Главная Аналитические статьи и мнения

Где alma mater военного инженера?

1
1048

Военно-инженерное образование в армиях различных стран, в том числе и России, всегда было важнейшей компонентой системы подготовки военных кадров. Начиная с древнейших времен обучению военных инженеров фортификации и минному делу в сухопутных войсках, а затем в артиллерии, на флоте и в авиации уделялось значительное внимание наравне с подготовкой командных кадров.

Военно-инженерное образование по своим целям, содержанию, формам и методам обучения является специфическим видом высшего военного образования. Это связано, прежде всего, с характером и особенностями военно-инженерной деятельности. Во все времена военного инженера отличали высокая профессиональная подготовка, глубокие научные и инженерные знания, твердые навыки и умение решать сложные военно-технические задачи, широкая эрудиция, творческий подход к делу. Не случайно многие военные инженеры были известными учеными.

До и после реформирования

Развитие военной техники и вооружения в ХХ веке привело к необходимости усиления военно-технической подготовки командных кадров. Поэтому во всех видах и родах войск появились не только инженерные, но и командно-инженерные кадры. Примером являются Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, флот.

Для подготовки командно-инженерных и инженерных кадров в СССР была создана разветвленная сеть высших военно-учебных заведений с пятилетним сроком обучения. Программы подготовки военных инженеров включали изучение фундаментальных естественно-научных и инженерных дисциплин, таких как математика, физика, химия, теоретическая и прикладная механика, аэродинамика, внутренняя и внешняя баллистика, строительная механика, электротехника и радиоэлектроника, навигация и приборное оборудование и пр., а также тактика применения вооружения и военной техники (ВВТ) видов и родов войск, логистика и техническое обеспечение, основы военной экономики, управление воинскими коллективами, и многих других специальных дисциплин.

Теоретическая подготовка военных инженеров по объему и глубине соответствовала уровню подготовки ведущих технических вузов страны в различных сферах техники. Этому способствовали рациональная организация системы подготовки военно-инженерных кадров, высокий научно-методический и профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава вузов, современная учебная и материально-техническая база, четко организованный учебный процесс.

Подготовка специалистов велась в высших военно-инженерных училищах (институтах) и военно-инженерных академиях. Как правило, эти вузы располагались в крупных городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Минске, Ростове-на-Дону и др., которые являлись научными и культурными центрами СССР и Российской Федерации.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) военных училищ и академий имел возможность сотрудничать со специалистами ведущих институтов РАН и отраслевых академий, ведущих гражданских вузов, осуществлявших подготовку гражданских специалистов по родственным профессиям. Все это способствовало формированию и успешному развитию научных школ в ВВУЗах, обеспечению высокого качества подготовки военных инженеров, собственных научно-педагогических кадров. Поэтому не случайно, что до 2000 года в составе вузов Министерства обороны РФ работали свыше 1500 докторов наук и профессоров, около 8000 кандидатов и доцентов.

В академиях и училищах успешно функционировало более 250 научных школ, признанных в России и за рубежом. В соответствии с законом «Об образовании РФ» в 1993 году все военные инженерные вузы перешли на единые стандарты подготовки инженерных кадров с выдачей диплома о квалификации специалиста соответствующей общегражданской классификации.

Концепция военно-инженерного образования, разработанная еще в 40–50-х годах прошлого века (рис. 1), и ее реализация на практике позволяли выпускникам академии в течение всего срока службы в Вооруженных Силах (25 и более лет) успешно исполнять свои служебные обязанности в различных сферах профессиональной деятельности: командно-административной, инженерно-исследовательской, научно-педагогической. При этом обеспечивались неразрывная связь технических и инженерных кадров, непрерывность их профессионального роста и образования (рис. 2).

Реформа системы военного образования, проведенная в 2007–2012 годах, привела не только к сокращению, но и к закрытию десятков ведущих инженерных академий и институтов, смене мест дислокации. Самая главная утрата – разрушение военно-научных школ и потеря высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Ряд ведущих академий, составлявших гордость Вооруженных Сил России (Военно-воздушная инженерная академия – ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского, Военная академия химзащиты имени маршала С. К. Тимошенко, Военная академия связи имени маршала С. М. Буденного, Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Г. К. Жукова, Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева и прочие), ликвидирован либо передислоцирован в другие города.

Ярким примером «реформирования» системы военно-инженерного образования является судьба Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Она была создана в 1920 году как первое авиационное высшее учебное заведение Советской России, в формировании которого принимал активное участие первый его ректор – выдающийся русский ученый в области аэромеханики профессор Н. Е. Жуковский. После смерти Жуковского академия получила его имя и с честью несла вплоть до ликвидации 1 августа 2012 года.

В созданной академии сразу же открыли два факультета: летно-командный и инженерный. На базе Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского в 30–50-х годах прошлого века были созданы Московский и Харьковский авиационные институты, Киевское, Харьковское, Рижское, Тамбовское, Даугавпилсское, Иркутское военные авиационные инженерные училища (институты).

В 1940-м Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского разделили на две – Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Военно-воздушную академию для подготовки летно-командных кадров, впоследствии получившую имя первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина. Этот небольшой экскурс в историю свидетельствует о том, насколько важным тогда представлялась руководству страны и Вооруженных Сил подготовка авиационных военно-инженерных кадров. Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е.Жуковского за 90 лет своего существования превратилась в alma mater отечественного авиационного инженерного образования, получившего мировое признание.

Новый авиационный ВУЗ

В новейшей истории России в связи с реформированием Вооруженных Сил старая система подготовки авиационных военно-инженерных кадров оказалась избыточной и непригодной для нового облика армии. В результате «оптимизации» системы военного образования были ликвидированы все средние военные авиационно-технические училища, все высшие авиационные инженерные училища (военные институты), уволены десятки и сотни высококвалифицированных профессоров, доцентов и преподавателей, утрачена материально-техническая база.

Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского ликвидирована, а ее «останки» вместе с именем Н. Е. Жуковского перенесены в Воронежский авиационный технический университет, который никогда не был университетом. В свое время Воронежское высшее инженерное училище готовило специалистов по аэродромно-техническому (строительство и обслуживание аэродромов) и метеорологическому обеспечению авиации.

После ликвидации высших авиационных инженерных училищ (военных институтов) и ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского оно приняло на себя задачу подготовки военных-инженеров по всем авиационным специальностям. В настоящее время Воронежский авиационный инженерный университет стал ядром ВУНЦ Министерства обороны и носит название военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Новый авиационный вуз принял около 30 человек из преподавательского состава ликвидированных ВВИА имени профессора Н. Е Жуковского и ВВА имени Ю. А. Гагарина, порядка 20–30% их учебно-материальной базы. В нем работают 59 докторов и 455 кандидатов наук. В целом это очень хорошие показатели. Однако если посмотреть, как укомплектованы профессорско-преподавательским составом факультеты, обеспечивающие подготовку инженеров по эксплуатации авиационных комплексов, то здесь ситуация менее благоприятная.

Так, например, на факультетах, осуществляющих подготовку инженеров по инженерно-авиационному обеспечению, кафедры укомплектованы преподавателями со степенью:
— факультет летательных аппаратов – на 60% и только один доктор наук;
— факультет авиационного вооружения – на 50% и только один доктор наук;
— факультет авиационного оборудования – на 63% и два доктора наук;
— факультет радиоэлектронного оборудования – на 63% и пять докторов наук.

На факультетах радиотехнического обеспечения и средств связи укомплектованность ППС с ученой степенью – порядка 80% и имеется по одному доктору наук. Возрастной состав руководителей кафедр также должен вызывать озабоченность, так как 41% имеют возраст более 45 лет, то есть близкий к предельному.

Таким образом, говорить о высоком уровне ППС для основных инженерных факультетов Воронежского авиационного инженерного университета пока преждевременно. Вызывает также сомнение и организационно-штатная структура этих факультетов, включающая по три кафедры.

С учетом формирования нового облика ВС РФ требования к выпускникам военного вуза неизмеримо возрастают. Они должны быть готовыми к исполнению широкого круга профессиональных обязанностей, мобильными с точки зрения исполнения должностных обязанностей в течение срока службы по контракту (рис. 3).

В какой мере данный вуз будет обеспечивать требования нового облика Вооруженных Сил, связанные, прежде всего, с техническим перевооружением авиации, внедрением в войска роботизированных беспилотных авиационных комплексов, автоматизированных систем управления и связи, радиоэлектронного противодействия, прогрессивных методов эксплуатации авиационной техники?

Некоторые крупные «специалисты» утверждают, что в настоящее время избыточной и экономически неоправданной является подготовка широкообразованного и высокопрофессионального авиационного инженера. Мол, современная и перспективная авиатехника будет абсолютно автоматизирована, а ее техническую эксплуатацию станет осуществлять персонал авиационных предприятий, поставляющих технику в войска. Возможно, так и будет. Но не в ближайшей перспективе.

Мнение же других не менее крупных специалистов таково, что проведенная реформа военного образования резко снизила качество подготовки авиационных военно-инженерных кадров. И это снижение в скором времени обязательно себя проявит. Начавшееся перевооружение авиации на авиакомплексы «4++» и «5» поколений потребует насыщения авиационных частей высококвалифицированными инженерами и специалистами, подготовленными на современном фундаменте науки и техники. Такого фундамента в Воронежском авиационном инженерном университете пока нет.

По мнению многих ученых и специалистов, проведенные преобразования значительно снизили научный потенциал сегодняшней системы военно-инженерного образования России.

Есть предложения

Какие сегодня стоят проблемы перед отечественной военно-инженерной школой и как видятся пути их решения?

1. Восстановление и развитие научно-образовательного потенциала созданных военных учебно-научных центров и входящих в них вузов за счет:
— привлечения ППС, находящегося в запасе и отставке;
— использования в учебном процессе научных сотрудников и специалистов научно-исследовательских центров (НИЦ), входящих в ВУНЦ;
— привлечения ППС родственных гражданских вузов, располагающихся в месте дислокации ВУНЦ;
— развития учебно-материальной базы ВУНЦ: оснащения современными образцами ВВТ, руководствами по их технической эксплуатации, тренажерами.

2. Развитие системы подготовки научно-педагогических кадров вузов через магистратуру, адъюнктуру и докторантуру. Для научного руководства соискателей ученых степеней привлекать известных ученых и специалистов, оставшихся не у дел или работающих в гражданских организациях.

3. Пересмотр содержания учебных планов и образовательных программ подготовки специалистов (не бакалавров) с введением в классификатор образовательных программ раздела военно-технических специальностей, поскольку за пять лет невозможно подготовить квалифицированного военного инженера и инженера гражданского профиля. Практика подготовки военно-инженерных кадров различных специальностей свидетельствует, что примерно треть учебного времени уходит на изучение и практическое освоение основ тактики и военного искусства, вопросов применения образцов вооружения и военной техники (ВВТ), их технической эксплуатации, военной эргономики, управления воинскими коллективами и др.

4. Внедрение в учебный процесс передовых технологий обучения и компьютеризации учебного процесса. В настоящее время эта проблема решается больше на формальном уровне (поставка интерактивных досок и компьютеров без использования их в учебном процессе по режимным ограничениям, технических средств обучения без штатного состава для их обслуживания и пр.).

5. Восстановление в учебном процессе полноценных полигонных и войсковых практик, войсковых стажировок. В последние годы эти формы практического обучения извращены и проводятся формально в связи с финансовыми и другими ограничениями.

6. Обеспечение единства процессов обучения и воспитания как ведущего образовательного принципа, который сформулировал еще Сократ: «…и всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью». Исторический опыт развития отечественного военного образования свидетельствует, что реализация этого принципа позволяет формировать истинно высокообразованного военного инженера, патриота и гражданина, офицера с высокими морально-психологическими качествами, авторитетного и умелого руководителя воинских коллективов.

7. Реализация многоуровневой системы военно-инженерного образования (рис. 3), предполагающая подготовку военного инженера тактического уровня (батальон, дивизион, полк) в университетах (институтах) в течение пяти лет, затем служба в войсках (два – пять лет). После этого возможность обучения в магистратуре (один-два года) и адъюнктуре (два-три года) для последующей работы в научно-педагогической сфере либо обучение в видовой академии в течение двух лет для последующего использования на должностях оперативно-тактического уровня.

В академиях видов и родов войск должны быть адъюнктура и докторантура для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров по военно-инженерным специальностям, а также факультет повышения квалификации специалистов (до трех месяцев).

Опыт работы военных академий в 80–90-е годы, когда большинство элементов данной схемы были опробированы на практике, позволяет надеяться, что и в новых условиях эта схема будет вполне эффективной. При этом не нужно ссылаться на обязательность внедрения рекомендаций Болонского процесса.

/Александр Буравлев, доктор технических наук, профессор, vpk-news.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Выпускник

    Поздно пить «Боржоми»…! Почти 20 лет, как похерили Рижское ВВАИУ. Это было начало. Только потом взялись за других.