Главная Аналитические статьи и мнения

Ядерная стратегия Великобритании

0
927

С началом нынешнего десятилетия в кабинете министров Великобритании, возглавляемом консерватором Дэвидом Кэмероном, идут острые дебаты в отношении выработки новых подходов к ядерной политике, которая наиболее полно удовлетворяла бы интересы национальной безопасности при минимизации затрат на поддержание и развитие британских ядерных сил. Представляется интересным проанализировать факторы, определяющие ядерную политику Великобритании, и оценить ее ядерную доктрину, структуру ядерных сил и программу их модернизации.

Факторы

С самого начала ядерная политика Великобритании опиралась на два тесно связанных фактора: интересы национальной безопасности и настойчивое стремление руководства страны сохранить широкое международное влияние. При этом поддержание баланса между независимостью проводимой Лондоном ядерной политики и взаимозависимыми англо-американскими отношениями стало определяющей и характерной для Соединенного Королевства чертой его позиции в качестве ядерной державы.

Здесь следует заметить, что уникальное англо-американское сотрудничество в ядерной области налаживалось не без трений. Начало этому сотрудничеству было положено подписанием президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем 19 августа 1943 года в городе Квебеке (Канада) секретного соглашения о сотрудничестве двух стран в создании ядерного оружия. Это соглашение позволило британским ученым принять непосредственное участие в реализации начатого в США в 1942 году так называемого Манхэттенского проекта (программа создания ядерного оружия).

После окончания Второй мировой войны на состоявшейся в ноябре 1945-го вашингтонской встрече руководителей США, Великобритании и Канады, на которой обсуждалась идея установления международного контроля над атомной энергией с последующей передачей этой проблематики в ООН, США и Великобритания подписали секретный меморандум о полном и эффективном сотрудничестве в ядерной области.

Однако вскоре американцы спохватились и дезавуировали эту договоренность, а летом 1946-го конгресс США принял Закон об атомной энергии (закон Макмагона), вступивший в силу 1 января 1947 года, который установил запрет на передачу информации по атомной энергии кому бы то ни было.

Этот шаг Вашингтона, расцененный Лондоном как недружественный, вынудил британское правительство во главе с лейбористом Клементом Эттли принять в январе 1947 года решение о создании национального ядерного оружия. Куратором программы создания национального ядерного оружия (проект «Исследования взрывов большой мощности») был назначен известный британский ученый-физик Уильям Пенни, а сам атомный проект реализовался под контролем специально созданного Агентства по исследованиям в области ядерной энергии (в 1954-м переименовано в Агентство ядерной энергии Великобритании – UKAEA). Первоначально работы по созданию ядерного оружия велись в городе Форт-Хэлстиде, а с 1950 года – в Олдермастоне и Бергфилде (оба города в графстве Беркшир).

Возобновлению прерванного ядерного сотрудничества между Великобританией и США способствовало подписанное ими в 1955 году Соглашение о сотрудничестве в области информации по атомной тематике для взаимных целей обороны. Но это соглашение носило локальный характер, поскольку оно находилось под воздействием закона Макмагона и рассматривалось британцами как ущербное и малоэффективное.

Лишь после того как в начале 1958-го по инициативе администрации президента США Дуайта Эйзенхауэра конгресс внес изменения в закон Макмагона, которые сняли ограничения в отношении ядерного сотрудничества США с Великобританией, появилась возможность для беспрецедентного расширения и углубления сотрудничества этих стран в ядерной области. В этом же году было разработано и подписано новое Соглашение между США и Великобританией о взаимной обороне.

Дальнейшее развитие англо-американское сотрудничество в сфере ядерных вооружений получило после достигнутых в декабре 1962 года в городе Ниссау (Багамские острова) договоренностей президента США Джона Кеннеди и премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана о передаче Соединенными Штатами Великобритании баллистических ракет морского базирования «Поларис» для оснащения ими британских атомных подводных лодок класса «Резолюшн».

При этом было обусловлено, что британцы будут разрабатывать собственные ядерные боеголовки для этих ракет в сотрудничестве с американцами. Взамен Вашингтон получил право создать базу для подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), а также пользоваться британскими военными базами, расположенными в различных регионах земного шара (например на острове Диего-Гарсия в Индийском океане).

Практика оснащения британских ПЛАРБ американскими БРПЛ была закреплена англо-американским соглашением 1979 года, которое предусмотрело поставку Соединенными Штатами Великобритании баллистических ракет морского базирования «Трайдент-2» для оснащения ими новых британских ПЛАРБ класса «Вэнгард». Причем переданные Соединенному Королевству ракеты «Трайдент-2» являются частью общего с США ракетного пула и проходят техобслуживание на базе ВМС США «Кингс Бэй» (штат Джорджия).

В ноябре 2010 года Великобритания расширила свое ядерное сотрудничество, подписав с Францией двусторонние соглашения об обороне и сотрудничестве в ядерной сфере.

Ко всему сказанному выше необходимо добавить следующее. Хотя Великобритания и сохраняет статус независимой ядерной державы, она привязана к вопросам применения ядерного оружия через Группу ядерного планирования НАТО, а ее ядерные силы включены в американский оперативный план поражения стратегических целей (OPLAN). Это также оказывает существенное влияние на формирование ядерной политики Великобритании.

Доктрина и структура

В своей ядерной доктрине Великобритания придерживается принципа осуществления минимального ядерного сдерживания с возможностью избирательного применения ядерного оружия в рамках так называемой субстратегической боевой задачи. В лексиконе британского военно-политического руководства даже появилось специальное понятие «субстратегический удар», было дано и его пояснение: «Субстратегический удар представляет собой ограниченное и исключительно выборочное применение ядерного оружия.

Такой удар уступает стратегическому, но уровень его мощности достаточен, чтобы убедить недооценившего нашу решимость и напавшего на нас агрессора, что ему следует прекратить агрессию и отступить, или он предстанет перед перспективой опустошительного ядерного удара».

Возможность осуществления субстратегического удара британские морские стратегические ядерные силы (МСЯС) обрели после реализации в 90-х годах второго этапа их модернизации с переоснащением на ракетную систему «Трайдент-2». Принятие на вооружение этой ракетной системы, обладающей высокой точностью (КВО составляет ~170 метров), позволило перейти от ранее существовавшей концепции массированного ядерного удара по городам (противоценностный удар) к более гибкому многовариантному применению ядерных сил.

Ныне силы ядерного сдерживания Великобритании состоят исключительно из морского компонента: четырех ПЛАРБ класса «Вэнгард», баллистических ракет морского базирования «Трайдент-2», боеголовок к ним и инфраструктуры поддержки.

Головная лодка «Вэнгард» введена в строй в 1994 году, вторая – в 1995-м, третья – в 1998-м, четвертая – в 2001-м. Установленный срок их службы составляет 30 лет. На каждой лодке имеется ракетный отсек с 16 пусковыми шахтами. Эти ПЛ входят в состав 1-й эскадры атомных ракетных подводных лодок, приписанной к военно-морской базе «Клайд» (Шотландия).

Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет «Трайдент-2», но для оперативного развертывания выделяется боекомплект из 48 штук. Номинально на каждой может размещаться до восьми ядерных боеголовок, однако еще на этапе выработки Лондоном решения о принятии на вооружение ракетной системы «Трайдент-2» было определено, что количество боеголовок на ракете не превысит шести.

В настоящее время на каждую развернутую ракету устанавливается не более трех боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой, которая может иметь пониженную взрывную мощность. Максимальная дальность стрельбы ракеты зависит от количества установленных на ней боеголовок и составляет с тремя боеголовками – до 10.500 километров, с одной боеголовкой – до 11.500 км.

На вооружении МСЯС Великобритании находятся ядерные боеголовки собственного производства. Но при этом корпуса их производятся в США (они идентичны корпусам американских боеголовок Mk4), а ядерные заряды изготовлены в Великобритании. По своим массогабаритным характеристикам эти ядерные заряды сходны с американским ядерным зарядом W76, которым снаряжались боеголовки БРПЛ «Трайдент-1». Их мощность – 100–150 килотонн, но предусмотрена возможность подрыва на пониженной мощности. По оценке, общие запасы ядерных боеголовок составляют порядка 500 единиц. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.

В соответствии со стратегией, известной как постоянное сдерживание со стороны моря, в каждый данный момент на боевом патрулировании в Северо-Восточной Атлантике находится одна британская ПЛАРБ. Вторая и третья ПЛАРБ могут выйти в море по тревоге. Однако в британских запасах нет достаточного количества ракет «Трайдент-2» для того, чтобы одновременно вооружить и четвертую ПЛАРБ. К тому же следует иметь в виду, что одна из четырех ПЛАРБ, как правило, находится на капитальном ремонте (его продолжительность может составлять от полутора до двух лет).

Ракеты, размещенные на ПЛАРБ, осуществляющие боевое патрулирование, вообще не нацелены на какой-либо определенный объект, а сроки уведомления об открытии огня измеряются сутками.

Программа усовершенствования

Впервые вопрос о третьем этапе модернизации британских МСЯС был поднят в декабре 2006 года тогдашним премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Выступая в парламенте, он подчеркнул, что было бы неразумно и даже опасно для Британии отказаться от ядерного оружия как такового, и предложил парламентариям план, предусматривающий выделение в течение ближайших лет 14 миллиардов фунтов стерлингов на полное обновление носителей ядерного оружия – атомных подводных лодок. При этом Тони Блэр заметил, что не исключается вариант сокращения ПЛ с четырех до трех.

Более детальный план обновления МСЯС был обнародован в октябре 2010 года в опубликованном Министерством обороны новом «Стратегическом обзоре обороны и безопасности» (предыдущий аналогичный документ издан в 1998-м). В «Стратегическом обзоре» коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов подтвердило приверженность инициированному предыдущим лейбористским правительством курсу развития базирующихся на подводных лодках сил ядерного сдерживания. Предусматривается обновить существующую ракетную систему «Трайдент», заменив подводные лодки класса «Вэнгард» на новые и оснастив их модифицированными ракетами «Трайдент-2» (версия D5LE), разрабатываемыми в США.

В целях экономии финансовых ресурсов новые подлодки будут иметь меньший ракетный отсек, оборудованный 12 пусковыми шахтами, по сравнению с ракетным отсеком ПЛАРБ класса «Вэнгард», у которого 16 пусковых шахт. Причем при нормальных обстоятельствах функциональными будут лишь восемь пусковых шахт. Максимальное количество ядерных боеголовок, находящихся на каждой подлодке, сократится с 48 до 40 единиц. Это позволит уменьшить общее количество оперативно развертываемых боеголовок со 160 до 120, что в свою очередь понизит их активный запас с 225 до 180 единиц.

Оглашая результаты «Стратегического обзора», британский премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал, что в свете текущего бюджетного кризиса правительство отложит принятие магистрального решения относительно подробных планов закупок, конструкции и числа подводных лодок примерно до 2016 года. Дело в том, что в 2015-м в Великобритании пройдут очередные всеобщие выборы, по результатам которых будет создано новое правительство.

Очевидно, что нынешнее правительство отложило принятие решения до 2016 года из-за опасений брать на себя ответственность за будущие расходы, обусловленные строительством новых ПЛАРБ. Как представляется, вопрос о модернизации МСЯС не станет ключевым на предстоящих всеобщих выборах, но он может оказать определенное влияние на настроение избирателей.

Возникшая пауза с принятием решения о начале строительства новых ПЛАРБ означает, что первая такая лодка будет введена в строй не ранее 2028 года, а может быть, и в 2029-м. Установленный же срок службы первой подлодки класса «Вэнгард» заканчивается в 2024 году. Следовательно, для сохранения действенности стратегии постоянного сдерживания со стороны моря, которой привержены британцы, придется продлевать на четыре-пять лет сроки службы ПЛАРБ класса «Вэнгард».

По оценке британского правительства, дополнительные затраты на содержание этих субмарин до 2028–2029 годов составят 1,2–1,4 млрд. фунтов стерлингов, а программа модернизации британских МСЯС будет стоить не менее 20 млрд. фунтов стерлингов (в ценах 2010 года).

Что касается существующих ядерных боеголовок, то они, как официально заявлено, могут оставаться на вооружении до конца 2030-х годов. Вместе с тем нельзя исключать, что при развертывании новых британских ПЛАРБ с оснащением их модифицированными ракетами «Трайдент-2» на эти ракеты будут устанавливаться ядерные боеголовки Mk4A – модернизированная версия, производимая в настоящее время в США для замены боеголовок Mk4. По мнению должностных лиц Министерств обороны Великобритании и США, модернизированные боеголовки Mk4A способны повысить эффективность британских МСЯС.

Теперь следует указать на одно обстоятельство, которое может существенно изменить изложенные выше планы модернизации ядерных сил Великобритании. Дело в том, что после опубликования «Стратегического обзора» имеющиеся в коалиционном правительстве разногласия между лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном и главой Либерально-демократической партии Ником Клеггом (с мая 2010-го он является заместителем премьер-министра) в отношении подходов к модернизации ядерных сил не исчезли.

Это нашло отражение в совместном заявлении этих партийных лидеров, сделанном в мае 2011 года, в котором они объявили о проведении специального исследования альтернативных возможностей обновления ядерных сил, что позволит дать ответы на три следующих вопроса:
— есть ли надежная альтернатива сдерживанию, основанному на подводном стратегическом флоте;
— есть ли надежная альтернатива текущим планам модернизации ядерных сил, например использование многоцелевых ПЛА класса «Эстьют» с крылатыми ракетами в ядерном оснащении;
— есть ли альтернатива стратегии постоянного сдерживания со стороны моря.

В ходе исследования предусмотрено изучить вопросы выполнимости, стоимости, последствий для оборонно-промышленного комплекса и оценить возможные риски, связанные с альтернативными путями обновления ядерных сил.

Контракты

Несмотря на то, что к настоящему времени нет окончательного правительственного решения в отношении планов обновления британских ядерных сил, Министерство обороны Великобритании уже начало финансирование отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по конструированию ПЛАРБ нового поколения.

Так, известно, что в 2011 году Министерства обороны США и Великобритании совместно проплатили НИОКР по разработке унифицированного ракетного отсека CMC (Common Missile Compartment) для перспективных ПЛАРБ, которые заменят подводные лодки «Огайо» и «Вэнгард». При этом если для американской субмарины предусмотрено четыре модуля с четырьмя пусковыми шахтами для модифицированных ракет «Трайдент-2», то для британской – три таких модуля.

В мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что Министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью 347 миллионов фунтов стерлингов на проектирование ПЛАРБ нового поколения (этому проекту присвоено наименование «Саксессор»).

Основной контракт достался компании BAE Systems (328 миллионов фунтов стерлингов). Babcock, участвующая в разработке вспомогательного оборудования, получит 15 миллионов фунтов стерлингов, а компания Rolls-Royce, которой поручена разработка ядерного реактора, – 4 миллиона фунтов стерлингов.

Вместе с тем сомнительно, что британцам удастся реализовать в намеченные сроки программу модернизации своих ядерных сил. Сделать это в условиях, когда, по оценке британского правительства, в оборонном бюджете Великобритании до 2020 года будет существовать «черная дыра» в 38 млрд. фунтов стерлингов, что составляет примерно годовой бюджет Министерства обороны, вряд ли представится возможным. Но, как говорится, поживем – увидим.

/Виктор Есин, генерал-полковник, профессор Академии военных наук РФ, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