Многочисленные сокращения боевого и численного состава российских Вооруженных Сил привели к снижению их возможностей по решению задач обеспечения военной безопасности государства. Наиболее сильно эти процессы затронули Военно-морской флот. Отсутствие достаточного финансирования, требуемого судоремонта и необходимых объемов материально-технического обеспечения вынудило руководство ВМФ идти на глубокие сокращения корабельного состава. Не избежал подобной участи и Северный флот.
По мнению ряда экспертов, продолжает нарастать вероятность возникновения мировой войны, которая, безусловно, не обойдет стороной и Россию. Помимо локальных военных угроз на юго-западном и южном направлениях всё более явно проявляется нарастание напряженности, в том числе и военной, в зоне Северного Ледовитого океана. Это связано, прежде всего, с начавшимся активным переделом сфер влияния на шельфе, возможностью организации круглогодичной навигации по Северному морскому пути из-за глобального потепления и сокращения площади ледяного покрова. В связи с этим районы Баренцева, Норвежского и Гренландского морей могут стать ареной активных боевых действий.
Северный флот обязан надёжно защищать интересы страны в Арктике
В этих условиях возрастает значение Северного флота как важнейшего инструмента защиты российских интересов в Арктической зоне, а также в оперативно-важных районах Атлантики и Средиземного моря. Сможет ли это оперативно-стратегическое объединение ВМФ решать возлагаемые на него задачи, включая сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении России с северного направления?
Что осталось
Для ответа на поставленный вопрос необходимо проанализировать боевой состав Северного флота. Согласно данным открытых источников по состоянию на начало 2013 года в состав Северного флота входят 43 подводные лодки и 41 надводный корабль. Морская авиация представлена 57 самолетами и 62 вертолетами различного назначения.
Основу подводных сил составляют следующие подлодки:
— 9 ракетных стратегического назначения (три проекта 941 «Акула» и шесть проекта 667БДРМ «Дельфин»);
— 3 ракетные с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949А «Антей»;
— 14 многоцелевых атомных (шесть проекта 971 «Щука-Б», четыре проекта 945/945А «Барракуда/Кондор», четыре проекта 671РТМК «Щука»);
— 7 дизель-электрических проекта 877 «Палтус».
В состав надводных сил входят:
— тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР), а фактически средний авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435;
— 2 тяжелых атомных ракетных крейсера (ТАРК) проекта 11442 «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий»;
— ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов»;
— 5 больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155;
— 2 эсминца проекта 956;
— 3 малых ракетных корабля проектов 12341 и 12347;
— 6 малых противолодочных кораблей проекта 1124М;
— 3 морских и 7 базовых и рейдовых тральщиков;
— 4 больших десантных корабля проекта 775.
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Самолетный парк морской авиации состоит из:
— 22 корабельных истребителей Су-33;
— 12 корабельных учебно-боевых штурмовиков;
— 5 дальних самолетов-разведчиков Ту-22МР;
— 3 дальних противолодочных самолетов Ту-142М;
— 10 противолодочных самолетов Ил-38;
— 4 самолетов-ретрансляторов Ту-142МР.
В числе важнейших компонентов вертолётного парка следует назвать:
— 20 корабельных противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ;
— 2 вертолета радиолокационного дозора Ка-31;
— 16 транспортно-боевых вертолетов Ка-29;
— 24 многоцелевых вертолета Ми-8.
По оценкам военных экспертов, от 40 до 70 процентов корабельного состава нуждается в ремонте (текущем, среднем или капительном) и для решения задач по предназначению негодны или годны ограниченно.
Анализ походов кораблей Северного флота позволяет предположить, что к числу безусловно боеготовых кораблей дальней морской и океанской зоны можно отнести лишь ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ТАРК «Петр Великий» и до двух БПК проекта 1155.
В ближней морской зоне могут быть готовы к боевому применению до двух малых ракетных кораблей, до трех малых противолодочных кораблей, до пяти тральщиков и до двух больших десантных кораблей. Количество боеготовых подводных лодок можно оценить следующим образом: одна ПЛАРК, до четырех многоцелевых АПЛ и до трех неатомных ПЛ.
По аналогии с состоянием самолетного и вертолетного парка ВВС и армейской авиации количество исправной авиатехники в составе Северного флота можно оценить следующим образом: до 12 самолетов Су-33, до пяти корабельных учебно-боевых штурмовиков, до трех дальних самолетов-разведчиков Ту-22МР, до двух дальних противолодочных самолетов Ту-142М, до пяти противолодочных самолетов Ил-38, до двух самолетов-ретрансляторов Ту-142МР, до десяти корабельных противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ, один вертолет радиолокационного дозора Ка-31, до восьми транспортно-боевых вертолетов Ка-29 и до 14 многоцелевых вертолетов Ми-8.
С началом военных действий данное объединение ВМФ будет взаимодействовать с 21-м корпусом ПВО, который в общей системе противовоздушной обороны станет прикрывать базы, пункты базирования и силы флота в своей зоне ответственности (в состав корпуса входят два полка истребительной авиации – до 60 самолетов, в том числе до 40 исправных, и три зенитных ракетных полка С-300П).
Для решения задач борьбы с крупными надводными группировками вероятного противника флот может быть поддержан силами дальней авиации, которая способна выделить для этого ранее входившие в его состав самолеты Ту-22М3 в количестве до 20 единиц.
Мирные возможности
Проведенный анализ корабельного состава Северного флота показывает, что с учетом коэффициента оперативного напряжения мирного времени (по опыту советского ВМФ – 0,25) это объединение будет способно осуществить для проведения акций в поддержку внешнеполитической деятельности России и реализации ее международных обязательств (в частности по борьбе с пиратством) один поход в год корабельной группы в составе от трех до четырех боевых и вспомогательных кораблей во главе с ТАВКР или ТАРК и один поход в год одного большого противолодочного корабля с одним-двумя вспомогательными судами.
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) проекта 11442 «Пётр Великий»
Для поддержания благоприятного оперативного режима в ближней морской зоне могут быть выполнены до пяти выходов корабельных групп из двух-трех малых противолодочных кораблей или тральщиков. Одновременно в море могут находиться одна многоцелевая атомная и одна неатомная подводные лодки.
Анализ международных событий последних лет показывает, что реальные потребности существенно больше. Фактически только для демонстрации поддержки законного правительства Сирии России целесообразно было бы держать вблизи берегов этой страны на постоянной основе корабельную группировку численностью от четырех до восьми боевых и от двух до четырех вспомогательных судов.
Такая мощная группа российских кораблей самим фактом своего присутствия могла бы предотвратить открытую военную агрессию НАТО против Ливии, в результате которой Российская Федерация потеряла в этой стране контрактов более чем на 20 миллиардов долларов.
Нуждаются в постоянной охране боевыми кораблями России и ее рыболовные суда, которые уже неоднократно захватывались силами флота и береговой охраны Норвегии.
Таким образом, по самым скромным подсчетам, потребности обеспечения внешнеполитической деятельности нашей страны и реализации ее международных обязательств требуют увеличения в три-четыре раза объемов российского военно-морского присутствия в океанах и морях, входящих в операционную зону Северного флота.
То есть данное объединение ВМФ (Северный флот) в его теперешнем состоянии способно обеспечить решение возлагаемых на него задач мирного времени лишь на 25–30 процентов.
Ограниченно способен
С началом военных действий Северный флот (с учетом частичного ввода в строй кораблей, подводных лодок, самолетов и вертолетов, требующих ремонта) сможет сформировать:
— группировку ударных сил для борьбы с надводными соединениями противника в дальней морской зоне, максимальный состав которой тяжелый авианесущий крейсер (до 18 Су-33 и до 18 Ка-27ПЛ), до двух ракетных крейсеров, до трех больших противолодочных кораблей, до двух эсминцев, до двух ракетных подводных лодок с крылатыми ракетами, до двух многоцелевых атомных подводных лодок и до 20 самолетов дальней авиации Ту-22М3;
— группировку противолодочных сил ближней морской зоны, включающую до двух корабельных поисково-ударных групп, до пяти неатомных подводных лодок и до восьми противолодочных самолетов.
