Национальный японский способ истребления танков — поднести вручную артиллерийский снаряд и ударить им по броне. «Отсутствие оружия не является оправданием поражения», — сказал генерал-лейтенант Мутагучи. На Сайпане японцы шли в последний бой, поддерживая под руки калек, которых подняли для почетной смерти в бою. 300 лежачих закололи заранее.
25-летний Хаджиме Фуджи одним из первых прибежал записываться в камикадзе, но неожиданно получил штамп «Отказано» в связи с наличием семьи. Вернувшись домой, он поведал о своем горе жене. Благоверная восприняла это как руководство к действию и той же ночью заколола себя и своих годовалых детей, прошептав напоследок: «Иди. Я больше для тебя не помеха». История умалчивает, что потом случилось с Хаджиме Фуджи, но японское командование засекретило тот случай, во избежание многочисленных рецидивов.
Сбитые и оказавшиеся в воде японские пилоты бросали гранаты в шлюпки американских спасателей, известен случай, когда очнувшийся после операции японский солдат первым делом убил склонившегося над ним врача.
С момента поражения монголов в XIII веке на священную землю Японии ни разу не ступала нога захватчиков. И если в этот раз поражение неизбежно – японская нация умрет вместе со своей страной, превратившись в миф о гордом народе, который погиб непобежденным.
Улицы японских городов наполнились ликованием – повсюду раскачивались на ветру лозунги «Итиоку гёкусай» (100 миллионов погибают вместе славной смертью) и «Итиоку итиган» (100 миллионов, как одна пуля). К октябрю 1944 года правительство Японии подготовило детально оформленный план самоубийства всей нации, под названием «Сё-Го». Если быть до конца честными и справедливыми, то этот бредовый документ за подписью Императора должен демонстрироваться рядом с мемориалом жертв атомной бомбардировки в Хиросиме.
«Раз в стране не хватает продовольствия, и ее территория превращается в поле сражения, необходимо уничтожить всех стариков, детей, больных и слабых. Они не годны для смерти вместе с Японией», – предложил командующий военным округом Тюбу. «Пожертвовав жизнями 20 миллионов японцев в специальных атаках, мы, безусловно, достигнем победы», – оптимистично заявил зам. начальника главного морского штаба адмирал Ониси.
Ветер отчаяния
С военной точки зрения, исход войны на Тихом океане был предрешен уже в июне 1942 года, когда на подступах к атоллу Мидуэй погибла японская эскадра из 4 авианосцев. Ощутившие пьянящий вкус победы, американцы стали с утроенной силой ломать японский оборонительный периметр на островах Тихого океана – война, к ужасу японского руководства, превращалась в затяжной конфликт с предсказуемым концом. Япония, ввиду недостатка ресурсов, была обречена на поражение.
С точки зрения здравого смысла, настало время закончить бессмысленную бойню. Но остановить запущенный механизм войны было невозможно – 1943-1944 год — американцы методично «перемалывали» японские подразделения. С теми, кто пытался оказать сопротивление, не церемонились – подгоняли к берегу дюжину линкоров и авианосцев, и обрушивали на головы несчастных самураев многодневный непрекращающийся свинцовый дождь.
Ворвавшиеся на атолл Кваджалейн бравые американские морпехи не обнаружили на острове ни одного целого дерева, а из дымящихся воронок на них печально смотрели случайно выжившие японские солдаты – оглохшие и потерявшие рассудок от двухнедельной артподготовки. Находившийся на борту линкора «Норт Кэролайн» во время бомбардировки Кваджалейна британский эксперт коммодор Хопкинс отмечал удивительные стандарты обитания и питания американских моряков – под грохот орудий, свободные от вахты матросы с аппетитом поглощали фрукты, соки, газировку и даже мороженое.
Ситуация, когда ты истекаешь последними каплями крови, а твой противник спокойно потягивает лимонад, обычно случается, когда младшеклассник подрался с чемпионом школы по боксу. Воевать в таких условиях обычными методами становится бессмысленно.
Полёт в один конец
К осени 1944 года Императорские армия и флот утратили всякую возможность оказывать сопротивление: легли на дно почти все авианосцы и линкоры, погибли лучшие моряки и летчики, враг захватил все важные сырьевые базы, нарушил японские коммуникации. Возникла угроза захвата Филиппин, потеря которых обернулась катастрофой – Япония осталась без месторождений нефти!
В ходе безнадежной попытки удержать Филиппины адмирал Ониси решил использовать свое последнее оружие – фанатизм подчиненных и их готовность пожертвовать жизнью ради своей страны.
В итоге японцы первыми в мире создали управляемую противокорабельную ракету большой дальности. Разнообразные алгоритмы полета, атака на предельно малой высоте или отвесное пикирование на цель, противозенитные маневры, взаимодействие в групповом полете, точная селекция целей… самая лучшая система управления – живой человек. Настоящие «узкоглазые бомбы»!
21 октября 1944 года первый самолет камикадзе врезался в надстройку крейсера «Австралия». Атака оказалась не совсем удачной – бомба не взорвалась, тем не менее, погибло 30 человек команды, включая командира. Через 4 дня австралийский крейсер снова таранил самоубийца, после чего корабль покинул зону боевых действий. Вернувшись после ремонта, он снова попал под удары камикадзе — всего до конца войны флагман австралийского флота получил шесть «узкоглазых бомб», однако так и не был потоплен.
Камикадзе подкрался на бреющем полете
Самоубийственный таран в безвыходных ситуациях практиковали летчики всех без исключения воюющих сторон. По неполным данным, советские пилоты в годы Великой Отечественной войны совершили около 500 воздушных таранов, все помнят подвиг капитана Гастелло. Согласно утверждениям многочисленных очевидцев, гауптман Штеен пытался протаранить на своем горящем «Юнкерсе» крейсер «Киров» во время налета на Кронштадт 23 сентября 1941 г. Существуют кадры документальной кинохроники, на которых поврежденный бомбардировщик «Аичи D3A» врезается в надстройку авианосца «Хорнет» (битва у о. Санта-Крус, 1942 год).
Но только в Японии под конец войны этот процесс был организован в промышленных масштабах. Самоубийственные атаки превратились из спонтанных решений гибнущих героев во всенародное развлечение. Психология «камикадзе» изначально представляла собой культ смерти, чем радикально отличалась от психологии советских летчиков, которые, расстреляв весь боезапас и обрубив «Юнкерсу» хвост винтом своего «ястребка», все-таки надеялись остаться в живых. Живой пример — случай из боевой карьеры известного советского аса Амет-Хана Султана, который резким креном проломил борт «Юнкерсу», но застрял крылом в горящем немецком самолете. Тем не менее, герой сумел благополучно спастись.
В Японии недостатка в смертниках не было – желающих оказалось в разы больше, чем самолетов. Как вербовали отморозков? Обычные впечатлительные студенты, начитавшиеся героических книг о самурайском кодексе чести «бусидо». Кем-то двигало чувство превосходство перед своими сверстниками, желание отличиться и «стать героем». Нужно признать, что короткий век «камикадзе» был наполнен вполне земными радостями – будущие самоубийцы пользовались в обществе несказанным уважением и почитались, как живые божества. Их бесплатно кормили в травернах и бесплатно возили на своем горбу рикши.
С вилами на танки
По данным японского исследователя Наито Хатсаро, в результате «специальных атак» погибло 3913 летчиков-камикадзе, которыми было потоплено в общей сложности 34 корабля, еще 288 кораблей было повреждено. Среди потопленных кораблей нет ни одного линкора, крейсера или тяжелого авианосца.
Эффективность «корпуса специальных атак», с военной точки зрения, находилась на уровне чуть ниже плинтуса. Японцы бездарно забрасывали врага трупами своих парней, при этом, по статистике, две трети из них были уничтожены истребительными заслонами и огнем корабельных зенитных средств еще на подлете к цели. Некоторые сбились с курса и сгинули без вести на просторах великого океана. Что касается человеко-торпед «кайтэн» и нагруженных взрывчаткой катеров, то их эффективность оказалась еще ниже, чем у самолетов.
Самый отважный герой был слаб как червь перед мощью современной техники. Камикадзе оказались не в силах предотвратить надвигающейся разгром Японии, бессмысленно погибая под огнем сотен зениток с радарным наведением. С учетом количества американских, британских, австралийских и новозелендских кораблей, действовавших на просторах Тихого океана, следует признать, что ущерб от камикадзе был сопоставим с булавочным уколом. Например, 25 октября 1944 г. «узкоглазая бомба» взорвала американский эскортный авианосец «Сент-Ло» — один из 130 эскортников, построенных в Америке в годы Второй мировой. ВМС США понесли прямо-таки невосполнимые потери.
11 мая 1945 года. Советские солдаты уже празднуют в Берлине Победу, а в Тихом океане американские моряки мечутся по горящей палубе авианосца «Банкер Хилл»
Были и куда более серьезные случаи: в мае 1945 году жестокие повреждения получил авианосец «Банкер Хилл». В результате двойной атаки камикадзе у него сгорело все авиакрыло – 80 самолетов, а в борьбе с пожарами погибло почти 400 человек команды!
