое решение — противокорабельные ракеты, с чем-то вроде «шквала» в боевой части. Так чтобы подлетая к цели на расстояние до 30-40 км. боевая часть падала бы в воду и уже из подводы на большой скорости атаковала цель. Поражение таким оружием было бы особенно сложно предотвратить.
    Третье техническое решение довольно дорого, но могло бы сильно повысить эффективность первых двух — летающий беспилотник, запускаемый подлодкой из подводного положения. Он мог бы быть как одноразовым так и при более сложной конструкции — многоразовым. Такой беспилотник мог бы наводить на цель противокорабельные ракеты, которые в свою очередь могли бы идти очень низко над водой без включения радаров до самого последнего момента, осложняя своё обнаружение и уничтожение.

  5. Беспилотники-это ближаейшее будущее передовых армий. Уже сейчас практически ни одна боевая операция без них не проходит. Разговор-то идет о линкорах-плавающих крепостях. Дешевле снаряда, даже управляемого, пока ничего не придумали. И американцы поэтому с успехом использовали «Айову» на ближнем Востоке еще в 90-х годах. Противник позволял.Сейчас-же все радикально меняется в мире. Даже Армии малых стран имеют весьма современное и эффективное оружие. Помните-время канонерок прошло. Вот и линкор спокойно уплыл на прикол. Радикально изменились средства и методы ведения войн. А вот авианосцы вовсю строятся-«плавающие аэродромы» все еще в строю. Честно говоря просто их еще не топили в наше время, хотя желание было большое. Поживем-увидим.

  6. Соотношение «Цена-качество». Вот критерий любого оружия. Да, вот так банально. Дешевая торпеда и дорогой корабль. Дешевый самолет и дорогой корабль. Дешевый торпедный катер и дорогой крейсер. Подлодка против линкора. Конечно эти доводы требуют расшифровки, но мысль, думаю понятна. Отсюда вывод: Чья промышленность окажется в состоянии «штамповать» сравнительно дешевое средство нападения (по сравнению с целью, та страна и победит в будущей войне.

  7. Очень, ну очень хорошо все про все! Ну стратеги не дать не взять! Дорогие вы мои, да кто же знает какое оружие выстрелит первым?! Все надо иметь по возможности и даже сабли! А вдруг!

  8. Правильно Константин,Прежде чем авианосец потопят около какой либо банановой страны,он своё дело сделает.

  9. Сейчас появляются новые виды оружия:
    1) Лазер выводит из строя оптику с 20 — 30 км, в хорошую погоду. Лазер может применяться с выдвижных устройств ПЛ, или с берега.
    2) Очень опасны ракето-торпеды, даже устаревший «Малафон» 50-х годов может наломать дров, в случае внезапного применения.
    3) Не забывайте про терроризм, торпеда стоит 1-3 миллиона долларов, для арабов это не деньги, водолаз направил трубу, дёрнул чеку где-нибудь в порту, и какой-нибудь «Арли Бёрк» пойдёт ко дну. Сейчас уже разработаны контр-торпеды для ПЛ, калибром 254 мм, они ещё дешевле, корабль хоть и не потопят, но ущерб нанесут в миллионы долларов. И так далее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя