Перспективы развития системы вооружения ВС России

7 декабря 2012 года состоялось общее годовое собрание Российской академии ракетных и артиллерийских наук. В числе присутствовавших и выступавших помимо автора публикуемого ниже доклада были заместитель министра обороны РФ Ю.И.Борисов и председатель научно-технического совета ВПК Ю.М.Михайлов. Также с докладами выступили ученые академии. Одна из основных задач Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) – ее участие в формировании и реализации военно-технической политики, в частности определении перспектив развития системы вооружения.

Как признают практически все военные аналитики нашей страны, на характер отечественного военного строительства решающее влияние будут оказывать следующие факторы:

1. Неослабевающие попытки Запада наращивать свое влияние в мире и в непосредственной близости от границ России – в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.
2. Рост экономической и военной мощи, а с ней – и экспансионистских настроений в Китае.
3. Сохранение опасности масштабных террористических угроз нашей стране, особенно на Кавказе.

Перспективы развития системы вооружения ВС России

Все это наряду с сохраняющимся сложным экономическим положением, незавершенностью процессов модернизации в Вооруженных Силах и оборонно-промышленном комплексе, нарастанием проблем демографического характера требует выработки комплекса срочных мер по существенному повышению эффективности системы вооружения ВС РФ для обеспечения противодействия этим угрозам.

Каким же путем технического и технологического развития должна идти Россия в целях обеспечения своей безопасности на новом этапе развития цивилизации?

Сдерживание превосходящих сил

Одной из важнейших задач Вооруженных Сил России является стратегическое сдерживание противников, имеющих существенное техническое или демографическое превосходство. Для ее решения требуются дальнейшее совершенствование стратегических сил сдерживания и модернизация потенциала нестратегического ядерного оружия. В числе ближайших научно-технических задач следующие:

— создание ракетных комплексов наземного и морского базирования, способных преодолевать ПРО США;
— разработка ПАК ДА как основы системы гибкого реагирования на угрозы и деэскалации агрессии;
— совершенствование системы управления стратегическими силами сдерживания, обеспечивающей надежное доведение команд в любых условиях воздействия и противодействия противника.

В условиях сетецентрической войны

Не менее важная задача, стоящая перед ВС России, – обеспечение неядерного сдерживания и отражения агрессии с применением сил общего назначения. Руководством Министерства обороны Российской Федерации в последние годы декларируется необходимость решения этой задачи на основе реализации принципов сетецентрических войн.

Технической основой войсковых формирований, способных вести такие войны, являются:
— системы разведки, связи и управления и поражения, объединенные информационно в целях реализации принципа сетецентрического ведения боевых действий;
— роботизированные системы оружия (наземные и морские боевые роботы и БПЛА);
высокоточное оружие;
— боевая экипировка.

Проведенное академией детальное изучение принципов, способов и результатов реализации сетецентрического ведения войны в иностранных армиях заставляет с осторожностью подходить к вопросу о внедрении их в практику отечественных Вооруженных Сил. Это обусловлено высокой сложностью технической реализации указанных принципов, многочисленностью жестких требований к структуре, составу и функционированию сетецентрической системы, затратностью ее внедрения.

Как известно, принципы ведения сетецентрических войн (по крайней мере, на данном этапе развития ее теории и практики) прежде всего, нацелены на достижение информационного превосходства над противником.

В случае невозможности обеспечить такое опережение противника надо искать альтернативные способы достижения превосходства над ним. По этому пути идут военные специалисты Китая, которые осознают, что создать сетецентрическую систему, адекватную американской, в ближайшем будущем им не удастся. Ставка делается на создание сил, систем и средств, обеспечивающих асимметричное воздействие на противника: огневое и электронное поражение элементов информационной решетки (командных пунктов, узлов связи, орбитальной группировки спутников разведки и управления и т. п.). В 2013 году мы должны представить свой взгляд руководству Министерства обороны на эту проблему.

Основа противоборства

В рамках технической основы для решения задачи неядерного сдерживания силами академии подготовлен и представлен руководству Минобороны и Минпромторга ряд докладов по актуальным проблемам развития вооружения и оборонно-промышленного комплекса. В докладе по роботизированным системам оружия, например, отмечено, что принципиальными проблемами, связанными с оснащением Вооруженных Сил РФ перспективными роботизированными образцами военного назначения, являются:

— фрагментарность в программных документах (ГОЗ с 2011 по 2014 год и ГПВ-2020) работ, направленных на создание робототехнических комплексов, включая БПЛА;
— несогласованность в содержании программных документов (федеральных целевых программ), касающихся перспектив развития роботизированных комплексов в интересах различных министерств (ведомств);
— наличие ряда нерешенных вопросов организационно-технического характера.

Читайте также  Итоги 2011 года в картинках: ВВС

Для упорядочения процесса разработки и производства на межведомственном уровне роботизированных комплексов специального назначения, в том числе авиационных, предложено подготовить и утвердить на уровне правительства Российской Федерации Положение о порядке создания роботизированных комплексов военного назначения.

Требуется также дальнейшая работа по уточнению типажа и технического облика системы робототехнических комплексов. Особенно остро данная проблема стоит в части системы беспилотных летательных аппаратов.

Доклад по ракетно-артиллерийскому вооружению (РАВ) содержит детальный анализ проблем, сложившихся в области разработки и производства РАВ, включая анализ состояния и возможностей предприятий и организаций промышленности, технического уровня образцов РАВ.

Предлагаются пути преодоления выявленных проблем, в том числе:
— для определения концептуальных путей развития РАВ, роли и места РВ и А в перспективной структуре ВС РФ провести комплексную НИР с участием ведущих организаций Минобороны и оборонно-промышленного комплекса;

— изложен взгляд академии на перспективную систему РАВ Сухопутных войск, в основе которого лежат результаты исследований по оптимизации и унификации ракетно- артиллерийского вооружения;

— провести научно-исследовательскую работу по определению ТТТ к перспективному РАВ. В ее рамках должны быть разработаны предложения по проведению совокупности ОКР по созданию перспективных образцов РАВ, которые необходимо выполнить в рамках ГОЗ 2014–2016 годов.

В числе прочих академией представлен и доклад по высокоточному оружию (ВТО). В настоящее время высокоточное оружие различного назначения, дальности действия и вида базирования находится на вооружении всех видов Вооруженных Сил и родов войск РФ.

Эффективность применения ВТО определяется, прежде всего, своевременностью, достоверностью и качеством информационного обеспечения (ИО) боевых средств ВТО. Поэтому исключительную важность представляют вопросы организации взаимодействия разведывательно-информационных и ударных средств путем создания разведывательно-ударных (разведывательно-огневых) комплексов – РУК (РОК) и/или формирования гибких (временных) адаптивных контуров ведения разведывательно-ударных действий (РУД), в том числе и в рамках концепции сетецентрической войны.

Развитию ВТО и системы ведения РУД посвящен ряд концептуальных документов и комплексных целевых программ, проводится значительное количество НИОКР. Однако проблема межвидовой координации работ по созданию и применению ВТО до настоящего времени в полном объеме не решена.

Для ее решения представляется необходимым выполнение следующих мероприятий:
— проведение мониторинга научно-технического задела в области ВТО, ИО и ведения РУД;
— формирование единых требований к ВТО, ИО, АСУ, элементам РУК (РОК) на межвидовом уровне с учетом их взаимодействия;
— разработка нормативно-методических документов, определяющих порядок создания и применения ВТО, а также общих технических требований к их элементам в условиях межвидового взаимодействия и создания единого информационного пространства;
— обоснование приоритетов в создании элементов системы ВТО СВ и ВВС как составной части общей системы вооружения.

Реализация этих мероприятий необходима в рамках государственного оборонного заказа. И наконец, относительно боевой экипировки. В докладе на эту тему отмечено, что в настоящее время во всех передовых странах мира приоритетное значение придается созданию высокоэффективных средств экипировки военнослужащего. При этом одной из сложнейших проблем является обеспечение эффективной защиты от современных средств поражения.

Противоречие, связанное с возрастанием поражающей способности современного оружия ближнего боя – с одной стороны и ограничением по массе средств защиты – с другой, ставит указанную проблему в ряд трудноразрешимых. Предложены конкретные пути повышения защитной способности экипировки, включая технические решения, порядок испытания экипировки и поставки ее в войска.

Весь спектр угроз

Сегодня, как никогда остро, стоит перед ВС России и задача формирования научно-технического задела для создания перспективного вооружения и военной техники. Ведущие ученые мира полагают, что историю развития человеческой цивилизации можно разделить на несколько фаз или периодов, и сейчас наблюдается переход к новой фазе технологического развития.

Подтверждением того, что в ближайшее время ожидаются существенные изменения в технологической основе человеческой деятельности, могут служить результаты достижений в области технологий шестого технологического уклада, именуемых НБИК-технологиями (в соответствии с первыми буквами наименований технологий: Н – нано, Б – био, И – инфо, К – когно).

Характерной и особенной чертой НБИК-технологий является то, что угрозы, порождаемые ими, гораздо шире порождаемых образцами ВВСТ, созданными на базе этих технологий. При этом говорить о будущих войнах только как о столкновении вооруженных сил, оснащенных новым оружием, уже не совсем правильно. Оценка возможностей, предоставляемых НБИК-технологиями, показывает, что вооруженное насилие все в большей степени будет уходить на второй план, появятся порождаемые новыми технологиями другие формы и способы враждебных влияний на государство, социум, индивидуум.

Читайте также  Минобороны РФ провело испытания квадроциклов

Спектр возможностей применения НБИК-технологий охватывает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, изменяя существующие технологические парадигмы. С учетом достижений и преимуществ, предоставляемых НБИК-технологиями, учеными академии определен спектр угроз, структурированный по трем уровням: глобальные, межгосударственные и локальные.

К глобальным угрозам можно отнести изменение целей войн, которые будут вестись именно за экономический контроль над производством, построенным на НБИК-технологиях во всех его формах. Но это уже не войны в привычном понимании. Это скорее война технологий, интеллекта, противостояние на основе информационного и технологического превосходства. Новые конфликты будут войнами не столько людей, сколько войнами искусственных интеллектов и созданной этим интеллектом техники и виртуальной реальности.

Среди межгосударственных угроз – опасность психологического воздействия с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на индивидуальное и общественное сознание неугодной страны с целью навязывания своего видения характеристик мироустройства, взаимоотношений, справедливости и т. п., проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации.

Сегодня благодаря новым технологиям последствия информационного воздействия могут оказаться сопоставимыми с результатами традиционных боевых действий. Новейшие биотехнологии создают огромные возможности вмешательства в жизнедеятельность живых организмов.

В области когнитивных технологий угроза состоит в том, что страны, общества и индивидуумы, вооруженные когнитивными технологиями, всегда будут упреждать в своих действиях и превосходить в эффективности решений тех, кто не создал и не освоил такие технологии.

К локальным угрозам можно отнести угрозы использования нанооружия террористами, а также опасности, связанные с применением новых лекарств, разработанных с использованием нанотехнологий. Не менее реальны могут оказаться и угрозы вредоносного воздействия на окружающую среду при неумелом обращении с нанопродуктами и генномодифицированными продуктами. И конечно же, не стоит забывать об угрозе появления новых форм дискриминации в системах государство – человек, человек – человек.

Определение будущего

Научно-техническая революция, в основе которой лежит использование НБИК-технологий, способна привести к тому, что противоборство государств и социумов в будущем будет уже не только и не столько военным противоборством. Речь идет о некоем интегральном воздействии одного общества на другое, охватывающем все возможные сферы человеческой деятельности – от материальной до мыслительной, все виды природы – живую и неживую, все уровни познания – макромир и микромир.

К сожалению, во всех приведенных примерах Россия далеко не на передовых позициях, что чревато сползанием ее в будущем в число технически слаборазвитых стран. Определение будущего облика системы вооружения ВС России и формирование этого облика – проблема крайне непростая. Она требует привлечения больших коллективов ученых различной специализации – политологов, философов, экономистов, физиков, энергетиков и т. д., скрупулезной работы по оценке перспектив развития различных областей знаний, коллективного и всестороннего анализа полученных результатов и выработки выверенного прогноза, взаимоувязанного по всем направлениям жизнедеятельности государства, формирования научных коллективов, обеспечивающих создание научно-технического задела по выявленным приоритетным направлениям, и т. д. Как представляется, РАРАН может и должна сыграть здесь консолидирующую роль.

К конкретным научным задачам в данной области можно отнести следующие:
— прогнозирование результатов разработки новых технологий и возможных областей их военного применения;
— формирование методических основ оценки эффективности применения новых технологий в образцах ВВСТ, оценки затрат, связанных с их разработкой и внедрением в образцы ВВСТ, оценки риска внедрения этих технологий;
— определение предложений по рациональным направлениям разработки новых технологий в интересах совершенствования ВВСТ с учетом прогнозируемой эффективности, затрат и риска внедрения.

Круг научных проблем, которыми предстоит заниматься РАРАН, весьма широк и разнообразен. Важно, чтобы академия сформировала свое мнение о способах их решения, построенное на групповой экспертизе ее членами, и доказательно изложила эту точку зрения высшему военному и политическому руководству страны. Такими возможностями РАРАН обладает.

/Василий Буренок, д.т.н., профессор, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя