Топливосберегающие технологии начинают приходить и на рынок вооружений. В частности в США во всю идут работы по созданию первых образцов боевых машин пехоты, которые приводились бы в действие с помощью гибридных силовых установок. Несколько сотен литров топлива на каждую сотню километров пути – это роскошь, которую не могут себе позволить даже самые богатые армии и страны мира. В настоящее время для американской армии активно разрабатываются гибридные двигатели, которые в зависимости от типа местности, по которой движется техника, могут снизить расход топлива на 10-20%.
Данная цифра на первый взгляд не особо впечатляет обывателя, но если участь, что на вооружении американской армии находится более 6 тысяч БМП, а боевые действия данная армия в последнее время ведет достаточно активно, можно предположить какое количество денег сжигают эти бронированные монстры ежедневно. Новые гибридные боевые машины пехоты являются разработкой компаний BAE Systems и Northrop Grumman Corporation, которые совместно работают над перспективным проектом GCV – Ground Combat Vehicle.
Помимо уже указанного снижения потребления топлива новые БМП обладают и рядом других преимуществ, которые приглянулись американским военным: новые машины обладают лучшей защищенностью, динамикой, менее капризны в обслуживании, издают меньший уровень шума, а главное – они проще и дешевле в процессе эксплуатации. Это немаловажно, если учесть, что озвученные цены на новые гибридные БМП составят 10,5 млн. долларов (вместе с расходами на их эксплуатацию). Данная сумма примерно в 5 раз выше стоимости находящихся на вооружении армии США боевых машин пехоты M2 Bradley.
Впервые о том, что армия США начала формировать стратегию и требования закупок по новой программе Ground Combat Vehicle, было объявлено 3 декабря 2009 года. По словам генерал-майора Джона Бартли (руководителя армейской программы интеграции), первым продуктом новой программы станет БМП. Предполагалось, что ее разработка будет окончена в течение 7 лет. Новая американская программа Ground Combat Vehicle сменила программу Future Combat Systems, которая была полностью закрыта Минобороны США.
Новая группа создаваемых боевых и транспортных машин должна наилучшим образом удовлетворять таким важным критериям, как обеспечение живучести, защита, мобильность (system survivability, protection and mobility) с учетом появления в будущем новых технологий, отметил Бартли. При этом большая часть требований к новой технике была признана «технологически достижимой».
Пол Менхэй – представитель армейской программы интеграции отметил, что к перспективным боевым машинам не будут предъявлять каких-то определенных весовых ограничений, в то же время сами разработчики должны будут обеспечить транспортировку новых БМП морским, железнодорожным и воздушным транспортом (с помощью грузовых самолетов С-17). Аналогичным образом армия отказалась от права диктовать условия по выбору базы новой техники – гусеничная или колесная.
С учетом того, что перспективные боевые системы должны были обладать достаточно хорошей мобильностью в городских условиях, высказывалось мнение, что масса новых БМП не превзойдет массы современных образцов основных боевых танков. Достаточно серьезные требования по достижению высокой огневой мощи машины могут подтолкнуть ее создателей к применению 30 или 40-мм автоматических орудий и спаренных с ними пулеметов М-240 калибра 7,62 мм. Помимо этого машина должна оснащаться независимой станцией оружия для командира БМП и беспроводной системой управления вооружением. По крайней мере, информация об этом содержалась на слайдах, которые демонстрировались во время брифинга.
Следует отметить, что разработка БМП не является единственной целью программы GCV. Помимо непосредственно боевой машины пехоты подразумевается разработка на ее базе современной САУ и т.н. вторичной машины. Относительно самоходной артиллерийской установки известно, что калибр ее орудия не будет меньше 100-мм, а вот по вторичной машине информации практически нет. На данный момент инженеры и военные не публиковали какой-то определенной информации на этот счет. Скорее всего, под этим достаточно странным термином скрывается некая универсальная платформа для ремонтно-эвакуационных, командно-штабных, санитарных, транспортных и других подобного рода машин.
По планам Пентагона новая БМП должна заменить в армии БМП Bradley, созданную еще под впечатлением от советской БМП-1 и поступившую на вооружение в 1981 году. В августе 2011 года армия США предоставила 2 двухлетних контракта на создание, постройку и последующие испытания двух технических демонстрантов в рамках программы GCV. Контракты выданы двум альянсам BAE Systems и Northrop Grumman (450 млн. долларов) и General Dynamics и Lockheed Martin (440 млн. долларов). На 2012 год в военном бюджете на НИОКР в рамках программы GCV было предусмотрено еще 449,4 млн. долларов.
Уже в следующем 2013 году армия США должна определиться с тем, кому из двух альянсов выделить деньги на перспективную платформу с предоставлением четырехлетнего контракта на полноценную разработку и испытания БМП. Серийное производство выбранной боевой машины планируется развернуть с 2018 года.
Предполагаемый экипаж новой БМП составит 3 человека, при этом машина сможет взять на борт 9 человек десанта. Помимо этого было выдвинуто требование о проработке использования «нелетального оружия» (non-lethal weapons) и оснащения ее новой боевой информационной системой (Ground Soldier System), которая обеспечивала бы и экипаж, и десантников высоким уровнем «ситуационной осведомленности». При этом представители американской армии отметили, что требования к БМП могут изменяться. В свою очередь, по словам разработчиков, программа GCV изначально предусматривает возможность будущей модернизации, а ее концепция и основа останутся неизменными на срок до 40 лет.
Разработка альянса ВАЕ Systems и Northrop Grumman предполагает использование вместо обычного двигателя новой гибридной установки – Hybrid Electric Drive (HED) мощностью в 1100 кВт. Данная установка создана компанией QinetiQ и позволяет сэкономить до 20% топлива. Данный двигатель отличается меньшим числом деталей, более простой конструкцией, малым весом и объемом, а также низким уровнем шума в сравнении с другими гибридными установками. Фактически его можно назвать бесшумным, что достаточно важно для скрытного перемещения и маскировки.
На холостом ходу он потребляет 17,5 литров топлива в час, что на 20-22 литра меньше, чем требовалось бы при работе обычного двигателя БМП аналогичной массы. Стоит отметить, что БМП проводят в данном режиме большое количество времени, ожидая подходящего момента или команды и держа в боевой готовности все бортовые системы и устройства. Так что низкий расход топлива в режиме холостого хода является серьезным преимуществом.
Действительно предложенный гибридный электродвигатель снижает расходы БМП на топливо, но ее достаточно внушительный вес в 63,5 тонны не позволяет говорить об «автомобильном» расходе топлива. Объем баков БМП составляет порядка 965 литров, а запас хода машины – 300 км, что говорит о том, что она «съедает» около 320 литров топлива на каждые 100 км. Да, вы не ослышались, вес бронемашины превышает 60 тонн, что больше подходит для основного боевого танка.
К примеру, та же БМП Bradley весит порядка 30 тонн, хотя вмещает при этом на 3-х человек меньше и представляет экипажу и десанту меньший уровень защиты. В то же время бронирование БМП, создаваемой в рамках программы GCV должно быть на уровне. В заявке Пентагона максимальный вес будущей БМП указан не был и, похоже, разработчики в этом вопросе постарались безмерно.
Предполагается, что БМП получит систему беспроводной цифровой связи, а также мощную технику искусственного интеллекта для ведения наблюдения и разведки. Благодаря применению гибридного двигателя бронемашина сможет плавно менять скорость и достаточно тихо двигаться, что является еще одним преимуществом БМП, особенно во время проведения маневров в ночное время суток. При этом заявленная максимальная скорость машины должна составить 70 км/ч, а с 0 до 30 км/ч она способна разогнаться всего за 7,8 секунды.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
Нежели вы тут все уверенны, что амеры идиоты и не предусмотрели в тех-задании возможность доставки БМП транспортными самолётами? 70 тон — это вес снаряжённой к бою машины в максимальной комплектации. А так там модульное навесное бронирование, которое можно демонтировать для переброски по воздуху.