Однако, «Банкер Хилл» был одним из 14 тяжелых авианосцев типа «Эссекс», находящихся в зоне военных действий. Еще 5 кораблей этого типа проходили учения у побережья США и еще 5 стояли на стапеле. А на смену устаревающим «Эссексам» уже строились в два раза большие по размерам супер-авианосцы типа «Мидуэй»… Редкие одиночные успехи японских смельчаков уже не могли исправить ситуацию.
Как и предполагал адмирал Ониси, атаки камикадзе действительно оказали большое психологическое влияние на противника. Американцы отучились беззаботно пить апельсиновый сок во время боевых действий, в отдельных случаях у экипажей случались приступы малодушия – уцелевшие моряки из экипажа эсминца «Буш», дважды атакованного камикадзе, бросались за борт и в ужасе плыли подальше от корабля, лишь бы не попасть под очередной удар безумных смертников. У людей не выдержали нервы.
Хотя иногда психологический эффект от японских самоубийственных атак получался обратным. Во время сражения у о. Окинава камикадзе прорвался к линкору «Миссури» и разбился о его бронепояс, залив горящим топливом зенитную установку №3. На следующий день на корабле состоялась церемония захоронения останков пилота с воинскими почестями – командир линкора Уильям Каллаган посчитал, что это будет для его команды превосходным уроком мужества и патриотизма.
Сквозь черную мглу разрывов зенитных снарядов виден линкор «Миссури», атакованный камикадзе
Последние атаки камикадзе состоялись 18 августа 1945 года – в 14 часов дня на подходе к Владивостоку был атакован одиночным самолетом танкер «Таганрог», но зенитчики лихо расправились с воздушной целью. Примерно в то же время, в районе острова Шумшу (Курильская гряда) японский камикадзе таранил тральщик КТ-152 (бывший сейнер «Нептун» водоизмещением 62 тонны), тральщик погиб вместе с экипажем из 17 человек.
Но даже в страшной истории камикадзе нашлась пара оптимистичных моментов. Первый имел место 7 декабря 1944 года – в тот день в маленький эсминец «Мэхон» за несколько минут врезались 5 камикадзе подряд. Корабль, конечно, разрушился на куски и тут же затонул. Но вот что удивительно — после 5 мощных взрывов из 209 человек команды в живых осталось 200!
Вторая история связана с «невезучим» камикадзе – унтер-офицером Ямамурой. Три раза он пытался «стать героем», но трижды «облажался», и, в результате, благополучно дожил до конца войны. Первый раз его самолет сбили сразу после взлета, Ямамура приземлился на воду и был подобран рыбаками. Второй раз он банально не нашел цель и вернулся с грустным видом на базу. На третий раз все шло как по маслу…вплоть до самого последнего момента, когда заклинило сцепной механизм и его реактивный самолет-снаряд «Ока» не смог отделиться от носителя.
Эпилог
Как стало ясно позднее, в руководстве Японии сидели вполне адекватные и расчетливые люди, которые отнюдь не горели желанием делать всем подряд харакири. Говоря о «почетной смерти 100 миллионов японцев», они лишь использовали ресурс фанатичной живой силы до тех пор, пока это было возможно. В итоге, в боях на Тихом океане Япония потеряла 1,9 миллиона своих преданных сынов. Благодаря скотскому отношению к человеческой жизни безвозвратные потери японских военнослужащих оказались в 9 раз выше американских.
Уже с 16 августа 1945 года воинственный напор самураев стал спадать, все как-то постепенно забыли про планировавшееся «массовое самоубийство» и, в результате, мы можем видеть удивительную страну Японию, которая уже сейчас живет в XXI веке.
Японцы, стоит отдать им должное, очень дисциплинированный, талантливый и честный народ. Если в Китае расстреливают опасных преступников, то в Японии провинившиеся сами бросаются на рельсы в метро – настолько нестерпима для японца мысль о его оплошности. Очень жаль, что такие способные и преданные люди оказались в руках мерзавцев, которые, руководствуясь своими личными расчетами, отправили их на верную смерть.
/Олег Капцов, topwar.ru/
Хорошая статья, спасибо
чушь собачья а не статья
Мой дедушка был камикадзем взорвал американский танк пожертвовав свою жизнь
Подборка фактов, щедро сдобренная лихими фантазийными подробностями автора… Господин Капцов, случайно, в какой-нибудь газетенке «Жизнь» не подрабатывает? Или, может, пишет леденящие души сценарии для передач типа «Ты не поверишь!» на НТВ?
С автором статьи все довольно понятно. Слабые, жалкие и трусливые люди настоящего бояться и пытаются опозорить героев прошлого, тех, кто в здравом уме пожертвовал жизнью ради своей Родины.