России по плану - быть сильной

28 января 2013 года глава российского Министерства обороны генерал армии Сергей Шойгу ознакомил Верховного главнокомандующего Владимира Путина с Планом обороны Российской Федерации. Что представляет собой новый документ, и какие задачи сегодня ставят перед армией военачальники, разузнала корреспондент «НР».

Воюют все: от генерала до управдома

Как сообщают в военном ведомстве, новый План обороны рассчитан на 10 лет и включает в себя все возможные риски. Разрабатывали документ 49 министерств и ведомств – иными словами, всё правительство. Инициатором создания плана несколько месяцев назад стал сам президент, и вот документ представлен на одобрение.

России по плану - быть сильной

Генштаб и Министерство обороны впервые за долгие годы подготовили подобный План обороны нашей страны. По мнению самих военных, был проведен достаточно полный анализ того, что нас ожидает в ближайшее десятилетие. Впервые удалось учесть все программы, связанные с обороной России. Это и программы вооружений, и мобилизационные, и программы всех министерств и ведомств со всей территории нашей страны. Но самое главное – этот план учитывает и перспективу, и дальнейшее развитие, в том числе и реализацию Госпрограммы по вооружению.

Глава военного ведомства Сергей Шойгу рассчитывает, что такой всесторонний план позволит более эффективно использовать те огромные средства, которые выделяются сейчас на оборону страны. Этот масштабный документ касается не только армии и флота. Речь также идет о подготовке к возможной войне всех структур государства – сверху донизу. Что называется, от генерала до управдома.

Общаясь с представителями центральных СМИ, министр обороны сообщил, что военные специалисты проанализировали перспективу внешнеполитических угроз на ближайшие десятилетия. «Естественно, хотелось бы при этом добавить, что это не окончательная, не застывшая форма. И в связи с разными событиями вокруг нашей страны, с разными угрозами план, конечно, может корректироваться и будет, безусловно, корректироваться», – добавил глава Минобороны.

Угрозам посмотрели в лицо

Естественно, План обороны – документ особой секретности и его детали широкой общественности не скоро станут известны. Но представление о том, какими видятся нынешние военные угрозы Министерству обороны, составить можно. Именно об этом говорили недавно на общем собрании Академии военных наук.

России по плану - быть сильной

Если вкратце: вопреки устоявшимся в последние годы в российском обществе пацифистским настроениям угроза нападения на Россию в последние годы растет. «Силовые методы продолжают играть важную роль в разрешении экономических и политических противоречий между странами. На ряде направлений усиливаются военные опасности для Российской Федерации, горячие точки находятся вблизи наших границ», – заявил Шойгу. По тональности его речь чем-то напомнила знаменитое напутствие Сталина перед выпускниками военных академий в мае 1941 года, заметили военные эксперты.

Читайте также  Я бы в армию пошёл, пусть меня научат

Как же на самом деле предложено спасать нашу страну от всяческих угроз?

Во-первых, в соответствии с Планом обороны резко возрастает роль и административный вес Генерального штаба. Положение об этом высшем органе военного управления впредь станет утверждать не министр обороны, а лично глава государства. Соответственно, и указания Генштаба окажутся обязательными не только для войск, но и для других, вполне мирных министерств и ведомств. Иначе в случае крайней нужды не провести всеобщую мобилизацию людей и техники, не подготовить на случай чрезвычайного положения инфраструктуру страны.

Во-вторых, должны прекратиться бесконечные торги промышленников и генералов вокруг стоимости заказанного оружия и техники. Кстати, в прежние времена именно по этой причине перевооружение армии и флота срывалось не единожды. Президент страны, разумеется, не в силах был лично разбираться с проблемами производства каждого самолета или корабля. Теперь военным полномочий должны добавить.

В-третьих, сдвинется, наконец, с места буксующая тема перевода Вооруженных сил на смешанный принцип комплектования. Как мы уже писали, в ближайшие пять лет, по заявлению президента Путина, количество контрактников должно увеличиться у нас в 2,5 раза – до 425 тысяч человек. Эта программа была сорвана прежним руководством Минобороны, и сегодня в наших войсках всего 180 тысяч профессиональных солдат.

