Предлагаем вашему вниманию продолжение статьи Э.А.Бухтоярова «Направления развития вооружения и техники для обеспечения проведения военной компании в условиях мятеже войны», написанную на основе анализа военной операции Американских Сил в Ираке в 2003-2011 г.г. Начало статьи смотрите здесь.
*****
НАПРАВЛЕНИЯ
Итак, на основе проделанного анализа, можно выделить два основных направления развития систем вооружения и техники, с целью снижения количества армейских ББП во время проведения операций в условиях мятеже войны:
1. Развитие систем защиты, предупреждения и нейтрализации источников угрозы минно-взрывного воздействия;
2. Развитие систем защиты и предупреждения военнослужащих от воздействия стрелкового вооружения.
Основными источниками минно-взрывного воздействия являются всевозможные СВУ, подрывники-смертники, мины, минометные снаряды, ракеты, ручные гранатометы.
Последствием применения вышеуказанных средств, зачастую является поражение групп военнослужащих, с причинением им ранений различной степени тяжести характеризующимися: ожогами участков тела, обширным поражением кожных покровов (с различной степенью проникновения) как поражающими элементами самого СВУ так и сопутствующими инородными телами (камни, деревянные щепки, мусор и т.д.) приводящими к заражению пораженной поверхности, повреждением конечностей, травматическим повреждением головного мозга с последующими посттравматическими нарушениями.
Последствием применения стрелкового вооружения являются глубоко проникающие пулевые ранения, по степени своей тяжести зависящие от калибра боеприпасов, их типа и расстояния между стрелком и целью.
Существуют различные способы предупреждения, нейтрализации и защиты личного состава от поражающего воздействия стрелкового вооружения, СВУ, мин, ракетно-минометных атак и других источников минно-взрывного воздействия применяемых противной стороной во время проведения военной компании. Все эти способы можно разделить на две группы:
1. Группа с применением разнообразных технических систем и снаряжения;
2. Группа, включающая в себя различные организационные мероприятия.
К первой группе относятся всевозможные устройства, приспособления и снаряжение которые помогают солдатам и офицерам вовремя обнаружить источник опасности, нейтрализовать его или свести к минимуму последствия его воздействия.
К организационным мероприятиям относятся новая организационная структура управления войсками, наработанные тактические приемы и методы при проведении подразделениями кинетических и некинетических операций, а также приемы и методы, используемые при передвижении колонн военной техники. Данные мероприятия должны обеспечивать достижение таких условий для своих подразделений, при которых применение противной стороной своих тактических приемов будет затрудненно или последствия их атак будут сведены к минимуму, а в некоторых случаях позволит их избежать.
Сюда относится и постоянная 24-х часовая разведка и постоянное наблюдение в своей зоне ответственности при помощи Беспилотных Авиационных Платформ (БАП) и других технических средств, обеспечивающие предоставление достоверной информации в реальном масштабе времени, также постоянная работа с местным населением, что является немаловажным дополнительным источником информации и предоставляет дополнительные гарантии безопасности.
Как пример можно привести один из эпизодов Иракской компании, когда во время вывода своих войск из страны в декабре 2011 года, командование Американских сил в Ираке провело переговоры с Шейхами всех родовых племен, проживающих вдоль всей протяженности Главной Дороги Снабжения (ГДС), которые гарантировали безопасный режим выхода оставшихся американских подразделений из страны на территориях своих племен.
Необходимо также возведение системы инженерно-фортификационных сооружений на территориях передовых баз и лагерей, предназначенных для обеспечения безопасного режима жизнедеятельности путем минимизации последствий нападений наземных групп противника, а также атак с использованием автомобилей начиненных взрывчаткой управляемых водителями смертниками, минометного и ракетного огня.
Отдельно, из всего перечня организационных мероприятий, следует выделить аспект овладения ночного времени суток, когда военные подразделения с высокотехнологичным оснащением имеют заведомо выгодные позиции в ночное время по сравнению с слабо оснащенными иррегулярными группами противника. В данное время, армейские группы использующие свое техническое превосходство над противником наиболее защищены в проведении своих операций, а шансы успешного завершения операции возрастают в разы. Поэтому современной армии крайне необходимо иметь все те навыки и современные средства для ведения ночных операций.
В свою очередь, интересующую нас группу технических систем и специального снаряжения, можно разделить на две подгруппы:
1. Средства коллективного использования;
2. Средства индивидуального использования.
Далее, все технические средства как коллективного, так и индивидуального использования можно классифицировать по предназначению. В результате, с одной стороны мы имеем подгруппу технических средств, обеспечивающих безопасность личного состава на поле боя, а с другой стороны подгруппу технических средств, предназначенных для понимания поля боя.
Схема №1 Классификация способов защиты войск от воздействия основных источников угроз военной компании.
Средства, обеспечивающие безопасность личного состава на поле боя, как индивидуальные, так и коллективные, делятся на средства предупреждения и нейтрализации и непосредственные средства защиты.
Схема №2 Классификация средств, обеспечивающих безопасность войск при воздействии основных источников угроз на поле боя.
Необходимо отметить, что только комплексное использование всего спектра организационных мероприятий вместе с электронно-техническими системами и средствами, обеспечивающими безопасность войск способно гарантировать максимальную защиту личному составу в военной компании.
Применение по отдельности или в неполной конфигурации данных способов и средств, не даст достаточных гарантий сохранения жизни и здоровья военнослужащих на поле боя, а также не позволит достичь максимального или вообще какого либо успеха в операции.
Для повышения эффективности всех методов и средств, предназначенных для обеспечения безопасного режима военнослужащим и чтения поля боя, необходимо заключить их в Единое Информационное Поле.
После проведенной классификации методов и средств, необходимых для обеспечения безопасности солдата в военной компании, а также зная источники основных угроз и характер их воздействия, можно определить оптимальную конфигурацию средств предназначенных для создания максимально благоприятной обстановки военнослужащему.
С одной стороны находятся средства предназначенные защитить военнослужащего на поле боя при непосредственном воздействии источника угрозы, а также средства позволяющие военным вовремя обнаружить или локализировать источник угрозы и нейтрализовать его. С другой стороны, мы имеем группу систем позволяющую читать поле боя, т.е. средства которые позволяют военным владеть всей информацией поля боя предоставляемой в реальном масштабе времени, обрабатывать ее в максимально короткие сроки с тем, чтобы вовремя вносить коррективы в свои действия и минимизировать последствия от любых враждебных действий по отношению к своим силам во время проведения операции. По многим функциональным позициям средства второй группы перекликаются со средствами предупреждения и нейтрализации, группы средств обеспечения безопасности на поле боя.
Средства предупреждения и нейтрализации:
1. Устройство блокирующие радиосигналы на разных частотах;
2. Индивидуальные и коллективные системы предупреждения и локализации источника опасности на поле боя;
3. Коллективные системы предупреждения ракетно-минометных атак, а также локализации точки пуска для передовых баз и лагерей;
4. Устройство провоцирующие СВУ на преждевременное срабатывание, т.е. срабатывание СВУ до того момента как автомобиль попадет в критическую зону поражения.
Операции в своей зоне ответственности имеют, как правило, локальный характер, т.е. являются адресными. Одним из необходимым условий для успешного выдвижения к месту проведения оперативных действий, и проведения самой операции или же проведения патрулирования зоны является овладение эфиром. Для достижения локального превосходства в эфире, следует иметь средства позволяющие контролировать радиочастоты так чтобы в случае необходимости подавить или блокировать их, чтобы противник не мог использовать их в целях предупреждения или оповещения, а также для подачи управляющих сигналов на СВУ.
Наглядным примером, когда отсутствие данных мер привело к плачевному результату, может послужить эпизод первого этапа Иракской компании.
В предрассветные часы 24 марта 2003 года, в небо поднялись 34 вертолета АН-64D «Apache» 11 Авиационного Полка. Задачей полка было совершить глубокий рейд по оборонительным позициям Иракской Республиканской Гвардии, и нанести им максимальный ущерб, перед наземной атакой подразделений 3 ПД Армии США. Но попытка авиационного рейда была провалена. По пути следования, вертолеты были атакованы заградительным огнем малого стрелкового вооружения. Один вертолет был сбит, остальные 33 изрешеченных вертолетов вынуждены были отступить и вернуться на базу.
