Главкомат ВВС сохранит контроль над подготовкой экипажей военных самолетов и вертолетов. Как рассказал «Известиям» источник в Минобороны, Сергей Шойгу отменил решение Анатолия Сердюкова передать учебные центры ВВС в подчинение департаменту образования Минобороны. «Министр согласился с доводами, что укрупнять и переподчинять учебные центры нецелесообразно», — сказал он.
Несколько ранее «Известия» уже писали, что Сердюков планировал в 2013 году сократить личный состав главкомата ВВС, а существующий 4-й центр подготовки авиационного персонала и проведения войсковых испытаний (ЦПА) в Липецке передать Военно-научному центру в Воронеже, который в свою очередь подчиняется департаменту образования Минобороны. Для руководства всей структурой глава этого департамента Екатерина Приезжева должна была стать заместителем министра по военной науке и образованию.
После отставки Сердюкова Екатерина Приезжева была уволена, а планы по реорганизации ВВС пересмотрены. Источник «Известий» в главкомате ВВС объяснил, что больше всего авиаторам не нравилось, что в сложных прикладных и научно-исследовательских работах по боевому применению авиации они должны были подчиняться гражданским специалистам из департамента образования. Решение Шойгу пролоббировали бывшие командующие авиацией, выработавшие единую позицию на своем неформальном совещании. Главком ВВС в 1990-е годы Петр Дейнекин подтвердил, что большинство авиационных генералов настроены резко против планов бывшего министра и его команды.
«Мероприятия, проводившиеся прежним руководством министерства, вели к полной стагнации ВВС, забивали гвозди в крышку их гроба. Такого погрома в подготовке кадров авиация не знала со времен Хрущева. С этим интегрированием военно-учебных заведений докатились до того, что в воронежском Военно-научном центре стали готовить всех подряд, от синоптика и топливозаправщика до командира авиадивизии», — негодует Дейнекин.
По мнению Дейнекина, уход команды Сердюкова означает второе рождение отечественной школы подготовки летчиков. С ним полностью согласен другой экс-главком (2002–2007 годы) Владимир Михайлов. «Я приложил руку к тому, чтобы министерство отказалось от несусветной дури с экспериментами над учебным летным и испытательным процессом», — заявил Михайлов.
Также он сообщил, что на совете шла бурная дискуссия между ним и несколькими генералами, в том числе Александром Зелиным, который сменил Михайлова на посту главкома в 2007 году, и начальником 4-го ЦПА Александром Харчевским. «Слава богу, планам бывшего министра не суждено сбыться. Другой положительный результат — спор показал, кто задницу лижет, а кто имеет собственное мнение, основанное на понимании всех процессов», — намекнул Михайлов.
Один из его оппонентов на условиях анонимности сообщил «Известиям», что планы Сердюкова не были оформлены в приказ министра, поэтому Шойгу тоже не понадобится формализовать их отмену. «Липецкий и другие учебные центры так и остаются под главкоматом, а слухами небо полнится», — подчеркнул он. Также он отметил, что спор шел не о департаменте образования (в неприятии этого генералы едины), а о том, кому должны подчиняться линейные части, входящие в состав 4-го ЦПА. Это 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, центры боевой подготовки в Дягилево, Кубинке, Торжке, Иваново и др.
Нынешний главком ВВС Виктор Бондарев намерен вернуть всем линейным частям статус отдельных воинских с собственными номерами и печатями. Владимир Михайлов всегда был против создания мегацентра подготовки летного состава, а Харчевский — за.
В самом липецком центре сообщили, что прямое подчинение главкому оптимально. Взаимодействие между частями центра налажено неплохо, говорят, там для качественного обучения используются учебные базы разных подразделений. К примеру, военно-транспортные самолеты из Иваново летают на совместные маневры к истребителям в Липецк и наоборот.
«Подчинение главкому лучше подчинения командующим родами сил военной авиации. Под командующими нами затыкали все бреши, внимание уделялось по остаточному принципу, самолеты не новые, командующие вмешиваются в работу. А под главкомом учебный процесс стал более организованным», — заявил офицер липецкого центра.
/Денис Тельманов, izvestia.ru/