Военно-воздушные силы РФ начали отработку сверхманевренного ближнего боя на Cу-35C. Новейшие истребители с изменяемым вектором тяги будут тестировать полтора года. Пилоты лётно-испытательного института имени Громова приступили к тренировкам сверхманевренного ближнего воздушного боя на новейших истребителях Су-35С, которые в количестве пяти штук поступили в конце 2012 года в расположение института.
Как рассказали в главкомате ВВС, приемы ближнего боя летчики-испытатели отработают в парах, звеньях и индивидуально. «Воздушные испытания продлятся около полутора лет. Их результаты станут основой курса боевой подготовки истребительной авиации ВВС на данном типе самолета», — сказал источник в главкомате.
Одноместный Су-35С наряду с собратом по корпорации «Иркут» двухместным истребителем Су-30СМ — первые в России серийные самолеты с изменяемым вектором тяги двигателя. Они приняты на вооружение в 2012 году. Реактивные струи из двигателя движутся по вращающимся под разными углами соплам, благодаря чему машина способна совершать маневры, недоступные обычным реактивным самолетам. В мире есть только один серийный аналог «Сухих» — американский истребитель F-22 Raptor.
Изменяемый вектор тяги особенно важен при маневрах на малых скоростях. Су-35С способен буквально зависнуть на скорости 150–200 км/ч и не упасть, как обычные современные самолеты массой 20–40 т. Су-35С также может лететь с креном 90 градусов, когда крылья становятся перпендикулярно земле, и большими углами атаки, когда машина становится на дыбы или, наоборот, задирает хвост.
Пилоты ЛИИ имени Громова испытают новейший истребитель в трёх упражнениях:
— во-первых, это высокоманевренный ближний бой;
— во-вторых, применение оружия, включая ракеты ближнего и среднего радиуса действия, уклонения от вражеского огня, в том числе от ракет с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) типа американских AIM-120 AMRAAM. Сейчас эти ракеты считаются наиболее совершенными на Западе;
— в-третьих, Су-35С опробуют в борьбе с низковысотными малоскоростными целями типа вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Теоретические выкладки маневрирования обеих моделей «Сухого» были просчитаны еще в 2011–2012 годах совместными усилиями 13-го и 30-го центральных научно-исследовательских институтов Минобороны, а также 4-го центра боевого применения и переучивания летного состава.
Участвующий в испытаниях «Сухих» летчик заявил, что при правильном управлении изменяемого вектора тяги самолет становится практически неуязвимым. «От ракеты с радиолокационной ГСН, выдерживающей перегрузки 20G, спасти могут только средства радиоэлектронной борьбы, а у самого пилота практически нет шанса увернуться. Но при резком сбросе скорости на малой высоте такой шанс появляется, так как ГСН может потерять цель. Экстренное торможение на самолете с изменяемым вектором тяги сделать элементарно», — говорит он.
Пилот добавил, что Су-35С или F-22 за счет высокой маневренности и устойчивости раньше обычных самолетов занимают позицию для пуска ракеты, а значит, почти гарантированно одержат победу в воздушном бою. Кроме того, они способны расправиться с маловысотными тихоходными БПЛА с первого захода, а не нарезать вокруг них огромные виражи, уверен собеседник.
Информированный представитель ОПК сообщил «Известиям», что Россия является мировым лидером по разработкам и производству двигателей с изменяемым вектором тяги. «F-22 считается высокоманевренным, но его забранные в кожух сопла не поворачиваются, а эффект изменения вектора достигается за счет изменения положений кожуха. Такая схема скрывает тепловой след двигателя и оставляет не у дел вражеские ракеты с тепловизионным наведением, но маневренности прибавляет немного», — считает он.
Источник заявил, что американцы на перспективном истребителе F-35 вернули схему с подвижными соплами, тем самым косвенно признав правоту российского авиапрома, сделавшего ставку на высокую маневренность за счет малозаметности.
Но независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров считает, что достоинства сверхманевренности весьма сомнительны: — «В современных условиях ближний бой (dog fight – «собачий бой») становится редкостью, в основном все решается на средних и больших дистанциях. А Россия делает ставку на ближний бой по причине исторического отставания в технологиях дальнего воздушного боя, радарах, ракетах и т.д. Срыв наведения ракеты АМRАAМ в воздушном бою возможен, но для этого требуется высочайшая квалификация пилотов».
По мнению А.Лаврова, сверхманевренность самолета не нужна и для поражения наземных целей, так как проще иметь хорошую ракету.
В настоящее время сверхманевренные истребители имеют на вооружении три страны — Россия, США и закупившая несерийные Су-30МКИ Индия.
/Алексей Михайлов, izvestia.ru/