МиГ-31 (Е-155МП, по классификации НАТО Foxhound – лисья гончая) советский/российский всепогодный двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Истребитель был разработан в ОКБ-155 (теперь ОАО «РСК «МиГ»). Является первым советским самолетом, относящимся к 4-му поколению. Истребитель-перехватчик МиГ-31 предназначен для перехвата и последующего уничтожения воздушных целей во всем диапазоне высот в любой время суток в простых и сложных метеорологических условиях.
Самолет может эффективно использоваться в условиях активного противодействия со стороны противника: применения активных и пассивных радиолокационных помех, а также запуска ложных тепловых целей. Группа, состоящая из 4 истребителей-перехватчиков МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство общей протяженностью по фронту в 800-900 км.
По состоянию на 2011 год, по словам бывшего командующего ВВС Александра Зелина, в составе ВВС России находилось 252 истребителя МиГ-31. До 2020 года планируется провести модернизацию более 60 истребителей-перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В настоящее время истребители базируются на 7 авиабазах. Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ – это модернизация самолета 1998 года для нужд ВВС России. В 2008 году был окончен первый этап государственных испытаний, продолжается второй этап.
Модернизированная версия перехватчика получит новую БРЛС и систему управления вооружением, что позволит обеспечить обнаружение воздушных целей на удалении до 320 км, а также позволит одновременно сопровождать до 10 воздушных целей.
История создания
Работы над истребителем-перехватчиком МиГ-31 задумывались как модернизация уже существующего перехватчика МиГ-25П, который успешно преодолел государственные совместные (ГСИ) и войсковые испытания, проводимые в 1971-1972 годах, и сумел зарекомендовать себя в качестве эффективного и скоростного истребителя-перехватчика системы ПВО. При этом создание перспективного авиационного комплекса перехвата (АКП) нового поколения, который получил обозначение С-155МП, было поручено ММЗ «Зенит».
При разработке нового комплекса решения ВПК и постановления правительства СССР значительно дополняли тактико-технические требования к новинке в области расширения боевых возможностей, идеологии его боевого использования и т.д. Это требовало внесения в конструкцию машины существенных корректив, а также в проведение заводских и летных испытаний, оценку боевых возможностей истребителя-перехватчика. Принципиальным вопросом было встраивание нового комплекса в систему ПВО СССР с учетом всех перспективных систем – создания воздушных средств управления и наведения, авиационной системы дальнего перехвата, связи с наземными средствами.
Перед главным управлением вооружений и соответствующими частями ВВС страны была поставлена масштабная задача разработки АКП С-155МП. Требовалось создать абсолютно новую концепцию развития истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия. Многие новые решения в данном комплексе воспринимались советской промышленностью с большим сопротивлением, особенно это было заметно на этапе строительства опытного образца, когда необходимо было подтвердить концепцию истребителя. С некоторой опаской к новшествам относилось и командование войск ПВО, в интересах которого и создавался самолет.
Разработке опытного образца истребителя и его испытаниям уделялось очень большое внимание как со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП), так и со стороны главкомата ПВО. Несмотря на это процесс шел достаточно сложно, особенно в части разработки системы управления вооружением (СУВ) «Заслон» и бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Заслон».
Первый раз в истории мирового авиастроения в качестве антенны РЛС на истребителе-перехватчике было решено использовать фазированную антенную решетку (ФАР). Данное решение таило в себе массу проблем, неожиданностей, техническое решение которых в условиях размещения на самолете было достаточно проблематичным.
Исходя из возможностей самолета, боекомплект которого ограничивался 4 ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, было важно реализовать возможность одновременного ведения огня по 4 целям (еще 2 ракеты Р-40Т(Д) представляли собой дополнительное вооружение). Так как для атаки необходимо было выбирать самые опасные, «приоритетные» цели, необходимо было добиться того, чтобы количество одновременно обнаруживаемых целей превышало 4. Верхний предел в 10 целей был определен суммой временных интервалов, необходимых на их сопровождение и продолжительностью обзора зоны.
Величина зоны обзора истребителя-перехватчика должна была обеспечить просмотр пространства на 200 км. по горизонту. В таком случае 4 истребителей было бы достаточно для прикрытия фронта шириной в 800 км. Согласно требованиям военных дальность обнаружения целей с ЭПР – эффективной поверхностью рассеивания 19 квадратных метров (было аналогично наиболее сложной цели для ПВО – высотному разведчику SR-71) составляла 180-200 км, что было в несколько раз больше, чем у любого другого советского истребителя-перехватчика тех лет.
В 1969 году, подвергнув анализу все имеющиеся возможности, руководители НИИ приборостроения им. Тихомирова приняли достаточно смелое решение, которое было революционным для того времени – разработать антенну с электронным сканированием. При этом для воплощения революционной идеи по введению в систему «Заслон» электронного сканирования необходимо было разработать ФАР – антенну принципиально нового класса.
Требования к новой РЛС не допускали каких-либо компромиссов между ее параметрами: все они были предельно высокими. При минимальном энергопотреблении и массе ФАР должна была обеспечить высокий коэффициент использования поверхности, обладать высоким быстродействием и низким уровнем фонового излучения.
В те годы многим идея с установкой ФАР на истребитель-перехватчик казалась авантюрной. Но маршал Савицкий, который был ответственен за испытания и разработку комплекса решился на этот шаг. Впервые электронное управление лучом было осуществлено на полномасштабном макете ФАР под индексом АР-2 в 1970 году, после чего последовало создание документации на опытный образец РЛС. Испытания РЛС «Заслон» начались в 1975 году первоначально на летающей лаборатории, а в 1976 году первый МиГ-31, который был оснащен ФАР Б1.01 и СУВ «Заслон», был направлен в испытательный центр ВВС в городе Ахтубинске для проведения комплекса летных испытаний.
В декабре 1979 года государственные испытания комплекса С-155МП, которые проходили на базе ГНИКИ ВВС им. Чкалова, подошли к концу. Система СУВ «Заслон» в составе комплекса была принята на вооружение ВВС СССР 6 мая 1981 года, в тот же день, когда успехом закончились испытания ракеты Р-33 – основного вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31. Работы над созданием ракеты проводились параллельно с разработкой СУВ и БРЛС «Заслон».
Импульсно-доплеровская БРЛС с фазированной пассивной антенной решеткой (ФАР), которая вошла в состав СУВ «Заслон» и на сегодняшний день обладает рядом уникальных характеристик. В составе «Заслона» впервые в мире применительно к авиационным БРЛС дальнего действия была на практике реализована трехканальная (канал подсвета, радиолокационный канал, система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с быстрой перестройкой положения луча в пространстве, а также цифровое устройство с доплеровской узкополосной фильтрацией.
Помимо этого впервые на борту советского истребителя в состав СУВ вошли дискретно-непрерывный подсвет, импульсно-доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, а также специальная вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной А-15А.
Описание конструкции
Истребитель МиГ-31 был близок к своему предшественнику МиГ-25 и спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высоко расположенным крылом, двухкилевым оперением, цельноповоротным стабилизатором. В планере самолета широко использовались алюминиевые и титановые сплавы. Планер истребителя-перехватчика МиГ-31 был на 50% выполнен из специальной нержавеющей стали, на 33% из алюминиевых сплавов, на 16% из титана, еще 1% приходился на другие конструкционные материалы.
На самолете МиГ-25 планер на 80% состоял из нержавеющей стали. Используемые на МиГ-31 алюминиевые сплавы обладают рабочей температурой до 150 градусов, а зоны с высоким кинетическим нагревом при полете на больших сверхзвуковых скоростях выполнены с использованием титана. Применение в большом объеме титана и алюминия позволило снизить массу планера истребителя.
Воздухозаборники двигателей – боковые, прямоугольного сечения, регулируются при помощи подвижных горизонтальных панелей. Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках – общая масса 17.330 кг. Дополнительно к этому на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться еще 2 подвесных бака на 2500 литров каждый.
Истребители-перехватчики более поздних моделей выпуска, а также модели МиГ-31Б и все последующие модификации дополнительно оснащаются системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Су-24Т или Ил-78. Истребители оснащаются Г-образной выдвижной штангой топливоприёмника.
На МиГ-31 были установлены два новейших на тот момент двухконтурных ТРДДФ Д-30Ф6 со смещением внутреннего и наружного контуров за турбиной, регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции и форсажной камерой. Двигатели развивали бесфорсажную тягу на уровне 9.270 кГс (91 кН) и форсажную тягу в 15.510 кГс (152 кН). Разработка данных двигателей была начата в 1972 году и велась под руководством П.А.Соловьева. Благодаря использованию данных двигателей самолет мог развивать максимальную скорость на уровне 3000 км/ч.
Вооружение истребителя-перехватчика состоит из УР большой дальности полета Р-33 (120 км), которые размещены конформно парами одна за другой на 4-х полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем истребителя, а также УР средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М и Р-73 на 4-х подкрыльевых узлах подвески.
Под фюзеляжем МиГ-31 была смонтирована шестиствольная 23-мм пушка ГШ-23-6 (боекомплект 260 снарядов). Скорострельность данной установки составляет 8000 выстр./минуту. Амбразура артиллерийской установки в нерабочем положении закрывается специальной створкой, которая снижает ЭПР самолёта и улучшает его аэродинамические характеристики.
Основные характеристики МиГ-31:
Размеры:
— размах крыла – 13,46 м,
— длина – 22,69 м.
Площадь крыла – 61,6 кв. м.
Масса истребителя:
— нормальная взлетная – 41.000 кг,
— максимальная взлетная – 46.200 кг.
Тип силовой установки – 2 ТРДДФ Д-30Ф-6, тягой 15.500 кгс на форсаже (каждый)
Максимальная скорость полета – 3000 км/ч (на высоте 17.500 м).
Практическая дальность полета – 2150 км (без ПТБ), 3300 км (с ПТБ).
Практический потолок – 20.600 м.
Вооружение: 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23(260 патронов), 4 УР дальнего радиуса действия Р-33, 2 УР среднего радиуса действия Р-40Т и 4 УР малого радиуса действия Р-60, Р-60М и Р-73.
Экипаж – 2 человека.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
Много раз писали о Миг 31 и единственное, что прямо бросается в глаза это амбициозность, постановка самых сложных задач которая увы исчезла. Народ начал массово покидать Миг, и казалось бы вешай амбарный замок, и не вспоминай. Но в начале 2013 года по распоряжению начальника Генштаба Герасимова поручено провести НИР (научно исследовательскую работу, по замене Миг 31 на машину нового поколения). Для нашей страны и с такой территорией, это жизненно необходимо. НИР планируют завершить в 2017, и ходят слухи, поднимут ПРОТОТИП ИСТРЕБИТЕЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В 2020. Сроки очень сжатые, но у нас нет выбора. Или, или. Тут надо заметить что перехватчик «уничтожает» любую воздушную цель, говорят вплоть до баллистической ракеты (крылатые ракеты сбиваются перехватчиками на 100%). У нового перехватчика будут внутренние отсеки для ракет, и иного вооружения что позволит его использовать как: перехватчик, бомбардировщик, разведчик, возможно воздушный командный пункт. Дальность полёта до 7 000 км, если экономить топливо возможно до 8 000 км. Можно «отнести» этот образец авиастроения к поколению 5++. С его то электроникой, дальностью, скоростью (до 4600км/ч), это для того, чтобы ни один истребитель или бомбардировщик северо-атлантического альянса не посмел нарушить государственную границу россии.
ХА-ХА-ХА. Читал интервью с Коротковым (Ген директор Мига) он сказал следующее. Когда пропишут отдельной строкой в гос программе вооружений, вот тогда и делать будем. Что за страна такая депутат гос думы Тарнаев, говорит одно, на деле получается абсолютно другое. То ли Тарнаева не так поняли, то ли Герасимов ничего никому не поручал делать, я не понимаю, зачем людям лапшу на уши вешать??? Только и успевай лапшу с ушей стряхивать. Кругом одни идиоты и недоумки. Дебилы. Одни говорят, одно, другие говорят прямо противоположное. Кому в этом «царстве-государстве» верить?????. Если вам много чего говорят, стряхивайте лапшу с ушей.
В нашей стране наши люди десятилетиями ведут борьбу с бюрократами, военными, доказывая перспективность своих разработок, глядишь лет через 20 очередной Вице-премьер по ВПК, чертыхаясь и ругая всех подряд признает перспективность разработки, а отечественные КБ уже будут готовы показать свои проекты единого боевого самолета, известного сегодня под индексом «МФП». На эти машины возлагаются самый широкий круг обязанностей, по сути, они могут остаться единственной боевой единицей ВВС, заменив собой не только истребители, но и стратегические бомбардировщики.
