В популярной литературе встречается немало абсурдных утверждений, связанных с историей развития военно-морского флота. Многие до сих пор уверены, что «эра дредноутов» сменилась «эрой авианосцев». Часто приходится слышать, что артиллерийские корабли устарели с появлением палубной авиации. Что грозные крейсера и линкоры оказались бесполезны и принимали лишь ограниченное участие во Второй мировой войне.
Заблуждения обычно происходят от незнания вопроса. Тихоокеанский театр военных действий, как и большинство морских сражений Второй мировой, «остался за кадром» официальной советской истории. В результате многие из нас понятия не имеют, что происходило на Тихом океане в промежутке между Перл-Харбором и Хиросимой.
Характерно, что большинство мнений, так или иначе, представляет войну США и Японии, исключительно как «битву авианосцев» — налет на Перл-Харбор, адмирал Ямамото, Мидуэйское сражение, летящие навстречу друг другу волны «Зеро» и «Хеллкэтов», горящие японские «Акаги» и «Кага», тонущий авианосец «Хорнет»…
Историю с Перл-Харбором знают все. Но многие ли слышали о «Втором Перл-Харборе»? Именно так называют катастрофу у острова Саво — артиллерийский бой, произошедший в ночь с 8 на 9 августа 1942 года, и окончившийся полным разгромом американской эскадры. Четыре тяжелых крейсера, тысяча погибших моряков – тяжесть потерь была сравнима с налетом на «Жемчужную гавань».
В отличие от нападения на Перл-Харбор, где неудачи ВМС США обычно объясняются «японским коварством» и «внезапным ударом», ночной погром у острова Саво был чистой тактической победой Императорского флота. Японцы ловко обошли остров против часовой стрелки и поочередно расстреляли американские и австралийские крейсера. После чего бесследно растворились в ночной мгле, не потеряв ни одного корабля со своей стороны.
Тяжелый крейсер USS Baltimore (CA-68) — головной корабль в серии из 14 единиц
Не менее эпичный бой состоялся 27 февраля 1942 года в Яванском море – Императорский флот нанес сокрушительное поражение объединенной эскадре ВМС Великобритании, ВМС Голландии и ВМС США: в тот день союзники потеряли три крейсера и пять эскадренных миноносцев! Остатки объединенной эскадры вышли из боя, даже не подобрав из воды команды погибших кораблей (жестокая логика войны – иначе под вражеским огнем погибнут все). На следующий день после сражения остатки эскадры союзников вновь встретились с японцами в Зондском проливе. Японские эсминцы выпустили 87 торпед по американскому крейсеру «Хьюстон» и австралийскому крейсеру «Перт», естественно, уничтожив оба корабля союзников.
Примечательно, что погром в Яванском море, ночной бой у острова Саво и торпедное безумие в Зондском проливе обошлись без участия авианосцев и палубной авиации – исход сражений решили лихие торпедные атаки и смертоносный огонь крупнокалиберной артиллерии.
Перехват «Токийского экспресса» в заливе Велла (торпедный бой между эсминцами ВМС США и Императорского флота Японии), ночная артиллерийская дуэль у мыса Эсперанс, сражение у мыса Лунга, побоище у мыса Сент-Джордж (совершенствование американских радаров к этому времени свело на нет японское преимущество в ночных баталиях – Императорский флот проиграл всухую). И, наконец, феерический погром в проливе Суригао: истребление эскадры адмирала Нисимуры совместными усилиями американских линкоров, эсминцев и торпедных катеров. Японцы потеряли два линкора, крейсер и три эсминца, практически не причинив вреда противнику.
История однозначно свидетельствует: мифы об «эпохе дредноутов» и «эпохе авианосцев» не соответствуют действительности – артиллерийские корабли применялись не менее активно, чем авианосцы в течении всей Второй мировой войны. При этом линкоры, крейсера и авианосные корабли зачастую сражались в составе одной эскадры, гармонично дополняя друг друга. Зачастую, но не всегда. Количество дневных и ночных артиллерийских дуэлей, классических торпедных атак и обстрелов побережья превышало количество операций, в которых участвовала палубная авиация.
