В этом году Войско Польское получит первую партию тяжелых колесных плавающих бронетранспортеров 8×8 (CPKTO 8×8) «Гиппопотам». Это транспортное средство, созданное в рамках проекта, финансируемого из ресурсов Министерства науки и высшего образования. Созданный с нуля, не прибегая к существующему шасси, что имелось в более ранних разработках AMZ, то есть «Вепрей», «Туров» или «Зубров».
Транспортное средство с собственной массой около 21 тонны, допустимой снаряженной массе около 32 тонн и грузовместимости до 5 тонн (и плавучести при массе до 26 т).
Вообще мы мало знаем о польской военной промышленности. Я, допустим, до начала общения с польскими военными думал, что весь их ВПК умер, и они тоже «доедают» остатки советского наследия. Оказалось – это не так, вернее не на все 100%. Во-первых, Польша практически не получала советского оружия, а все выпускала самостоятельно или импортировала из Чехословакии, так что разрыв экономических связей не повлиял на её оборонку. Другое дело – рыночная экономика и потом вступление в НАТО. То, что Польша всегда тяготела к Западу, и слепому было видно.
НАТО «не поскупилось». Помимо танков, полякам было передано аж 25 бронетранспортёров М113 разных модификаций и 150 «Хамеров»! Вот тут и начались проблемы…
Польша сама не выпускала БТРы, а экспортировала комплектующие ОТ-64 «SKOT» из Чехословакии и собирала у себя в Познани под именем «Рысь». Сей бронетранспортер давно устарел и требовал замены. Но после революции (или может контрреволюции) Чехословакия перестала их выпускать, а потом вслед за разделом страны им вообще было не до новых проектов. Хотя надо отдать должное – чешская техника немного превосходила советских прародителей.
Поэтому Польша, которая тогда потеряла практически всю военную промышленность, купила лицензию на производство БТР Patria (не знаю как это по-фински, но по-испански это будет «Родина») и стала их успешно клепать под именем «Росомаха». К 2013 году их в строю уже более четырех с половиной сотен.
Так зачем же нужен «Гиппопотам»? Дело в том, что «Росомаха» не подходила для инженерной разведки. По данным логистики, на полный комплект технической разведки требовалось 2 «Рыси» или 1,5 «Росомахи» (как полтора землекопа). Дальнейшее его проектирование привело к тому, что на этот бронетранспортер можно установить и крупногабаритные системы ПВО и минно-заградительного оборудования, да мало ли чего еще!
Благодаря применению разработанного нового бронирования (подкорпусного дефлектора), современных технологий композитов, а также систем индивидуальной защиты, БТР «Гиппопотам» должен обеспечить экипажу максимально возможную степень баллистической и противоминной защиты.
Конструкция «Гиппопотама» характеризуется универсальностью и возможностью быстрой адаптации внутренностей в зависимости от вида задач, которые выполняются. Он не должен быть альтернативой для «Росомахи», а его дополнением в сферах, которые требуют специализированных заданий, нередко тяжелого и требующего большого пространства для оборудования.
БТР «Гиппопотам» имеет полную длину 9,5 м, высоту 2,82 м, а ширину 2,88 м. Для сравнения, «Росомаха» имеет длину 7,77 м, высоту около 2,36 м и ширину 2,83 м. Базовое шасси «Гиппопотама» будет оборудовано шасси 8×8 высокой мобильности с двумя управляемыми мостами.
Дизельный двигатель Deutz TCS 2015 V08 мощностью 600 л/с обеспечивает крутящий момент в пределах 2700 Нм. Коробка Allison 7-ступенчатая автоматическая. Скорость бронетранспортёра по шоссе равняется 110 км/ч. Транспортное средство оснащено ABS, центральной системой подкачки колес, противовзрывными вкладками (для колес с размером 16.00 R20) а также лебедкой.
Основной корпус транспортного средства выполнен из броневой стали с дополнительной композитной разнесенной броней. Уровень баллистической защиты на уровне класса IV STANAG 4569 — то есть защищает 90% проекции от обстрела бронебойными пулями 14,5×114 мм B32 из расстояния 200 м при скорости пули 910 м/с.
Для самозащиты БТР «Гиппопотам» оснащен управляемым модулем вооружения OBRSM ZSMU — 1276C1 Kobuz, а также КОЭП SSP — 1 Obra (аналог «Шторы») и пусковыми 81-мм установками дымовых гранат. Транспортное средство должно быть также оборудовано оптическими дневными и тепловизионными камерами.
Однако дело в том, что первый опытный экземпляр не хотел плавать ВООБЩЕ! По началу удалось достичь плавучести при минимальном весе 22 тонны и то со скоростью 4 км/ч. При требуемом весе 26 тонн БТР «Гиппопотам» провокационно стремился стать «подводной лодкой». О заявленных тогда нормативных 10 км/ч по воде – можно было только мечтать.
Но у поляков остались неплохие корабелы. Исследования, связанные с оптимизацией конструкции корпуса относительно плавучести, реализовывались в сотрудничестве с КБ корабельной промышленности — тесты модели на волне и на спокойной воде были проведены в испытательном бассейне отдела океанотехники и судостроения Гданьского политехнического университета.
Плавучесть «Гиппопотама» удалось обеспечить установкой модулей с газом, которые автоматически заполняли кассеты-ячейки с полостями, находящиеся на внешней стороне корпуса. Как бы то ни было, но «Гиппопотам» стал «грести» со скоростью 10 км/ч не только по спокойной пресной воде, но и держать 3-бальную морскую волну.
/Akim, topwar.ru/
Плохо плавает… Да, и видно, что он размером чуть ли не с автобус…
БТР для проведения банкетов и свадеб на передовой