Танк разрабатывался с 1978 года государственным концерном GIAT Industries (в настоящее время Nexter) в сотрудничестве с фирмами ФРГ. Спустя четыре года из-за ряда разногласий по техническим вопросам совместная работа была прекращена. Франция с 1982-го самостоятельно продолжила проектирование танка под индексом ЕРС (Engin Principal de Combat). С 30 января 1986 года вместо аббревиатуры ЕРС танк получил название «Леклерк» (Leclerc) в честь Филиппа Мари Леклерка, сподвижника генерала Де Голля.
Основные узлы и агрегаты танка проходили испытания и доработку в течение 1982–1986 годов, тогда же определились с типом подвески и СУО. К концу 1986-го собрали шесть опытных образцов. После переконструирования башни, установки дополнительных подсистем и внесения других усовершенствований новый танк, в общем, стал отвечать требованиям французских военных. Сборка опытной партии началась в 1989 году, а полноценное серийное производство – в 1991-м. Из-за финансовых ограничений, связанных в основном с окончанием холодной войны, первоначальный заказ – 1400 танков – был урезан до 612, а затем до 406 машин.
Особое внимание
Корпус и башня танка изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба шириной 200 мм. Этой разнесенной бронировкой прикрыты передние пары катков, направляющие колеса и рабочее место механика-водителя.
Низкий профиль двухместной башни и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты и массу танка, но и использовать это для повышения его защищенности. Основным новшеством стала модульная конструкция броневой защиты. Ее элементы навешиваются на несущий коробчатый каркас. Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой.
При создании машины особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Создатели утверждают, что у «Леклерка» лобовая часть корпуса защищена от подкалиберных снарядов в секторе обстрела 30 градусов от его продольной оси вдвое эффективнее, чем у других машин стран НАТО.
Отказ от установки динамической защиты продиктован признанием ее небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.
В качестве основного вооружения используется французская 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного оперенного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно превосходя «коллег».
Автомат заряжания с транспортером ленточного типа на 22 унитарных выстрела расположен в нише башни. Выстрелы размещены в ячейках горизонтального конвейера, расположенного поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту. Эффективная скорострельность составляет 10–12 выстрелов в минуту как с места, так и в движении.
Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки – вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещенного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, так как автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.
Отсек пушки и автомата заряжания отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками. Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости.
Управление башенными приводами ведется с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются еще и пожаробезопасностью. Кроме того, их применение позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот 19-тонной башни на 180 градусов осуществляется за 5 секунд), повысить точность стрельбы, вести скрытое наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений шасси на башню и вооружение. Угол возвышения пушки – плюс 20 градусов, склонения – минус восемь градусов.
В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный 12,7-мм пулемет, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет калибра 7,62 мм устанавливается на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может применяться для самообороны как ручной.
В корме башни смонтирована гранатометная установка Galix, включающая два блока по девять 80-мм гранатометов, размещенных по бортам кормовой части башни. Их боекомплект включает четыре дымовые гранаты, создающие на дальности 30–50 метров завесу в видимом и ИК-диапазоне, две тепловые ловушки, выстреливаемые вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и три противопехотные гранаты массой по 5 кг. Каждая такая граната дает при взрыве по сотне осколков в радиусе 15–30 метров вокруг танка.
Информационно-управляющая система
В ТИУС входят бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая баллистический вычислитель, электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, системой ППО, навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар», система связи с телефонным и факсимильным режимами и псевдослучайным изменением рабочей частоты, защищающим от средств РЭБ противника.
ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах движения, работе узлов и агрегатов, расходе боеприпасов и топлива, ведет прием и передачу информации с другими танками и командным пунктом о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд.
Все электронные системы машины объединены в одну сеть. Ее основой является единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки СУО, состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки, бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра, перископических приборов наблюдения командира и наводчика, подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением, комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневной телевизионный канал с 10-кратным увеличением и ночной канал тепловизора «Атос» (его отвод выдает изображение и на командирский прицел), дульного визира.
Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки – не более трех). Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.
С СУО сопряжены восемь перископических приборов наблюдения командира, обеспечивающих круговой обзор. У наводчика таких приборов три, они служат не только для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.
Для учета изгиба ствола при нагреве предназначена система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом, установленным над дульным срезом, и принимается датчиком на башне. Данные поступают в СУО, которая оценивает уход ствола и компенсирует его.
Направления модернизации
Основной боевой танк Leclerc изготавливался с 1992 по 2006 год тремя сериями, незначительно отличавшимися друг от друга. 50 танков 1-й серии (всего изготовлено 132 единицы) в 2010-м сняты с вооружения французской армии и предлагаются на экспорт. На танках 2-й серии (178 единиц) были установлены система климат-контроля, дополнительные бортовые экраны и улучшено охлаждение бортовых передач.
С 2004 года в войска начали поступать танки 3-й серии (или 2+). Они получили улучшенную пассивную броню на передней и боковых частях башни, усовершенствованные прицелы командира и наводчика, включавшие камеру FLIR (ИК-системы переднего обзора) второго поколения фирмы SAGEM, предназначенную для обнаружения целей в любых погодных условиях, систему управления боем Icone. Последняя представляет собой дальнейшую разработку системы SIT-V1, заказанную французскими сухопутными войсками в 2000 году для бронемашины AMX-10RC (6х6) и разведывательных машин VBL (4×4) фирмы Panhard.
Танки 3-й серии, кроме того, оснастили системой опознавания «свой-чужой» (BIFF) фирмы Thales и изменили внутреннюю и наружную компоновку узлов, агрегатов, расположенных в башне. Стремясь сохранить производственные мощности на уровне 110–120 танков в год, французы занялись поиском экспортных заказов.
Контракт с ОАЭ оказался поистине палочкой-выручалочкой. Экспортные поставки опережали даже поставки для французской армии. 2 декабря 1996 года 80 «Леклерков» продефилировали по улицам Абу-Даби во время парада. Всего же армия ОАЭ получила 436 машин: 388 линейных танков, два танка для подготовки водителей и 46 БРЭМ.
С целью улучшения возможностей применения танка «Леклерк» при ведении боевых действий в населенных пунктах с 2006-го разрабатывается программа AZUR (Actions en Zone Urbaine). Исследования показали необходимость разработки специального комплекта оборудования, которое можно устанавливать на танк в полевых условиях в течение нескольких часов.
Французские военные специалисты пришли к выводу, что комплект оборудования AZUR должен обеспечивать:
— расширение возможностей обороны и нанесения контрудара в условиях внешних угроз, характерных для населенных пунктов;
— улучшение связи и взаимодействия со спешенными поддерживающими и приданными подразделениями;
— увеличение возможностей наблюдения и ведения кругового огня на ближних расстояниях и больших углах возвышения;
— более надежноe тыловоe обеспечение спешенных подразделений;
— высокую гибкость и приспособление компоновки танка для выполнения широкого круга задач как в операциях по сохранению мира, так и в миссиях с высокой интенсивностью военных действий.
Исходя из вышесказанного комплект оборудования AZUR для ОБТ «Леклерк» включает дистанционно управляемую установку FNH ARROWS с 7,62-мм пулеметом и возможностью ведения огня днем и ночью, оборудование, улучшающее наблюдение и понимание обстановки, усиленную защиту бортов и кормы (дополнительные бортовые экраны, фальшборта из новых композиционных материалов, решетчатая броня вокруг всей кормовой части машины, дополнительная защита крыши моторно-трансмиссионного отделения и т. д.), устройства, повышающие живучесть танка путем быстрой постановки дымовых и аэрозольных завес (расширение возможностей штатной системы GALIX с обстрелом 360 градусов).
Кроме того, предусматривалась защита всех отверстий, углублений, наружных «карманов», расположенных в корпусе и башне танка, от попадания горючих жидкостей, а также механическое усиление всех наружных установок, деталей, узлов танка для сведения к минимуму риска их разрушения со стороны враждебной уличной толпы и т. д.
Французские сухопутные войска проводили исследования в рамках программы AZUR на демонстрационном образце танка «Леклерк» в конце 2006 – начале 2007 года. Результаты этих исследований включены в разработку будущих комплектов оборудования.
Компания GIAT Industries объявила об основных направлениях планируемой модернизации основного боевого танка «Леклерк». Французские военные специалисты предполагают осуществить это мероприятие до 2015 года, после чего танк должен соответствовать концепции BOA (Вulle Operationnelle Aeroterrestre). В результате данной модернизации предполагается улучшить основные тактико-технические характеристики, относящиеся к подвижности, живучести, огневым возможностям, управлению, средствам связи и разведки.
Из всего комплекса ключевыми считаются живучесть и огневые возможности. Для увеличения первого из этих показателей планируется использовать технологию «Стелс», элементы динамической защиты и применять средства (работающие на различных принципах), уничтожающие подлетающие к ОБТ ракеты и снаряды противника. Для повышения огневых возможностей намечается применить новую аппаратуру распознавания целей и систему управления огнем, предполагающую возможность стрельбы с закрытых огневых позиций, а также пуск ПТУР через ствол танковой пушки.
/Михаил Барятинский, vpk-news.ru/
Специалист
Основными детскими болезнями первых танков Леклерк особенно в 1996-1999г было в недостаточно надежной системе управления ЭВМ которую часто переустанавливали вызывая большие нарекания среди как экипажей танков а так же обслуживающего персонала. В дальнейшем танк Леклерк постоянно модернизировался с установкой все более и более совершенного оборудования 2001 году затем широкую модернизацию с установкой еще более совершенного электронного оборудования 2005 году и 2008 году в 2010 году электронные узлы управления были дублированы с 4 кратным резервированием.
Двигатели танка хотя и имеют очень большую схожесть в массе и габаритах с двигателями предыдущих модификаций танка Леклерк они также проходили ряд модернизаций и в результате чего по надежности двигателя почти сравнялись с немецкими двигателями танков Леопард-2А6. Любой танк имеет недостатки, танк Леклерк имеет очень дорогое обслуживание и он очень дорого стоит, трудно ремонтируется в условиях серьезной поломки без надлежащего оборудования.
Даже евреи не смогут так вывернуть недостатки в достоинства. Аноним-специалист, ты какой нации будешь?