Главная Аналитические статьи и мнения

Защита Отечества – священная обязанность

0
3378

В борьбе за авторитет военной службы важнее традиции, а не закон. Недавнее предложение членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова «клянусь» на «обещаю» дало повод для продолжения разговора о наболевших проблемах «доведенной до нового облика» армии. В одном из важных вопросов – повышении престижа ВС – автор апеллирует в большей степени к историческим традициям, а не к достижению эпохи модерна – приоритету закона.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 12 мая 2009-го, и Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 года содержат положения, недвусмысленно указывающие в основных задачах на повышение престижа военной службы. Последняя имеет высокий статус как особый вид государственной.

Но если ставится такая задача, значит, защита своего Отечества стала профессией менее уважаемой в обществе, чем другие, а выполнение воинской обязанности – обременительным. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого числа граждан, получивших повестки, но уклонившихся от призыва.

Сомнительные результаты

Стало распространенным такое явление, как изменение места жительства без снятия с воинского учета и уклонение от получения повестки. В 2011 году более 235 тысяч мужчин призывного возраста (примерно одна пятая от численности нашей современной армии) без особых затруднений нашли путь, как избежать военной службы. Эффективных мер противодействия пока не наблюдается.

За годы реформирования Вооруженных Сил сокращено большое число высокоподготовленных и опытных офицеров, научных кадров. Что касается профильных учебных заведений, в них прекращен или ничтожен набор для подготовки офицеров. В обществе зреет отношение к военной службе как к делу только определенной группы людей, связавших свою жизнь с военной профессией на основе контракта.

Такое положение свидетельствует об изменении общественного сознания, которое получило свое закрепление в Конституции Российской Федерации. От тезисов «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» и «Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан», изложенных в Конституции СССР 1977 года, современная Россия перешла просто к долгу и обязанности – сродни уплате налогов или охране природы. Они, конечно, тоже безусловны, но вряд ли сопоставимы по степени важности.

В настоящее время актуальность проблемы заключается не столько в недостатке мер социальной защищенности военнослужащих, сколько в утрате мировоззренческих основ сознательного служения Родине.

Истоки мужества

Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Владимирович Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: «Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите». Военный публицист и историк А.А. Керсновский отмечает, что «в основу русской воинской системы испокон веков положен был принцип ее обязательности – принцип долга каждого защищать Русскую землю». Это отличало ее от западноевропейской системы, где «царил принцип найма, вербовки», а военное дело считалось «доходной профессией».

Авторитет армии в России традиционно был высоким, потому что само существование государства зависело в основном от состояния ее боевой готовности, а статус военного человека в обществе поддерживался определенными льготами, что выделяло военную службу из других сфер деятельности государства. В своем развитии воинская система России прошла путь от стези избранных к всеобщему и исключительно важному для всех граждан страны делу.

Военная реформа, проведенная царем Иоанном IV Васильевичем, позволила создать постоянное стрелецкое войско и земское ополчение, которое созывалось по принципу обязательной повинности в военное время. Последнее формировалось из дворян, избранных царем из лучших людей, состоящих на службе государства. В целях материального стимулирования им дали землю, а награждение осуществлялось исключительно за верную и полезную службу.

Требование нравственного порядка к воинству, дающее четкий и ясный ориентир в поведении каждого служивого человека, было сформулировано в принятом в 1556 году уложении о службе: «И служба бы царская безо лжи была и без греха вправду».

Удивительный пример заботы о пленниках находим уже во времена царя Алексея Михайловича: «Царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душу свою за них полагати достойно». В отдельной главе Соборного уложения 1649 года по этому вопросу было установлено собирать деньги «з городов всего Московского государства». При этом «со всяких служилых людей» брали в два с половиной раза меньше, чем с остальных социальных групп общества.

К этому периоду относится зарождение системы социальной защиты отставных военных, которых стали посылать в монастыри, где давали содержание до смерти. С течением времени система постепенно совершенствовалась. В 1663 году, к примеру, был издан указ о назначении раненым денежного и кормового жалованья. В нем впервые было установлено деление на тяжело и легкораненых.

