Оружие, которое могло потрясти Мир

Выдающийся русский конструктор-оружейник, оружиевед и историк оружия В.Г.Федоров справедливо вошел в историю отечественного стрелкового оружия как «отец автоматического оружия». Он являлся автором первого теоретического труда «Автоматическое оружие» (1907 год) с приложением «Атласа чертежей с автоматическому оружию», долгое время остававшимся единственным исследованием в этой области.

В.Г.Фёдорову принадлежит первая русская автоматическая винтовка и первый в мире автомат, принятые на вооружение русской армии. Ему принадлежит и классификация автоматического оружия пехоты на:
— винтовки самозарядные, стреляющие одиночными выстрелами и имеющие магазин емкостью 5-10 патронов;
— винтовки самострельные, конструктивно аналогичные самозарядным, но позволяющие вести огонь очередью до опорожнения магазина;
— автоматы, оружие аналогичное самострельным винтовкам, но имеющее приставной магазин емкостью 25 патронов… укороченный ствол с рукояткой, делающие оружие пригодным для выполнения широкого спектра боевых задач.

Россия очень рано начала работы над созданием автоматических винтовок, не уступая в этом ведущим военно-промышленным державам того времени. Изыскания велись Я.У.Рощепеем, П.Н.Фроловым, Ф.В.Токаревым, В.А.Дегтяревым и другими энтузиастами – изобретателями. Все работы велись на голом энтузиазме авторов, без финансовой, теоретической и организационной поддержки государства. Я.У.Рощепея вынудили подписать декларацию о том, что увенчайся его работы успехом, он «удовлетворится разовой премией и впредь не будет претендовать ни на что».

Так что не удивительно, что ни один из этих самородков (Токарев и Дегтярев – известные оружейники будущего) не смогли довести свои образцы хотя бы до войсковых испытаний. Это удалось только В.Г.Федорову. Русский оружейник В.Г.Федоров начал работы над переделкой магазинной винтовки образца 1891 г. в автоматическую с 1905 года. Для помощи Федорову начальник Ружейного полигона офицерской стрелковой школы Н.М.Филатов назначил слесаря В.А.Дегтярева.

Переделка магазинной винтовки в автоматическую была признана нецелесообразной и в 1906 году был готов принципиально новый проект, отличавшийся простотой и целесообразностью (54 детали вместо 74 у Браунинга). Винтовка оригинальной конструкции под штатный патрон успешно прошла все войсковые испытания в 1909-1912 годах. Испытания были жестоки: оружие оставляли на сутки под дождем, в разобранном виде опускали в пруд, возили на телеге по пыльной дороге и после этого проверяли стрельбой.

За эту винтовку Федоров был удостоен большой Михайловской премии (Золотой медали), выдававшейся раз в 5 лет (Этой премии был удостоен и С.И.Мосин). Сестрорецкому заводу было заказано 150 штук новых винтовок.

Русско-японская война обострила интерес к легкому автоматическому оружию пехоты: ручной пулемет Мадсена, принятый на вооружение русской конницы, оказался грозным родом оружия. А конструктора Фёдорова всерьез заинтересовали технологии, применявшиеся в стрелковом оружии японской армии. Напомним, что Япония, и немалое число других стран – Греция, Норвегия, Италия, Швеция, Румыния имели на вооружении винтовку уменьшенного (6,5 мм) калибра.

Традиция уменьшения калибра, положившая себе начало в последней четверти 19-го века была налицо:
— переделочная (переделанная из нарезного дульнозарядного ружья) винтовка Крнка (или Крынка в простонародном исполнении) имела калибр 6 линий (15,24 мм);
— винтовка Бердана №2 (вообще-то Горлова и Гуниуса, Бердан тут ни при чем) уже 4 линии;
— творение Мосина имело калибром уже три линии – то есть 7,62 мм.

Каждое уменьшение калибра отражало растущий уровень технологии обработки стволов и массового изготовления точных боеприпасов. Некоторые конструкторы решили пойти дальше. И это казалось модным: увеличивался носимый стрелком боезапас, уменьшалась отдача при выстреле, уменьшался расход металла при производстве патронов.

Оружие, которое могло потрясти МирАвтоматическая винтовка Фёдорова

Отзывы офицеров утверждали, что «разница между огнем русских и японских винтовок за исключением ближнего боя отсутствовала». Так как в ближнем бою предпочитали полагаться на ручные гранаты, штыки и револьверы, то проблема меньшего останавливающего действия малокалиберной пули еще никого не волновала. Надо отметить, что снижение металлоемкости в определенной степени компенсировалось повышением издержек из-за брака и более жестких допусков при изготовлении.

Читайте также  Пистолеты Герасименко под безгильзовый патрон

В 1913 году Федоров предложил собственный патрон 6,5 мм улучшенной баллистики, не имеющий ранта (шляпки для извлечения из патронника экстрактором) и новую легкую автоматическую винтовку под него. Эта автоматическая винтовка была очень близка к свой предшественнице – 7,62 мм, отличаясь не выступающим за пределы оружия магазином с шахматным расположением пяти патрон. Испытания винтовка прошла успешно, и Сестрорецкому заводу был выдан заказ на 20 автоматических винтовок 6,5 мм, но началась первая мировая война, вынудившая прервать работы, а самого Федорова отправившая за границу «В поисках оружия»…

Коренным образом изменилась тактика ведения пехотного боя. Длинноствольная винтовка с ее снайперской точностью утратила свое значение очень во многом. Полностью ушла в небытие залповая стрельба повзводно по невидимым невооруженным глазом целям, уступив поле деятельности полевой артиллерии и станковым пулеметам. Потерял значение штык. Схватки «грудь на грудь» выродились до резни в траншеях, где в ход шло что гуще и чаще стреляет, половчее и острее.

Мало того, собранная для штыковой атаки в плотный строй пехота была просто обречена на убой стрелками противника и артиллерией. Резались зубки у новых видов оружия: на средних дистанциях более удачными оказались разного рода бомбометы (минометы) и пулеметы, ручные и станковые. С ворвавшимся в окопы противником стрелялись из револьверов и резались саперными лопатками; хорошо зарекомендовали себя ручные осколочные гранаты. Возросла популярность короткоствольного отродья винтовки – карабина (он короче и маневреннее). Война прервала или задержала работы над автоматическим оружием во всех странах.

Оружие, которое могло потрясти МирАвтомат Фёдорова

Германия: в конце первой мировой ограниченно использовалась автоматическая винтовка Маузера, не пригодная для полного вооружения пехоты (чувствительность к грязи и обильная смазка патронов для устойчивой работы автоматики).
Англия: прецедентов не было.
Франция: автоматическая винтовка Рибероль-Шош-Статтар проходила испытания в войсках с 1916 года и в 1917 была принята на частичное вооружение пехоты.
США: Масса винтовки Браунинга была признана черезмерной и автоматическая винтовка с магазином увеличенной емкости позиционировалась как ручной пулемет.

В 1916 году Федоров сделал своё гениальное открытие: он изобрел автомат. Укоротив ствол на своей винтовке образца 1913 года и снабдив ее съемным коробчатым магазином на 25 патрон и рукояткой для стрельбы «с руки» он получил первый образец оружия, ставшим на сегодняшний день основой основ вооружения пехоты любой армии.

Остается только изумляться точности сделанных русским оружейником выводов: не автоматическая винтовка с ее весом, длинным стволом, сокрушительной отдачей и нерасторопностью при встрече лицом к лицу; не пистолет–пулемет с его беспомощностью при стрельбе на средние и большие дистанции – а именно автомат – короткоствольное оружие с дальностью прямого выстрела порядка 300 метров, массой около 5 кг и скорострельностью примерно 100 выстрелов в минуту – то есть то, что на русском языке называется именно автоматом.

Кончится Первая мировая, Гражданская, и только в 1943 году Гуго Шмайссер явит миру (разумеется, уже как плод технической мысли просвященной Европы) свое штурмовое ружье под укороченный винтовочный патрон с близкими тактико–техническими характеристиками… И будут спорить знатоки, состояло ли творение М.Т.Калашникова с ним в родстве – или же не состояло? (Интересно, но отчего-то никого не интригует вопрос родственности М16 и STG-44!) И будут отмечать прошедшие штурм Кенигсберга ветераны 11-ой армии, что оружие было удобным, очень убойным и этим трофеем охотно пользовались. И тем не менее родина автомата – Россия.

Оружие, которое могло потрясти МирРусский самокатчик вооружённый Автоматом Фёдорова

Автомат Федорова в бою

Карьера этого замечательного оружия сложилась плачевно. Летом 1916 года автоматами и автоматическими винтовками Федорова вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе из 158 солдат и 4 офицеров. Они и стали первыми русскими автоматчиками. Автоматы Федорова были направлены и в 10-ый авиадивизион. Они были на 400 грамм легче винтовок Федорова 7,62 мм и допускали интенсивную стрельбу очередями.

Читайте также  Ренессанс пистолетов-пулемётов

Так как о производстве авторского патрона в военное время нечего было и мечтать, то оружие было переделано на стрельбу патроном японской винтовки Арисака обр. 1895 г. 6,5 мм. Россия, оказавшись в состоянии промышленного коллапса, скупала оружие по всему миру. В числе прочих образцов японское оружие занимало немалое место (782 тыс.). Японский патрон был короче и слабее авторского, что еще более приближало его к промежуточному, но оставленная конструкторами закраина (патрон имеет и кольцевую проточку, и закраину — но меньшего, чем обычно, диаметра) все же делало его менее удачным для работы автоматики [1].

Автомат получил отличные отзывы: высокая надежность, прочность запирающих затвор деталей, хорошая кучность стрельбы – и вместе с тем в нем видели только легкий, но все-таки пулемет. Вскоре после Октябрьской революции (или правительственного переворота) Федоров был направлен в Ковров для продолжения работ по выпуску автоматов. Шел 1918 год. На заводе его избрали директором (тогда эта должность была выборной). Заведующим опытной мастерской назначили Дегтярева. Уже в следующем году автоматы запустили в серийное производство.

В 1924 коллектив приступил к созданию унифицированных с автоматом ряда пулеметов – ручного, авиационного, зенитного, танкового. Историки и источники молчат об участии автомата Федорова в гражданской войне. Единственное упоминание о частях, где применялось это оружие, я нашел (парадокс!) у М.Булгакова. В романе «Роковые яйца» оперативник ОГПУ Полайтис имел «обыкновенный 25-зарядный пулемет» – термин «автомат» из академических кругов так и не вышел. Загадкой остается и тип использования боеприпасов – то ли патрон винтовки Арисака, то ли авторский боеприпас. Впрочем, до начала 30-х годов в РККА состояли на вооружении ручные пулеметы многих стран.

Два танковых пулемета Федорова были установлены в башне танка МС-1, и именно в таком виде он принял участие в конфликте на КВЖД. Это и был последний бой этого замечательного оружия. Нарком вооружений Л.Ванников в «Записках наркома» отмечал, что автомат Федорова нередко лежал на столе Сталина; но последствий для автомата это не имело никаких.

В начале 30-х он не понравится «ответственным товарищам» из Кремля и будет снят с вооружения. Причины? Веских причин не называется: от применения импортного патрона (а был ли он импортным? что мешало наладить его производство?) до предъявления фантастических требований по способности поражать бронированные цели (впрочем, с нас станется: после финской на вооружение приняли совершенно гротескный миномет-лопату).

Оружие, которое могло потрясти МирРисунок – Автомат Федорова

Калибр –6,5 мм, специальный или японский патрон. Автоматика с коротким ходом подвижного ствола. Затвор запирается двумя личинками, курковый ударный механизм обеспечивает стрельбу очередями и одиночными выстрелами. Очень рационально сделан магазин – 25 патронов с шахматным расположением оных. На ранних версиях прицел реечный, на поздних – секторный, схожий с прицелом АКМ. Дальность прямого выстрела оценивается как 300-400 метров.

Оружие, которое могло потрясти МирНа рисунке изображена ранняя версия танка МС-1 с пулеметами Федорова. Позже их сменят одним пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Возимый машиной боезапас уменьшится на 25%. Уменьшится и плотность пулеметного огня: в шаровой установке вместо двух стволов впредь стоял один.

Оружие, которое могло потрясти Мир

Примечание:

[1] — Имеется расхождение сведений. Спавочник Б.Н.Жука описывает патрон Арисаки как имеющий рант и кольцевую проточку. Книга Мавродиных и журнал «Наука и жизнь» указывает, что патрон ранта не имел, мало того, он был специальным.

Используемая литература:
Влад. В. Мавродин, Вал. Влад. Мавродин «Из истории отечественного оружия. Русская винтовка».
Б.Н.Жук «Автоматы и винтовки».
«Наука и жизнь» №5 1984, статья «Стрелковое оружие» А.Волгин.
«Техника и наука» №2 1984, статья «Один из первых» А.Бескурников.

/Андрей Михайлович Мещеряков, инженер, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя