Явление суперкавитации интересовало ученых уже давно. В Советском Союзе была создана подводная ракета «Шквал», развивающая скорость в 360 км/ч (некоторые источники утверждают, что она способна достигать скорости в 480 км/ч). Американская организация DARPA с 2007-го года финансирует проект создания мини субмарины, способной развивать в подводном положении скорость в 100 узлов, используя для этого эффект суперкавитации.
Научно-исследовательский центр подводной войны NUWC (Naval Undersea Warfare Center) в рамках программы SUPERCAV вот уже более 10 лет проводит исследования для создания высокоскоростной суперкавитирующей подводной ракеты, способной развивать скорость более 200 узлов. Координацией разработки суперкавитационного оружия в США занимается Управления военно-морских исследований (Office of Naval Research) в Арлингтоне, штат Вирджиния. Их усилия направлены на разработку двух классов суперкавитационных технологий: снарядов и торпед.
В начале двухтысячных годов финансирование исследования суперкавитации на Западе было довольно скромным и составляло всего порядка 50 млн. долларов. Но, несмотря на это список потенциального суперкавитационного оружия, выглядит весьма внушительно. Он включает в себя подводные противоминные пули, самонаводящиеся торпеды, подводные лодки, катера.
Список стран занимающихся исследованиями в этой области также очень ограничен. В нем, безусловно, лидирует Россия, далее идут Украина (НИИ Гидродинамики в Киеве), Франция (в рамках программы Action Concertée Cavitation провела даже несколько испытаний ракет «Шквал» полученных из России), Германия и США. Китай и Иран занимаются копированием российских технологий (сообщается, что Китай приобрел 40 торпед «Шквал» в Казахстане).
Принцип почти полного исключения контакта с водой, используемый на судах на воздушной подушке, теперь используется и под водой. Движение в воде на скорости более 180 км/ч приводит к образованию кавитационного пузыря, полностью защищающего движущееся тело от контакта с водой и снижающий сопротивление воды. Это явление получило название суперкавитации (развитой кавитации).
Американский ученый Леонард Гринэр (Leonard Greiner) опубликовал сборник статей о технологии суперкавитации в 1967-ом году. Книга Гринэра нашла свой путь через «железный занавес» и использовалась советскими учеными как своего рода Библия для разработки торпед. По крайней мере, так говорится в журнале «Wunderwelten Wissen», описывающим историю разработки Barracuda. Советский ученый, инженер Михаил Меркулов начал заниматься темой суперкавитации в начале 60-х годов в Институте гидродинамики (НИИ-24) в Киеве. Несмотря на сверхсекретность проекта, информация о нем дошла до Вашингтона.
Однако, по мнению американских военных, в то время создание оружия с использованием суперкавитации являлось технически чрезвычайно сложным, они не были заинтересованы в этом проекте и были абсолютно убеждены, что советский проект обречен на неудачу. Тем временем в течение почти двадцати лет Меркулов и его коллеги работали над созданием нового оружия, и в конце 70-х годов смогли продемонстрировать руководству партии прототип ракеты «Шквал».
Меркулову удалось впервые в мире преодолеть скорость звука под водой и создать реальный образец подводной ракеты, способной развивать скорость в 200 узлов. К недостаткам «Шквала» нужно отнести невозможность управлять ракетой на траектории её движения, но этот недостаток с лихвой компенсировался установкой на «Шквал» ядерной боевой части мощностью в 150 кт в тротиловом эквиваленте. Дополнительным недостатком является относительно малый радиус действия ракеты связанный с необходимостью большого расхода энергии для создания суперкавитации.
Тем не менее, западные спецслужбы неоднократно пытались получить информацию о российском суперкавитационном оружии. Пятого апреля 2000-го года за попытку заполучить секреты «Шквала» ФСБ был арестован американский бизнесмен Эдмунд Поп. Ему грозило 20 лет тюрьмы, но в итоге, проведя в Лефортово лишь 8 месяцев, он был освобожден по указу В.Путина «из гуманитарных соображений» (он страдал от рака костей).
Немецкие ученые вплотную занялись исследованием явления суперкавитации в конце 1970-х годов. В конце 80-х годов компания Diehl BTG Defence начала разработку первого прототипа подводной ракеты Barracuda. Десятилетие спустя Diehl Defence провела успешные испытания Barracuda (не путать с торпедами Barracuda Мк50 и Barracuda GWS.63) на полигоне WTD 52 (Bundeswehr Technical Center for Protective and Special Technologies) в Oberjettenberg. Ракета была создана немецкими компаниями Diehl BGT Defence и Altas Elektronik в рамках демонстрационной программы суперкавитационных подводных ракет, предназначенных для защиты от существующих и перспективных торпед и для поражения подводных лодок.
Barracuda оснащена твердотопливным ракетным двигателем, инерционный системой навигации, блоком самонаведения, поворотным носом конусообразной формы. Ракетный двигатель обеспечивает Barracuda подводной скоростью в 800 км/ч (по заявлению разработчиков). Отличительной особенностью ракеты Barracuda является управление по данным инерциальной системы созданной с использованием волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения, антенная решётка которой размещена в коническом обтекателе, также выполняющем роль рулевого устройства ракеты.
Во время подводного движения Barracuda находится в воздушном пузыре (так называемом кавитационном пузыре), что значительно уменьшает сопротивление воды и позволяет развивать высокую скорость. На сегодняшний день были изготовлены и испытаны несколько опытных образцов подводной ракеты. Во время этих испытаний они успешно продемонстрировали «стабильные прямые и изогнутые траектории движения». Предполагается оснастить ракето-торпедой Barracuda как подводные лодки, так и надводные корабли.
Подводная ракета Barracuda впервые была представлена 17-20 мая 2005-го года на выставке IMDEX в Сингапуре. Разумеется, разработчики хвастатают, что Barracuda по своим возможностям не имеет себе равных в мире, и что они как минимум на 10 лет опередили своих американских коллег. На этой выставке они не забыли вновь упомянуть, что новая немецкая подводная ракета Barracuda быстрее, маневреннее и точнее «Шквала» и, благодаря уникальной системе самонаведения, она способна перехватывать «Шквал» и другие высокоскоростные торпеды.
По неподтвержденным данным, общая масса Barracuda составляет 110 кг, длина 2300 мм, калибр 160 мм, масса ВВ 10 кг, дальность хода 1000 м, при максимальной скорости хода время полной циркуляции составляет 3,6 секунды, диаметр циркуляции 120 м.
В статье немецкого журнала Europaeische Sicherheitit, описывающей создание Барракуды американский военный эксперт Роберт Кулинский отмечает: «Мы находимся сегодня там, где когда-то были авиационные конструкторы после первого полета братьев Райт … на переднем крае грядущей революции». По мнению авторов журнала, «Шквал», являющийся первым современным вооружением с использованием технологий суперкавитации, возможно, является крупнейшим прорывом в подводной войне с момента изобретения самой подводной лодки.
Также, по мнению экспертов, «Шквалу» совсем нет необходимости нести какую-либо боеголовку, так как кинетической энергии торпеды может оказаться достаточно для того, чтобы потопить подводную лодку. Если первая версия «Шквала» была неуправляемой, то предполагается, что «Шквал-2» имеет гораздо большую скорость (оптимисты утверждают, что порядка 720 км/ч), значительно большую дальность, и самое главное она является управляемой.
/По материалам topwar.ru/
Э… «Также, по мнению экспертов, «Шквалу» совсем нет необходимости нести какую-либо боеголовку, так как кинетической энергии торпеды может оказаться достаточно для того, чтобы потопить подводную лодку.»
Вообще-то, «Шквал» создавался, чтобы 1 ударом потопить всю авианесущую ударную морскую группировку потенциального противника.