Главная Вооружение и техника

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 770»

1
3650

В 1950-х годах возник «бум», рассвет советского танкостроения. Создавались, рассматривались самые удивительные и необычные машины. Формировалась стратегия и тактика применения танковых войск, которые требовали новую, современную, отвечающую требованиям того времени в техническом плане технику. В связи с этим в 1956 году командованием выдвинуты требования к будущему тяжелому танку, которому предстояло встать на вооружение СА.

На основании тактико-технических требований три КБ приняли в разработку проекты перспективных танков. В результате конкурсного отбора между проектами КБ, должен был принят танк взамен «устаревшему» Т-10. В качестве конкурсанта в Челябинском конструкторском бюро в 1957 году под контролем главного конструктора П.П.Исакова закончились работы над танком, ставшим известным как «Объект 770».

«Объект 770» получил классическое для советского танкостроения размещение экипажа в количестве 4-х человек и компоновку, однако при его разработке были применены различные новшества, технологии и агрегаты, что были применены лишь спустя несколько лет при появлении основного боевого танка (ОБТ).

Основным орудием стала пушка под индексом «М-65» калибра 130 мм, нарезного типа, что было отхождением от общепринятых гладкоствольных систем, как того, так и нашего времени в истории советского танкостроения. Как дополнение к основному орудию применялся спаренный крупнокалиберный пулёмёт Владимирова, известный, как КПТВ калибра 14,5 мм.

Пушка имела новую, двухплоскостную стабилизирующею систему, получившую наименование «Гроза», а так же механическую боеукладку с электромеханическим досылателем, выдававшем скорострельность до 5 выстр/мин. Так же из применяемых новшеств, для увеличения эффективности наводчика, применили принципиально новый дальномер — прицел «ТПД-2С» стереоскопического типа, а так же прицел ночной ТПН для эффективного ведения боя в ночных условиях. Боекомплект к орудию составлял 26 выстрелов раздельного заряжания, а так же 250 выстрелов к пулемёту.

Корпус «Объекта 770» был изготовлен как цельнолитой, с различной по высоте, а так же длине утолщением брони. Частично борта корпуса были спроектированы и выполнены под различными углами. Верхняя часть бортов получила толщину в 105–мм. Лобовая корпусная броня в среднем составляла порядка 120 мм и в верхней части достигала до 138 мм. Для увеличения прочности и снарядоустойчивости по всему периметру танкового корпуса применили бурт.

Литая башня была выполнена в округлой форме, модной для советского танкостроения того времени. Как и в случае с корпусом, в башне применили различные наклоны, углы и толщину брони, где передняя полусфера башни имела толщину брони до 290 мм, что и по нынешним меркам хороший показатель бронезащищённости. Основным пробелом танкостроения был слабый зазор, стык между корпусом и башней. Конструкторы Челябинского КБ решили эту проблему усилением стыка.

Силовую установку для «Объекта 770» разработали на основе дизельного двигателя Б-2. Модернизированный двухрядный, четырёхтактный, 1000-сильный двигатель с водным охлаждением получил индекс ДТН-10. Танк так же получил новую в танкостроении гидромеханическую трансмиссию, механик-водитель так же получил новое управление танком по штурвальному принципу, а не рычажному, что и сейчас можно встретить на многих тракторах гусеничного типа, как советского, так и российского производства завода ЧТЗ.

Ходовая часть получила катки куда большого диаметра, гидропневматическую подвеску и механизм гидравлического натяжения гусениц, так необходимого для преодоления препятствий и движению по сложной пересечённой местности.

На испытательном полигоне конкурсный танк показал отличные манёвренные качества и удобное управление, а его конструктивные решения делали этот танк одним из самых лучших. Среди представленных на полигоне образцов техники среди специалистов многие видели перспективу новой разработки Челябинского конструкторского бюро.

Но, увы, так сложилась история, что на смотре 1960 года, большим любителем ракетной техники и ярым ненавистником танковой техники Н.С.Хрущёвым все танки-конкурсанты были признаны не соответствующими его запросам. И так и остались конкурсанты танками с индексами «Объект». Так же последовал запрет на все виды исследовательских и конструкторских работ по тяжёлым танкам, что было явной и большой ошибкой, по мнению ряда военных специалистов. Однако стоить заметить, что необходимость в замене Т-10 Никита Сергеевич всё-таки видел и настоял, чтобы быстрее был запущен в серию Т-10М.

Несмотря на грустную историю этого удивительного танка «Объект 770», его разработка не прошла даром для советского танкостроения в дальнейшем. Стоить заметить, что некоторые решения по стабилизации выстрела и системы досыла снаряда, применение прицела-дальномера, механизма натяжения гусениц, трансмиссии нашли своё применение и в танках более позднего периода, как очень удачные.

Сейчас можно строить лишь предположения о возможной судьбе советского и ныне российского танкостроения в том случае, если бы Никита Сергеевич был менее прохладным к танкам. Можно предположить точно, что отечественное танкостроение и СА увидело бы не мало новых, удивительных танков, обладающих уникальными тактико-техническими характеристиками, которые изменили бы облик и нынешней Российской Армии. Сейчас единственный построенный экземпляр «Объекта 770» можно встретить в Танковом музее г. Кубинка.

Основные характеристики:
Масса танка — 55 т
Экипаж — 4 человека
Габариты:
— длина с орудием — 11333 мм
— длина без орудия — 7280 мм
— ширина танка — 3400 мм
— высота танка — 2420 мм
— клиренс — 430 мм
Броня, лоб корпуса — до 138 мм, лоб башни — до 290 мм
Вооружение – 130-мм орудие М-65 со скорострельностью 4-5 выстр/мин., 14,5-мм пулемет КПВТ.
Боезапас — 26 шт. 130 мм и 250 шт. 14,5 мм
Силовая установка — двигатель дизельный ДТН-10
Мощность двигателя — 1000 л.с.
Максимально-возможная скорость по шоссе — до 55 км/ч
Запас хода — 250 км
Преодолеваемые препятствия:
— брод — 1 м
— максимальный угол подъема — 35 градусов
Давление на грунт — 0,795 кг/см2
Радиостанция — Р-113.

/Фалалеев И.В., специально для «Армейского Вестника»/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. кот-333

    Интересно, а на каких Советских танках в 50-х стояли гладкие стволы?