Огромный поток информации, буквально обрушившейся в последнее время на всех нас, порой играет крайне негативную роль в развитии мышления ребят, идущих нам на смену. И нельзя сказать, что эта информация заведомо ложная. Но вот в своем «голом» виде, без разумного объяснения, она порой несет в себе чудовищный и по своей сути просто разрушительный характер.
Как такое может быть?
Приведу один пример. Уже не одно поколение мальчишек в нашей стране выросло с твердым убеждением в том, что наши прославленные летчики Иван Кожедуб и Александр Покрышкин являются лучшими асами минувшей войны. И с этим никто никогда и не спорил. Ни у нас, ни за рубежом.
Но однажды я купил в магазине детскую книгу «Авиация и воздухоплавание» из энциклопедической серии «Я познаю мир» одного весьма известного издательства. Книга, выпущенная тиражом в тридцать тысяч экземпляров, оказалась действительно весьма «познавательной»…
Вот, к примеру, в разделе «Невеселая арифметика» приводятся довольно красноречивые цифры, касающиеся воздушных боев в период Великой Отечественной войны. Цитирую дословно: «Трижды Герои Советского Союза летчики-истребители А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб сбили соответственно 59 и 62 вражеских самолета. А вот немецкий ас Э. Хартман сбил за годы войны 352 самолета! И он был не одинок. Кроме него в люфтваффе были такие мастера воздушных боев, как Г. Баркхорн (301 сбитый самолет), Г. Ралль (275), О. Киттель (267)… Всего 104 пилота германских ВВС имели на своем счету более сотни сбитых самолетов каждый, а десять лучших уничтожили в общей сложности 2588 самолетов противника!»
Советский ас, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Баранов. Сталинград, 1942 г. Михаил Баранов — один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, самый результативныСоветский ас, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Баранов. Сталинград, 1942 г. Михаил Баранов — один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, самый результативный на момент своей гибели, причем множество его побед было одержано в начальный, самый трудный период войны. Если бы не его случайная гибель, он был бы таким же прославленным пилотом, как Покрышкин или Кожедуб — асов времен Второй мировой войны.
Понятно, что у любого ребенка, увидевшего такие цифры воздушных побед, в голову тут же придет мысль о том, что вовсе не наши, а немецкие пилоты являлись лучшими асами мира, а нашим «Иванам» было до них ох как далеко (кстати, авторы вышеупомянутых изданий почему-то не привели данные о достижениях лучших летчиков-асов других стран: американца Ричарда Бонга, британца Джеймса Джонсона и француза Пьера Клостермана с их 40, 38 и 33 воздушными победами соответственно). Следующая мысль, которая промелькнет в головах у ребят, естественно, будет о том, что немцы летали на куда более совершенных самолетах. (Надо сказать, что подобным образом во время проведенного опроса отреагировали на представленные цифры воздушных побед даже не школьники, а студенты одного из московских ВУЗов).
Но как вообще отнестись к подобным, на первый взгляд кощунственным, цифрам?
Понятно, что любой школьник, если его заинтересует данная тема, полезет в «Интернет». Что он там найдет? Легко проверить… Наберем в поисковой системе фразу «Лучший ас Второй мировой войны».
Результат появляется вполне ожидаемый: на экране монитора высвечивается портрет белокурого Эриха Хартмана, увешанного железными крестами, а вся страничка пестрит фразами типа: «Лучшими летчиками-асами Второй мировой войны считаются немецкие летчики, особенно те, кто воевал на Восточном фронте…»
Вот те на! Мало того, что немцы оказались лучшими асами в мире, так и посбивали они больше всего не каких-то там англичан, американцев или французов с поляками, а именно наших ребят.
Так неужели истинную правду выложили в познавательной книжке и на обложках тетрадей несущие детям знания дяди и тети? Вот только что они хотели этим сказать? Что у нас были такие нерадивые пилоты? Наверное, нет. Но почему авторы многих печатных изданий и сведений, висящих на страничках «Интернета», приводя массу, казалось бы, интересных фактов, так и не удосужились объяснить читателям (особенно юным): откуда вообще взялись такие цифры и что они означают.
Возможно, кому-то из читателей дальнейшее повествование покажется неинтересным. Ведь эта тема уже не раз обсуждалась на страницах серьезных авиационных изданий. И с этим все ясно. Стоит ли повторять? Вот только до простых мальчишек нашей страны (учитывая тиражи специализированных технических журналов) эта информация так никогда и не доходила. И не дойдет. Да что там мальчишки. Покажите приведенные выше цифры школьному учителю истории и спросите его о том, что он об этом думает, и что по этому поводу скажет детям? А ведь мальчишки, увидев на обороте ученической тетрадки результаты воздушных побед Хартмана и Покрышкина, наверняка его об этом спросят. Боюсь, что результат потрясет вас до глубины души… Вот почему представленный ниже материал — это даже не статья, а скорее просьба к вам, уважаемые читатели, помочь вашим детям (и, может быть, даже их преподавателям) разобраться с некоторыми «ошеломляющими» цифрами. Тем более, что накануне 9 мая все мы вновь будем вспоминать о той далекой войне.
Откуда взялись такие цифры?
А действительно, откуда взялась, к примеру, такая цифра, как 352 победы Хартмана в воздушных боях? Кто может ее подтвердить?
Оказывается, никто. Мало того, всей авиационной общественности давным-давно известно, что эту цифру историки взяли из писем Эриха Хартмана к невесте. Так что первым делом возникает вопрос: а не приукрасил ли молодой человек свои боевые заслуги? Известны же высказывания некоторых немецких летчиков о том, что на заключительном этапе войны воздушные победы Хартману попросту приписали в пропагандистских целях, ибо терпящему крах гитлеровскому режиму наряду с мифическим чудо-оружием нужен был и супергерой. Интересно, что многие заявленные Хартманом победы не подтверждаются потерями в тот день с нашей стороны.
Изучение архивных документов периода Второй мировой войны убедительно доказало, что абсолютно все рода войск во всех странах мира грешили приписками. Не случайно в нашей армии вскоре после начала войны был введен принцип строжайшего учета сбитых самолетов противника. Самолет считали сбитым лишь после того, как наземные войска обнаруживали его обломки и тем самым подтверждали воздушную победу.
У немцев же, как, впрочем, и у американцев, подтверждения наземных войск не требовалось. Летчик мог прилететь и доложить: «Я сбил самолет». Главное, чтобы кинопулемет зафиксировал хотя бы попадание пуль и снарядов в цель. Иногда это позволяло набрать массу «очков». Известно, что в ходе «Битвы за Англию» немцы заявили о 3050 сбитых британских самолетах, в то время как англичане реально потеряли только 910.
