Главная Аналитические статьи и мнения

Покупка кораблей за рубежом — хорошая примета?

0
1057

На первой иллюстрации в статье — процесс разгрузки американского военного транспорта «Шухарт», который используется для доставки по всему миру снаряжения армии, флота и Корпуса морской пехоты США. Фокус заключается в том, что оригинальное название этого судна звучало совсем иначе — прежде чем стать «разносчиком демократии», быстроходный военный транспорт «Шухарт» был мирным датским контейнеровозом «Лаура Маерск»!

В 1996 году красавица «Лаура» бесследно исчезла в доках Сан-Диего, а через год на просторы Мирового океана вышло 55.000-тонное чудовище, способное в считанные дни доставить на чужие берега 100 единиц тяжелой бронетехники и 900 «хаммеров».

Разгрузка американского военного транспорта «Шухарт»

На первый взгляд, покупка контейнеровозов в Дании выглядит закономерным решением для США — страны блока НАТО решают свои насущные проблемы, какое нам до этого дело? Тем удивительнее прозвучит история другого быстроходного транспорта Командования морских перевозок. Ролкер-контейнеровоз «Лэнс-капрал Рой Вит» в прежние времена носил имя «Владимир Васляев»!

Огромный современный газотурбоход, некогда гордость Черноморского морского пароходства, даже после исчезновения СССР продолжал ударно трудиться на дальних океанских линиях, пока не был замечен американскими стратегами, после чего был выкуплен за немалые деньги. Американцы разрезали корпус пополам и вварили дополнительную секцию (водоизмещение судна возросло до 55 тыс. тонн), установили 60-тонные грузовые стрелы, обновили оборудование, и теперь «Лэнс-капрал Рой Вит» бороздит моря под звездно-полосатым «матрасом», наводя ужас на всех, у кого имеется нефть.

USNS LCPL Roy M. Wheat (T-AK 3016)

Парадоксально, но даже США, обладающие развитой судостроительной промышленностью и ежегодно строящие авианосцы, УДК и другие крупные корабли, не стесняются приобретать зарубежную технику для оснащения своих военно-морских сил. Половина из 115 военных транспортов Командования морских перевозок имеют иностранное происхождение!

Допрос с пристрастием

Прародина современного Российского флота установлена довольно точно – Голландия. Именно оттуда к нам пришли первые кораблестроительные технологии, лучшие морские традиции и само слово «флот» (vloot). «Виновником» этих масштабных проектов был самый феерический персонаж в российской истории – Петр Алексеевич (он же – моряк Петр Михайлов, бомбардир Алексеев или просто Петр Великий). Как человек волевой, прагматичный и увлеченный, он проехал «галопом по Европам» и, без лишних рассуждений, приобрел все, что на его взгляд было необходимо для создания Российского Флота: готовые образцы кораблей, чертежи, инструменты, материалы и пару сотен ведущих голландских корабелов.

Спустя двадцать лет русские крепко закрепились на берегах Балтики, отстроили мощные крепости Кроншлот и Санкт-Петербург, а ряд морских побед под Андреевским флагом окончательно убедил европейцев в появлении на морских просторах нового серьезного игрока. Жаль, что жизнь Петра оборвалась на 52 году жизни – проживи он дольше, мы, возможно, полетели бы в космос уже в XIX веке.

В последующие годы Российская Империя не стеснялась периодически размещать свои военные заказы на зарубежных верфях – к началу Русско-японской войны значительная часть кораблей отечественного флота были построены за рубежом!
— Легендарный бронепалубный крейсер «Варяг» – Филадельфия, США;
— Бронепалубный крейсер «Светлана» — Гавр, Франция;
— Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция (по иронии судьбы — как раз в том месте, где сейчас строится «Мистраль» для ВМФ России!);
— Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия;
— Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания.

Неужели это хорошо? Это плохо. Подобные факты свидетельствуют об очевидных проблемах в промышленности Российской Империи. Впрочем, с точки зрения моряков, корабли зарубежной постройки ничем не отличались от их отечественных «коллег» – как и любая техника, они имели свои достоинства и недостатки. Неудачи русско-японской войны однозначно лежали вне технической плоскости, и объяснялись чисто организационными проблемами.

