В современную эпоху со спутниковыми орбитальными группировками связаны не только элементы гражданской инфраструктуры наиболее развитых стран, но и существенная часть военной инфраструктуры. Более того, во время возможных конфликтов многие спутники могут использоваться в интересах военных, так как часто имеют двойное назначение. Спутники связи, глобального позиционирования, метеорологической службы являются спутниками двойного назначения.
Неслучайно со временем в некоторых странах решили обратить внимание на разработку систем противоспутникового оружия. Так как вывод из строя орбитальных группировок вероятного противника может нанести большой ущерб военному потенциалу сегодняшних государств.
Противоспутниковое оружия – это комплекс вооружений, который предназначен для поражения и выведения из строя космических аппаратов, применяемых в разведывательных и навигационных целях. Конструкционно по способу размещения такое оружие делится на 2 основных вида:
1. спутники-перехватчики;
2. баллистические ракеты, запускаемые с самолетов, кораблей или наземных пусковых установок.
В настоящее время в космосе отсутствуют госграницы, вся территория, которая находится на определенном уровне от земной поверхности, применяется всеми странами совместно. Теми из них, которые смогли достигнуть определенного технического уровня. Взаимодействие между мировыми космическими державами осуществляется на основе достигнутых международных соглашений. Оно поддерживается только организационными методами. При этом сами космические объекты не имеют возможности пассивной или активной защиты и поэтому достаточно уязвимы в оборонном плане.
По этой причине существующие орбитальные группировки достаточно уязвимы к факторам внешних воздействий и для противника представляются объектом потенциального приложения силы. При этом вывод из строя спутниковых группировок может значительно ослабить военный потенциал государства-владельца. Применение систем вооружений в космосе оговаривается лишь в специальном международном соглашении.
Государства, поставившие подписи под этим договором, обязались не выводить в космическое пространство спутники-мины и вооруженные корабли перехватчики. Но, как и многие международные договоры, соглашение о запрете нахождения вооружения в космосе держится только на доброй воле стран, подписавших соглашение. При этом в любой момент договор может быть денонсирован одной из сторон.
Именно такую ситуацию можно было наблюдать еще в недавнем прошлом, когда США в декабре 2001 года решили выйти из договора об ограничении систем ПРО. Процедура выхода из данного договора была очень простой, президент США Джордж Буш-младший просто уведомил Россию о том, что с 12 июня 2002 года договор по ПРО закончит свое существование. При этом данное решение штатов на генассамблее ООН поддержали лишь Израиль, Парагвай и Микронезия. Если смотреть на проблему под таким углом, то выход из соглашения о неиспользовании космического пространства в военных целях может оказаться делом всего пары часов.
И США, и СССР, несмотря на наличие договора, не прекращали работ по созданию противоспутникового оружия и никому на 100% неизвестно, какое количество орбитальных мин и торпед, а также ракет-перехватчиков осталось в арсеналах этих стран. Более того, если в прошлом считалось, что для перехвата и уничтожения спутника необходима лишь одна ракета-носитель с ударным объектом, то сегодня вполне жизнеспособными выглядят проекты ракет, обладающих разделяющимися головными частями.
В свое время СССР в ответ на американскую программу «Звездных войн», которая предусматривала вывод в космос орбитальных платформ, которые могли бы уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты во время полета на космическом участке их траектории, грозился вывести в околоземное пространство почти неограниченное число пассивных поражающих элементов. Попросту говоря гвоздей, которые, проносясь по орбитам, превратили бы в решето любое самое высокотехнологичное оборудование.
Другое дело, что использовать такое оружие на практике весьма затруднительно. Так как в случае более или менее массового использования такого рода поражающих элементов может наступить цепная реакция, когда обломки уже пораженных спутников станут поражать другие еще функционирующие спутники.
При таком раскладе наиболее защищенными являются спутники, которые расположены на высоких геостационарных орбитах, удаленные на несколько тысяч километров от поверхности Земли. Для достижения таких высот, космическим «гвоздям» необходимо было бы придать такую энергию и скорость, что они стали бы практически золотыми. Также в ряде стран велись работы по созданию систем «воздушного старта», когда запуск ракет-перехватчиков планировалось осуществлять с самолета-носителя (в СССР для этих целей планировали использовать МиГ-31). Пуск ракеты на значительной высоте позволял добиться экономии энергии, требуемой ракете-перехватчику.
В настоящее время эксперты полагают, что в случае развязывания полноценного крупномасштабного конфликта между космическими государствами взаимное уничтожение спутниковых группировок будет лишь вопросом времени. При этом уничтожаться спутники будут гораздо быстрее того, чем любая из сторон будет выводить в космос новые спутники. Восстановить же уничтоженную орбитальную группировку спутников удастся только после окончания войны, если у государства еще сохранятся необходимые для этого финансовые и экономические мощности и инфраструктура.
Если принять во внимание тот факт, что ракеты-перехватчики и «ведра с гвоздями» особо не будут разбираться над тем, для чего нужен тот или иной спутник, то доступного спутникового телевидения и междугородней и международной связи после такого конфликта не будет еще длительное время.
Достаточно важным аспектом является тот факт, что стоимость ракет-перехватчиков обходится дешевле, чем запуск специализированных спутников. Считается, что для целей перехвата могут применяться даже ракеты среднего радиуса действия. По мнению специалистов, именно так поступили в КНР, создавая свою ракету-перехватчик. При условии же точного наведения ракеты на цель такая ракета может нести минимум полезной нагрузки, что удешевляет такой вид оружия.
По американским сведениям противоспутниковые ракеты SM-3Block2B способны поражать спутники на высотах до 250 км, и обходятся американским налогоплательщика по 20-24 млн. долларов за штуку. В то же время более мощные ракеты-перехватчики GBI, которые планируется развернуть на территории Польши, стоят дороже – около 70 млн. долларов.
МиГ-31 как элемент противоспутникового оружия
С 1978 года в СССР в КБ «Вымпел» начались работы над созданием противоспутниковой ракеты, оснащенной ОБЧ и имеющей возможность использоваться с истребителя-перехватчика МиГ-31. Ракета выводилась на заданную высоту с помощью самолета, после чего происходил ее пуск и подрыв боевой части непосредственно возле спутника. В 1986 году в ОКБ «МиГ» приступили к работам по доработке 2-х истребителей-перехватчиков МиГ-31 под новое вооружение.
Модернизированный самолет получил обозначение МиГ-31Д. Он должен был нести одну большую специализированную ракету, и его система управления вооружением была полностью переработана под ее использование. Оба самолета были одноместными и не несли РЛС (вместо них устанавливались 200-кг весовые макеты).
МиГ-31Д имел наплывы как на МиГ-31М, а также оснащался большими треугольными плоскостями, расположенными на концах крыла самолета, которые назывались «ластами» и были подобны тем, что имелись на прототипе МиГ-25П. Данные «ласты» были предназначены для придания истребителю дополнительной устойчивости в полете при подвеске на внешнем подфюзеляжнем пилоне большой противоспутниковой ракеты. Истребители получили бортовые номера 071 и 072.
Работы по двум этим машинам были окончены в 1987 году, и в том же году самолет с бортовым номером 072 приступил к летным испытаниям в ОКБ в Жуковском. Программа испытаний истребителей продолжалась на протяжении ряда лет и была приостановлена только в начале 1990-х годов по причине неясной ситуации с появлением необходимой ракеты.
Впервые фотографии нового истребителя-перехватчика с противоспутниковой ракетой под фюзеляжем были опубликованы в августе 1992 года в журнале «Aviation Week and Space Technology». Однако испытания данной системы так и не были закончены. Работы над созданием противоспутниковой ракеты вело ОКБ «Вымпел», специализирующееся на разработке УР. Предполагалось, что МиГ-31Д будет осуществлять пуск противоспутниковой ракеты на высоте порядка 17.000 метров и скорости полета 3000 км/ч.
Современное состояние
В настоящее время на вооружении американской армии находится система ПРО корабельного базирования под названием Aegis. В состав данного комплекса входит ракета RIM-161 Standard Missile 3 (SIM-3), которая обладает возможностью уничтожения спутников, что была на практике продемонстрировано 21 февраля 2008 года, когда ракета смогла успешно уничтожить американский военный спутник USA-193, который вышел на нерасчетно низкую орбиту.
11 января 2007 года свое собственное противоспутниковое оружие испытал Китай. Китайский метеоспутник FY-1C серии Fengyun, который располагался на полярной орбите, на высоте 865 километров был сбит прямым попаданием противоспутниковой ракеты, которая была запущена с мобильной ПУ на космодроме Сичан и смогла перехватить метеоспутник на встречном курсе. В результате поражения спутника возникло облако обломков. Позднее системы наземного слежения засекли, как минимум, 2 300 фрагментов космического мусора, размер которых составлял от 1 см. и более.
В России официального выпуска космических ракет-перехватчиков в настоящее время не существует. Советская программа, направленная на борьбу со спутниковыми группировками противника называлась «Истребитель спутников» и была развернута в 70-80-х годах прошлого века. В ходе испытаний данной программы на орбиту Земли выводились спутники-перехватчики, которые самостоятельно маневрируя, сближались с целью атаки, после чего осуществляли подрыв боевого заряда.
С 1979 года данная система приступила к боевому дежурству, однако испытания в рамках данной программы были остановлены в связи с принятием моратория на загрязнение космического пространства, о современном состоянии и перспективах данной программы не сообщается. Помимо этого в СССР велись работы над уничтожением вражеских спутников при помощи наземных лазерных систем и ракет, размещенных на истребителях-перехватчиках (таких как МиГ-31).
/Сергей Юферев, topwar.ru/
ВС России не помешали бы такие ракеты. И вообще своё ПРО иметь надо.
С-500 и А-235 создаются для защиты ВСЕЙ территории страны,а не только Москвы
Если присмотреться внимательно… то ПВО С-300 — очень даже ПРО и ПСО, пригодное для работы по низким орбитам.
С-500 способна уничтожать любую цель на высотах до 150 км, где нибудь есть аналоги?