Главная Немного из истории

Ваххабизм – традиция лжи и насилия

1
3792

Ваххабизм – это религиозно-политическое течение, которое возникло в середине XVIII века в суннитском исламе. В основу его было положено учение Мухаммада аль-Ваххаба, который призывал очищать ислам от различных новшеств, в частности, культов пророка Мухаммеда и исламских святых, почитания шейхов. Основатель учения развил до крайности положения жесткого мазхаба, согласно которому женщины должны носить паранджу, лишены права посещать мечеть и получать образование. Кроме настойчивых призывов строго соблюдать все нормы шариата, ваххабиты также выступали против роскоши и развлечений, а также за введение единой социально-уравнительной системы.

Подобные призывы позволили советскому ученому А.Васильеву назвать их «пуританами ислама». При этом главная отличительная черта ваххабитов заключается в агрессивном радикализме не только по отношению к немусульманам, но и к представителям мусульманского мира. Ваххабиты настаивают на том, что настоящий мусульманин должен постоянно находиться в джихаде, то есть постоянно вести войну за веру с представителями других религий и мусульманами, которые не поддерживают их взглядов (как правило, таких мусульман называют многобожниками). Таким образом, по утверждению ваххабитов, традиционные мусульмане должны либо стать ваххабитами, либо умереть.

Начало политической истории ваххабизма было агрессивным, приверженцы учения начали борьбу за ослабление Османской империи. Первой жертвой ваххабизма стал Йемен. На захваченных территориях местное мусульманское население насильно обращалось в ваххабизм. Таким образом, была нарушена основа ислама – ненасильственный призыв к единому богу и веротерпимость.

После этого ваххабиты приступили к миссионерской деятельности, которую проводили в племенах, населявших территории возле Медины и Мекки. Туда были отправлены ваххабитские эмиссары, основная задача которых заключалась в том, чтобы любыми способами и средствами добиться поддержки авторитетных мусульманских ученых (это было необходимо для внедрения в жизнь политических намерений ваххабитов).

Медина и Мекка были выбраны неслучайно. Дело в том, что исторически они были связаны с именем пророка Мухаммеда, потому в случае получения определенного влияния среди местного населения давало ваххабитам идеологическую поддержку в мусульманском мире. Таким образом, была подорвана еще одна черта ислама – любовь и уважение к пророку Мухаммеду.

Мусульманское сообщество расценило деятельность ваххабитских эмиссаров, как вероотступничество, поэтому было принято решение всех тех, кто находился в Мекке и Медине, взять под стражу. Кроме того, ваххабитам было запрещено совершать паломничество к исламским святыням. Все эти решения принимались в годы правления Масуда Ибн Саида, с именем которого связаны первые репрессивные мероприятия по отношению к ваххабитам.

Таким образом, сторонники учения потеряли возможность достичь своих целей мирным путем. Все это привело к тому, что в 1785 году они совершили нападение на племена, находившиеся возле Мекки. Власти города оказались втянуты в войну, потому как выступили на защиту своих граждан. Однако весьма сложная экономическая и политическая ситуация, которая в то время наблюдалась в Аравии, привела к тому, что некоторые племена начали переходить на сторону ваххабитов, опасаясь расправы или соглашаясь на вознаграждение. В саму Мекку ваххабиты откладывали вход несколько раз, поскольку опасались сопротивления со стороны паломников.

Когда же период паломничества (Хаджа) подошел к концу, ваххабиты сумели войти в город, причем взяли его без боя, поскольку правитель Голиб Ибн Мусаида не хотел допустить кровопролития в священном месте. Более того, перед вступлением ваххабитов в Мекку, он даже подписал с ними соглашение о ненападении. Однако в 1800 году город был полностью блокирован, там начался голод. Не выдержав страданий горожан, правитель принял решение подписать мирный договор с захватчиками.

В том же 1800 году ваххабиты захватили Медину. Первое, что было ими сделано – разграблена комната, в которой находилась могила пророка Мухаммеда. Священные города находились под контролем ваххабитов на протяжении семи лет. В этот период времени они занимались разрушением куполов над могилами, разграблением священных мест, запрещали читать хвалу пророку. Кроме того, они также пытались ввести в мусульманском мире новые традиции, в частности, заставить брить головы не только мужчин, но и женщин. Все это не могло не вызвать протеста со стороны населения захваченных городов.

В 1806 году Османская империя взяла курс на укрепление власти. Одним из признаков того, что политическая ситуация начала меняться к лучшему, был указ Махмуд-хана II, согласно которому Мухаммад Али-паша (наместник в Египте) был наделен полномочиями собрать армию, чтобы оказать достойный отпор ваххабитам. Возглавил армию сын египетского правителя Тусун-паша. Первым достижением армии стало освобождение города Юмбу. Тем не менее, на этом успехи и закончились, потому что воины плохо знали местность, а полководцы допустили некоторые тактические просчеты.

В 1807 году против ваххабитов выступил сам правитель Египта, который сумел освободить города Аль-Хадида и Ас-Софра, избежав вооруженных столкновений, и действуя исключительно политическими и тактическими методами (выплачивал денежное вознаграждение тем бедуинам, которые поддерживали его). Кроме того, благодаря тесному взаимодействию с правителем Мекки Голибом была освобождена Медина. После этого войска вошли в Джидду, а ваххабиты во главе со своим лидером Саудом покинули Мекку и скрылись.

В 1809 году был арестован, а затем и казнен мединский лидер ваххабитов Мубарак Ибн Мадыян. Ваххабитский лидер Сауд умер в 1809 году, на его место стал его сын Абдуллах Ибн Сауд, который в 1815 году был взят в плен и казнен. Так тогда закончили свой бесславный путь те, кто стал на путь лжи, обмана и насилия.

Что касается современного этапа существования ваххабитов, то они имеют очень мало общего с последователями аль-Ваххаба. И зарождение ваххабизма как новой религиозно-политической силы, произошло относительно недавно. Тем не менее, современный ваххабизм отличается большей жестокостью и агрессивностью. Среди преступлений, которые совершили и совершают сторонники учения, можно назвать отправку террористов в различные уголки мира, легитимизацию убийств, причастность к терактам, провокации конфликтов и войны между этническими группами, кланами и религиозными толками.

Несмотря на такой немаленький список преступлений, правящий режим Саудовской Аравии продолжает поддерживать его. Таким образом, на сегодняшний день, ваххабизм можно считать не просто религиозным учением – это скорее политический инструмент, которым пользуется семейство Сауда. Внедрение ваххабизма, по большому счету, стало возможным благодаря богатству и влиянию семейства, которое правит в Аравии, поэтому и дальнейшее существование учения тесно связано с сохранением правящего режима Саудовской Аравии.

Существующий в стране режим – это абсолютная монархия семейства Сауда. Почти все государственные посты занимают представители этого клана, потому вся иная религиозная деятельность жестоко подавляется. Ваххабизм настолько глубоко проник в саудовские структуры, что охватил даже систему образования и судопроизводство. Ваххабиты, помимо контроля над основными мусульманскими храмами в Медине и Мекке, распространяют свое учение через определенные организации, в частности, Организацию великих улемов, Организацию связей исламского мира, Организацию отвращения от зла и поощрения к добру.

При этом остальные религиозные учения, и шиитские, и суннитские, не имеют никаких возможностей проводить свою агитацию. Более того, любая религиозная деятельность, помимо ваххабитской, в стране запрещена. Сектантская фанатичность и религиозный догматизм ваххабитов стали причиной экстремизации ваххабизма.

Главным инструментов ваххабитской агитации являются средства массовой информации. Существует несколько телеканалов, которые занимаются агитацией ваххабизма. Они, как правило, проклинают прочие мусульманские учения, изображая ваххабитов, как настоящих приверженцев ислама. В международном масштабе пропаганда ваххабизма осуществляется через канал «аль-Арабия». Несмотря на то, что внешне он имеет исключительно информационный характер, львиная доля программ, которые транслируются по данному каналу, направлены на то, чтобы очернить движения, оппозиционные ваххабизму, в частности, исламское сопротивление в регионе и исламскую революцию в Иране.

Помимо телевидения, ваххабиты также успешно используют всемирную сеть. На данный момент существует несколько тысяч Интернет-ресурсов, которые пропагандируют ваххабитское мышление. Кроме того, в стране существует 6 крупнейших библиотек, которые принадлежат ваххабитам, а также более ста типографий и издательств. Большинство публикаций, которые осуществляются в них, направлены на очернение в весьма оскорбительной и грубой форме оппозиционных толков. Вся эта литература распространяется практически бесплатно, как на территории Саудовской Аравии, так и за ее пределами.

Необходимо отметить, что семейство Сауда имеет тесные явные и секретные связи с западными государствами, в частности, с Великобританией и Соединенными Штатами Америки. Для Запада такой откровенно прозападный режим, который сложился в Саудовской Аравии, в ближневосточном регионе, означает большие выгоды. Ваххабизм имеет большую культурную и этническую общность с арабскими народами, а потому может оказать помощь в реализации американских амбиций в регионе, и навязать волю американского руководства арабскому миру.