Справедливо заметить, в Цусимском бою русским морякам противостояла не менее разношерстая японская эскадра: флагманский броненосец «Микаса» строился в Великобритании, а линейные крейсера «Ниссин» и «Касуга» итальянской постройки были перекуплены Японией у Аргентины!

Закупки военных кораблей за рубежом продолжались до самой Октябрьской Революции. Например, перед Первой мировой войной, в Германии была построена серия из 10 миноносцев «Инженер-механик Зверев», а из Франции были получены 11 миноносцев «Лейтенант Бураков».

Сказать, что Советский Союз использовал иностранные корабли – значит не сказать ничего. Это целая баллада с нелинейным сюжетом и довольно простыми выводами. Еще перед началом Великой Отечественной, СССР красиво «подрезал» у своих будущих врагов два знатных корабля.

Первый – недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов» («Петропавловск»), купленный в Германии в 1940 году, но так и оставшийся недостроенным, в связи с началом войны. Особенно обрадовались продаже СССР «карманного линкора» немецкие солдаты, воевавшие под Ленинградом, – в сентябре 1941 года им было приятно осознавать, что в них летят немецкие 280-мм снаряды, выпущенные из орудий настоящего немецкого корабля!

Эсминец «Ташкент» прорывается в осажденный Севастополь

Вторая покупка – лидер эсминцев «Ташкент», легендарный «голубой крейсер» Черноморского флота, построенный на верфях Ливорно (Италия). Корабль строили настоящие Мастера – скорость лидера превысила 43 узла, что сделало его самым быстроходным боевым кораблем в мире!

Однако, очередная попытка использовать зарубежный военный корабль окончилась трагически – трофейный итальянский линкор «Джулио Чезаре» (более известный, как «Новороссийск») был уничтожен взрывом спустя 10 лет после окончания войны. Гибель «Новороссийска» окутана мистической тайной — до сих пор неизвестно, что стало причиной гибели корабля: несчастный случай, диверсия с использованием внутренней «закладки» или внешнее взрывное устройство, установленное под днищем линкора диверсантами из отряда «Черного князя» Валерио Боргезе.

«Итальянский след» выглядит весьма убедительно, учитывая, что итальянцы явно не желали расставаться со своим кораблем и были готовы уничтожить его любой ценой, лишь бы не сдавать линкор врагу. Странно, конечно, что ждали целых 10 лет.

Во второй половине XX века Советский Союз периодически позволял себе размещать крупные военные и гражданские заказы на верфях иностранных государств. Ни о каком «техническом отставании» речи, разумеется, не шло – причины иностранных заказов чаще всего лежали в политической или экономической плоскости.

Так, например, в начале 1970-х годов, СССР широким «хозяйским» жестом пожаловал Польше право на строительство больших десантных кораблей проекта 775. Причин у этого странного решения советского руководства было две:
1. Всячески поддержать своего союзника по Варшавскому блоку;
2. Советские верфи были перегружены более солидными заказами, СССР было некогда возиться с «мелочью» водоизмещением по 4000 тонн.

БДК «Кондопога» — польский корабль на службе ВМФ России

В результате, все 28 единиц БДК были построены на верфи Stocznia Polnocna. Многие из них до сих пор находятся в составе ВМФ России, выполняя задачи в различных районах Земного шара (например, сейчас БДК этого типа были отправлены к побережью Сирии).

По статистике 70% крупнотоннажных советских судов (транспортных, пассажирских, промысловых) строились на верфях ГДР, ФРГ, Дании, Швеции и Финляндии. На этом фоне особенно выделялась «капиталистическая» Финляндия. У русских моряков с финнами были давние связи – достаточно вспомнить, что до Революции одним из главных пунктов базирования Балтийского флота был Гельсингфорс (нынешний Хельсинки).

К чести финнов, они мужественно перенесли поражение во Второй мировой и смогли восстановить хорошие отношения с СССР. «Наш мужественный противник нас победил. Теперь каждый финн должен понять, что могучий Советский Союз не захочет терпеть у своих границ государство, наполненное мыслью о реванше» — с такой речью обратился к населению Финляндии министр иностранных дел Урхо Кекконен. Финны были единственные, кто уступил нам свои территории без единой мины-ловушки или диверсионного отряда.

Учитывая доброжелательное отношение северного соседа, а также безусловные успехи смышленых финнов в крупнотоннажном судостроении, СССР все чаще стал размещать в Финляндии свои специальные военные заказы – от простых плавказарм и буксиров до морских спасательных комплексов и атомных ледоколов!

Атомоход «Таймыр» сражается с полярными льдами. Надежная финская техника

Самые известные примеры:
— океанские спасательные комплексы типа «Фотий Крылов» (1989 г.), способные буксировать любые корабли водоизмещением до 250 тысяч тонн, проводить глубоководные водолазные работы, размывать грунт и тушить пожары;
— 9 океанографических судов ледового класса типа «Академик Шулейкин» (1982 г.);
— мощные полярные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров», «Красин» (1974 – 1976 гг.);
— атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» (1988 год).

А в это время Финляндия здорово жила на «двойном пайке»: одной рукой заключала выгодные контракты со странами Запада, другой рукой получала щедрые вознаграждения от Советского Союза. Впрочем, такое положение вещей устраивало всех.

Наличием в составе своих ВМС зарубежной военно-морской техники в той или иной степени «грешат» все страны мира. Уже не секрет, что практически все современные эсминцы развитых стран базируется на едином общем проекте: испанский «Альваро де Басан», норвежский «Нансен», южно-корейский «Седжён», японский «Атаго» или австралийский «Хобарт» — модификации одного и того же Иджис-эсминца «Арли Берк», с одинаковой ГЭУ, внутренним оборудованием и вооружением. Вся «начинка» для кораблей поставляется из США.

Не менее масштабные процессы происходят в Евросоюзе: французы и итальянцы «запилили» свой совместный проект — фрегат ПВО типа «Горизонт», испанцы построили вертолетоносец для ВМС Австралии, а французы смогли «пробить» выгодный для себя контракт с Россией – эпопея с покупкой «Мистралей» превратилась у россиян во всенародно любимое многосерийное шоу.

Еще один маленький, но очень любопытный пример импорта морских вооружений – ВМС Израиля: подлодки из Германии, корветы из США, ракетные катера из Франции.

Фрегат ПВО типа «Горизонт». Новая разработка европейских корабелов

На другой стороне Земного шара происходят аналогичные процессы: военно-морские силы Тайваня представляют собой пестрый игровой набор из устаревших кораблей ВМС США … Впрочем, здесь никаких загадок нет – «кто девушку заказывает, тот её и танцует».

Зато с другой стороны пролива, на берега «мятежного Тайваня» грозно взирают эскадренные миноносцы «Ханчжоу», «Фучжоу», «Тайчжоу» и «Нинбо» — все корабли проекта 956 «Сарыч» из состава ВМФ России – Китай успешно пользуется российской техникой и нисколько не переживает по этому поводу.

Индия – это отдельная песня! Сборная солянка, какую еще нужно поискать: авианосец «Вираат» – британский, половина подлодок – российские, другая половина – поставлены из Испании. БПК, фрегаты и ракетные катера – российские, советские и индийские, собственной конструкции. Морская авиация – техника российского, британского и американского производства.

Но, несмотря на столь разобщенный корабельный состав, индийские моряки имеют солидный опыт ведения современных боевых действий на море – в 1971 году индийские ракетные катера в сухую разгромили флот Пакистана в короткой, но жестокой войне на море (естественно, все индийские катера и ракеты были советского производства).

Легкий авианосец «Викрамадитья» — бывший авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», он же — «Баку»

И все-таки, столь легкомысленное отношение к выбору зарубежных поставщиков, в конце концов, сурово наказало индийских моряков: ввиду известных экономико-политических событий, происходивших в России на рубеже XXI века, выполнение многих индийских контрактов оказалось под вопросом. Задержки в строительстве авианосца «Викрамадитья» служат грозным предупреждением всем, кто лелеет надежды в стиле «заграница нам поможет» — нельзя всецело полагаться даже на проверенных зарубежных партнеров.

Любопытный штрих: первоначально, одним из реальных конкурентов «Викрамадитьи» («Адмирала Горшкова») был авианосец «Китти Хоук» — в случае покупки старого американского авианосца, индийский флот заиграл бы всем буйством тропических красок!

Мы намеренно не станем рассматривать в подробностях экспорт морских вооружений в страны Третьего мира – понятно, что на этом рынке вращаются миллиарды рублей (долларов или евро). В ход идет все – от самых новых конструкций, до покупки устаревших кораблей, списанных из состава ВМС развитых стран. Последний эсминец времен Второй мировой войны (американский «Флетчер») был списан в Мексике лишь в 2006 году!

Из всех вышеперечисленных фактов следует ряд немудреных выводов:

1. Истеричные крики некоторых представителей российского общества: «Не пущать французов на русский флот!» или «Докатились! Позор! Уже корабли строим во Франции!» — не более чем дешевая комедия, рассчитанная на впечатлительную публику. Мы покупали зарубежные корабли, покупаем, и, наверняка, будем покупать в будущем. Это нормальная общемировая практика. Главное – не злоупотреблять этим приёмом и делать все по уму и в меру.

2. В идеальном варианте, любые корабли должны строиться на отечественных верфях. Но, увы, так получается не всегда – в силу многих причин (технических, политических, экономических) страны вынуждены покупать корабли друг у друга.

Если возникла острая необходимость в обновлении отечественного флота, то какой вариант предпочтительнее – приобрести за рубежом серию готовых кораблей или ограничиться покупкой технологий? Поначалу, я планировал провести общественный опрос на эту тему, однако, даже без всяких опросов очевидно, что 75% публики будут за покупку и изучение зарубежных технологий, с целью их последующего внедрения на отечественных производствах. Увы… так тоже получается не всегда.

3. Решение о покупке зарубежных военных кораблей должно приниматься не на основе логики «советское надежнее» или «иномарки лучше», а исходить из конкретных потребностей моряков. «Нужен» или «не нужен» — вот в чем вопрос.

Пришел момент сорвать покровы и открыто спросить: Нужен ли российским морякам УДК «Мистраль»? Я не в праве давать однозначный ответ на этот вопрос. Но, судя по реакции общественного мнения и экспертов ВМФ, покупка французских УДК предстаёт как очередная авантюра. Если российскому флоту так необходимы западные технологии — может быть, стоило приобрести взамен вертолетоносцев многоцелевые фрегаты «Лафайет» или «Горизонт»? По-крайней мере, у такой покупки сразу найдется ряд адекватный объяснений.

4. Любопытно, что за всю историю покупок иностранных кораблей не было отмечено ни одного случая каких-либо подлостей со стороны экспортера или губительных «закладок» в конструкции корабля. Ни одного случая! Что, впрочем, объясняется довольно прозаически – одно выявление такого «сюрприза» и рынок вооружений закрыт для страны на десятки лет, пятно на репутации не отмыть. Однако, вне всяких сомнений, любая зарубежная техника нуждается в тщательной проверке — просто так, на всякий случай.

Что касается эпопеи с «Мистралями», то стоит признать, что флот в очередной раз оказался в роли «нелюбимого пасынка», чьи интересы принесены в жертву более насущным проблемам внешней политики. Мнение самих моряков никого не интересует — в сложившихся условиях, логичным решением будет принять французские «подарки» и начать готовиться к освоению вертолетоносцев – в противном случае, выделенные деньги могут запросто уйти в оффшоры.

Вертолёт Ка-52 «Аллигатор» на палубе УДК «Мистраль», 2009 год

«Подарки», говоря откровенно, отнюдь не так плохи, как их порой пытаются представить, – даже без учета специфических десантных функций УДК «Мистраль», его авиагруппа из 16 вертолетов представляет собой грозную силу на морских просторах: противолодочные задачи, поисково-спасательные операции, высадка и огневая поддержка «точечных» десантов – спектр применения вертолетов чрезвычайно широк. Одна из винтокрылых машин может выполнять функции «летающего радара» — дальность обнаружения РЛС на высоте 1000 метров в 10 раз выше, чем у радара на вершине мачты корабля.

Универсальный десантный корабль «Мистраль»

Вид с палубы военного транспорта «Лэнс-капрал Рой Вит». Американцы беззастенчиво пользуются старой советской техникой

Наконец, вся эта трагикомедия обошлась «всего лишь» в 100 миллиардов рублей – смешная сумма просто теряется на фоне обещанных 5 триллионов на развитие ВМФ России до 2020 года. Было бы о чем спорить, честное слово…

/Олег Капцов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