В целях укрепления воинской дисциплины и привития норм, определяющих поведение «ратных людей», Соборным уложением устанавливались ограничения: не чинить насилия и убытка гражданским, не отнимать у них продовольствие и корм для коней, не допускать потрав сенных покосов. За допущенные нарушения, выявленные судом, устанавливались соответствующие наказания и возмещение убытков.

Строгое наказание было за самовольный «побег з государевой службы» – от битья кнутом и уменьшения денежного содержания до конфискации поместья.

За воровство ружья полагалось бить кнутом «нещадно», а лошади – «руку отсечь». За убийство мирного населения и насилие над женщиной – «казнити смертию».

При Петре I обязательная воинская повинность была объявлена пожизненной и постоянной, только тяжелые раны, неизлечимые болезни и глубокая старость освобождали дворянина от военной службы. Были повышены требования к образованию молодых людей, которые должны были приходить на службу грамотными, а без этого они записывались навсегда в рядовые. Рекруты набирались из сельских и мещанских общин, которые собирали ему 150–200 рублей, что по тем временам представляло крупную сумму.

При этом воинская служба избавляла от крепостной зависимости. Территориальная система комплектования, при которой земляки попадали в один полк, позволяла легче переносить тяжелый быт и обучение, способствовала укреплению войскового товарищества.

В то же время пожизненная служба влекла за собой утрату рекрутами связи со своим прежним окружением и породила особую социальную группу российского общества – военное сословие с наследственной обязанностью, освобождавшей его от всех государственных податей и казенных повинностей. Жизнь и деятельность войск строго регламентировались. Артикул 1716 года определял правовые рамки поведения военнослужащих в различных обстоятельствах и формировал у них чувство ответственности за надлежащее исполнение воинского долга и соблюдение норм поведения.

Смертная казнь была предусмотрена за убийство или обиду женщин, младенцев, священников, старых людей в захваченных штурмом городах и крепостях. Запрещалось также «церкви, школы или иные духовные домы, шпитали без позволения и указу грабить или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном здачею медлить и великой вред чинить будут». Так укреплялась русская армия, которая после Отечественной войны 1812 года стала сильнейшей в Европе. Многие гражданские служащие считали за честь сменить цивильное платье или вицмундир на военную форму, даже с переходом на нижестоящую должность.

Ломая историю

В эпоху преобразований Александра II, когда была введена всесословная воинская повинность, завершился переход к всенародному участию в военном деле. Новая организация ликвидировала несправедливость по отношению к податному сословию, поставляющему в армию рекрутов. Защита Отечества в соответствии с Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года стала считаться «священной обязанностью каждого русского подданного». К этому времени мир переходил к ведению войн не только регулярными армиями. Для решения задач войны требовалась мобилизация всех материальных и духовных сил общества.

Перелом в отношении к военной службе произошел в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Был подорван основной принцип функционирования Вооруженных Сил – единоначалие, отменены воинские звания, погоны и сделано многое другое, что привело к развалу прежней армии.

Отрицая накопленный опыт строительства ВС, была сделана попытка сформировать новую армию на принципе добровольного комплектования из числа наиболее сознательных трудящихся. Однако таковых оказалось недостаточно, а революционное сознание остальных еще не доросло до понимания добровольной защиты завоеваний революции, поэтому уже 29 мая 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим декретом объявляет принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

10 июля 1918 года Конституция РСФСР стала признавать защиту Отечества всего лишь «обязанностью всех граждан республики». Если еще в обращении Верховного главнокомандующего Крыленко от 29 декабря 1917 года о создании Революционной народно-социалистической армии говорится о «священной революционной войне против российской, немецкой, англо-французской буржуазии», то Конституция 1918 года слово «священный» не приемлет. Последующая Конституция СССР 1924 года не упоминала вообще об обязанности защиты Отечества и только через 12 лет в основном законе страны 1936 года признается значение этого эпитета.

Впоследствии наш народ пришел к победе в священной Великой Отечественной войне. О важности рассмотренного понятия свидетельствует, прежде всего, его отрицание в переломные времена истории России – 1917 и 1991 годы, когда надо было прервать связь с прошлым, чтобы на новом основании строить сначала молодую советскую республику, а затем новую Россию. Однако с течением времени большая часть отвергнутого из исторического наследия возвращается, ошибки и заблуждения исправляются, а прерванная традиция восстанавливается.

Торжественная клятва

Одной из исторических традиций русской армии было и остается сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации приведение к военной присяге. Ее содержание и порядок ритуала менялись, но значение в целях воспитания у военнослужащих верности долгу, чести и доблести оставалось вне зависимости от текущего общественно-политического строя. Главными в тексте военной присяги всех времен являются высшие государственные ценности, которые должен знать и защищать каждый военнослужащий.

В Российской империи военная присяга носила сакральный смысл, каждый будущий воин начинал ее словами «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием» и заканчивал «в чем да поможет мне Господь Всемогущий». Затем наступило время десакрализации военной присяги, а высшие государственные ценности до сего времени не один раз изменялись. Боец только что созданной Рабоче-крестьянской Красной армии брал обязательства «пред лицом трудящихся классов России и всего мира», обращаясь к идеологии и ценностям социального характера.

Гражданин СССР в военной присяге апеллировал уже в большей степени к политической нации и государству «быть преданным своему народу, своей советской Родине и советскому правительству». Современная военная присяга утратила не только сакральный смысл, но и идеологическое значение. В ней присутствуют слова «народ и Отечество», но приоритет явно отдается закону.

Гражданин Российской Федерации клянется «свято соблюдать Конституцию». Из современной присяги исчезло слово «враг», имевшееся во всех предыдущих торжественных клятвах, кроме присяги Временному правительству, при котором дезертирство в армии приняло массовый характер. В настоящее время девальвация основных государственных ценностей ведет к формированию общественного мнения о переходе к контрактной армии, в которой дух наемника не может не преобладать над патриотическим чувством.

Обоснование нововведений

Во времена Петра I, присягая, говорили – «обещаюсь». При Николае II – «обещаюсь и клянусь», при Временном правительстве – «клянусь… и обещаюсь», во время советской власти в 1918 году – «обязуюсь», далее – «торжественно клянусь», в Российской Федерации – «клянусь». Степень воздействия на сознание военнослужащих слов военной присяги можно оценить по свидетельствам о нарушении данных обещаний или клятв, которых в разные времена было немало.

Михаил Оськин в книге «Неизвестные страницы Первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы» пишет, что за годы этой войны до Февральской революции, когда еще в армии сохранялась воинская дисциплина, число дезертиров было 200 тысяч, а в Великой Отечественной войне – 265 104 человека. Относительно общего числа мобилизованных в Первую мировую (15,378 миллиона) это составляет 1,3 %, в Великую Отечественную (29,5749) – 0,9 %. Разница небольшая, но если учесть случаи коллаборационизма (по разным оценкам, это до миллиона человек), то процент нарушений военной присяги в Великой Отечественной войне значительно выше.

В связи с этим можно утверждать, что слово «клянусь» в тексте военной присяги не сильнее по своему воздействию на сознание и поступки военнослужащих, поэтому ничто не мешает учитывать мнение тех, кто желает, присягая на верность Отечеству, произносить слово «обещаю».

Сегодня нельзя сказать, что Вооруженные Силы обделены заботой государства, наряду с их перевооружением совершенствуется и социальная защищенность военнослужащих. Свидетельством об изменении отношения к военной службе должно стать закрепление в Конституции Российской Федерации положения о защите Отечества как священной обязанности граждан. Им станет более понятным, если высшей государственной ценностью, которую они призваны защищать, в тексте военной присяги будут названы Отечество как земля «отцов своих и дедов», народные традиции, а не принимаемые законы. Все это должно способствовать поднятию авторитета военной службы.

/Виктор Ясинский, действительный государственный советник 1-го класса, полковник в отставке, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