Минобороны вернулось к идее создать киберкомандование

Министр обороны Сергей Шойгу не всегда отменяет планы своего предшественника Анатолия Сердюкова, некоторые из его инициатив он одобряет и поддерживает. По информации «Известий» из Минобороны, на днях глава ведомства предложил главному оперативному управлению (ГОУ), главному организационно-мобилизационному управлению (ГОМУ) и ряду других подразделений Генштаба завершить проработку создания киберкомандования.

Минобороны вернулось к идее создать киберкомандование

«Генштаб должен представить доклад с обоснованием и сроками реализации. Сроки я назвать не могу, но речь идет о нескольких месяцах», — заявил высокопоставленный источник «Известий». По его данным, будущее киберкомандование во многом повторит функции и структуру американского USCYBERCOM — United States Cyber Command, которое подчиняется стратегическому командованию наряду с противоракетной обороной, стратегическими ядерными и космическими силами.

USCYBERCOM защищает национальные компьютерные сети, обслуживающие Пентагон, вооруженные силы, стратегические объекты, а также предназначено для виртуального наступления на аналогичные сети потенциального противника, в том числе России и международных террористических организаций.

Впервые планы создать киберкомандование огласил зампред правительства Дмитрий Рогозин в марте 2012 года. Он сообщил, что все документы уже подготовлены, и выразил надежду, что этот «технический хищник» появится очень скоро. Летом того же года на совещании в Минобороны была отвергнута идея создания единого стратегического командования ядерными силами России, но один из пунктов этого плана, о создании киберкомандования, военное руководство принципиально одобрило. Главным ее сторонником выступил тогдашний начальник Генштаба Николай Макаров.

Нынешнее поручение Шойгу лежит уже в практической сфере, а не в принципиальной. Если план ГОУ и ГОМУ будет утвержден политическим руководством России, то базовый уровень киберкомандования появится уже до начала 2014 года. Источники «Известий» говорят, что особых сложностей в создании этого уровня не ожидается. Не определен только статус командования.

Читайте также  Нужны ли нам радиотехнические системы дальней радионавигации?

Структура Минобороны России довольно затейлива. В составе Генштаба имеются несколько главных управлений, как названные выше ГОУ и ГОМУ, а также ГРУ (главное разведывательное управление) и еще около десятка более мелких. В самом Минобороны тоже имеются главные управления, которые по статусу ниже тех, что в Генштабе. Это 12-е ГУ (осуществляет хранение и транспортировку боеприпасов), 9-е ГУ (обеспечивает работу подземных пунктов управления) и др.

Киберкомандование предлагается сделать главным управлением Минобороны, а не Генштаба, или командованием рода войск наряду с воздушно-десантным или ракетным стратегического назначения (РВСН).

«В любом случае это не будет каким-то огромным органом военной бюрократии с кучей прав и минимумом обязанностей», — пообещал собеседник «Известий». Он напомнил, что USCYBERCOM работает в интересах военных, правоохранительных и всех гражданских органов и что отечественное киберкомандование также предназначено для защиты общенациональных интересов.

В России уже существует несколько органов противодействия виртуальным угрозам. В МВД это Управление «К», при ФСБ — Центр информационной безопасности. Илья Сачков, гендиректор компании Group-IB, специализирующейся на информационной безопасности, считает, что деятельность в Интернете трех силовых ведомств не будет пересекаться.

«Управление «К» осуществляет расследование компьютерных преступлений на территории нашей страны, привлекает злоумышленников к ответственности. Центр информационной безопасности противодействует в виртуальном пространстве иностранным спецслужбам, экстремистским организациям и криминальным структурам, угрожающим национальной и экономической безопасности России. Киберкомандование Минобороны сдерживает киберугрозы при попытках открытых посягательств на интересы России со стороны других государств», — сказал Сачков.

По мнению И.Сачкова, формирование специальной структуры в оборонном ведомстве вполне закономерно. Большинство развитых стран реализуют собственные стратегии, которые нередко предназначены для массированного наступления на информационные системы вероятного противника, напоминает специалист.

Читайте также  Какой я вижу Россию, готовую к войне. Часть 3

/Алексей Михайлов, Дмитрий Бальбуров, izvestia.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя