В декабре 2012 года состоялось долгожданное подписание контракта на поставку в Индию еще 42 самолёто-комплектов многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-30МКИ, которые будут изготовлены по российской лицензии на предприятиях Hindustan Aeronautics Limited (HAL). По данным в индийской печати, стоимость сделки оценивается примерно в 1,6 млрд. долларов. Поставки самолёто-комплектов в Индию будет осуществлять корпорация «Иркут».
Сегодня двухместные многоцелевые сверхманевренные истребители Су-30МКИ являются визитной карточкой индийской военной авиации и наиболее совершенными боевыми самолетами ВВС этой страны. К настоящему времени корпорацией «Иркут» поставлено индийским военно-воздушным силам 50 готовых истребителей этого типа, а с 2004 г. на заводах индийской корпорации HAL начато лицензионное производство Су-30МКИ, рассчитанное на долгосрочный период.
Первые 32 самолета Су-30МКИ по контракту 1996 г. были поставлены в Индию корпорацией «Иркут» в 2002–2004 гг. Еще 18 машин, заказанных в 2007 г. (взамен 18 ранее поставленных Су-30К), поступили в ВВС Индии в течение 2008–2009 гг.
Контракт о передаче Индии прав на лицензионное производство 140 самолетов Су-30МКИ, двигателей с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП и бортового оборудования (включая РЛС с ФАР «Барс») для них был подписан 28 декабря 2000 г., став самым крупным за всю историю российско-индийского сотрудничества: его сумма превысила 3 млрд долл. Первый Су-30МКИ, собранный корпорацией HAL по лицензии, был передан ВВС Индии 28 ноября 2004 г.
В 2007 г. компания «Рособоронэкспорт» и корпорация «Иркут» заключили с Минобороны Индии и HAL контракт еще на 40 самолето-комплектов Су-30МКИ. Поставки по этому контракту «Иркут» успешно выполнил в период 2008–2010 гг. После заказа еще 42 самолето-комплектов, общий лицензионного производства Су-30МКИ предприятиями HAL достигнет 222 самолетов, из которых 119 уже переданных индийским ВВС. Таким образом, с учетом уже поставленных «Иркутом» готовых Су-30МКИ, ВВС Индии будут располагать в итоге 272 такими самолетами.
В программе лицензионного производства Су-30МКИ в Индии задействуется 157 индийских поставщиков комплектующих. Изготовление агрегатов планера Су-30МКИ и окончательная сборка самолетов осуществляется предприятием HAL MiG Complex в Насике, изготовление двигателей АЛ-31ФП с использованием компонентов, поставляемых ОАО «УМПО», – заводом HAL в Корапуте (Koraput), изготовление связного и навигационного оборудования – в Хайдарабаде (Hyderabad), гидравлических, пневматических и топливных агрегатов – в Лакхнау (Lucknow), многофункциональных индикаторов кабины экипажа и спутниковых навигационных систем – в Корве (Korwa).
При этом проект Су-30МКИ не стоит на месте, и поставляемые сегодня ВВС Индии истребители отличаются от первых самолетов, прибывших в эту страну в начале десятилетия, более широкими возможностями системы управления вооружением благодаря внедрению новых режимов работы и повышению характеристик систем бортового оборудования.
С учетом того, что производство и поставки Су-30МКИ будут продолжаться еще как минимум четыре–пять лет, а боевая служба – еще не менее четверти века, становится актуальным вопрос дальнейшего развития самолета за счет применения еще более эффективных систем авионики и новых систем оружия. В числе таких работ в настоящее время одной из первоочередных рассматривается довооружение индийских истребителей Су-30МКИ новейшей высокоточной «дальнобойной» многоцелевой ракетой «воздух–поверхность» «Брамос-А», разрабатываемой одноименным российско-индийским совместным предприятием, уже создавшим и передавшим на вооружение ВМС и Сухопутных войск Индии ракетные комплексы «Брамос» корабельного и берегового базирования.
Кроме того, модернизация коснется комплекса оборудования истребителя. Так, имеющимися предварительными соглашениями предусмотрена поэтапная модернизация применяемой на борту Су-30МКИ бортовой РЛС с ФАР «Барс» разработки НИИП им. В.В.Тихомирова. Предполагается, что на первом этапе тактико-технические характеристики «Барса» будут повышены за счет введения новых режимов работы и использования более производительных вычислительных средств. При этом будут максимально использоваться технические решения существующей БРЛС с ФАР, уже освоенной в лицензионном производстве в Индии. На втором же этапе у «Барса» предполагается заменить пассивную ФАР на АФАР.
Су-30МКИ — вариант семейства истребителей Су-30 для ВВС Индии. Многофункциональный сверхманевренный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, с БРЭО, разработанным в международной кооперации предприятий России, Индии, Франции и Израиля, с БРЛС «Барс» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²
Масса:
— пустого: 18 800 кг
— нормальная взлётная масса: 24 900 кг
— максимальная взлётная масса: 34 500 кг
— топлива: 9640 кг
Нагрузка на крыло:
— при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²
— при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²
Двигатели: 2 × ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга на форсаже: 2 × 12 500 кгс
Масса двигателя: 1520 кг
Скорость отклонения вектора тяги: 60°/с
Тяговооружённость:
— при нормальной взлётной массе: 1,00
— при максимальной взлётной массе: 0,84
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
— на высоте: 2125 км/ч (М=2,0)
— у земли: 1350 км/ч
Дальность полёта:
— у земли: 1270 км
— на высоте: 3000 км
Боевой радиус: 1500 км
Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
Практический потолок: 17 300 м
Скороподъёмность: 13 800 м/мин
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Длина разбега/пробега: 550/750 м
Вооружение
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-301
Точки подвески: 12
Боевая нагрузка: 8000 кг
Подвесные вооружения:
— 6 управляемых ракет средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 и 6 ракет ближнего боя Р-73Э;
— свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
— контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
— возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
Вот такая красота!
/Марина Лысцева, авиационный фотограф, fotografersha.livejournal.com/
красиво . но ,что то много плоскостей . опять же мотогондолы висят . поверхность самолёта увеличена поэтому .
Смачивая поверхность у сушки как раз намного меньше чем у большинства его одноклассников.
Специалист
Можно сказать об этом самолете одним словом.
Если его сравнивать с первой серией самолетов серии Су-27П и Су-27С это совершенно другая машина во всем замечательный самолет.