Отсюда следует сделать первый вывод: нашим летчикам засчитывались реально сбитые самолеты. Немцам — воздушные победы, порой даже не приводящие к уничтожению вражеского самолета. И зачастую победы эти были мифическими.
Почему у наших асов не было по 300 и более воздушных побед?
Все то, о чем мы упомянули чуть выше, к самому мастерству летчиков-асов никоим образом не относится. Давайте рассмотрим такой вопрос: а могли ли немецкие летчики вообще сбить заявленное количество самолетов? И если могли, то почему?
А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб
Как ни странно, иметь свыше 300 воздушных побед и Хартман, и Баркхорн, и другие немецкие летчики, в принципе, могли. И надо сказать, что многие из них обречены были стать асами, так как являлись самыми настоящими заложниками гитлеровского командования, бросившего их на войну. И воевали они, как правило, с первого и до последнего дня.
Летчиков-асов Англии, США и Советского Союза командование берегло и ценило. Руководство перечисленных военно-воздушных сил считало так: раз летчик сбил 40 -50 самолетов противника, значит, это очень опытный пилот, который может научить летному мастерству десяток талантливых молодых ребят. И пусть каждый из них собьет хотя бы по десятку самолетов противника. Тогда в сумме уничтоженных самолетов получится гораздо больше, чем если бы их сбивал оставшийся на фронте профессионал.
Вспомним, что нашему лучшему летчику-истребителю Александру Покрышкину уже в 1944 году командование ВВС вообще запретило участвовать в воздушных боях, поручив ему командование авиационной дивизией. И это оказалось правильным. К концу войны многие летчики из его соединения имели на своем боевом счету более 50 подтвержденных воздушных побед. Так, Николай Гулаев сбил 57 немецких самолетов. Григорий Речкалов — 56. Полсотни вражеских самолетов записал на свой счет Дмитрий Глинка.
Аналогично поступило и командование американских ВВС, отозвав с фронта своего лучшего аса Ричарда Бонга.
Надо сказать, что многие советские пилоты не могли стать асами лишь по той причине, что перед ними зачастую просто не было противника. Каждый летчик был прикреплен к своей части, а значит, и к определенному участку фронта.
У немцев же все было иначе. Опытных летчиков постоянно перебрасывали с одного участка фронта на другой. Они каждый раз оказывались в самой горячей точке, в самой гуще событий. К примеру, Иван Кожедуб за все время войны всего лишь 330 раз поднимался в небо и провел 120 воздушных боев, в то время как Хартман сделал 1425 вылетов и участвовал в 825 воздушных боях. Да наш летчик при всем желании не смог бы даже увидеть в небе столько немецких самолетов, сколько попались Хартману в прицел!
Кстати, став знаменитыми асами, летчики люфтваффе не получали индульгенцию от смерти. Буквально каждый день им приходилось участвовать в воздушных боях. Вот и получалось, что воевали они до самой смерти. А спасти от гибели их могли только плен или окончание войны. Лишь немногие из асов люфтваффе остались в живых. Хартману и Баркхорну просто повезло. Они стали знаменитыми лишь потому, что чудом выжили. А вот четвертый по результативности ас Германии Отто Киттель погиб во время воздушного боя с советскими истребителями в феврале 1945 года.
Чуть раньше встретил свою смерть самый знаменитый ас Германии Вальтер Новотны (в 1944 году он первым из летчиков люфтваффе довел свой боевой счет до 250 воздушных побед). Гитлеровское же командование, наградив пилота всеми высшими орденами Третьего рейха, поручило ему возглавить соединение первых (еще «сырых» и недоведенных) реактивных истребителей Ме-262 и бросило знаменитого аса на самый опасный участок воздушной войны — отражать налеты на Германию американских тяжелых бомбардировщиков. Участь пилота была предрешена.
Кстати, Эриха Хартмана Гитлер также хотел посадить на реактивный истребитель, но смышленый парень выкрутился из этой опасной ситуации, сумев доказать начальству, что толку от него будет больше, если его вновь посадят на старый надежный Bf 109. Такое решение позволило Хартману спасти свою жизнь от неминуемой гибели и стать, в конце концов, лучшим асом Германии.
Важнейшим доказательством того, что наши летчики ни в коей мере не уступали в мастерстве ведения воздушных боев немецким асам, красноречиво говорят некоторые цифры, о которых за рубежом не очень-то любят вспоминать, а некоторые наши журналисты от «свободной» прессы, берущиеся писать об авиации, просто не знают.
К примеру, историкам авиации известно, что наиболее результативной истребительной эскадрой люфтваффе, воевавшей на Восточном фронте, была элитная 54-я авиагруппа «Зеленое сердце», в которой накануне войны были собраны лучшие асы Германии. Так вот, из 112 летчиков 54-й эскадры, вторгшихся 22 июня 1941 года в воздушное пространство нашей Родины, до окончания войны дожили только четверо! В общей сложности 2135 истребителей этой эскадры остались лежать в виде металлолома на огромном пространстве от Ладоги до Львова. А ведь именно 54-я эскадра выделялась среди других истребительных эскадр люфтваффе тем, что за годы войны имела самый низкий уровень потерь в воздушных боях.
Интересно отметить еще один малоизвестный факт, на который мало кто обращает внимание, но который очень хорошо характеризует как наших, так и немецких летчиков: уже в конце марта 1943 года, когда господство в воздухе все еще принадлежало немцам, яркие «зеленые сердца», гордо сиявшие на бортах «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» 54-й эскадры, немцы закрасили матовой серо-зеленой краской, дабы не вводить в искушение советских пилотов, считавших делом чести «завалить» какого-нибудь хваленого аса.
Какой самолет лучше?
Каждому, кто в той или иной степени интересовался историей авиации, наверное, приходилось слышать или читать высказывания «специалистов» о том, что германские асы имели больше побед не только благодаря своему мастерству, но ещё и по той причине, что летали на лучших самолетах.
Никто не спорит с тем, что летчик, летающий на более совершенном самолете, будет обладать определенным преимуществом в бою.
Гауптман Эрих Хартман (Erich Hartmann) (19.04.1922 — 20.09.1993) со своим командиром майором Герхардом Баркхорном (Gerhard Barkhorn) (20.05.1919 — 08.01.1983) за изучением карты. II./JG52 (2-я группа 52-й истребительной эскадры). Э.Хартманн и Г.Баркхорн являются самыми результативными летчиками Второй Мировой войны, имевшими на своем боевом счету 352 и 301 воздушные победы соответственно. В левом нижнем углу снимка — автограф Э.Хартманна.
