В российских войсках некому исполнять приказ министра обороны С.Шойгу, забравшего техобслуживание военной техники у структур «Оборонсервиса». Командование Южного военного округа (ЮВО) пообещало большие трудности в связи с возвращением армии функций ремонта и обслуживания вооружений и военной техники. Один из представителей командования, знакомый с ситуацией, сообщил «Известиям», что негативный прогноз был описан в предложениях Главному автобронетанковому управлению (ГАБТУ) Минобороны, касающихся организации работы ремонтно-восстановительных органов.
«В конце января ГАБТУ затребовало предложения во всех округах в связи с тем, что министр Сергей Шойгу принял решение забрать мелкий ремонт и текущее обслуживание техники из ведения холдинга «Оборонсервис» обратно в армию», — пояснил источник.
Пессимизм штаба ЮВО подкрепляется следующими цифрами. В войсках округа имеется около 3 тыс. единиц бронетехники — танков, БМП, боевых разведывательных машин и др. Батальоны и бригады материально-технического обеспечения укомплектованы в среднем на 80%, говорит собеседник, в них не более 5% личного состава имеют хоть какой-то опыт, пройдя курсы обучения по ремонту бронетанковой техники.
«Все они «контрабасы», то есть военнослужащие по контракту. По нашим данным, только 1% личного состава ремонтных органов может провести относительно сложный ремонт электрики, систем связи и управления, стабилизаторов. Остальные обучены лишь махать кувалдой, и то плохо. Вряд ли в других округах принципиально иная картина», — сказал офицер. Он добавил, что каждый хоть плохонький, но специалист-техник ценится командованием на вес золота, и ему прощают многие нарушения воинской дисциплины.
Министр обороны Сергей Шойгу в начале февраля рассказал о планах восстановить в армии функции мелкого ремонта и текущего обслуживания, а ранее, в декабре прошлого года, заявлял о том, что ремонтом техники будут заниматься ее изготовители, а не структуры холдинга «Оборонсервис».
«Известия» выяснили, что для обеспечения решений Сергея Шойгу Минобороны не только затребовало в округах предложения по организации работы ремонтно-восстановительных органов, но и подготовило директиву о возвращении должностей заместителей командиров батальонов и бригад по технической части (зампотехов). Они должны появиться уже в мае этого года.
Офицер управления кадров одного из военных округов заявил, что комплектовать новые должности некем. «До реформы зампотехами назначали выпускников профильных военных вузов, например Омского танко-технического или Ярославского военно-автомобильного институтов. Затем большинство уволились или были назначены на командные должности. Многие не соглашаются уйти с нынешних должностей», — говорит он.
С теми, кто пошел на повышение, все понятно, а если на равнозначной должности, то служба зампотеха батальона гораздо более хлопотная, чем командира роты, продолжил собеседник. По его данным, только около 5% тех офицеров, кто сейчас находится за штатом, согласились перейти на должности зампотехов.
«Главное управление кадров Минобороны пока не рассылало официальных документов по данному вопросу. Но совсем нетрудно догадаться, что будет: будут назначать на эти должности всех, кто согласится, и выпускников военных вузов 2013 года», — спрогнозировал кадровик.
«До нас было доведено, что рембаты займутся не только мелким и текущим ремонтом, но и номерными видами техобслуживания — ТО-1 и ТО-2. Этим всегда занимались прапорщики и старшины-контрактники, профи. В 2009 году прапорщиков выгнали из армии или перевели на другие должности. Вряд ли удастся быстро сформировать качественный состав рембатов», — сомневается представитель штаба ЮВО.
Танковый эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский считает, что армия должна ремонтировать свою технику. «Работы будут вестись под руководством специалистов региональных центров, они помогут разобраться на первых порах. А в целом мы наконец выходим на современный уровень поддержания бронетехники в рабочем состоянии», — заявил он.
По словам Мураховского, в странах НАТО ремонт тоже производится войсками, но у них профессиональные армии и уровень подготовки специалистов выше, чем у российских солдат-срочников.
/Алексей Михайлов, izvestia.ru/
Я думал, что только в Уссурийске такое творится, а оказывается по всей стране. Машины семидесятых годов выпуска, и ремонтируют их лейтенанты за свои деньги, запчасти покупают в розничной торговле. И как может человек отремонтировать ЗИЛ 131, если он до этого знал машины как пассажир?! Мне страшно за страну, а если завтра война, а техника во всех частях процентов на 50 невыездная, но покрашенная и стоит красиво по ниточке?!
А чему удивляться, и до пресловутой реформы в технике рубило процентов 5 — 10 личного состава, я имею ввиду глобикие знания в ремонте и настройке регулировке, а не тупо замене узлов агрегатов, а сейчас всех грамотных технарей с опытом уволили нахрен в запас и пытаются отважно и самоотвержено решать вопросы тех обеспечения при этом абсолютно не имея понятия о тех обеспечении, я пока сидел в распоряжении такого дурдома насмотрелся волосы дыбом встают по всему телу от таких командиров и технарей, сейчас уволен и сижу в запасе на пенсии уже более 1,5 лет , так так называемый новый облик до сих пор звонит и просит совета и помощи в ремонте ВВТ.
Чтобы не говорили, главное это люди, вернее это специалисты. Ничего в один день не делается. Для хороших дел нужны хорошие специалисты. Армия сейчас оснащается современной достаточно сложной техникой, которая выпускается на конкретных производствах и в нужном количестве. Для ее обслуживания – этого количества, необходимы, в почти равном количестве, специалисты и не теоретики, а практики, тем более наемные исполнители, которые в бой не пойдут. Это значит, что в других и многих городах, должны быть производства, технический уровень которых соответствует уровню завода, выпускающего упомянутую военную технику. Тогда призванные в армию молодые или сверхсрочники специалисты смогут квалифицировано управлять этой новой техникой, обслуживать ее и поддерживать в рабочем состоянии. Но где и когда будут созданы такие производства такого уровня? Нужно помнить, что без специалистов техника мертва. А для подготовки специалиста необходимо время и соответствующие условия. Это школа, ПТУ, институт и преемственность, т.е. время для систематической работы, для которой должны быть созданы необходимые условия на месте проживания и работы будущего специалиста.