Благодаря активной поддержке Америки псевдоисламское учение постепенно завоевывает весь мусульманский мир. Ваххабиты, воспользовавшись политическими кризисами нескольких последних десятилетий, завоевали большую популярность в таких государствах, как Пакистан и Афганистан, в частности, в наиболее экстремистских слоях населения. Группировки ваххабитов под видом политической партии периодически проникали во власть, иногда прибегали к террористической деятельности, а иногда – занимались воплощением в жизнь программ культурной агитации. Большинство ваххабитского пакистанского духовенства обучалось в Аравии, что помогло им занять высокие государственные посты в своей стране.

Кроме того, саудовское посольство и представительства в Пакистане регулярно занимаются поддержкой деятельности сектантских группировок, привлекают к обучению большое количество пакистанской молодежи к обучению в своих учебных заведениях, а также финансируют террористические организации. В Афганистане при поддержке Саудовских ваххабитов было создано экстремистское движение «Талибан», на поддержку которого на протяжении только 1992-1994 годов было потрачено порядка 2 млрд. долларов.

Ваххабиты также пытались проникнуть в Египет, однако существующее там движение «Братья-мусульманы» не позволило им сделать это. На Северном Кавказе и в Центральной Азии несколько лет назад появилось движение, получившее название «ваххабитский халифат». Активное участие в его создании принимала Саудовская Аравия, которая оказывает поддержку экстремистским северокавказским группировкам деньгами и оружием.

Саудовское правительство очень обеспокоено внешней демонстрацией своей жизни. Они всеми силами стремятся создать Халифат, но вот истинных мусульман для этого у них маловато, а в средствах массовой информации все чаще появляется информация о жестокости и насилии в мусульманских семьях.

Так, в конце прошлого года на одном из телеканалов появился репортаж о задержании видного религиозного проповедника по подозрению в издевательствах над своей пятилетней дочерью, в результате чего девочка умерла. У ребенка были диагностированы переломы руки, черепа, многочисленные ожоги и ушибы. Медицинское заключение содержит также информацию о том, что девочку пытали с помощью кнута и электрического тока.

Немного раньше тот же канал сообщал о том, что был арестован салафит, который соблазнил более тысячи женщин, а затем шантажировал их фотографиями, вымогая деньги и драгоценности. Одна из женщин не побоялась донести на мужчину. Самое поразительное – это то, что он и ранее задерживался по подобным обвинениям, однако его отпускали, потому как по законам шариата мужчина всегда прав. К слову сказать, в тех государствах, где женщины сильно ограничены в правах и обязаны носить паранджу, уровень насилия в семьях наиболее высокий. К примеру, в Афганистане эта цифра достигает 87%, в Пакистане – 90%, а в Саудовской Аравии подобные опросы вообще запрещены.

Тем не менее, местная исследовательская группа Ашарк Аль-Аусат обнародовала данные, согласно которым уровень насилия в семьях Саудовской Аравии постоянно растет. А все потому, что в ваххабитских семьях женщина лишена права голоса, она не имеет права подавать на развод, получать наследство, получать образование и путешествовать, водить автомобиль. Все это и приводит к тому, что примерно 95% женщин, которые проходят лечение в психиатрических клиниках страны, страдают от жутких депрессий и фобий.

Конечно, то, что происходит в семье, можно скрыть от посторонних глаз. Но вот всю ту жестокость, которая происходит в общественной государственной жизни, скрыть просто невозможно. Жестокость и бесчеловечность ваххабизма проявляется буквально во всем. Так, к примеру, в 2002 году, когда в Мекке в одной из закрытых женских школ начался пожар, полицейские запретили эвакуировать девушек из горящего здания, мотивируя это тем, что они «неподобающе одеты». По словам ваххабитов, все, кто приблизится к девушкам, совершит большой грех. В итоге 15 девочек-подростков сгорели заживо, а еще более 50 получили серьезные ожоги и травмы.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему подобные действия руководства Саудовской Аравии никак не критикуются международным сообществом? А ответ очень прост – это государство является стратегическим партнером Америки. А поскольку все мировые критиканы находятся под контролем США, то и все нарушения прав человека «не замечаются». При таком раскладе очевидно, что если ваххабизм является вполне нормальным явлением для Саудовской Аравии, то в скором времени он может стать вполне нормальным и для остального мира.

Примечательно, что даже российское руководство, даже после того, как страна пострадала от деятельности ваххабитов (достаточно вспомнить Чечню, Дагестан, теракты в Москве и Волгодонске) никак не решается назвать секту экстремистской организацией. А ведь именно под ее знаменами в настоящее время совершаются наиболее жестокие и кровавые преступления.

Еще одним государством, в котором на государственном уровне поддерживается ваххабизм, и которые активно поддерживается американцами, является Катар – небольшое государство, которое несмотря на свои небольшие размеры, считает себя чуть ли не лидером арабского мира. Катар занимался финансированием терроризма на Северном Кавказе, поощряя тем самым чеченскую войну. Кроме того, Катар был одним из основных источников финансирования «воинов джихада».

Катар – это, в первую очередь, огромные амбиции и представление себя как продолжателя дела аль-Ваххаба, радикальная ваххабитская идеология, тесная дружба с «Братьями-мусульманами», большие финансовые ресурсы, обида на более развитых арабов, причастность к международной террористической деятельности, стремление обойти Саудовскую Аравию в плане лидерства в арабском мире, а также мощная пропаганда ваххабизма при помощи «Аль-Джазиры».

Несмотря на то, что Катар не являлся инициатором «арабских войн», тем не менее он принимал активное участие в подготовке этих конфликтов и оказывал помощь в создании необходимых условий для разжигания восстаний. Так, на протяжении 2008-2010 годов государство активно финансировало американские программы по подготовке лидеров в вопросах механизмов организации и проведения демонстраций и митингов, сбору денежных средств.

Таким образом, ваххабизм стал официальной идеологией исламских государств – Саудовской Аравии и Катара. Ничего общего с классическим суннизмом он не имеет. У ваххабитов существуют свои доктрины и особые обряды, которые противоречат положениям ислама, они свободно изменяют высказывания пророка Мухаммада. Ваххабизм, по сути, фокусирует религию на воинственности и политике. Это история коррупции, политического шантажа и обмана. Это радикализм и экстремизм. И даже несмотря на то, что ваххабитов в мире не так много, они очень опасны, потому как хорошо организованы.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вильдан агай

    На мой взгляд ваххабизм зарождается не где-то в неизвестных, космических далях. Начинается все с потери искренности. С желания лучше устроиться, улучшить благосостояние, комфорт жизни. В нежелании духовного совершенствования. Появляется желание эксплуатации Веры, механизмов управления и манипуляции единоверцами. Что приводит к лицемерию, лжи, изворотливости, манипуляции основными положениями в Исламе.
    Что же происходит у нас в России?
    Иман (вера) особо крепок у только простых мусульман. Уже у первого эшелона мусульманских руководителей заметен приспособленческий характер уклада жизни. Сортировка людей на нужных и бесполезных, влиятельных и низкосортных — обычная модель поведения имамов в умме (обществе). Выгода — первейший флюгер целеустремлений современного духовенства. Отсутствие искренности, ложь, скрытность, корыстность, эксплуатация Веры — первейшие признаки современного российского исламского духовенства. И как следствие — постоянные склоки в мусульманской среде, раздробленность, разобщенность. Это — первейшие и самые важные факторы, способствующие проникновению на территорию России чуждых истинному Исламу взглядов и понятий.
    К примеру, на протяжении многих лет мне довелось наблюдать за жизнью уфимской мечети «Ихлас», внутренним укладом, управленческой моделью руководства. На протяжении 17 с лишним лет ретроспективно хорошо заметны все изменения, все события и их последствия. Прослеживаются хорошо все изменения в жизни мечети, ее имама, членов его семьи. Согласитесь, это знаковая, характерная мечеть для Башкортостана и Татарстана. Своеобразный индикатор.

    Выводы далеко не утешительны. Не буду углубляться в детали и личности. Просто выводы. Сегодня «Ихлас» — удобный способ и средство жизни целого рода Галлямовых. Средство добывания денег, достатка, продовольствия, комфорта и т.д. Ясно прослеживаются два течения деятельности — официальная, поддерживающая государственную доктрину, создающая видимость «радения за веру» и неофициальная, поддерживающая желание достатка, богатства, известности, влиятельности.
    В этой ситуации процветание единства мусульман, а тем более межконфессионального единства ожидать не только не приходится, но было бы большой ошибкой. Наоборот, реальные последствия такой «духовной» деятельности — проникновение течений, не приемлемых в нашей стране. Учитывая же, что «Ихлас» пользуется государственной поддержкой, можно ожидать для самого государства массу неожиданных явлений и сюрпризов. А распознать источник будет весьма затруднительно.
    То, что призвано быть стеной, выращивает на себе ядовитые всходы. Процветание эгоизма, лжи, манипуляции верой прихожан обильно удобряют ядовитую почву ваххабизма.

    Стране не хватает истинно верующих имамов, способных качественно изменить российскую умму, преобразовать в единое целое, создать надежный щит от проникновения чуждых Исламу элементов. Способных дать мусульманам чувство единства, чувство плеча брата слева и справа. Чувство гармонии в Вере. Только тогда братья и сестры перестанут за ненадобностью искать ответы на волнующие их вопросы в темных углах сектантов. Вот тогда то и будет побежден ваххабизм и другие бантитско-секстантские течения.