Во всяком случае, пилот более скоростного самолета всегда сможет догнать противника, а при необходимости выйти из боя…
Но вот что интересно: весь мировой опыт ведения воздушных войн говорит о том, что в воздушном бою обычно побеждает не тот самолет, который лучше, а тот, в котором сидит лучший летчик. Естественно, все это относится к самолетам одного поколения.
Хотя по целому ряду технических показателей германские «мессершмитты» (особенно в начале войны) превосходили наши МиГи, Яки и ЛаГГи, оказалось, что в реальных условиях тотальной войны, что велась на Восточном фронте, их техническое превосходство оказывалось не столь очевидным.
Свои основные победы германские асы в начале войны на Восточном фронте набрали благодаря опыту, накопленному во время предыдущих военных кампаний в небе над Польшей, Францией, Англией. В то же время основная масса советских летчиков (за небольшим исключением тех, кто успел повоевать в Испании и на Халхин Голе) вообще не имела никакого боевого опыта.
А ведь хорошо подготовленный пилот, знающий достоинства как своего самолета, так и самолета противника, всегда мог навязать врагу свою тактику воздушного боя.
Накануне войны наши летчики только-только начали осваивать новейшие истребители типа Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3. Не имея необходимого тактического опыта, твердых навыков в управлении самолетом, не умея как следует стрелять, они все равно шли в бой. А потому понесли большие потери. Ни их мужество, ни героизм помочь не могли. Нужно было просто набраться опыта. А для этого требовалось время. Вот только времени на это в 1941 году не было.
Но те из летчиков, кто выжил в жестоких воздушных схватках начального периода войны, стали впоследствии знаменитыми асами. Они не только били фашистов сами, но и научили воевать молодых пилотов. Сейчас часто можно услышать высказывания о том, что в годы войны в истребительные полки из летных училищ приходила слабо подготовленная молодежь, которая становилась легкой добычей немецких асов.
Но при этом такие авторы почему-то забывают упомянуть о том, что уже в истребительных полках старшие товарищи продолжали обучать молодых пилотов, не жалея ни сил, ни времени. Они старались сделать из них опытных воздушных бойцов. Вот характерный пример: только с середины осени 1943 года по конец зимы 1944 г. во 2-м гвардейском авиационном полку только для тренировки молодых пилотов было выполнено около 600 вылетов!
Для немцев же в конце войны ситуация оказалась хуже некуда. В истребительные эскадры, на вооружении которых имелись самые современные истребители, направлялись необстрелянные, наспех подготовленные мальчишки, которых тут же посылали на смерть. Попадали в истребительные эскадры и «безлошадные» пилоты из разгромленных бомбардировочных авиагрупп. Последние имели огромный опыт воздушной навигации, умели летать ночью. Но они не могли на равных с нашими летчиками-истребителями вести маневренные воздушные бои. Те немногие опытные «охотники», что еще оставались в строю, уже никоим образом не могли изменить ситуацию. Спасти немцев не могла никакая, пусть даже самая совершенная техника.
Кого и как сбивали?
Люди, далекие от авиации, понятия не имеют о том, что советские и германские пилоты были поставлены в совершенно разные условия. Немецкие летчики-истребители, и Хартман в их числе, очень часто занимались так называемой «свободной охотой». Их главной задачей было уничтожение самолетов противника. Они могли летать тогда, когда считали нужным, и туда, куда считали нужным.
Если они видели одиночный самолет, то бросались на него, словно волки на беззащитную овцу. А если сталкивались с сильным противником, тут же покидали поле боя. Нет, это была не трусость, а точный расчет. Зачем нарываться на неприятности, если через полчаса можно вновь найти и преспокойно «завалить» очередную беззащитную «овечку». Именно так немецкие асы зарабатывали себе награды.
Интересно отметить тот факт, что уже после войны Хартман упоминал в том, что не раз поспешно уходил на свою территорию после того, как ему по рации сообщали о том, что в воздухе появлялась группа Александра Покрышкина. Меряться силами с прославленным советским асом и нарываться на неприятности ему явно не хотелось.
А что же происходило у нас? Для командования Красной Армии главной целью было нанесение мощных бомбовых ударов по противнику и прикрытие с воздуха сухопутных войск. Бомбовые удары по немцам наносили штурмовики и бомбардировщики — самолеты относительно тихоходные и представлявшие для немецких истребителей лакомый кусочек. Советским истребителям постоянно приходилось сопровождать бомбардировщики и штурмовики в их полете к цели и обратно. А это означало, что им в подобной ситуации выпадало вести не наступательный, а оборонительный воздушный бой. Естественно, что все преимущества в таком бою были на стороне противника.
Прикрывая сухопутные войска от налетов немецкой авиации, наши летчики также были поставлены в очень непростые условия. Пехота постоянно хотела видеть краснозвездные истребители над своей головой. Вот и вынуждены были наши летчики «гудеть» над линией фронта, летая туда-сюда на малой скорости и на небольшой высоте. А в это время немецкие «охотники» с большой высоты лишь выбирали себе очередную «жертву» и, развив огромную скорость на пикировании, молниеносно сбивали наши самолеты, пилоты которых, даже увидев нападавшего, попросту не успевали развернуться или набрать скорость.
По сравнению с немцами, нашим летчикам-истребителям разрешалось летать на свободную охоту не так часто. Поэтому и результаты были скромнее. К сожалению, свободная охота для нашей истребительной авиации была непозволительной роскошью…
О том, что свободная охота позволяла набрать значительное число «баллов», свидетельствует пример французских пилотов из полка «Нормандия-Неман». Наше командование берегло «союзников» и старалось не посылать их на прикрытие войск или в смертельно опасные рейды по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков. Французы получили возможность заняться свободной охотой.
И результаты говорят сами за себя. Так, всего за десять дней октября 1944 года французские летчики сбили 119 вражеских самолетов.
В советской авиации не только в начале войны, но и на заключительном ее этапе было очень много бомбардировщиков и штурмовиков. А вот в составе люфтваффе по ходу войны произошли серьезные изменения. Для отражения налетов вражеских бомбардировщиков им постоянно требовалось все больше и больше истребителей. И наступил такой момент, что немецкая авиационная промышленность оказалась просто не в состоянии выпускать одновременно и бомбовозы, и истребители. Поэтому уже в конце 1944 года выпуск бомбардировщиков в Германии практически полностью прекратился, а из цехов авиационных заводов начали выходить одни лишь истребители.
А это значит, что советские асы, в отличие от немцев, уже не так часто встречали в воздухе большие тихоходные цели. Драться им приходилось исключительно со скоростными истребителями Мессершмитт Bf 109 и новейшими истребителями-бомбардировщиками Фокке-Вульф Fw 190, сбить которые в воздушном бою было куда сложнее, чем неповоротливый бомбовоз.
Из этого перевернувшегося на посадке «Мессершмитта», поврежденного в бою, только что был извлечен Вальтер Новотны, бывший одно время асом №1 в Германии. А ведь его летная карьера (как, впрочем, и сама жизнь) вполне могла завершиться на этом эпизоде…
Мало того, в конце войны небо над Германией буквально кишело «спитфайрами», «темпестами», «тандерболтами», «мустангами», «илами», «пешками», «яками» и «лавочкиными». И если каждый вылет германского аса (если ему вообще удавалось взлететь) завершался начислением баллов (которые тогда уже никто толком и не считал), то пилотам авиации союзников воздушную цель еще нужно было поискать. Многие советские летчики вспоминали, что уже с конца 1944 года их личный счет воздушных побед перестал расти. В небе уже не так часто встречались немецкие самолеты, а боевые вылеты истребительных авиаполков в основном выполнялись в целях разведки и штурмовки наземных войск противника.
Для чего нужен истребитель?
На первый взгляд этот вопрос кажется очень простым. Любой человек, даже не знакомый с авиацией, ответит без запинки: истребитель нужен для того, чтобы сбивать вражеские самолеты. Но так ли все просто? Как известно, истребительная авиация — часть военно-воздушных сил. Военно-воздушные силы — составляющая часть армии.
Задача любой армии — разгромить противника. Понятно, что все силы и средства армии должны быть соединены воедино и направлены на разгром врага. Руководит армией ее командование. И от того, как командование сумеет организовать управлением армией, зависит результат боевых действий.
У советского и германского командования подход оказался разным. Командование вермахта поручило своей истребительной авиации завоевать господство в воздухе. Другими словами — германская истребительная авиация должна была тупо сбивать все вражеские самолеты, замеченные в воздухе. Героем считался тот, кто собьет больше самолетов противника.
Надо сказать, что такой подход очень импонировал германским летчикам. Они с удовольствием включились в это «соревнование», считая себя настоящими охотниками.
И все бы хорошо, да вот только поставленную задачу германские летчики так и не выполнили. Самолетов посбивали немало, а что толку? С каждым месяцем советских самолетов, а также самолетов союзников в воздухе становилось все больше. Прикрыть свои сухопутные силы с воздуха немцы все равно не смогли. А потеря бомбардировочной авиации лишь еще больше осложнила им жизнь. Одно это говорит о том, что воздушную войну немцы в стратегическом плане полностью проиграли.
Командование Красной Армии задачи истребительной авиации видело совершенно в другом. Советские летчики-истребители прежде всего должны были прикрывать сухопутные войска от ударов германских бомбардировщиков. А еще они должны были защищать самолеты штурмовой и бомбардировочной авиации во время их налетов на позиции германской армии. Другими словами, истребительная авиация действовала не сама по себе, как у немцев, а исключительно в интересах сухопутных войск.
Это была тяжелая неблагодарная работа, в ходе которой наши летчики обычно получали не славу, а смерть.
Неудивительно, что потери советских истребителей были огромны. Впрочем, это вовсе не означает, что наши самолеты были намного хуже, а летчики слабее немецких. В данном случае исход боя определяли не качество техники и мастерство пилота, а тактическая необходимость, жесткий приказ командования.
Тут, наверное, любой ребенок спросит: «И что же это за такая глупая тактика боя, что за идиотские приказы, из-за которых напрасно гибли и самолеты, и пилоты?»
Вот здесь и начинается самое главное. И нужно понять, что на самом деле, тактика эта не глупая. Ведь главная ударная сила любой армии — ее сухопутные войска. Бомбовый удар по танкам и пехоте, по складам с вооружением и топливом, по мостам и переправам может сильно ослабить боевые возможности сухопутных войск. Один удачный воздушный удар может в корне изменить ход наступательной или оборонительной операции.
Если в воздушном бою при защите наземных объектов будет потерян десяток истребителей, но при этом ни одна вражеская бомба не попадет, к примеру, в склад с боеприпасами, то это значит, что боевая задача летчиками-истребителями выполнена. Пусть даже ценой их жизни. В противном случае целая дивизия, оставшись без снарядов, может быть смята наступающими силами противника.
То же самое можно сказать и о полетах на сопровождение ударных самолетов. Если те уничтожили склад боеприпасов, разбомбили железнодорожную станцию, забитую эшелонами с военной техникой, уничтожили опорный узел обороны, то это значит, что они внесли существенный вклад в победу. И если при этом летчики-истребители обеспечили бомбардировщикам и штурмовикам возможность прорваться к цели сквозь воздушные заслоны врага, пусть даже потеряв своих боевых товарищей, значит, они тоже победили.
И это действительно настоящая воздушная победа. Главное — чтобы была выполнена задача, поставленная командованием. Задача, которая может кардинальным образом изменить весь ход боевых действий на данному участке фронта. Из всего этого напрашивается вывод: германские истребители -охотники, истребители ВВС Красной Армии — защитники.
С мыслью о смерти…
Кто бы что ни говорил, но бесстрашных летчиков (как, впрочем, танкистов, пехотинцев или моряков), не боящихся смерти, не бывает. На войне хватает и трусов, и предателей. Но в массе своей наши летчики даже в самые тяжелые моменты воздушного боя придерживались неписанного правила: «сам погибай, а товарища выручай». Порой, уже не имея боезапаса, они продолжали вести бой, прикрывая своих товарищей, шли на таран, желая нанести врагу максимальный урон. А все потому, что они защищали свою землю, свой дом, своих родных и близких. Они защищали свою Родину.
Фашисты, напавшие на нашу страну в 1941 году, тешили себя мыслью о мировом господстве. В то время немецкие летчики и подумать не могли о том, что им придется пожертвовать своей жизнью ради кого-то или ради чего-то. Лишь в своих патриотических речах они были готовы отдать жизнь за фюрера. Каждый из них, как любой другой захватчик, мечтал после успешного завершения войны получить хорошую награду. А чтобы получить лакомый кусок, до конца войны нужно было дожить. При таком положении дел на первый план выходили не героизм и самопожертвование ради достижения великой цели, а холодный расчет.
Не стоит забывать и о том, что мальчишки Советской страны, многие из которых впоследствии стали военными летчиками, воспитывались несколько иначе, нежели их сверстники в Германии. Они брали пример с таких бескорыстных защитников своего народа, как, к примеру, былинный богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский. Тогда в памяти народа еще свежи были боевые подвиги легендарных героев Отечественной войны 1812 года, героев Гражданской войны. Да и вообще советские школьники воспитывались в основном на книгах, героями которых были истинные патриоты Родины.
Конец войны. Молодые немецкие пилоты получают боевую задачу. В их глазах — обреченность. Эрих Хартман говорил про них: «Эти юноши приходят к нам, и их практически немедленно сбивают. Они приходят и уходят, подобно волнам прибоя. Это преступление… Я думаю, здесь виновата наша пропаганда»
Их сверстники из Германии тоже знали что такое дружба, любовь, что такое патриотизм и родная земля. Но не стоит забывать и о том, что в Германии, с ее многовековой историей рыцарства, последнее понятие было особенно близко всем мальчишкам. Рыцарские законы, рыцарская честь, рыцарская слава, бесстрашие ставились во главу угла. Не случайно даже главной наградой рейха был рыцарский крест.
Понятно, что любой мальчишка в душе мечтал стать прославленным рыцарем.
Однако не стоит забывать, что вся история средневековья свидетельствует о том, что главной задачей рыцаря было служение своему господину. Не Родине, не народу, а королю, герцогу, барону. Даже воспетые в легендах независимые странствующие рыцари были, по своей сути, самыми обычными наемниками, зарабатывающими деньги умением убивать. А все эти воспетые летописцами крестовые походы? Разбой чистой воды.
Не случайно слова рыцарь, нажива и богатство неотделимы друг от друга. Всем также хорошо известно, что рыцари редко гибли на поле брани. В безвыходном положении они, как правило, сдавались в плен. Последующий выкуп из плена был для них вполне заурядным делом. Обычная коммерция.
И стоит ли удивляться тому, что рыцарский дух, в том числе и в своих негативных проявлениях, самым непосредственным образом сказывался на моральных качествах будущих пилотов люфтваффе.
Командование прекрасно знало об этом, потому как само считало себя современным рыцарством. При всем желании оно не могло заставить своих пилотов воевать так, как воевали советские летчики-истребители — не жалея ни сил, ни самой жизни. Нам это может показаться странным, но оказывается, даже в уставе германской истребительной авиации было записано, что летчик сам определяет свои действия в воздушном бою и никто не может запретить ему выйти из боя, если он посчитает это необходимым.
По лицам этих пилотов видно, что перед нами воины-победители. На снимке запечатлены самые результативные летчики-истребители 1-й гвардейской истребительной авиадивизии Балтийского флота: старший лейтенант Селютин (19 побед), капитан Костылев (41 победа), капитан Татаренко (29 побед), подполковник Голубев (39 побед) и майор Батурин (10 побед)
Вот почему немецкие асы никогда не прикрывали свои войска над полем боя, вот почему они не защищали своих бомбардировщиков так самоотверженно, как это делали наши истребители. Как правило, немецкие истребители лишь расчищали своим бомбовозам дорогу, старались сковывать действия наших перехватчиков.
История прошедшей мировой войны изобилует фактами того, как германские асы, посланные на сопровождение бомбардировщиков, бросали своих подопечных в случае, когда воздушная обстановка складывалась не в их пользу. Расчетливость охотника и самопожертвование оказались для них понятиями несовместимыми.
В результате именно воздушная охота стала тем единственным приемлемым решением, которое устраивало всех. Руководство люфтваффе с гордостью рапортовало о своих успехах в борьбе с вражеской авиацией, геббельсовская пропаганда с упоением рассказывала германскому народу о боевых заслугах непобедимых асов, а те, отрабатывая данный им шанс остаться в живых, изо всех сил набирали баллы.
Возможно, в головах немецких летчиков что-то изменилось лишь тогда, когда война пришла на территорию самой Германии, когда англо-американская бомбардировочная авиация начала буквально стирать с лица земли целые города. Женщины и дети десятками тысяч гибли под бомбами союзников. Ужас парализовал мирное население. Только тогда, охваченные страхом за жизнь своих детей, жен, матерей, немецкие летчики из сил Противовоздушной обороны самоотверженно начали бросаться в смертельные воздушные схватки с превосходящим по численности противником, а порой даже шли на таран «летающих крепостей».
Но было уже слишком поздно. К тому времени в Германии почти не осталось ни опытных пилотов, ни достаточного количества самолетов. Отдельные летчики-асы и наспех обученные мальчишки даже своими отчаянными действиями уже не могли спасти положения.
Пилотам, которые в это время воевали на Восточном фронте, можно сказать, еще повезло. Практически лишенные топлива, они уже почти не поднимались в воздух, а потому хотя бы дожили до окончания войны и остались живы. Что касается упоминавшейся в начале статьи знаменитой истребительной эскадры «Зеленое сердце», то ее последние асы поступили вполне по-рыцарски: на оставшихся самолетах они полетели сдаваться в плен к понимающим их «друзьям-рыцарям» — англичанам и американцам.
Думается, прочитав все вышесказанное, вы, наверное, сможете ответить на вопрос своих детей о том, были ли немецкие пилоты лучшими в мире? Действительно ли они на порядок превосходили в своем мастерстве наших летчиков?
Грустное примечание
Не так давно я увидел в книжном магазине новое издание той самой детской книги по авиации, с которой как раз и начал статью. В надежде на то, что второе издание будет отличаться от первого не только новой обложкой, но и даст ребятам сколько-нибудь вразумительное объяснение столь фантастической результативности германских асов, я открыл книгу на интересующей меня странице. К сожалению, все осталось без изменения: 62 самолета, сбитых Кожедубом, выглядели смешными цифрами на фоне 352 воздушных побед Хартмана. Такая вот невеселая арифметика…
/Виктор Бакурский, topwar.ru/
Ну и чушь понаписали. Особенно что ссср берегли своих пилотов)Удивляет какая маниакальная привязанность к охотникам. У немцев так же была поддержка и сопровождение тех же юнкерсов и не единична. Слишком много ошибок чтобы их здечь все приводить. Рекомендую изцчить труды Растренина и Смирнова, очень многие вопросы отпадут, как и вся биллетристика статьи.удачи
автор в конце признал, что ссср ради продвижения по земле жгло в небе свои самолеты пачками. и заваливало вермахт трупами русских солдат. сколько пришлось на 1го дойча? 7ро по официально статистике. посмотрите на кривую рождаемости 70х. если бы амеры и бритосы ТАК обороняли свою родину-руководство бы пулей вылетело с должностей.
автор признал-наших набили сотни, и они выполнили задачу, сдохли как овЭц на бойне. 36000 штурмовиков выпущено, а летало единовременно максимум 5-7тыс. почитайте историю немецкого авианосца, как по приказу сталина по нем бомбы кидали и сколько попало. сталин был прав-какие нах авианосци если бомберы по фудбольному полю не попадают, как на него сесть?
Эрик 14 раз сбивался врезаясь в остатки сбитых, тк бил в упор и разносил наглухо,что приписывал? ой сколько у нас приписано -каждый фронт тянул «своих» летунов на звезду героя.»план» гнали.
и конечно звено из 2х машин не будет соревноватся с половиной полка, которые его ловят. это проявление не трусости, а ума и грамотной тактики. в сср до 43 не было экипажей способных на пе2 бомбить с пикирования, на иле не было бомбоприцела. а штуки с захода попадали в ДОТ и мост. это-кадры, учили и берегли людей.
что автор доказал? мол за родину померли 20милллионов геройски? Мне на_ер такая родина НЕ нужна! лучше как турка в дойчланде таксовать и состоятьв их профсоюзе.
лучшие асы немцы-Факт вещь упрямая. прежде всего по подготовке летного составаи тактической организвции.
Случись война быть Вам полицаем со вступлением в соответствующий профсоюз.
serg ! А что вы так непочтительно отзываетесь о погибших за Родину? СДОХЛИ КАК ОВЭЦ НА БОЙНЕ.Самому то не стыдно за гнусность ? Или ты не в России живешь,где почти в каждой семье есть потери с той войны?А может счастливое исключение и это ПОЧТИ обошло бедой вас? Теперь по сути…Самолеты пачками не жгли,когда они шли в сопровождении,хотя потери были.Все приходило с опытом,хотя и кровавым.Слабым и уязвимым местом многих бомберов и штурмовиков была задняя нижняя полусфера,плохо просматриваемая и не обстреливаемая.Спереди если и совались- то получали мощный прицельный отпор,и не редко и сами же нападающие погибали.Нападение сбоку по быстро перемещающейся цели было, за редким исключением,стрельбой в молоко.Зная эти слабые места,истребители конвоя занимали места в боевом ордере чуть сзади и ниже одна группа,а другая группа парами сверху — зонтиком.Немцы не редко использовали тактическую хитрушку ,кода малая группа на скоростных Ме-109 ввязывалась в бой с истребителями прикрытия и уводила их в сторону, а бронированные и мощные фоккеры вгрызались в строй бомберов и терзали их.Сказывался азарт молодых и малоопытных летчиков,желание проучить и отличиться открытым счетом.Цена такой горячки была сбитые тяжелые бомберы.Но приходил опыт и понимание,радиофицировались самолеты,где самый опытный ведущий истребителей дирежировал другими,командами удерживал строй и не позволял далеко отрываться.Элемент внезапности всегда у нападающего.Это и его преимущество.Первоначально это приносит успех,но в схватке потери обоюдны.Поэтому про пачки сбитых говорить как то не того…Ели хотите ответить,то в нормальной тактичной форме.Плис !!!
Тебе ,придурок,даже учиться бесполезно,так и подохнешь зомбированным со своими бредовыми цифирьками «1 к 7» и т.п.Вступай лучше в профсоюз геев-проституток,там больше платят,особенно в дойчланде,ВПЕРЕД!
А кто тебе вбил в головенку.что такие уе….е, как ты, нашей Родине нужны…??? Таксуй себе в удовольствие, как турка в дойчланде. А еще лучше, в том же дойчланде за чернозадыми мигрантами дерьмо убирай… Там его сейчас ох как много… Без работы -не останешься.
Ты есть шлюха западная
Автор вразумительно объяснил, разницу в счете немецких и советских ассов рядом факторов: более либеральной системой зачетов сбитых самолетов у немцев (фото-устройство действовало одновременно с гашеткой и можно было увидеть подраненый самолет противника, но это не означало его окончательной гибели), и составление анкеты, у нас всегда необходимо было свидетельство наземных служб; разной тактикой действия истребительной авиации немецкой и нашей), интенсивностью использования каждого летуна из немцев (до 6 вылетов в сутки) и число воздушных побед возрастает по мере того, как страна проигрывает войну (в небе намного больше мишеней в виде самолетов противника). Совершенную военную машину нельзя завалить только количеством трупов, а только умелой тактикой и качеством пилотирования. Голодников Николай Герасимович: «Могли немцы в бой ввязаться, когда это совсем не нужно было. Например, при прикрытии своих бомбардировщиков. Мы этим всю войну пользовались, у нас одна группа в бой с истребителями прикрытия ввязывалась, «на себя» их отвлекала, в другая атаковала бомбардировщики. Немцы и рады, шанс сбить появился. «Бомберы» им сразу побоку и плевать, что другая наша группа эти бомбардировщики бьет насколько сил хватает. …Формально немцы свои ударные самолеты прикрывали очень сильно, но только в бой ввяжутся, и все — прикрытие побоку, довольно легко отвлекались, причем на протяжении всей войны»
Но почему то выжили единицы из немецких асов. А верить многим источникам после перестроечных лет нельзя, потому что пишут ложь. За бабки того же Сороса …
Не надо замполитской комуняцкой ропоганды. Замполиты, секретари и пропогандисты КПСС ушли в историю как страшный сон. Хартман, Кожедуб и Покрышкин. Кто знает сколько «ШТУК U-87» сбили-бы наши Пилоты не будь этой дэбильной репресивной машины Свердлова-Ленина-Сталина. Просто уму непостижимо как инженеры и конструкторы в условиях тотального истребления «СВОИХ» умов создали ЯК, ЛА, МИГ, ПЕ, ИЛ, танки КВ, Т-34, ИС, ит.д. и т.п. Земной поклон Героям фронта и тыла. А считать балы не надо, ведь бомбы не сброшенные сбитым бомбером противника на войска, людей и заводы баллами не считают.
Было у немцев и сопровождение — согласен. Но у наших было правило — задача на сопровождение выполнена если прошла штурмовка. Если нет — то могли и вылет не засчитать и под трибунал отдать. У немцев было проще — сколько раз немецкие бомберы сбрасывали груз куда попало (не долетая до цели) и уходили не выполнив задачу. А элитные истребительные части у немцев как раз только охотой и занимались … И если привлекались к сопровождению, то как верхний эшелон … то есть ждать над схваткой и налетев сверху — клюнув быстро, смыться, имея преимущество в скорости. Задача не допустить наши истребители к бомберам им не ставилась …
Интересная статья. Не отражен один важный аспект. Кроме сбитых самолетов противника (личный счет) и у нас и у них велся счет сбитых группой. Например, самолет могла сбить пара — ведущий и ведомый, или звено. Иногда начинались воздушные схватки, так совсем было трудно понять: самолет противника реально сбит, а на чей счет записывать победу? Поэтому немец в письме невесте хоть и приврал скорее всего, но на самом деле представил данные по личным и групповым победам суммарно. Отсюда такой занос в цифрах. И у наших асов такой учет тоже велся.
хартман, а ты случайно под комментариями к другим статьям не подписывался варягом? Больно стиль похож.
В статье ни слова чуши. Всё верно. Почитай книгу «Я истребитель». Что касается того берёг ли СССР своих пилотов, то на это можно ответить очень просто: Существовали ли ВВС с начала 1942-го по 1945-й? Да существовали и ещё как. А значит бОльшая часть пилотов подготовленных ДО войны выжила и билась в означенные годы. Кстати в той же книге можно заметить, что многие пилоты истребители имевшие год-два подготовки в довоенное время начали сражаться только в 1943-ем году. А это говорит о том, что их не бросили пушечным мясом, а продолжали бережно и упорно готовить.
И про подсчёт побед в Люфтваффе и у нас тоже там говорится.
Последнее — после так называемой «Битвы за Британию», длившейся целый год в наиболее удобных условиях для англичан и наиболее неудобных для немцев, англичане отпраздновали победу и разгром Люфтваффе. А затем «разгромленные» Люфтваффе напали на Югославию и СССР. БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ. А вот когда янки и томми высаживались в Нормандии немцам уже нечего было им предъявить в воздухе Франции, что кто бы и что не говорил результат исключительно работы советских пилотов.
Константин.Англичане не праздновали победу над Люфтваффе.Количество погибших самолетов с той и другой стороны было приблизительно одинаково.Но так как сражение проходило в небе над Англией и прибрежной зоной,то пилоты сбитых немецких самолетов погибали в проливе или попадали в плен и в дальнейшем повторно не могли быть использованы.Британские сбитые пилоты выбрасывались над своей территорией.И ценный кадровый летный состав почти в том же количестве,за исключением погибших в воздухе, пересаживался на новые машины и продолжал воевать. Черчилль БИТВУ ЗА АНГЛИЮ называл ПОБЕДОЙ В БОЮ. Имелось ввиду,что после катастрофы под Дюнкерком и чудесного спасения почти всего экспедиционного союзнического корпуса,только без тяжелого вооружения,Англия была на пороге разгрома,ждала вторжения Германии.Спешно делалась импровизация обороны,ополчение и пр.Но по настоящему вооружить было нечем армию,все было брошено.Гитлер поняв,что сломить упрямых томми быстро не удасться и желая сохранить свой воздушный флот,особенно бомберную его составляющую,прекратил интенсивные рейды,оставив лишь беспокоящие налеты на Англию.Это произошло к маю 1941г.Именно в мае намечалось вторжение в СССР.Но соратник Дуче неожиданно получил неожиданное поражение от греков и бритов их поддержавших на Балканах.Пришлось вмешаться Гитлеру и выручать Муссолине.Кампания затянулась на месяц,но карты были спутаны.И еще. Черчилль в своей речи по поводу локальной победы
сказал:ЕЩЕ НИКОГДА НАША НАЦИЯ НЕ БЫЛА ОБЯЗАНА СТОЛЬ МНОГИМ СТОЛЬ НЕМНОГИМ(имелось ввиду -летчикам-истребителям и создателям радаров оповещения).
Огромное спасибо, интересно.
немецким летчикам давали железный крест на западном фронте за вдесять раз меньшее число сбитых самолетов. При этом асы, переведенные с восточного фронта на западный почему-то переставали пачками сбивать самолеты.
КОТ.Опять речь про пачки-пачки…Хочется вам ответить.Западный фронт после Восточного воспринимался немцами как вторжение и прямая угроза Рейху.Ковровые бомбардировки огромных эскадр стирал в пыль города Германии.Хорошо работала ПВО.Вот здесь уместно говорить про пачки сбитых при налете.Речь идет о сорока с лишним,более семидесяти и т.д. потерянных за один рейд ! Вот это размах!А теперь напрямую почему за в десятки меньше сбитых давали Крест.Война по другому воспринимается любой стороной,если речь идет о защите своей территории.Здесь,что бы отвести смертельную угрозу,не дать вражеским бомберам кинуть бомбы на свои дома и родных -уже другие критерии и оценки солдатского подвига и его вознаграждения.Вспомните,с нашей стороны подвиг Талалихина.Ночной таран ОДНОГО Хе-111.Не дал долететь до Москвы.Герой СССР- наивысшая награда ! Так же и у немцев.Когда война реально стала на пороге и очень важен стал каждый уничтоженный танк-самолет врага,да и в пропагандистских целях,вот тогда и стали давать те самые Кресты за 1-2 уничтоженные единицы техники…
Когда-то я еще юношей купил книгу Александра Яковлева — Цель жизни. Записки авиаконструктора. Она долго у меня стояла на полке, я ее читал по настроению. Давал прочесть ее и отцу, коммунисту. Потом решил освободить место и сдал ее в букинистический. Отец меня отругал. Оказывается, у него было 2-е издание, как он утверждал, перевранное. Сейчас я знаю, что надо хранить всегда первое издание всех книг. Вот из вики данные этой книги: Цель жизни (записки авиаконструктора) :: Изд. 2-е, дополненное, M., Издательство политической литературы, 1969, 623 стр. с ил. — Они называют его «дополненным», хотя повырезали многие фото, разговоры о политике Хрущева и его влияние на производство самолетов. — Ищите первое издание!
Почему я пишу об этом? — Да потому что бумага всё стерпит! — Война есть преступление. Людей насильно заставляют участвовать в ней. У каждого пилота есть семья, мать, отец, близкие. В войне личное уступает место общественному. Воюют не люди, а субъекты. От человека остается либо крест, либо его ждет награда за убийство субъекта. Ничего человеческого. Но в наше время доктрина англосаксонизма предусматривает уничтожение мирного гражданского населения как средство ведения войны. Это не битва асов с асами. Поэтому надо быть честнее. И говорить о немецких пилотах с понимаем и уважением. — Да, врага надо уважать. Иначе победы над ним ничего не стоят.
Понятно, что сами факты мало стоят, нужна их интерпретация. — В статье много политической чуши, типа, наши берегли жизни летчиков. — Ну, также как Гагарина. — А качество немецкой техники легендарно. За такие слова полагался трибунал при Сталине — нельзя хвалить немецкую технику было. А ведь немцы построили первый реальный реактивный истребитель, подводные лодки с пуском ракет из под воды с подводной лодки из подводного положения, первую баллистическую ракету, взорвали атомную бомбу, испытав ее — с характерным грибом.
Вы знаете что такое «точная механика»? — Это класс точности обработки металлических поверхностей. Так вот, немецкие трофейные пишущие машинки доработали до 90-х годов. Поэтому немцы закончили войну массово на тех же самолетах, что и были в начале войны. Хотя союзники запустили многие модели новых самолетов. Чтобы просто летали и воевали. немцам этого было мало. Немецкие технологии этого не допускали. И сейчас в США восстановили пару этих первых немецких реактивных истребителей с нуля — по миллиону долларов за летающую копию. — А по поводу статьи еще раз скажу — не согласен с авторскими трактовками событий войны. 30% немецких летчиков погибли не в бою, а при посадке на Фокке-Вульф 190 — из-за плохого обзора и конструкции шасси. Что однако никак не уменьшает числа означенных побед в воздухе. Только нашим аналитикам против реальных цифр трудно бороться своими рассуждениями о победах.
Немцы атомную бомбу не взрывали. Почитайте А.Шпеера
romulus тупее валенка А ведь немцы взорвали атомную бомбу, испытав ее — с характерным грибом. (видать она его мозги и выжгла причём полностью. Ведь если За такие слова полагался трибунал при Сталине — нельзя хвалить немецкую технику было. то Симонова отдали бы под трибунал за его строки Да нам далась победа не легко и враг был храбр, силён, тем больше наша слава. romulus с вызженными мозгами мыслит стереотипами. И построенные СССР в 1947 году гидроэлектростанции работают по сей день, а это не какие-то пишущие машинки. И «кровавый тиран» Сталин провёл индустриализацию которая и дала шанс выжить СССР.
Почитайте статистику, что в огромных победах немецких ассов преобладали истребители, более легкая добыча,а у не штурмовики и бомбардировщики, которые прикрывали, жертвуя собой наши истребители. А у наших ассов как раз ударная авиация до 40% побед. Основные задачи по ходу войны решают как раз ударные самолеты. Наши ВВС справились с этой задачей намного лучше. Почитайте воспоминания Голодникова и Клименко о разнице в тактике наших и немецких истребителей и кто по-этому более качественно в конечном счете выполнял боевую задачу.
Автор-слабоумный ура-патриот. Прежде чем тиражировать давным-давно набившую оскомину ахинею, стоило бы ознакомиться с работами упомянутого Смирнова, а так же и Рыбина, которые проделали колоссальную работу по изучению архивных данных как советских,так и немецких. Тогда может у автора не возникало бы идиотских вопросов типа»как такое возможно» .Стоило бы поинтересоваться хотя бы статистикой боевых вылетов и воздушных боев того же Хартмана и сравнить со статистикой Кожедуба или Речкалова, или Покрышкина.Может после этого автору стало бы хоть немного понятно»как такое возможно». У тех же авторов можно ознакомиться и с имевшими место завышениями побед, и с откровенными приписками, правда после этого у автора вполне может случиться когнитивный диссонанс. Возможно, что ни Смирнов, ни Рыбин для автора не являются авторитетами, тогда можно порекомендовать почитать воспоминания советских летчиков-истребителей ( без советской цензуры) таких как Иван Кожемяко, например.А еще очень хотелось бы ознакомиться с версией автора на счет того, каким же это образом летчикам истребителям люфтваффе удалось в 43 г. над Кубанью, имея фактически 3 авмаполка против 20 ИАП ВВС РККА добиться того, что немецкая штурмовая и бомбардировочная авиация практически беспрепятственно утюжила советские наземные части( смотри мемуары старших офицеров РККА принимавших участие в сражении на Курской дуге), и это при их, раскритикованной десятки раз, тактике » свободной охоты» и прочее.
а ты спроси у гансов,которые гуляли по Москве
А работы Новикова, Исаева не пробовали читать? Которые тщательно работают с документами, а не передергивают факты, как Смирнов? Который приводит один частный пример и делает вывод, что это было характерно в целом? Вроде аксиомы, прав тот, кто победил и что победить только заваливанием количеством невозможно, а только качеством пилотирования и продуманной тактикой, что было налицо с нашей стороны к 43 г.
Проведите простой математический расчет, разделите количество вылетов на число побед и увидите, что количество побед немцев и наших на самом деле почти одинаковое, и цифры немецких ассов совсем не ошеломляют.
Иван Кожедуб — 64 победы 330 вылетов
Александр Покрышкин — 59 побед 650 вылетов
Григорий Речкалов — 56 побед 450 вылетов
Эрих Хартман — 352 победы 1400 вылетов
Герхард Баркхорн — 301 победа 1100 вылетов
Гюнтер Ралль — 275 побед 1000 вылетов
Вот именно, Ни Кожемяко, ни Кожедуб, отмечают плюсы и минусы и с нашей и немецкой стороны и не превозносят люфтваффе, не плюют в колодец, из которого пили. Если наши летчики добились таких результатов на менее совершенной технике, тем больше их заслуга.
Вы, что сдурели? Какого хрена защищаете пилотов люфтваффе? Их надо было кончать на месте. Вот этот трус и негодяй Хартман, ведь он был у нас в плену. Нам его американцы подарили, а мы его отпустили в начале 50-х. Так он сразу пошел служить за новую германию против нас. Их не надо жалеть, всех и еще раз всех расстрелять до последнего ихнего ветерана. Это наш народ самый честный был. И любил свою Родину. Ненавижу тех, кто против СССР!
почитай Марк Твена «Янки при дворе короля Артура» там джентлменам верят на слово…..
поддерживаю
Комбату.
Я тоже был настоящим комбатом и ком. полка в свое время. Но если ввязываешься в спор умных людей на исторические темы, то почитай хотя-бы минимум исторических документов. Ваша замполитско- партийная коммунистическая риторо-пропоганда тут просто никому не интересна.
Х—-ом ты был а не комбатом.
Сразу видно,какой Вы были комбат и ком.полка.Плюете в колодец,откуда воду пили.Не вступив в КПСС, В ы бы не то, что комбатом,Вы бы ротным даже не были бы.Даже чем-то неприятным от Вас понесло.Стыдно за Вас.