Все вышесказанное подтверждается статистикой постройки боевых кораблей: за годы войны американцы ввели в строй 22 тяжелых и 9 легких авианосцев. Однако, за этот же период времени ВМС США получили от промышленности 12 суперлинкоров и 46 артиллерийских крейсеров!
Примечание. Кроме «настоящих» авианосцев, промышленность США строила эскортные авианосцы – целых 130 единиц. Но справедливо заметить, что бесспорным лидером все-таки стали эсминцы – 850 построенных кораблей за 5 лет войны. С учетом названных цифр довольно трудно определить, что было приоритеом у американских моряков – авианосцы, крейсера или эсминцы?
Ввиду своей относительной малочисленности, американским и японским линкором удалось всего дважды испытать друг друга на прочность. Помимо уже упомянутого ночного сражения в проливе Суригао, в котором погибли линкоры «Фусо» и «Ямасиро», американским линкорам удалось уничтожить линейный крейсер «Кирисима» в бою у острова Гуадалканал в ночь на 14 ноября 1942 года. ВМС США дорого заплатили за победу над «Кирисимой»: один из участников боя — линкор «Саут Дакота» был на 14 месяцев выведен из строя!
Линкоры ВМС США на пути в Филипинское море, 1944 год
Однако, несмотря на явное отсутствие задач в открытом море, чудовищные орудия линкоров не замолкали ни на минуту – с помощью своей «спецтехники» ВМС США крушили японский оборонительный периметр на островах Тихого океана. Методично, остров за островом, американцы ровняли с землей японские позиции, подвергали яростным бомбардировкам укрепления, базы и аэродромы, сжигали хранилища и арсеналы, уничтожали коммуникации.
6 июня соединение вышло в море и с 11-го по 13-е нанесло удары по островам Сайпан и Тиниан, после чего линкоры приступили к артиллерийской бомбардировке Сайпана, прикрывая тральщики. После окончания траления огонь был перенесен на суда в гавани Танапаг, большинство из которых было уничтожено и повреждено. На берегу начались огромные пожары — это горели склады боезапаса, нефти и снабжения.
28 ноября «Норт Кэролайн» присоединился к группе авианосца «Саратога» и продолжил действия в районе островов Гильберта. 8 декабря он участвовал в обстреле острова Науру, выпустив 538 фугасных снарядов по ведущей к японской авиабазе железнодорожной ветке, радиостанции, укреплениям на берегу и радарным установкам.
Первые удары по атоллу Кваджелейн начались 29 января, «Норт Кэролайн» приступил к бомбардировке входивших в атолл островов Рой и Намур. На подходе к Рою с линкора заметили стоящий в лагуне транспорт, по которому тут же дали несколько залпов, вызвавших пожары от носа до кормы. После вывода из строя взлетно-посадочных полос японцев линкор ночью и весь следующий день обстреливал назначенные цели, одновременно прикрывая авианосцы, которые поддерживали высадку войск на соседние островки. — хроника участия в боевых действиях линейного корабля USS North Carolina (BB-55)
Что касается «европейских» линкоров, они, вопреки мифу о своей «бесполезности», тоже оказали немалое влияние на ход боевых действий. Легендарное морское сражение в Датском проливе – удачный залп линкора «Бисмарк» опрокинул в морскую пучину британский линейный крейсер «Худ». Через 3 дня, 27 мая 1941 года, поврежденный палубным самолетом «Бисмарк» погиб в классическом артиллерийском бою с линкорами «Кинг Джордж V» и «Родней».
Ледяной полярной ночью 26 декабря 1943 года гремели залпы в Норвежском море – это погиб линкор «Шарнхорст», уничтоженный линкорами «Норфолк» и «Дюк оф Йорк», при поддержке эсминцев их эскорта.