Иракские ополченцы применили интересную тактику противовоздушной обороны. Устроив наземные наблюдательные посты раннего оповещения, используя сотовую сеть, иракские подразделения были заранее предупреждены о приближении вертолетов. После чего в нужное время и место, как по команде, в городе были погашены все огни, что являлось командой для начала огня. Таким образом, иракским бойцам удалось образовать, как оказалось, непроходимую для боевых вертолетов стену заградительного огня. Данный метод был очень прост, и как оказалось очень эффективен, и явился еще одним успешным примером ассиметричного ответа технически превосходящему тебя противнику.
Случаи применения радиоуправляемых СВУ против армейских подразделений, по своей массовости применения и последствиям, не нуждаются в предоставлении каких либо примеров для доказательной базы.
Образцы различных видов СВУ, используемых группами Иракских повстанцев против Коалиционных Сил.
На поле боя, солдат должен быть защищен от снайперского огня. Быть защищенным означает быть вовремя предупрежденным о попадании под прицел снайпера, с тем чтобы вовремя покинуть зону прицельного огня. Помимо этого, необходимо точно локализовать место снайпера, с тем, чтобы успешно провести контр снайперские мероприятия. Здесь необходим персональный детектор, для предупреждения и локализации места снайпера, расположенным непосредственно на одном из мест солдатской экипировки, и включенный в единую персональную информационную систему.
Серия фотографий отображающих момент атаки снайпера на морских пехотинцев США, во время второго сражения за Фалуджу, конец 2005 года.
Такого же принципа действия необходима коллективная система предупреждения и локализации, установленная на бронемашинах, предназначенная для борьбы с противотанковыми гранатометами и переносными ракетными установками. Целесообразно объединить данную систему с системой по нейтрализации выпущенных кумулятивных зарядов и ракет.
При проведении военной компании в условиях мятеже войны, основной угрозой для персонала передовых операционных баз и лагерей являются минометные и ракетные атаки. Такие атаки приносят большой материальный урон, потери живой силы, а также влияют на морально-психологическое состояние военнослужащих, что напрямую влияет на успех компании. Помимо инженерно фортификационных сооружений и других оперативно-организационных мероприятий, необходимо наличие системы предупреждения ракетно-минометных атак и их локализации с целью уничтожения расчетов или дальнейшей поимки лиц причастных к таким атакам.
Последствия ракетно-минометных атак на территорию одной из Передовых Баз Коалиционных Сил в центральной части Ирака.
Для примера, чтобы понять степень опасности ракетно-минометных атак и необходимости подобных систем, приводится таблица интенсивности данных атак на одну из передовых военных баз Коалиционных Сил в центральной части Ирака в период с февраля по ноябрь 2007 года:
Табл. №5 Статистика ракетно-минометных атак на Передовую Базу Коалиционных Сил в Центральной части Ирака в период февраль-ноябрь 2007 г.
За последнее время создано большое количество разного вида и способа действия самодельных взрывных устройств. Многие из этих видов взрывных устройств являются СВУ в которых чувствительные элементы замыкают цепь или подают управляющий сигнал к взрывателю в следствии воздействия на них одного из побуждающего фактора исходящих от бронеавтомобиля оказавшегося в зоне действия средства поражения. Самым опасным видом СВУ являются так называемые взрывные устройства в виде Кумулятивного Заряда Направленного Действия (КЗНД), в англоязычном варианте – Explosively Formed Projectiles/Penetrator (EFP).
Конструкция данного вида СВУ включает в себя, помимо самого кумулятивного заряда и системы дистанционной активации, еще и инфракрасный лазер и датчик. Взрывное устройство устанавливается вдоль дороги в неактивном состоянии или ждущем режиме и ждет своего часа. После визуального контакта с целью наблюдатель-подрывник дистанционно активизирует СВУ непосредственно перед прохождением военной колонны или отдельного автомобиля. В момент прерывания лазерного луча транспортным средством, срабатывает датчик который и подает управляющий сигнал на срабатывание кумулятивного заряда.
Для нейтрализации СВУ подобного вида и снижения уровня последствий, на специальной штанге впереди бронемашины размещается специальное устройство, прерывающее лазерный луч, что приводит к преждевременному срабатыванию датчика и запуска кумулятивного заряда еще до попадания транспортного средства в критическую зону поражения.
Средства защиты:
1. Войсковой комплект средств индивидуальных защиты;
2. Персональные сенсоры и датчики состояния военнослужащего;
3. Бронемашины нового поколения.
Все минно-взрывные ранения, как правило, являются грязными ранениями, что приводит к заражениям. Для сокращения периода лечения, снижения степени последствий при таких ранениях, что позволит в короткие сроки возвратить военнослужащего к жизнедеятельности, необходимо максимально защитить наиболее важные части тела, а при ранениях содержать поврежденную поверхность чистой, т.е. исключить попадания инородных тел в рану.
Для этого необходимы специальные комплекты как нижнего белья, так и средств защиты одеваемых поверх формы, способных защитить тело от ожогов и заражения кожных покровов при проникновении инородных тел вследствие взрыва, а также от поражающих элементов взрывного устройства, мины, ракеты, снаряда.
Развитие MRAP технологий и их массовое внедрение в войсковые подразделения ведущих активную фазу контр террористических и противоповстанческих операций, позволило свести последствия СВУ атак против военнослужащих находящихся в бронеавтомобилях новой формации к минимуму. Террористическому подполью пришлось менять тактику в проведении СВУ атак, и направить их проведение против групп военнослужащих выполняющих боевые задания в пешем порядке, как то пешие патрули, рейды и т.д.
Данная тактика проведения СВУ атак массово проявила себя в последнее время, когда американские военные отметили всплеск и доминирование таких атак против своих сил.
Как следствие возросло число серьезных ранений получаемых солдатами в нижней части тела. Данные ранения характеризуются потерями конечностей как ниже колена, так и выше, также возросли случаи высокой степени ампутации тазобедренной области.
Тяжелые случаи, приводившие к высокой степени ампутации, усложняли процесс протезирования потерянных конечностей, помимо этого наиболее чувствительным для солдат является пораженной зоны промежности с повреждением детородных органов.
Во время подрыва большое влияние имеют сопутствующие поражающие элементы шрапнель, песок, камни, мусор и т.д. которые проникают в кожные покровы и плоть что приводит к инфекциям.
Согласно данных американских военных в некоторых случаях требуется около 20-25 оперативных вмешательств для того чтобы извлечь все инородные тела и очистить поврежденные поверхности. Случаи, когда не все инородные тела извлечены из тела и сопутствующему этому процессу заражения, приводят к более высокой степени ампутации.
Таким образом в Армии остро стал вопрос по созданию дополнительной системы средств индивидуальной защиты для тазобедренной зоны способной минимизировать последствия подрыва солдата на мине или СВУ, с возможностью скорейшего его возвращения к нормальной жизни.
На сегодняшний день для военнослужащих армий Великобритании и США разработана и внедрена в войска система защиты тазобедренной зоны. Данная система является трех уровневой и интегрирована в общую систему индивидуального войскового комплекта снаряжения.
Первый уровень защиты является первоначальным, по западной классификации Protective Under Garment (PUG), представляет собой нательное белье в виде велосипедных шорт до колен носимое под формой, и выполнено из дышащих, влага распределяющих тканей с вплетением кевларовых нитей образующих защитную сетку, предохраняющую тазобедренную зону от воздействия взрывной волны и проникновению сопутствующих поражающих элементов.
Также, на данном уровне, прилагается специальная «ракушка» предназначенная для защиты детородных органов, как для мужчин, так и для женщин.
Образцы комплектов первого (PUG) и второго (POG) уровней системы защиты тазобедренной зоны.
Второй уровень защиты, Protective Outer Garment (POG), выполнен в виде бронежилета тазобедренной зоны, носимый поверх обмундирования и предназначенный для использования в зонах повышенного риска во время пеших патрулей, рейдов и т.д.
Комплект второго уровня системы защиты тазобедренной зоны (Picture: Andrew Linnett, Crown Copyright/British MOD 2011).
Третий уровень защиты представляет собой баллистические шорты до колен, специально разработанные для использования в момент наиболее высокого уровня опасности при проведении минно-инженерной разведки, поиска и нейтрализации мин и СВУ.
Комплект третьего уровня системы защиты тазобедренной зоны (Picture: Andrew Linnett, Crown Copyright/British MOD 2011).
Первые поставки системы защиты тазобедренной зоны первого и второго уровней в боевые подразделения армии США были осуществлены в июне 2011 года, на сегодняшний день подобными системами экипировано более 15 тыс. американских военнослужащих в зонах конфликтов.
Слева комплект первого уровня (PUG), в центре комплект второго уровня POG), справа британский солдат, экипированный полным комплектом системы защиты тазобедренной зоны.
Также, частыми последствиями применения СВУ, являются травматические повреждения головного мозга, которые приводят к посттравматическим нарушениям деятельности головного мозга. Для успешного лечения таких ранений и уменьшения их посттравматических последствий, врачам необходимо вовремя получить точную информацию о характере ранения, другими словами локализировать место воздействия и его силу, чтобы точно определить участки головного мозга которые были подвержены наибольшему влиянию взрыва. Для этого необходим шлем, оснащенный специальными сенсорами передающими всю информацию в Персональную Информационную Систему состояния солдата.
Американский солдат, экипированный шлемом со встроенным датчиком обнаружения шокирующего удара.
Опыт первых этапов Иракской компании показал, что наличествующий парк техники, предназначенный для доставки военнослужащих к месту проведения операции, его огневой поддержки, а также для проведения патрулирования в условиях жилых кварталов и горной местности совершенно не приспособлен к такому виду боевых действий. Образцы тяжело бронированной и легкобронированной техники предназначенные для ведения общевойскового боя в условиях мятеже войны не отвечали требованиям для их эффективного использования в урбанистических и горных условиях.
Слева, последствия атаки с использованием СВУ против колонны Американской Морской Пехоты на штатных боевых машинах, окрестности Хадиты Август 2005 года. В результате подрыва погибло 14 морских пехотинцев. Справа, MRAP II категории Cougar после подрыва на СВУ большой мощности (300-500 lb), провинция Анбар 2007 год. В результате подрыва выжили все члены экипажа.
На тот период, американские войска в качестве основного средства передвижения использовали HMMWV(High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), что переводится как высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство. Американцы произносят данную аббревиатуру как «Хаммви», что и породило название «HAMMER».
Патруль Американских войск в окрестностях Фалуджи использующий небронированные «HAMVEES», Июнь 2003 года.
Но эти армейские вездеходы, первых поколений, находившиеся на вооружении американских войск на первых этапах компании не имели вообще никакой системы защиты от мин, СВУ в условиях постоянных засад.
Слева, небронированный HMMWV, усиленный пуленепробиваемыми стеклами (Машина Польского Контингента в Ираке 2007 года). Справа, остатки такой же базовой модели HMMWV, после атаки с применением СВУ.
Даже проведенные несистемные мероприятия по приданию автомобилю элементарной защиты не имели успеха. Навесные броне листы не спасали экипажи от СВУ атак, от которых коалиционные войска несли самые большие потери. Вмонтированные толстые бронебойные стекла в не усиленную дверную раму во время взрыва СВУ превращались в дополнительные поражающий элемент. Под воздействием взрывной волны они легко выносились из своих креплений внутрь автомобиля, и наносили смертельные ранения членам экипажа.
Очевидно, что половинчатые меры не дают экипажу никаких гарантий безопасности, и в довольно короткие сроки были поставлены в армию новые модели автомобилей «HAMMER». Это убыл усиленный бронированный автомобиль второго поколения М-1114 с массой около 4,5 тон. Автомобиль обладал мощной бронированной капсулой кабины, на борту были установлены устройства радиоэлектронного оборудования для борьбы с СВУ атаками. По своим противо засадным характеристикам и устойчивостью к минно-взрывному воздействию это были неплохие машины. Но автомобиль данного поколения сильно потяжелел, машина имела малый клиренс, а в условиях пересеченной местности, особенно в горной ее части, подвеска автомобиля не выдерживала увеличившейся нагрузки и ломалась.
Слева заметно потяжелевший по сравнению с моделями периода захвата Ирака, американский HMMWV М-1114последнего поколения. Справа Американские бронеавтомобили HMMWV М-1114 (Одно из американских подразделений перед патрулем, 2007 год).
Помимо этого, форма кузова хаммера да и сама его конструкция не являлись оптимальными для эффективного противостояния минам и СВУ. Во время подрыва, корпус автомобиль принимал на себя всю энергию взрыва, а не отводил ее часть в сторону.
Также уязвимым местом было место стрелка, располагавшееся на крыше автомобиля. При СВУ атаках это оставалось наиболее опасным местом. Необходимость замены стрелка на автоматическую турель со стрелком, располагавшимся внутри кабины, и управляющим огнем из безопасного места стала очевидной.
В качестве бронеавтомобиля, Хаммер нового поколения по своим характеристикам превосходил все другие предыдущие модели данного семейства. Но все равно не отвечал в полной степени тем требованиям, которые выдвигались к бронеавтомобилям и были необходимы подразделениям Американской армии для успешного ведения военной компании.
Здесь американцы не учли опыт предыдущих военных конфликтов. Так, например, во время войны в Родезии 1972-1980 г.г., по началу тоже пытались бронировать внедорожники Land Rover, чтобы повысить их устойчивость к минам. Но на практике оказалось, что данный путь создания бронеавтомобиля устойчивого к минному воздействию является тупиковым. Тогда в ЮАР, 1978 году, был рожден бронеавтомобиль BUFFEL. Это был, довольно уродливый на вид, колесный бронеавтомобиль устойчивый к минам, включивший в свою концепцию весь опыт минно-партизанской войны в Родезии и пограничных конфликтов ЮАР. BUFFEL был первой машиной новой концепции бронемашин MRAP (Mine-Resistant, Ambush-Protected), что дословно переводится как минно-устойчивый, засада-защищенный.
MRAP BUFFEL 4х4 на шасси серийного грузовика Mercedes-Benz Unimog.
В условиях контрпартизанской войны нужны концептуально новые маневренные многоцелевые транспортные и боевые машины с высокой степенью защиты от мин и СВУ, а также обладающие хорошими противозасадными характеристиками, включающие в себя полный спектр высокотехнологичного оборудования по предупреждению, локализации и нейтрализации источников минно-взрывного воздействия.
Бронеавтомобили концепции MRAP, представляют из себя наиболее эффективное колесное транспортное средство, предназначенное для патрулирования, конвоирования, эвакуации, военно-инженерного обеспечения и перевозки личного состава в условиях минно-партизанской войны.
Помимо всего выше перечисленного данный класс бронемашин как нельзя лучше вписывается в новую концепцию стратегии проведения противоповстанческих операций, активной фазы контр террористических операций а также миротворческих операций благодаря своему неагрессивному внешнему виду и психологическому восприятию местным населением, в отличие от техники и вооружения предназначенных для проведения общевойсковых операций при классическом ведении боевых действий. По сути своей, бронемашины MRAP являются оружием оборонительного свойства, а не наступательного, что в свою очередь положительно влияет на общественное мнение как в зоне конфликта, так и вне зоны, в мировой информационной среде.
Наибольшую свою эффективность, MRAP проявили во время войны в Ираке, когда в 2004 году, в более чем 300 СВУ атаках на бронеавтомобили данного класса не погиб не один военнослужащий армии США.
Уже в 2007 году, были подписаны первые крупные контракты на поставку бронеавтомобилей MRAP в Армию США. Основным заказчиком на тот момент выступил Корпус Американской Морской Пехоты. Первые крупные партии MRAP, были поставлены в Ирак в самом начале 2008 года, и стали наиболее востребованным видом бронеавтомобиля для Армии США при проведении военных компаний в Ираке и Афганистане.
По своему предназначению и конструктивным особенностям MRAP делятся на три основные категории:
Категория I – Машины, предназначенные для патрулирования в урбанистических зонах, отличающиеся от машин других категорий своей легкостью и компактностью.
Категория II – Машины, предназначенные для конвоирования, перевозки личного состава, эвакуации раненых и военно-инженерных работ, представляющие из себя средний класс.
Категория III – Самые крупные и тяжелые машины, имеющие узкую специализацию по проведению минно-инженерных работ (разминирование).
Табл. №6 Основные параметры бронемашин MRAP трех категорий.
Что касается параметров уровня защиты бронемашин концепции MRAP при поражении боеприпасами кинетического действия, осколками осколочно-фугасных снарядов и подрывов на СВУ, то в силу объективных причин такая информация по большей мере категорирована или не достаточно изучена для полной ее классификации.
Известно, что только RG-31 MRAP первой категории обладает свойствами выдержать и обеспечить безопасность экипажу, при подрыве на СВУ мощность которого эквивалентна двум противотанковым минам ТМ-57, масса взрывчатого вещества данной мины составляет 6,5 кг.
Данный показатель превышает все пять уровней защиты экипажей согласно системе стандартизации STANAG соглашение №4569 принятое в Январе 2004 года. Пороговый уровень защиты экипажа бронемашин второй и третей категорий намного выше уровня машин первой категории.
Согласно обобщенным данным, полученным в результате анализа боевых операций проведенных Армией США за последние десятилетие, на долю СВУ атак с применением взрывных устройств тротиловый эквивалент которых находится в приделах 6-8 кг приходится 53,5 % от всего количества применяемых мин и СВУ. 9% приходится на СВУ атаки масса взрывного устройства которых составляет 8-10 кг. СВУ атаки, тротиловый эквивалент которых более 10 кг занимают 5% . Остальные 32,5 % атак принадлежат СВУ, величина тротилового эквивалента которых, колеблется в пределах от одного до 6 кг.
Из приведенных данных становится очевидным, что семейство MRAP бронемашин на сегодняшний день имеют достаточный запас прочности, чтобы успешно противостоять разного вида СВУ атакам и что выбранная программа развития данной системы является наиболее эффективной для успешного противостояния ассиметричным действиям в условиях мятеже войны и контр террористических операций.
Бронемашина Cougar H 4х4 MRAP I категории, справа Cougar H после подрыва на мине (машина вернулась на базу на трех колесах).
Бронемашина RG-31 MRAP I категории, Ирак 2007 год.
Бронемашина RG-31 MRAP I категории, справа RG-31 после подрыва на мине.
Пример американских бронемашин Caiman, MRAP II категории, во время Иракской компании. Колонна 3й Бригады 1й Кавалерийской Дивизии пересекает границу Ирака с Кувейтом 17 декабря 2011 года.
Слева бронемашина Caiman MRAP II категории. Справа бронемашина Cougar HE 6×6 MRAP II категории.
Бронемашина RG-33L MRAP II категории, оснащенная манипулятором, справа группа стандартных четырех колесных RG-33 MRAP I категории.
Бронемашина Cougar H на службе у американских подразделений в Ираке.
Бронемашина Buffalo MRAP III категории, оснащенная манипулятором, Ирак 2007 год.
Бронемашина Buffalo MRAP III категории, оснащенная манипулятором и решетчатым экраном после подрыва на СВУ.
Несмотря на все очевидные преимущества данной концепции в условиях ассиметричных боевых действий, в процессе эксплуатации MRAP на протяжении 2008 года, вскрылся целый ряд трудностей, с которыми столкнулись военные в Ираке и Афганистане.
Из-за высоко расположенного центра тяжести, машины легко переворачивались на пересеченной местности. По докладам военных США, 75% из всех случаев переворачивания машин произошли именно на пересеченной местности.
Наиболее уязвимым местом оставалось место стрелка, который подвергался смертельной опасности при СВУ атаках и при переворачивании как из-за рельефа местности, так и вследствие подрыва, когда стрелок получал смертельные травмы не причиненные непосредственно взрывом а в результате переворота боевой машины.
Для примера приведем один из примеров СВУ атаки произошедший в январе 2008 года, когда в результате подрыва машины Navistar MaxxPro MRAP 3й Пехотной Дивизии Армии США на СВУ более тридцати килограммов, погиб стрелок место которого располагается на крыше машины. Было неясно погиб стрелок от прямого воздействия взрыва или после того как машина перевернулась вследствие взрыва. Все остальные трое членов экипажа остались живыми, один из которых остался без повреждений, двое других получили ушибы и переломы костей. Вывод один, место стрелка является самым уязвимым местом бронеавтомобиля MRAP.
Партия бронемашин Navistar MaxxPro MRAP I категории, поставленные подразделениям американским армии в Ираке, в начале 2008 года.
Из-за большой высоты самой машины а также ее антенн, было затруднительно передвигаться в жилых кварталах, где низко расположенные линии электропередачи при задевании их машинами приводили к короткому замыканию, что являлось потенциальной угрозой как личному составу так и электронному оборудованию машины.
Еще одним недостатком данного типа бронемашин, являются логистические трудности. Машины II и III категорий имеют большую массу и габаритные размеры. В связи с этим возникают проблемы по транспортировке машин к театру боевых действий, когда не все типы самолетов транспортной авиации способны перевозить данный груз, как следствие увеличивается время переброски а также ее цена.
Помимо этого, не все дорожные покрытия и мосты выдерживают нагрузку от тяжелых MRAP, по расчетам только 28% мостов в мире способны выдержать крупные образцы данных машин.
Так на начальном этапе массового эксплуатирования бронемашин семейства MRAP, появляется необходимость в создании нового поколения машин класса MRAP – MRAP ATV или M-ATV (All Terrain Vehicle), машины предназначенной для оперирования на любой местности в качестве патрульной и боевой разведывательной машины по сути машины первой категории, а так же создание машин MRAP II категории нового поколения с учетом всех выявленных недостатков за период эксплуатации машин данного класса.
Исходя из поставленных требований к предназначению, бронемашины MRAP I и II категорий, в любой своей конфигурации, должны обладать свойствами оперирования ними на всех видах дорог (главных дорожных магистралях, второстепенных дорогах и пересеченной местности), при любых заданных условиях окружающей среды и климатических зон, а их инженерно-конструкторские решения должны обладать всеми параметрами мобильности и практичности для эффективного и всестороннего логистического обеспечения.
Первые необходимые конструктивные изменения машин первого класса были проведены американской стороной довольно оперативно. Первая партия M-ATV машин произведенной американской корпорацией Oshkosh (далее Oshkosh M-ATV), поступила в войска уже в октябре 2009 года. По своим тактико-техническим характеристикам Oshkosh M-ATV можно отнести к MRAP первой категории, только в отличии от предыдущих моделей данной категории, в ней были учтены все основные недостатки предыдущих бронемашин. Машина обладает меньшим весом и габаритами, а также повышенной проходимостью, при этом сохранила тот же уровень защиты, что и предыдущие автомобили этого класса.
Бронемашина Oshkosh MRAP-ATV I категории (слева модель с турелью дистанционного управления, справа с местом для стрелка).
Бронемашина Oshkosh MRAP-ATV I категории.
С машинами второй и третьей категории дела обстоят намного труднее чем с первой категорией. Машины данных категорий, в соответствии к предъявляемым к ним требованиям, являются более тяжелыми, а их весогабаритные параметры превышают параметры бронемашин первой категории. Для решения всех всплывших проблем во время оперирования машинами данных категорий необходимы инновационные и нестандартные подходы.
/Э.А.Бухтояров, офицер ВВС Украины, в 2007 — 2008 г.г. служил офицером MND-CS в Ираке, специально для «Армейского Вестника»/
Автор всё чётко подметил.