Подводный ракетоносец стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»
Для борьбы с надводными силами противника в ближней морской зоне флот сможет сформировать не более одной корабельной ударной группы из двух-трех малых ракетных кораблей.
Содействие приморскому флангу армии данное объединение ВМФ будет в состоянии оказывать силами трех-четырех десантных кораблей с батальоном морской пехоты на борту.
Этого вполне достаточно для обеспечения защиты интересов России в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях в случае возникновения желания силовым путем переделить исключительные экономические зоны у региональных государств, таких как Норвегия. Однако предположить, что эта страна, будучи членом НАТО, на такое решится самостоятельно, нельзя.
Вероятнее всего Норвегия будет действовать при поддержке Североатлантического альянса, прежде всего ВМС США, которые способны выставить против Северного флота до трех авианосных ударных групп, до трех корабельных ударных групп и до 15 атомных подводных лодок (из которых большую часть могут развернуть в Баренцевом море). Эти силы поддержит тактическая авиация с аэродромов северной Норвегии в количестве (с учетом оперативной емкости аэродромной сети) 50 и более машин. Для захвата отдельных островов группировка ВМС НАТО усилится десантным отрядом до 15 кораблей с экспедиционной бригадой морской пехоты на борту.
Атомная подлодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949А «Антей»
Если правительство России в этих условиях примет решение защищать национальные интересы военной силой, Северному флоту придется вести борьбу с этой достаточно мощной группировкой Североатлантического альянса.
Качественная оценка боевых возможностей этого объединения ВМФ РФ показывает, что имеющимися силами оно сможет в самых благоприятных условиях ослабить авианосное соединение ВМС США, выведя из строя один из трех авианосцев и потопив до трех надводных кораблей охранения, а также уничтожить до трех АПЛ в Баренцевом море. То есть задача разгрома надводной и подводной составляющих противника не решится. При этом основная часть кораблей и самолетов ударной и противолодочной группировок Северного флота будет уничтожена.
Не сможет данное объединение ВМФ РФ решить и ключевую для него задачу обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных лодок стратегического назначения (ПЛАРБ). Имеющиеся у него противолодочные силы позволяют контролировать лишь малую часть районов патрулирования ПЛАРБ и акваторий, прилегающих к районам базирования флота в Баренцевом море. Тральные силы не смогут эффективно бороться с минной опасностью даже в зоне военно-морских баз.
В итоге Северный флот будет фактически уничтожен, потеряв свое значение как оперативно-стратегическое объединение. При этом он не решит ни одной оперативно значимой задачи из-за явного недостатка сил.
После этого противник сможет без помех захватить островные зоны, вытеснить Россию из Арктического региона и наносить удары с морских направлений по объектам Вооруженных Сил и экономики нашей страны.
Проведенный анализ показывает, что в существующем составе Северный флот неспособен решать задачи защиты российских интересов и отражения военной агрессии на северном и северо-западном направлениях.
Как восстановить силы
Необходимо радикальное увеличение количества боеспособных кораблей и авиации Северного флота. В первую очередь этого можно достигнуть проведением ремонта и модернизации корабельного состава с доведением его 85–95% до боеготового состояния.
Одновременно следует наращивать численность надводных кораблей, в первую очередь ближней морской зоны, за счет специализированных и универсальных военных судов (корветов, малых ракетных кораблей, ракетных катеров, малых противолодочных кораблей и тральщиков различных классов) до 50–60 единиц и неатомных подводных лодок – до 20–25 единиц.
Не менее чем в два раза необходимо увеличить количество корабельной авиации и в три раза – противолодочной. Специфика действий самолетов дальней авиации против группировок надводных кораблей диктует целесообразность возврата в состав Северного флота морской ракетоносной авиации.
В дальнейшем следует сосредоточиться на наращивании кораблей и подводных лодок дальней морской и океанской зон. А до восстановления боевого потенциала Северного флота России при защите своих интересов в этом регионе целесообразно больше рассчитывать на дипломатию, нежели на фактор силы.
/Константин Сивков, вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, vpk-news.ru/