Гораздо менее известны другие случаи применения линкоров в европейских водах:
— нападение британской эскадры на французский флот в Марс-Эль-Кебире (операция «Катапульта», 3 июля 1940 г.);
— перестрелка американского линкора «Массачусетс» с французским «Жан Баром» на рейде Касабланки (8 ноября 1942 г.);
— безрезультатный морской бой 9 июля 1940 года, в котором итальянские линкоры «Кавур» и «Джулио Чезаре» (будущий «Новороссийск») сражались с британским монстром «Уорспайт».
А вот еще одно малоизвестное обстоятельство: в ходе рейда в Атлантику (январь-март 1941 года) немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили 22 транспортных судна союзников общем тоннажем свыше 115 тыс. тонн!
И как здесь не вспомнить советский линкор «Марат» — даже в полуразрушенном состоянии он продолжал вести огонь по противнику, защищая подходы к Ленинграду.
Помимо рейдерских операций, прикрытия баз и огневой поддержки десантных операций, линкоры ВМС европейских стран выполняли важную «сдерживающую» функцию. Британский флот приводил в замешательство Третий рейх, — грозные линкоры Его Величества стали одним из факторов, заставивших немцев отказаться от высадки на Британские острова.
Немецкий «Тирпиц» по воле случая стал одним из самых эффективных кораблей Второй мировой войны – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он умудрился сковать действия британского флота во всей Северной Атлантике и одним своим видом разгромить конвой PQ-17. Настолько был велик страх перед немецким «чудо-оружием»!
Лучшая победа – та, которая одержана без боя (Сунь Цзы, «Искусство войны», IV век до н.э.).
Но все достижения крейсеров и линкоров меркнут на фоне успехов подводного флота! Субмаринам не было, и нет равных по эффективности – тысячи уничтоженных кораблей и судов общим тоннажем в десятки миллионов тонн.
Вот Гюнтер Прин и его U-47 проникли в главную базу британского флота в Скапа-Флоу — вдоль борта линкора «Ройал Оук» встают гигантские столбы воды. Зенитная артиллерия британцев открывает яростный огонь, ночное небо окрашивается невероятным по красоте фейерверком трассирующих очередей и лучей прожекторов… Это невозможно, просто невозможно, чтобы здесь находилась вражеская подлодка. «Ройал Оук» наверняка потопили немецкие самолеты…
А вот другая история. Три торпедных попадания – и взрыв погребов боезапаса уносит на дно Средиземного моря линкор «Бархэм». Подлодка U-331 записывает на свой счет немаленький трофей…
USS Indeanapolis (CA-35) — именно этот красавец доставил на Тиниан ядерные заряды
Американские субмарины буквально «сожрали» японские крейсеры – «Атаго», «Агано», «Асигара», «Майя», «Такао»…
С авианосцами вообще не церемонились – основная часть японских авианесущих кораблей была потоплена с помощью субмарин: «Тайхо», «Сёкаку», «Синано», «Дзуньё», «Унрю»… От японских подлодок серьезно пострадали ВМС США — американцы лишились авианосцев «Йорктаун» и «Уосп». Еще более пострадал британский флот — подводники Кригсмарине потопили авианесущие корабли «Игл», «Корейджес» и «Арк Ройал».
Кстати, самая масштабная трагедия в истории ВМС США (крупнейшее кол-во жертв среди личного состава в результате одного затопления) – гибель крейсера «Индианаполис» 30 июля 1945 года, записана на счет японской подлодки I-58. Японцы опоздали ровно на четыре дня – потопи они крейсер чуть раньше, находившиеся на борту «Индианаполиса» ядерные бомбы никогда бы не упали на Хиросиму и Нагасаки.
Японские подлодки в доке ВМБ Куре
Подлодки – это простое, дешевое и мощное средство, идеально «заточенное» под морской бой. Разрушительное, необнаружимое, и оттого еще более страшное оружие, атакующее из глубин океана – подлодки стали еще опаснее с появлением ядерных силовых установок и современных гидроакустических комплексов. Именно в успехах подводного флота заключается одна из причин «устаревания» артиллерийских дредноутов… впрочем, об этом чуть ниже.
Куда пропали артиллерийские крейсеры и линкоры в наше время?
Ответ: они никуда не пропадали. Как же так? — удивится читатель – с момента окончания Второй мировой войны во всем мире не было построено ни одного линейного корабля. Британский «Вэнгард» (1946 год) – «лебединая песня» славной эпохи дредноутов.
Объяснение странного исчезновения артиллерийских кораблей звучит довольно прозаически – корабли эволюционировали, превратившись в крейсера УРО (с управляемым ракетным оружием). Эра морской артиллерии сменилась эрой ракет.
HMS Vanguard. Последний линкор в истории
Линкоры, разумеется, больше не строились – их стоимость оказалась слишком высока по меркам мирного времени. Тем более, отпала всякая необходимость в громоздких и тяжелых орудиях крупного калибра. Самая скромная ракета оказалась способна с высокой точностью доставить сотни килограммов взрывчатки на дистанцию 100, а то и более километров – сложно представить себе размеры артиллерийского орудия, сравнимого по дальнобойности с ракетным оружием!
Однако до конца 1950-х годов все еще продолжали строиться артиллерийские крейсера – например, 14 советских кораблей по проекту 68-бис, тяжелые американские крейсера типов «Орегон» и «Де Мойн», легкие крейсера «Фарго», «Ворчестер», «Джуно»…
Но постепенно с только что построенными новенькими крейсерами стали происходить странные метаморфозы – исчезали башни, взамен на из палубах появились ракетные пусковые установки балочного типа. Ракеты буквально на глазах вытесняли артиллерию.
Тяжелые крейсера типа «Балтимор» (строились во время войны) модернизировались по проекту «Бостон» — с установкой морского ЗРК «Терьер» вместо кормовой башни. Носовая группа артиллерии осталась без изменений. Легкие крейсера типа «Кливленд» (тоже военной постройки) – постепенно преображались по проекту «Галвестон» с установкой дальнобойного зенитно-ракетного комплекса «Талос».
Модернизированный крейсер USS Canderra (CAG-2), пуск зенитной ракеты «Терьер»
Поначалу этот процесс носил локальный характер – характеристики ракет, как и их надёжность, оставляли желать лучшего. Но вскоре случился прорыв: к концу 1950-х годов был разработан проект тотальной модернизации артиллерийских крейсеров по проекту «Олбани» — с кораблей была полностью демонтирована артиллерия, взамен было установлено четыре морских ЗРК с их системами управления огнем.
Одновременно с проектом «Олбани», на верфи был заложен первый полностью ракетный крейсер специальной постройки – неподражаемый атомный «Лонг Бич», спущенный на воду в 1959 году. Одновременно с тяжелым, насыщенным высокими технологиями атомным супер-крейсером была заложена серия из 9 легких ракетных крейсеров (крейсеров УРО) типа «Леги» … вскоре от советской противокорабельной ракеты погибнет израильский эсминец «Эйлат» и «ракетная эйфория» охватит весь мир.
В это же время Советский Союз строил аналоги «Леги» — ракетные крейсеры проекта 58 (шифр «Грозный») и серию из 20 противолодочных фрегатов проекта 61 (шифр «Комсомолец Украины»). Однако, в отличие от американских эскортных крейсеров, советские корабли проекта 58 изначально проектировались для самостоятельных действий на морских коммуникациях и оснащались комплексом ударного оружия.
Выводы из этой истории довольно просты:
Никакой замены линкоров на авианосцы никогда не было. Это совершенно разные по назначению корабли и какая-либо конкуренция между ними невозможна. Это утверждение справедливо для любых артиллерийских кораблей – крейсеры по прежнему строятся во всех развитых странах мира, однако приоритет в их вооружении отдан ракетному оружию.
Как уже отмечалось выше, исчезновению гигантских суперлинкоров способствовало развитие подводного флота – нет никакого смысла в увеличении толщины броневого пояса, если торпедный залп с вражеской атомной подлодки все равно отправит линкор на дно.
Определенную (скорее негативную) роль сыграло появления ядерного оружия – все современные корабли в обязательном порядке имеют противоатомную и противохимическую защиту, однако выгорают дотла и тонут от попадания обычного боеприпаса. С этой точки зрения, крейсер времен Второй мировой имеет абсолютное преимущество перед любым из современных боевых кораблей.
Что касается исторической ретроспективы, то рассуждения на тему «завоевания Японии с помощью авианосцев» — не более чем растиражированный миф. Авианосцы играли важную, но далеко не ключевую роль в войне на Тихом океане – по статистике, основные потери воюющим сторонам нанесли подлодки, крейсеры и эсминцы. А подавляющая часть сражений на Тихом океане прошла в виде классических артиллерийских дуэлей и торпедных атак.
Корабль-музей USS Iowa (BB-61) на вечной стоянке в Лос-Анджелесе.
Современные потомки легендарных крейсеров Второй мировой
Современные потомки легендарных крейсеров Второй мировой
Спору нет, легендарные «Йорктауны» и «Эссексы» были настоящими героями — авианосные корабли имели исключительное преимущество по контролю воздушного пространства, боевой радиус палубной авиации был несоизмерим с дальностью стрельбы артиллерии — самолеты настигали противника на удалении в сотни километров от своего корабля. Тем не менее, «эпоха» авианосцев закончилась довольно скоро. Палубная авиация полностью обанкротилась с появлением современной реактивной авиации и систем дозаправки в воздухе – как результат, современные самолеты не нуждаются в «плавучих аэродромах». Впрочем, это уже другая история.
/Олег Капцов, topwar.ru/
Замечательная по аналитике статья. Однако сравнивать двух соперников в Тихом океане в войне 1941-1945 г.г.мне кажется трудно.Япония во всех отношениях уступала Америке как по качеству так и по количеству своего флота. Сказалась большая разница в экономическом и научном потенциале двух стран, в организации и управлении ВС. Сегодня-же в локальных конфликтах в любом регионе мира решающию роль играет господство в воздухе.Примеров много, не надо перечислять.Поэтому буквально все развитые страны имеют авианосцы или пытаются их создать.А фрегаты, корветы (крейсера и эсминцы по старому) становятся короблями ПВО для защиты авианосных групп.Ударная мощь современной палубной авиации катастрофична для любого потивника не господствующего в воздухе-будь то флот или наземные войска и даже целые государства. Да и цена авиабомбы значительно меньше чем цена крылатой ракеты. Так-что авианосец с хорошей эскортной ПВО и ПЛО защитой-реалия нашего времени.А линкоры сыграв свою довольно скромную (за небольшим исключением) но весьма дорогостоющюу для их обладателей роль в истории в нее и канули. По соотношению цена-эфективнось они далеки от показателей подводных лодок,эсминцев и авианосцев.
Авианосец — это просто плавучий аэродром со всеми преимуществами и недостатками. Если взлетное полотно повредить, то вся мощь сводится на нет. Самолет не смогут взлетать и садиться. Авианосцы до сих пор считаются самым грозным морским оружием, потому-что никто не решался нападать на них эскадрами подводных лодок.
Согласен с alexx. Сегодня авианосец-желанная мишень и для ПЛ и для авиации Флота. Считаю что будущее за небольшими, малозаметными, мореходными, скоростными и хорошо вооруженними кораблями типа фрегат и корвет. Модульные конструкции таких судов позволят при минимальных затратах создавать разнообразного назначения корабли и группирвать из них мобильные и эффективные как ударные так и оборонительные силы флота. А в качестке «дубины»неплохо иметь в воспитательных целях и авианосцы. Сколько -решать стратегам. Да и прикрытие с воздуха пока очень актуально.
На мой дилетантский взгляд при современных технологиях нам вполне возможно очень сильно обесценить авианосцы. Для этого надо «научить» подводные лодки бороться с воздушными целями в ближней зоне хотя бы. Определять их присутствие и азимут на них, возможно даже расстояние (хоть примерное) вполне позволяют акустические системы современных подводных кораблей. Осталось только оснастить их зенитными ракетами, способными запускаться из подводного положения как можно тише и с самостоятельным поиском цели на указанном направлении. Желательно чтобы они вообще всплывали в специальных капсулах, из которых через какое-то время запускались бы. Чтобы обеспечить наибольшую скрытность подлодки.
И второе техническое решение — противокорабельные ракеты, с чем-то вроде «шквала» в боевой части. Так чтобы подлетая к цели на расстояние до 30-40 км. боевая часть падала бы в воду и уже из подводы на большой скорости атаковала цель. Поражение таким оружием было бы особенно сложно предотвратить.
Третье техническое решение довольно дорого, но могло бы сильно повысить эффективность первых двух — летающий беспилотник, запускаемый подлодкой из подводного положения. Он мог бы быть как одноразовым так и при более сложной конструкции — многоразовым. Такой беспилотник мог бы наводить на цель противокорабельные ракеты, которые в свою очередь могли бы идти очень низко над водой без включения радаров до самого последнего момента, осложняя своё обнаружение и уничтожение.
Беспилотники-это ближаейшее будущее передовых армий. Уже сейчас практически ни одна боевая операция без них не проходит. Разговор-то идет о линкорах-плавающих крепостях. Дешевле снаряда, даже управляемого, пока ничего не придумали. И американцы поэтому с успехом использовали «Айову» на ближнем Востоке еще в 90-х годах. Противник позволял.Сейчас-же все радикально меняется в мире. Даже Армии малых стран имеют весьма современное и эффективное оружие. Помните-время канонерок прошло. Вот и линкор спокойно уплыл на прикол. Радикально изменились средства и методы ведения войн. А вот авианосцы вовсю строятся-«плавающие аэродромы» все еще в строю. Честно говоря просто их еще не топили в наше время, хотя желание было большое. Поживем-увидим.
Соотношение «Цена-качество». Вот критерий любого оружия. Да, вот так банально. Дешевая торпеда и дорогой корабль. Дешевый самолет и дорогой корабль. Дешевый торпедный катер и дорогой крейсер. Подлодка против линкора. Конечно эти доводы требуют расшифровки, но мысль, думаю понятна. Отсюда вывод: Чья промышленность окажется в состоянии «штамповать» сравнительно дешевое средство нападения (по сравнению с целью, та страна и победит в будущей войне.
Есть только подводные лодки. Остальное — мишени.
Очень, ну очень хорошо все про все! Ну стратеги не дать не взять! Дорогие вы мои, да кто же знает какое оружие выстрелит первым?! Все надо иметь по возможности и даже сабли! А вдруг!
Правильно Константин,Прежде чем авианосец потопят около какой либо банановой страны,он своё дело сделает.
Сейчас появляются новые виды оружия:
1) Лазер выводит из строя оптику с 20 — 30 км, в хорошую погоду. Лазер может применяться с выдвижных устройств ПЛ, или с берега.
2) Очень опасны ракето-торпеды, даже устаревший «Малафон» 50-х годов может наломать дров, в случае внезапного применения.
3) Не забывайте про терроризм, торпеда стоит 1-3 миллиона долларов, для арабов это не деньги, водолаз направил трубу, дёрнул чеку где-нибудь в порту, и какой-нибудь «Арли Бёрк» пойдёт ко дну. Сейчас уже разработаны контр-торпеды для ПЛ, калибром 254 мм, они ещё дешевле, корабль хоть и не потопят, но ущерб нанесут в миллионы долларов. И так далее.