Главная Аналитические статьи и мнения

Когда начинается война?

2
797

Генерал Грачев как-то однажды «пошутил», что возьмет Грозный за два часа силами одного полка ВДВ. В результате за 10 лет войны через Чеченскую Республику пришлось прогнать всю Российскую армию и МВД. История знает немало подобных примеров излишней самоуверенности и жестоких просчетов при планировании наступательных операций – «шутники» из британского генштаба решили захватить крупный плацдарм французском берегу с помощью одного танкового и шести пехотных полков – всего 6000 десантников при поддержке 74 эскадрилий Королевских ВВС и флотилии из 237 кораблей различного назначения.

Ровно в 5 утра 19 августа 1942 года союзники начали бодрую высадку на побережье оккупированной Франции. К 9 утра того же дня британцы и канадцы погрузились на свои баржи и в ужасе отчалили восвояси – из 6000 солдат в живых осталось менее половины, ВВС потеряли сто самолетов, а в холодные воды Ла-Манша погружались обломки 34 британских кораблей.

Десантная операция в Дьеппе была чистой профанацией с целью убедить Советский Союз в невозможности скорейшего открытия Второго фронта. Но эта кровавая постановка стала в военном искусстве эталонным примером из серии «как не нужно делать». Казалось бы, англичане грамотно спланировали операцию, распределили силы, обеспечили мощную огневую поддержку с моря и воздуха. Десантники были отлично обучены и обеспечены всем необходимым снаряжением – вплоть до тяжелых танков «Черчилль».

Единственный «просчет» британского командования — слишком малочисленный десант и слишком слабая поддержка.

Позвольте … 6000 человек и 237 кораблей — неужели этого недостаточно для локальной операции со скромной задачей закрепиться на «том берегу» и продержаться там лишь некоторое время, чтобы британское командование получило представление о ситуации во Франции, силах противника и возможных вариантах развития событий при планировании глядущей «большой операции»? Увы, выделенных сил оказалось слишком мало даже для такой «ерунды», как «разведка боем» на территории, оккупированной немцами.

Каковы должны были быть силы десанта для успешной высадки в Дьеппе? Сейчас трудно назвать какую-то конкретную цифру, но, с учетом опыта высадки в Нормандии, у союзников под Дьеппом определенно должно было быть в несколько раз больше солдат и примерно в шесть раз больше самолетов (именно такое превосходство в воздухе было достигнуто при проведении операции «Оверлорд»).

Кроме знаменитой военной аксиомы «потери нападающих в три раза больше потерь обороняющихся», есть еще одна аксиома – каждая успешная наступательная операция должна проводиться при подавляющем (колоссальном, чудовищном – можно называть как угодно) численном превосходстве нападающих над обороняющимися. Степень этого «превосходства» зависит от конкретной ситуации, личных способностей и амбиций воюющих сторон. Красной Армии образца 1944 года хватало 2-3 кратного численного превосходства над Вермахтом. Арабским армиям не хватит даже десятикратного превосходства, для того, чтобы «окончательно решить» вопрос о существовании государства Израиль.

Редкие обратные примеры успешных наступательных операций малыми силами – лишь подтверждают общее правило и опять же связаны с некоторыми критическими недостатками обороняющихся армий. Более того, зачастую, несмотря на свой первоначальный успех и героизм бойцов, немногочисленная армия бывает быстро «задавлена количеством», обескровлена и, в конце концов, вдребезги разбита. Усатый Гитлер – свидетель.

Весьма и весьма своеобразно воюют США (точнее, они единственные, кто может себе такое позволить) – в любой военной операции задействуется совершенно неадекватное количество сил, война ведется при полном техническом и материальном превосходстве и, при возможности, после максимального экономического и политического ослабления противника. Эмбарго в помощь. А вообще, нужно заранее выбирать противника послабее.

Уничтоженные с воздуха Т-55 иракской армии

Особенно это касается обстановки в воздухе – здесь янки (и их союзники – за время дружбы с «дядей Сэмом» они нахватались его привычек) стремятся достигнуть просто глобального эффекта: авиация реет в небе и ведет к победе. Против сотни «дышащих на ладан» самолетов ВВС Югославии была брошена 1000 самых современных машин! Секрет подобных усилий обычно проявляется уже после войны – выжженные дотла напалмом страны при единичных потерях со стороны агрессоров. А там, где потери янки исчисляются десятками тысяч – противник теряет миллионы (например, в годы Второй мировой, соотношение военных потерь США и Японии выражалось позорной пропорцией 1:9).

Хаммурапи, Тавалкана, Навуходоносор…

В ночь на 2 августа 1990 года иракские Т-72 совершили подвиг – в условиях жесточайшего эмбарго на военные материалы, далекого от регламента техобслуживания и дефицита запчастей, танки советской конструкции без поломок выдержали 200-километровый марш через пустыню и через сутки ворвались в Эль-Кувейт, проведя молниеносный захват страны. Ни один танк «Леклерк» или «Абрамс» не выдержал бы такого жестокого испытания временем, ржавчиной и последующим бешеным маршем.

Ирак был силен и отлично знал об этом, потому действовал дерзко и решительно. Четвертое место в мире по количеству бронетехники. 5500 танков. 800 боевых самолетов. 25 бригад Республиканской Гвардии. Легендарная механизированная дивизия «Тавалкана» … А за спиной — восемь лет непрерывных боев с армией Ирана, в которых был получен бесценный опыт планирования и проведения крупных стратегических операций.

«Буш, здесь твоих солдат порвут на части! Сотни тысяч отборных солдат Ирака. Они здесь все разнесут, они пройдут пустыню за один час, взорвут все твои эсминцы…» — авторитетно высказался о войнах в Персидском заливе Владимир Жириновский.

«Если военные действия будут продолжаться полгода, то расходы на них составят 86 млрд. долларов, а потери американской армии достигнут 45 тыс. человек убитыми и ранеными, 900 уничтоженных танков и 600 самолетов» — тревожный отчет Конгресса США поначалу шокировал американскую общественность. Однако президент Буш-старший обнадежил нацию, что война с Ираком продлится всего несколько дней, а потери составят 500 человек. Немного «перца» добавили ушлые репортеры, выведав «военную тайну» — в район Персидского залива было доставлено 16 тысяч мешков для трупов! Американцы брали с запасом.

Быстроходный военный транспорт «Первый лейтенант Балдомеро Лопес»

В Войне в Персидском заливе официально принимали участие 41 страна мира – Ирак и многонациональная коалиция, сформированная из воинских подразделений 40 государств. Для доставки несметного количества живой силы и техники в регион Персидского залива Многонациональным силам (МНС) потребовалось полгода!

Шесть месяцев американские быстроходные транспорты Командования морских перевозок без устали выгружали солдат, технику и военное оборудование на причалы многочисленных опорных пунктов в регионе – десятки военных баз на территории Саудовской Аравии, Турции, Бахрейна, Катара и Арабских Эмиратов оказались буквально завалены снаряжением. Через пол земного шара доставлялись боеприпасы и продовольствие, топливо и трейлеры с пресной водой.

Кое-что удалось перекинуть воздушными бортами – по всему миру срочно арендовались десятки тяжелых транспортных самолетов, например, для доставки компонентов зенитных ракетных комплексов «Пэтриот» использовались Ан-124 «Руслан». Вскоре прилетели 160 самолетов-заправщиков, именно столько потребовалось для надежного обеспечения боевых вылетов авиации МНС.

Своим ходом прибывала бронетехника из Сирии и Египта. Некоторые важные вещи подвезли на военных кораблях стран НАТО. Помощь для подготовки к Большой войне активно поставлялась со всех пяти континентов, кое-чем помогли даже Аргентина и Новая Зеландия. Швеция прислала полевой госпиталь. Чехословакия – батальон химзащиты. По крупице со всего мира.

В результате через полгода в Персидском заливе и прилегающих к нему районах было сосредоточено:
— один миллион солдат,
— 3360 танков,
— 4000 бронетранспортеров,
— 2600 боевых самолетов,
— 1900 транспортных, ударных и многоцелевых вертолетов.
— 6 авианосных ударных группировок, крейсера и атомные подлодки с крылатыми ракетами «Томагавк», пара ржавых линкоров, несколько атомных крейсеров, универсальные десантные вертолетоносцы-доки, сотня эсминцев и фрегатов из состава ВМС всех стран мира.

Вот сколько оружия потребовалось, чтобы «взломать» оборону Ирака!

Танки плывут по морю

Авианосная ударная группировка ВМС США вошла в Персидский залив, авианосная ударная группировка ВМС США покинула Персидский залив, амфибийная группа ВМС США патрулирует воды к Северу от Ормузского пролива… Американские АУГ могут сколько угодно входить и выходить из Персидского залива, туда-сюда — до тех пор, пока в кошельках американских налогоплательщиков не останется ни последнего цента. Американские АУГ не имеют никакого отношения к выполнению каких-либо серьезных боевых задач в локальных конфликтах. Чисто средство политического давления и демонстрация силы.

Взгляните вот на эту компанию из пяти быстроходных транспортов Командования морских перевозок. Любой атомный авианосец просто щенок по сравнению с ними – вот они, истинные «демократизаторы», делающие всю «грязную работу». Эти «рабочие войны» не играют мускулами на публику и не участвуют в военных парадах. Зато каждый из них способен за считанные дни доставить через океан 180 танков «Абрамс» и, в придачу, миллион галлонов топлива (американская мера объёма, 1 галлон ≈ 3,74 литра).

Именно быстроходные транспорты Командования морских перевозок – ключевой элемент в любой современной локальной войне, без них было бы невозможно функционирование армии и Корпуса морской пехоты вдали от родных берегов. Они же ответственны за снабжение многочисленных американских баз за пределами США.

Всего их 115 единиц, еще 50 судов стоят на консервации. По традиции, большинство транспортов названы в честь геройски погибших военнослужащих, исключение составляет серия «Алголь» — все 8 транспортов этой серии носят названия ярчайших звезд. С технической стороны, существуют два основных требования к транспортам: огромная грузоподъемность (дедвейт иногда достигает 30 тысяч тонн при полном водоизмещении более 60 тысяч!) – эти стальные «баржи» настолько велики, что превосходят по размерам авианосец «Адмирал Кузнецов». Второе важнейшее требование – скорость (не менее 24 узлов), а лучшие из них могут развивать ход до 33 узлов!

В прошлом все они – гражданские контейнеровозы и ролкеры, выкупленные у частных компаний по всему миру и прошедшие глобальную модернизацию на военных верфях. Все транспорты в обязательном порядке оснащаются мощными грузовыми стрелами (60-100 тонн) и понтонами для выброски тяжелой бронетехники без причаливания к берегу. Ролкеры (суда для перевозки колесной техники) как обычно оснащены подъёмной рампой для выгрузки на берег танков и грузовиков своим ходом. На большинстве транспортов смонтирована вертолетная площадка, имеются помещения для размещения дополнительных членов команды – в мирное время транспорты обслуживаются вольнонаемными гражданскими лицами, при необходимости экипаж может быть увеличен за счет военных моряков.

Как мы уже убедились, невозможно ограниченными силами «одного полка» проводить какие-либо крупные наступательные военные операции – даже война с маленьким Ираком потребовала привлечения миллиона солдат и более семи тысяч единиц бронетехники! С другой стороны, для переброски и эффективного снабжения миллионной армии необходима специальная морская техника (ведь до сих пор не существует ни одного транспортного средства, равного по эффективности и грузоподъемности морским судам).

Поэтому можно уверенно говорить, что война США с Ираном не начнется до тех пор, пока в Ормузском проливе не замелькают с регулярной периодичностью огромные транспорты Командования морских перевозок.

/Олег Капцов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