Я не могу понять, почему кроме Миговской машины комплексом ПВО занимается Сухой?. И вообще то если требования к скорости увеличиваются, то Сухой столкнётся с ограничениями по скорости???. Так или не так???. Ещё странностей именно со стороны Сухого хватает. 40 точек для различного вооружения. Но ведь это ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЕРЕХВАТЧИК, нахрена ему 40 точек для крепления различного вооружения??? Это излишество!!! У среднего бомбардировщика Ту 22М3 количество точек вооружений 72, это явно больше чем у ПАК ДП Сухого (до 40 точек). Выходит, для истребителя, много лишнего «зарезервировали», а на роль «среднего бомбардировщика» Сухой явно не тянет. Беспилотная система управления явно лишняя. Там много недоработок. Тем более нужно добавить систему защиты от кибератак. В общем нет предела амбициям Сухого, только вот на выходе получается: «Вооружён до зубов, в одиночку накроет 16 противников разного «калибра», можно подумать противники, будут летать на «фантомах» середины 50 годов прошлого века. В остатке, много амбиций относительно Пак ДП очень много вооружения(где его и против кого это вооружение применять???), и цена не маленькая. Намного больше чем $ 82 000 000 Это базовая цена для наших ВВС, за серийный ПАК ФА Т-50. Перехватчик Су будет намного дороже, впрочем Ту 22М3 тоже надо «менять» иначе никак. Да и за океаном проектируют SR 72, не путайте с SR 71. SR 72 станет очень скоростным и принесёт не мало головной боли нашим ПВОшникам. А если и ешё Су как то будет противостоять системам летающим со скоростью М=6, только как он будет «противостоять» если скорость у Су М=2,3 ???, а??? Россия всегда «рожала» гениальные изобретения, только не в этот раз.
МИГ 31 машинка хорошая, но в обслуживании очень тяжелая, а после нескольких выстрелов из пушки, так хоть в капиталку, но на новой элементной базе, да если еще из пушки не стрелять, да еще со спутниковой топопривязкой, так еще и лет 40 летать будет, только успевай движки капиталить и не надо рассказывать про усталость металла…с этим все нормально! И не забывайте те ТТХ которые приводятся — это еще не все, есть еще закрытые ТТХ для ДСП…
Ну а новые птички пока их разработают, пока отлетают, пока детские болезни вылечат — много времени утечет…По старинке ИТР все рисовал на кульмане, лор.линейкой пользовался, да перфокарты вставлял… к сожалению не было компьютеров с ОЗУ свыше 1Тб, НО НЕ БЫЛО ОТКАТОВ И ВИЛЛ С ПОРШЕ У ДИРЕКТОРОВ, а была казенная Волга 24 и санаторий, да Партия наш рулевой… Ну а сейчас, сколько процентов на конечную разработку ПТИЧКИ уйдет — хрен его знает… Супер бупер джет — летает низенько низенько, тильки для себе…и что интересно ПАГОСЯН на свободе, как сыр в масле.
Времена кульманов в прошлом… Компьютер с ОЗУ 1ТБ, для такого изделия как Миг 41 это явно мало.
Исходя из данных которые есть при описании ПАК ФА можно сказать, что двигатель 5 поколения содержит в себе 36 000 деталей, точность изготовления каждой детали…. 0,0001микроны (написал от балды, но тысячные доли микрона это точно), АФАР которая более 1000 ППМ содержит, сколько её надо проектировать??? Здесь без Автоматизированной системы проектирования (АUTO CAD) «проект» растянется лет на 20-25 потом строительство прототипа, 8 лет испытаний, а пока доводка до серии, выходит либо самолёт устарел, либо «концепция» устарела, либо и то, и другое вместе взятое. Самый мощный суперкомпьютер России в принципе может спроектировать ПАК ФА Т-50 за 4 года, при этом работая 24 часа в сутки, 365 дней в году, но это очень дорого, и программного обеспечения такого нет. Так что экономят. На выходе получаем Т-50, с уймой проблем, впрочем у нас весь ВПК проблемный, и экономика проблемная. Насчёт Погосяна, этот «профессор» обнаглел до того, что начал зам министру обороны, Борисову указывать, что Минобороны должно покупать, ну Погосяна долго терпели… у Погосяна взрывной характер, потом насмотрелись на проблемы ПАК ФА и приняли единственно правильное решение: Уволить, и с поста президента ОАК, и с поста Генерального конструктора ОАК. Впрочем карманы свои он очень туго бабосиками набил, виллу как у голливудской звезды себе отгрохал, его сажать надо, надо для того, чтобы не было других, которые из государева кармана всё отбирают. В общем из-за того, что НЕ САЖАЮТ, у нас БАРДАК ФЕЕРИЧЕСКИЙ, даже если бы и САЖАЛИ, всё равно люди бы думали «а вось пронесёт» десятилетиями САЖАТЬ надо, тогда что-то в головах людских и «щёлкнет», (КАК В СИНГАПУРЕ) а так…. БАРДАК ВЕЗДЕ И ПОВСЮДУ.