А для того, чтобы своевременно выйти на рубежи, указанные президентом, необходимо ежегодно пополнять этот контингент на 50 тысяч человек. Но для этого, безусловно, требуется немало – от современных общежитий в военных городках до развернутых повсюду вербовочных пунктов. С этим у нас пока не густо. Затыкать «кадровые дыры» лишь призывниками получается плохо из-за нарастающих демографических проблем страны. Между тем некомплект рядовых и сержантских должностей в воинских подразделениях достиг уже критических цифр – 30-40%.

Нужен был еще вчера

Свое мнение по поводу Плана обороны высказал в одном из недавних интервью заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Подобный план когда-то существовал, и не один, но в новой России ничего подобного пока не было», – заметил эксперт. – А такой документ нужен был еще вчера, и даже позавчера. Без доктрины 20 с лишним лет наша армия оставалась фактически на распутье. Непонятно, каких угроз ждали, с каких направлений, и что могли противопоставить в ответ».

России по плану - быть сильной

Наша военная доктрина, принятая в 2010 году, носит декларативный характер, уверен Александр Храмчихин, и в ней по поводу угроз ничего конкретного не написано. А на такой невнятной основе ничего нельзя построить для обороны. Поэтому, если не получилось раньше в военной доктрине, пусть это четко будет прописано в новом Плане обороны, надеется Храмчихин.

Читайте также  Экс-НГШ Н.Макаров стал советником главы МО

При этом эксперт считает, что план, видимо, носит прикладной характер. То есть в нём более чётко прописаны полномочия конкретных органов государственного управления, уточнен порядок их взаимоотношений на случай военных действий. Крайне интересно было бы заглянуть в этот весьма любопытный документ, однако прочесть его смогут очень немногие, сожалеет политолог.

Хочешь мира — готовься к войне

Свое мнение по поводу уже широко обсуждаемого Плана обороны высказал по просьбе «НР» кандидат политических наук эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев: «Согласно требованиям Федерального закона «Об обороне» с 1996 года до настоящего времени в области обороны Президентом России утверждались такие документы, как План применения Вооруженных сил, План оперативного оборудования Российской Федерации, Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Почему появилась необходимость в появлении общегосударственного Плана обороны?»

России по плану - быть сильной

Хотелось бы в первую очередь обратить внимание на то, что в каждом государстве, являющемся членом НАТО, уже есть оборонительный план. При этом сначала разрабатывается и утверждается общий план НАТО и на его основе уже идет разработка в каждой стране, которая находится в составе Североатлантического альянса. По сути, мы не только возвращаемся к советскому опыту, но и учитываем опыт европейских государств в области формирования оборонной политики.

Еще один важный момент: формирование Плана обороны России – это, прежде всего, разработка механизмов по подготовке к обороне страны с участием всех органов государственной и муниципальной власти, координации взаимодействия между ними в ходе построения и ведения обороны. Поэтому появление такого документа – свидетельство того, что оборона становится делом не только самого военного ведомства, но и всех ветвей (исполнительной, законодательной, судебной), а также уровней (федерального, регионального, муниципального) власти в нашей стране.

Необходимость принятия общегосударственного Плана обороны вызвана необходимостью повышения качества и эффективности системы защиты нашего государства в связи с ростом военной угрозы в мире. По поводу того, от каких субъектов могут исходить угрозы, официальные власти не сообщают. Однако, как показывают события, связанные с Ираком, Ливией, Сирией, а еще ранее с Югославией — слабых всегда бьют, и очень сильно.

Поэтому мы снова действуем по принципу одного известного изречения: «Хочешь мира – готовься к войне». Тем более что военная наука всегда придерживалась вывода о том, что с обострением финансово-экономического кризиса в мире военная угроза для каждого государства вырастает в разы. Что, собственно, сейчас и происходит.

/Оксана Машкарова, novorab.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя